Учебно-методический комплекс по дисциплине биоФизика Основная образовательная программа 060201. 65 стоматология Утверждено на заседании



страница1/3
Дата05.05.2016
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра медицинской и биологической физики


Учебно-методический комплекс по дисциплине


биоФизика


Основная образовательная программа 060201.65 стоматология


Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 17

« 09 » октября 2014 г.

Зав. кафедрой, доцент

____________ А.А. Карякин

Автор-составитель:

Коровина В.А.

доцент

Структура учебно-методического комплекса дисциплины


  1. Титульный лист УМКД

  2. Рабочая -учебная программа

    1. Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»

    2. Приложение 2 к рабочей учебной программе «Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине»

    3. Приложение 3 к рабочей учебной программе «Методические указания для студентов по дисциплине»

    4. Приложение 4 к рабочей учебной программе «Фонд оценочных средств»

  3. Лист регистрации изменений.





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой, доцент _____________________С.Е. Ефимовский

«___»_______________2012 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ____________________

______________________

«___»_______________2012 г.





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине биофизика

По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ

Курс 1


Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) ЗАЧЕТ

Кафедра Медицинской и биологической физики

Трудоемкость дисциплины 72 час./ 2 зач. ед.

Архангельск, 2012



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Биофизика» является формирование у студентов системных знаний о физических основах строения и функционировании органов и систем, физических свойствах биологических тканей и методах их изучения, особенностях действия физических факторов на клетку и подклеточные образования. Эти знания необходимы для изучения других дисциплин и наиболее полно последовательно прививают будущим врачам принципы научной методологии.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов научного мышления в категориях точных наук, что позволит глубже понять закономерности человеческого организма в норме и патологии;

- формирование навыков физического, математического моделирования при изучении биологических объектов и процессов;

- обучение студентов методам экспериментальных исследований;

- ознакомление студентов с физическими основами медицинской аппаратуры и техникой безопасности при работе с ней.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Стоматология.



Учебная дисциплина «Биофизика» относится к естественнонаучному циклу дисциплин является вариативной в обучении стоматологии, Использует знания физики, математики, биологии, биохимии и выполняет функции интегрирующей дисциплины, закрепляет материалистические принципы, создает у студентов представления об органическом единстве окружающего мира. Освоение дисциплины «Биофизика» должно предшествовать изучению дисциплин: физиологии, биохимии, микробиологии и вирусологии, гигиены, неврологии, оториноларингологии, офтальмология, лучевой диагностики и лучевой терапии, инфекционных болезней.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-№1

Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.




Профессиональные компетенции

ПК -№2

Способность и готовность выявлять естественно научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК -№3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК -№9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

ПК -№27

Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-№ 31

Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК -№32

Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


- физические закономерности лежащие в основе процессов, протекающих в организме;

- физические свойства биологических тканей;

- механизмы действия физических факторов на организм;

- основы устройства физиотерапевтической и диагностической аппаратуры;

- правила техники безопасности при работе с аппаратурой.

Уметь:


- анализировать процессы жизнедеятельности биосистем, используя законы физики;

- объяснять физические свойства биологических тканей, функционирования систем применяя методы физического и математического моделирования;

- обосновывать выбор физического фактора действующего на организм с диагностической и лечебной целью;

- оценивать выходные данные физиотерапевтической и диагностической аппаратуры.

Владеть:

- навыками проведения экспериментальных исследований;

- навыками составления простейших физических и математических моделей для изучения биосистем;

- навыками получения информации из разных источников.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

48

1, 2

В том числе:







Лекции (Л)

14

1, 2

Практические занятия (ПЗ)

14

1, 2

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)

20




Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

24

1, 2

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)

72





5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




1

2

3






Биофизика клетки

Общая ультраструктура клетки. Строение и функции биологических мембран. Проницаемость клеточных мембран. Транспорт веществ через мембраны.



Биоэнергетика

Испускание и поглощение энергии атомами и молекулами. Люминисценция биологических систем. Биофизические механизмы фотосинтеза и клеточного дыхания. Термодинамика биологических систем.



Биологическая электродинамика.

Физико - химические основы биоэлектрогенеза. Потенциал покоя, потенциал действия, его распространение. Электрические и магнитные свойства тканей. Действие ЭМП на биологические ткани.



Биомеханика.

Механические свойства биологических тканей. Биомеханика опорно-двигательного аппарата. Системы кровообращения.



Биофизика органов чувств.

Биофизические организмы преобразования информации в рецепторах. Биофизика слуха. Биофизика зрения.



Действие ионизирующего излучения на клетку

Виды ионизирующих излучений. Биофизические основы действия ионизирующего излучения. Дозиметрия.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Биофизика клетки

4

6










4

14



Биоэнергетика

2













6

8



Биологическая электродинамика.

2

2




6




2

12



Биомеханика.

2







10




2

14



Биофизика органов чувств.

2

2




4




4

12



Действие ионизирующего излучения на клетку

2

4










6

12




итого

14

14




20




24

72


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Биофизика клетки

Занятие с малыми группами

2

2.

Биологическая электродинамика

Занятие с малыми группами

2

Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

8


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля



Биофизика клетки

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов



Проверка конспектов

Заслушивание рефератов





Биоэнергетика

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов



Проверка конспектов

Заслушивание рефератов





Биологическая электродинамика.

Работа с учебной литературой. Выполнение расчетно- графических работ

Проверка конспектов и тестирование



Биомеханика.

Работа с учебной литературой. Решение ситуационных задач

Проверка конспектов и тематических заданий



Биофизика органов чувств.

Работа с учебной литературой. Решение ситуационных задач

Проверка конспектов и тематических заданий



Действие ионизирующего излучения на клетку

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов

Выполнение расчетно- графических работ


Проверка конспектов и тематических заданий


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: защита лабораторных работ, семестровых заданий, коллоквиум.

- письменные: тесты.

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета

1. Этап – выполнение программы курса

2. Этап – компьютерное тестирование

3. Этап - устное собеседование
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература


  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

9.2 Дополнительная литература:

  1. Ремизов А.Н., Максина А. Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика. Москва. Дрофа. 2010.

  2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. Дрофа. 2008.

  3. Волобуев А.Н. Основы медицинской и биологической физики. Самарский дом печати. 2011.

  4. Федорова В.Н., Фаустов Е.В. Медицинская и биологическая физика. Курс лекций с задачами и решениями. Москва. ГЭОТАР-Медиа. 2011.

  5. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

  6. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. 2004.

9.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы

OS Windows XP, набор офисных программ MS Office 2003, пакет программ для статистической обработки данных Statistica, программа лабораторных работ по курсу физики с компьютерными моделями «Открытая физика», программа тестирования «t-Tester», имитационная программа по определению радиоактивного распада элементов, браузер Интернет- Explorer.



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся в четырех аудиториях кафедры медицинской и биологической физики, в том числе одном компьютерном классе.

Имеется необходимое оборудование для проведения лабораторного практикума по биофизике: автоматические аудиометры, велоэргометр, сфигмоманометры, фонендоскопы, электрокардиографы, осциллографы, звуковые генераторы термометры, лазеры, поляриметры, рефрактометры, аккомодометры с астоптометром, анамалоскопы. Для проведения расчетно-графических работ, тестирования есть компьютерный класс.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «биофизика» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «физика». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Коровина В.А.





















Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись




































Приложение 1 к рабочей учебной программе



Тематический план лекций

Учебная дисциплина – биофизика

Направление подготовки – стоматология

Семестр – 1

Курс –1

№ лекции

Тема лекции

Количество часов



Клеточные мембраны, структура, свойства. Транспорт веществ через мембраны

2



Потенциал покоя. Формула Нерста, Гольдмана- Ходжкина- Катца. Потенциал действия, его распространение по возбужденным мембранам.

Электрическое поле органов. Физические основы электрокардиографии.



2



Термодинамика биологической системы.

2



Биомеханика системы кровообращения. Биомеханика опорно- двигательного аппарата

2



Биомеханика органов чувств. Основы преобразования информации в рецепторах. Биофизика слуха, зрения.

2



Электропроводность биологических тканей для постоянного, импульсного и переменного токов.

2



Виды ионизирующего излучения. Биофизические основы действия ионизирующего излучения. Дозиметрия.

2

ИТОГО

14

Рассмотрено на заседании кафедры медицинской и биологической физики

Зав. кафедрой, доцент А.А. Карякин

Тематический план практических занятий

Учебная дисциплина – биофизика

Направление подготовки – стоматология

Семестр – 1

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 48 час.

Курс –1


№ занят.

Тема занятия

Кол-во часов



Строение и функции мембран, транспорт веществ через мембрану.

2



Потенциал покоя, потенциал действия. Физические основы электрографии.

2



Лабораторная работа №1 «Регистрация ЭКГ и построение электрической оси сердца»

2



Лабораторная работа №2 «Измерение артериального давления и вычисление работы сердца»

4



Лабораторная работа №3 «Определение размеров эритроцитов при помощи лазера»

2



Лабораторная работа №4 «Определение физической работоспособности при помощи велоэргометра»

4



Лабораторная работа №5 «Определение остроты слуха при помощи аудиометра»

2



Действие постоянного и импульсного токов на биоткани. Определение реобазы и хронаксии по кривой электровозбудимости.

2



Лабораторная работа №6 «Исследование дисперсии импеданса живой ткани»

2



Лабораторная работа №7 «Действие ЭМП УВЧ диапазона»

2



Фотобиологические процессы. Поглощение света биомолекулами

2



Лабораторная работа №8 «Исследование светопроводящего и световоспринимающего аппарата глаза»

2



Действие ионизирующего излучения на биоткани. Дозиметрия ионизирующих излучений.

2



Решение задач.

2



Зачетное занятие.

2

ИТОГО

34

Рассмотрено на заседании кафедры медицинской и биологической физики

Зав. кафедрой, доцент А.А. Карякин

Приложение 2 к рабочей учебной программе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ биофизика
1. Современные подходы к проблематике дисциплины

Биофизика – наука, изучающая физические свойства биологических процессов и физические закономерности процессов, лежащих в основе функционирования живых тканей. Поскольку объектом исследования является организм, она в полной мере использует универсальный характер основных физических законов и строгость математических подходов при изучении процессов жизнедеятельности его. Изучение биологических явлений осуществляется методами теоретической и экспериментальной физики, которые трансформировались в связи с особенностями биологического объекта.

Так как ФГОС третьего поколения реализуется компетенстностный подход, то целью изучения дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций предусмотренных стандартом.

Курс «Биофизики», задача которого объяснение физических и физико- химических механизмов, лежащих в основе функционирования живой клетки, повышает мотивацию преподавания таких дисциплин как физика, математика, химия в медицинском вузе. Кроме того, нет других учебных дисциплин, которые бы рассматривали физические и физико- химические аспекты современного изучения клетки и надклеточных образований.

Биофизика является основой для изучения физиологии, патологической физиологии, клинических дисциплин. «Только физика и химия дают ключ к разъяснению …. физиологических и патологических процессов, которые совершаются в организме. Медик должен усвоить не столько отрывочные факты прикладного естествознания, сколько общий строй науки, способ научного мышления, приемы и методы исследования».

Поэтому очень разумно выделенные часы в вариативной части на этот курс. Изучение материала осуществляется в логике изложения разделов: 1. Биофизика клетки, 2. Элементы биологической термодинамики, 3. Биофизические основы электрографии органов и тканей, 4. Биомеханика, 5. Биофизика органов чувств, 6. Действие ионизирующего излучения на клетку.

Содержание дисциплины базируется на дидактических принципах: фундаментальности, научности, межпредметных связей и профессиональной направленности.

Формами организации занятий являются лекции, практические занятия, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов. Основная форма – лекции, но так как объем часов ограничен, преподаватель на лекции дает обоснованную мотивацию изучения раздела, акцентирует внимание на наиболее сложных вопросах, демонстрирует применение математических и физических моделей для изучения биологических систем. Практические занятия способствуют более глубокому усвоению могут проводиться в форме семинаров, дискуссий, деловых игр, решений ситуационных задач. Лабораторный практикум предполагает приобретение студентами практических навыков и умений, касающихся различных методов измерений, статистической обработке результатов, анализа и выводов по определенной тематике.



2. Образовательные технологии

Под образовательной (педагогической) технологией рассматривается системное и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения, система способов и средств достижения целей управления этим процессом. Выделим образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы студентов по дисциплине «Биофизика»: технология модульного обучения, технология знаково-контекстного обучения, технология игрового обучения, информационно-компьютерная технология обучения.

Центральным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль». Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство (в том числе дидактические материалы и систему контроля). Содержание дисциплины «Биофизика» осуществляется в логике изложения разделов: 1. Биофизика клетки, 2. Элементы биологической термодинамики, 3. Биофизические основы электрографии органов и тканей, 4. Биомеханика, 5. Биофизика органов чувств, 6. Действие ионизирующего излучения на клетку. Каждый раздел можно рассматривать как модуль, который включает формы проведения занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов. Каждый модуль – раздел имеет дидактические материалы, оборудование и методические руководства к лабораторным работам, систему контроля.

Для формирования личности будущего врача в медицинском вузе необходимо организовывать знаково-контекстное обучение, которое обеспечит трансформацию познавательной деятельности в профессиональную деятельность. Основной характеристикой образовательного процесса контекстного типа является моделирование на языке знаковых средств предметного содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

Учебная игра есть целеустремлённая самостоятельная деятельность студентов, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры.

При реализации информационно-компьютерной технологии обучения кафедра медицинской и биологической физики использует компьютерный класс, в котором проводятся лабораторные работы, контрольное тестирование студентов. Также студенты могут использовать сайт кафедры, где выложены методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, вопросы к подготовке к практическим занятиям и коллоквиумам, а также вопросы к текущему и итоговому контролю.



2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

Активная форма обучения предполагает взаимодействие студентов и преподавателя, при котором студент не пассивный слушатель, а активный участник проведения практических занятий по математике, физике соответствует этой форме. Каждый студент участвует в обсуждении темы, предлагает методы решения задачи, обосновывает свой выбор. Преподаватель координирует работу, направляет обсуждение материала от известных истин к тем, что в процессе занятия только предстоит узнать, акцентирует внимание на главном, объясняет сложное при участии студентов и организует контроль усвоения. Интерактивные формы обучения в отличии от активных ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем . но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятий. Проведение занятий лабораторного практикума соответствует этой форме. Студенческая группа делится на творческие объединения по 2 -3 человека, которые выполняют определенное программное исследование. Обязательна домашняя подготовка по теме, где используется основная, дополнительная литература, материал лекций, а студенческий минимум определен контрольными вопросами. Например, подгруппа готовит работу «Измерение артериального давления крови» и теоретически ознакомлена с методом, физическими основами его и границами применимости. На самом занятии перед ними ставится задача приобретение навыков измерения артериального давления, вычисления работы сердца. Студенты проводят исследования, позволяющее ответить на вопрос, зависит ли давление крови от физической нагрузки и как при этом изменяется работа сердца. Они обеспечиваются необходимым оборудованием, методическими указаниями к проведению исследования. Определив цель, составляют план работы, обсуждают с преподавателем и после его уточнения и одобрения проводят эксперимент. При этом приобретают навыки организации самого процесса исследования, навыки работы с аппаратурой, измерительным оборудованием, навыками оценки абсолютной и относительной погрешности, проведения вычислительных операций.

У студентов формируются умения работать в коллективе и привносить свой индивидуальный опыт в процесс измерений, вычислений. Они активны на каждом этапе занятия: от распределения обязанностей в подгруппе в начале работы, проведения эксперимента, обсуждения результатов и выводов в конце. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения. Преподаватель вместе с новыми знаниями подводит студентов к самостоятельному поиску, и его задачей становится создание условий для их инициативы.

2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов предусмотрена по всем разделам (модулям) дисциплины «Биофизика» и включает работу с учебной литературой и самостоятельное решение задач. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется при проверке конспектов и тематических заданий.



3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Контроль должен полностью соответствовать содержанию, проводиться систематически и быть хорошо организован. В процессе обучения используются различные виды контроля:



  1. Контроль исходного уровня знаний (в начале занятий);

  2. Текущий (по окончанию изучения определенной темы);

  3. Рубежный (после изучения определенного раздела);

  4. Итоговый (по окончании изучения дисциплины)

Для проведения применяются следующие средства контроля:

  1. Вопросы;

  2. Задачи;

  3. Графики;

  4. Тесты.

Итоговый контроль: зачет по дисциплине проводится в два этапа:

  1. компьютерное тестирование;

  2. устное собеседование.

Если студент выполнил правильно 70-100% итогового теста, то от второго этапа освобождается.

Устное собеседование проводится только со студентами, которые ответили правильно менее 70%.

Приложение 3 к рабочей учебной программе

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ биофизика
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 1: «Биофизика клетки»

Тема № 1: Строение и функции мембран, транспорт веществ через мембрану.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о функциях, строении мембран, вида транспорта веществ через мембрану.

В результате изучения темы студент должен

знать: что такое биологическая мембрана и какие функции она выполняет; строение мембраны; физико- химические свойства мембран; виды транспорта веществ; уравнения Теорелла, Нерста- Планка, Фика..

уметь: математически описывать пассивный транспорт веществ; объяснять модели мембран; давать характеристики движения липидов, белков в мембране; объяснять принцип работы K- Na АТФ-азы.

владеть: навыками вычисления плотности потока вещества через мембрану.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. Модель мембраны

  2. искусственные мембраны

  3. амфифильность

  4. латеральная диффузия

  5. «Флип- флоп»

  6. жидкостно- кристаллическое состояние

  7. электро- химический потенциал

  8. градиент электро- химического потенциала

  9. плотность потока вещества

  10. проницаемость мембраны

  11. пассивный транспорт

  12. активный транспорт

  13. простая диффузия

  14. облегченная диффузия

  15. АТФ-аза

3. Вопросы к занятию

  1. Биомембрана, значение, функции.

  2. Строение мембраны, свойства и виды движение структурных элементов.

  3. Модели мембран.

  4. Искусственные мембраны.

  5. Физико – химические свойства мембран.

  6. Пассивный транспорт и его математическое описание.

  7. Активный транспорт. K- Na АТФ-аза.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 3.37; 3.39; 3.41; 3.42; 3.48; 3.50; 3.52.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Методы исследования мембран

              1. Написание конспектов

              2. Выполнение рефератов


1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 1: «Биофизика клетки»

Тема № 2: Потенциал покоя, потенциал действия. Физические основы электрографии.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о формировании на мембране потенциала покоя, генерации потенциала действия и его распространении, возможностях измерения потенциалов с целью диагностики.

В результате изучения темы студент должен

знать: как возникает потенциал покоя на мембране; формулу Нерста; уравнение Гольдмана- Ходжкина-Катца; что такое потенциал действия; фазы потенциала действия; как распространяется потенциал действия по миелиновым и безмиелиновым мембранам; метод регистрации потенциала.

уметь: вычислять потенциал покоя; объяснять механизм генерации потенциала действия и его распространение; объяснять физические основы теории Эйнтховена.

владеть: навыками применения формулы Нерста, уравнения Гольдмана- Ходжкина-Катца для вычисления потенциала покоя.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. потенциал покоя

  2. потенциал действия

  3. ионные каналы

  4. локальные токи

  5. депомеризация

  6. реполяризация

  7. электрография

  8. интегральный электрический вектор.

3. Вопросы к занятию

  1. Потенциал покоя. Вывод формулы Нерста; уравнение Гольдмана- Ходжкина-Катца.

  2. Потенциал действия, его свойства. Фазы потенциала действия.

  3. Распространение по миелиновым и безмиелиновым мембранам.

  4. Электрография как метод регистрации биопотенциалов.

  5. Теория Эйнтховена.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 3.53; 3.56; 3.70.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 3: «Биоэлектродинамика»

Тема № 3 Регистрация ЭКГ и построение электрической оси сердца.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о биофизических основах электрокардиографии.

В результате выполнения лабораторной работы студен должен

знать: что такое электрокардиограф; теорию Эйнтховена; блок- схему электрокардиографа.

уметь: объяснять основные положения теории Эйнтховена; объяснять возникновение зубцов ЭКГ; находить положение электрической оси сердца по результатам ЭКГ; вычислять ЧСС по ЭКГ.

владеть: навыками наложения электродов при регистрации ЭКГ; навыками анализа ЭКГ; навыками построения электрической оси сердца.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. электрокардиография

  2. электрокардиограмма

  3. артефакты

  4. интегральный электрический вектор

  5. треугольник Эйнтховена

  6. отведения

3. Вопросы к занятию

  1. Электрокардиография, применение в медицине.

  2. Теория Эйнтховена

  3. Электрокардиограф, способы записи ЭКГ.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 4.13; 4.14; 4.15.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 4: «Биомеханика»

Тема № 4: Измерение артериального давления и вычисление работы сердца.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания биофизических основ кровообращения.

В результате выполнения лабораторной работы студен должен

знать: геологические свойства крови; основные гемодинамические показатели; методы измерения давления крови.

уметь: вычислять работу сердца; объяснять применимость законов гидродинамики для гемодинамики.

владеть: навыками расчета работы сердца; навыками измерения давления крови; навыками статистической обработки результатов измерений.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. Реология

  2. неньютоновская жидкость

  3. линейная скорость

  4. объемная скорость

  5. гидравлическое сопротивление

  6. ламинарное течение

  7. турбулентное течение

  8. пульсовая волна

3. Вопросы к занятию

  1. Элементы сердечно- сосудистой системы и их биофизические функции

  2. Работа сердца

  3. Основные гемодинамические показатели

  4. Методы измерения давления крови

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 2.151; 2.152; 2.154; 2.156; 2.170; 2.167.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 4: «Биомеханика»

Тема № 5: Определение размеров эритроцитов при помощи лазера.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о вынужденном излучении, его свойствах и применении в медико- биологических исследованиях.

В результате выполнения лабораторной работы студен должен

знать: природу вынужденного излучения; свойства излучения; принцип получения вынужденного излучения; реологические свойства крови.

уметь: объяснять принцип получения излучения на примере гелий- неонового рубинового лазера; определять длину волны излучения лазера при помощи дифракционной решетки; вычислять радиус эритроцитов по результатам исследования; объяснять особенности движения эритроцитов в сосудах разного диаметра.

владеть: навыками статистической обработки результатов эксперимента; навыками вычисления с помощью калькулятора значений элементарных функций.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. Спонтанное излучение;

  2. вынужденное излучение;

  3. когерентность и монохроматичность;

  4. полиризованность;

  5. рабочее тело;

  6. система накачки;

  7. оптический резонатор;

  8. реология, гемореология;

  9. неньютоновская жидкость;

  10. агрегаты;

  11. капилляры, аорта, артерии артериолы, вены;

  12. пульсовая волна.

3. Вопросы к занятию

  1. Вынужденное излучение атомов и молекул, его свойства.

  2. Оптический квантовый генератор – лазер.

  3. Реологические свойства крови.

  4. Основные гемодинамические показатели (давление, скорость кровотока).

  5. Режимы течения крови.

  6. Элементы сердечно- сосудистой системы, их биофизические свойства.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 6.38; 6.39; 6.40.


5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы







1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 4: «Биомеханика»

Тема № 6: Определение физической работоспособности при помощи велоэргометра

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о физических основах функционирования опорно- двигательного аппарата человека.

В результате выполнения лабораторной работы студен должен

знать: структуру и функции элементов ОДА; как определяется подвижность скелета и кинематических цепей в ней; рычаги и рода, силы и скорости в скелете; механические свойства костной, мышечной ткани, сухожилий, связок; молекулярную организацию мышц; уравнение Хилла.

уметь: вычислять подвижность соединений в скелете; объяснять действия рычагов на примерах в теле человека; оценивать работу механизма сокращения мышц как кинематического двигателя; объяснять зависимость, полученную Хиллом; исследовать двигательную активность и физическую подготовленность при помощи велоэргометра.

владеть: навыками построения графиков и определения по ним исследуемых параметров.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. активные элементы ОДА;

  2. пассивные элементы ОДА;

  3. Степени свободы;

  4. Подвижность механизма;

  5. Рычаг;

  6. Мышечное волокно;

  7. миофибрилла;

  8. протофибрилла;

  9. саркомер;

  10. хемомеханический двигатель.

3. Вопросы к занятию

  1. Элементы ОДА.

  2. Функции и подвижность костей в скелете.

  3. Рычаги, их значение.

  4. Строение мышц.

  5. Сокращение мышц. Уравнение Хилла. КПД мышечного сокращения.

  6. Механические свойства мышечной, костной ткани, сухожилия, связок.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Как определяется класс подвижного соединения в скелете?

  2. Какова подвижность в скелете?

  3. Приведите пример рычага силы в теле человека.

  4. Дайте характеристику изотонического (изометрического) сокращения мышц и приведите пример.

  5. Чем определяется сокращения, генерируемая мышцей?

  6. Объясните электромеханическое сопряжение в мышцах.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 5: «Биофизика органов чувств»

Тема № 7: Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости. Определение остроты слуха при помощи аудиометра.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о звуковых волнах и основах аудиометрии.

В результате выполнения лабораторной работы студен должен

знать: что такое звук, физиологические характеристики звука и их соответствия физическим; закон Вебера – Фехнера; единицы измерения интенсивности, уровни интенсивности, громкости; физические основы звуковых методов в медицине; биофизику слуха.

уметь: строить логарифмическую шкалу интенсивности; находить соответствие между громкостью и интенсивностью звука на разных частотах по кривым равной громкости; проводить исследование слуха при помощи аудиометра.

владеть: навыками работы на ПК.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. Звук;

  2. частота звука;

  3. интенсивность;

  4. порог слышимости;

  5. порог болевого ощущения;

  6. акустический спектр;

  7. высота; громкость; тембр;

  8. аудиометрия; аускультация; перкуссия;

  9. фонография;

  10. бинауральный эффект;

  11. акустический резонанс;

  12. волновое сопротивление;

  13. аудиограмма.

3. Вопросы к занятию

  1. Звук, скорость распространения, физические характеристики звука.

  2. Физиологические характеристики звука, их соответствие физическим. Закон Вебера - Фехнера.

  3. Уровень интенсивности, логарифмическая шкала. Кривые равной громкости.

  4. Аудиометрия. Метод оценки потери слуха.

  5. Физические основы звуковых методов в медицине.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 2.91; 2.95; 2.96, 2.99, 2.87, 2.88.


5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

  4. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи

Раздел 3: «Биоэлектродинамика»

Тема № 8: Действие постоянного и импульсного токов на биоткани. Определение реобазы и хронаксии по кривой электровозбудимости.

Цель занятия: сформировать и систематизировать знания о действии токов на живые ткани и применение их в медицине.

В результате изучения темы студен должен

знать: физические и физиологические действия постоянного тока на биологические ткани; методы физиотерапии постоянным током; характеристики импульса, импульсный ток и их физиологическое значение; законы раздражающего действия импульсного тока.

уметь: обосновывать правило введения лекарственного вещества в методе лекарственного электрофореза; вычислять характеристики электрического импульса и тока; формулировать законы Дюбуа- Реймона, Вейса-Лапика; доказывать, что константы в законе Вейса-Лапика определяют функциональное состояние ткани; графически определять реобазу и хронаксию; формулировать физиологический смысл этих характеристик.

владеть: навыками построения кривой электровозбудимости и определения по ней Re и Chr.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

  1. Ионофорез

  2. электрофорез;

  3. электродиффузия;

  4. поверхностная поляризация;

  5. объемная поляризация;

  6. электроосмос;

  7. гальванизация;

  8. крутизан фронта;

  9. скважность;

  10. коэффициент заполнения;

  11. пороговый ток;

  12. реобаза;

  13. хронаксия;

  14. электростимуляция

3. Вопросы к занятию

  1. Электропроводность биологических тканей для постоянного тока;

  2. Физические и физиологические действия постоянного тока;

  3. Гальванизация, лекарственный электрофорез – методы физиотерапии;

  4. Электрический импульс, импульсный ток, характеристики;

  5. Действие импульсного тока на биоткани. Закон Дюбуа- Реймона, Вейса-Лапика;

  6. Электростимуляция, применение в медицине.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Решить задачи: Ремизов А.Н., Максина А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Дрофа. 2008. № 4.26; 4.27; 4.37, 4.38.

Каталог: student -> faculty -> faculty -> stomat
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура (название)
stomat -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Эндодонтия Основная образовательная программа 060201 «Стоматология» Утверждено на заседании
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
stomat -> Программа по дисциплине; Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций»
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине: «Офтальмология» По направлению подготовки: 060201 Стоматология
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница