Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная работа с химически зависимыми людьми» Направление 040400. 62 «Социальная работа»



Pdf просмотр
страница1/4
Дата13.09.2017
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Северо-Западный институт управления

Рекомендовано для использования в учебном процессе
Социальная работа с химически зависимыми людьми
[Электронный ресурс учебно-методический комплекс / ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления авт. С. Ю. Молчанова. — Электронные текстовые данные
(
1 файл 850 Кб = 1,9 уч.-изд. л. — СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2012. Режим доступа http://sziu.ru/index.phtml?id_page=133.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра социологии и социальной работы
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ХИМИЧЕСКИ
ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ

Направление 040400.62 Социальная работа
Санкт-Петербург
2012
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от 28 марта 2012 г, протокол № 6. Одобрено на заседании учебно-методического совета СЗИУ РАНХиГС. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СЗИУ РАНХиГС.
Учебно-методический комплекс подготовила доц. С. Ю. Молчанова. Рецензент канд. псих. наук, ст. преп. В. В. Федоренко. Программа дисциплины Социальная работа с химически зависимыми людьми и ее учебно-методическое обеспечение (список рекомендованной литературы, планы семинарских занятий, словарь терминов, тестовые задания и др) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу вариативной части (Б3.В.ОД.13) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.62 Социальная работа.
© СЗИУ РАНХиГС, 2012 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.
Цели и задачи дисциплины Виды занятий и методика обучения Формы контроля 4.
Учебно-тематический план Программа дисциплины Список рекомендуемой литературы Планы семинарских занятий ................................................................21 Словарь терминов ..................................................................................29 Вопросы к экзамену Тестовые задания ...................................................................................35 Методические рекомендации по изучению дисциплины ..................60 3

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – получить знания о науке аддиктологии, основных формах аддиктивной зависимости, психологических портретах лиц, страдающих основными формами химической зависимости иметь представление об основных технологиях реабилитации в государственных и негосударственных учреждениях для лиц, страдающих различными формами химической зависимости уметь проводить профилактику на различных уровнях и с различным контингентом клиентов, используя инновационные, научные и практические разработки по профилактике различных форм химической зависимости.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-20: быть готовым к применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия

ПК-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

ПК-8: быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению

ПК-15: быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы

ПК-17: быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
4


ПК-18: быть способным составлять практические рекомендации по результатам научных исследований

ПК-33: быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциаль- ной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы

ПК-35: быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.
В результате изучения данной дисциплины студент должен

знать: основные понятия аддиктологии, классификацию аддиктив- ных состояний и предпосылок для формирования зависимого поведения основные формы химической зависимости, их клинические проявления и меры профилактики основные программы реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью, внедренные в России и за рубежом основные подходы при формировании государственной политики в сфере профилактики возникновения и формирования у граждан химической зависимости

уметь: поводить анализ межведомственного взаимодействия в сфере профилактики химической зависимости применять на практике основные технологии профилактики и реабилитации лиц с химической зависимостью оценивать эффективность социальной рекламы в сфере профилактики химической зависимости распознавать проявления химической зависимости от различных химических веществ

владеть: навыками консультирования, проведения беседы с лицами, страдающими различными видами химической зависимости технологиями профилактики и реабилитации лиц, страдающих различными видами химической зависимости.
5

2. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
На занятиях по дисциплине в различных сочетаниях применяются объ- яснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Тем самым решаются задачи передачи знаний нового материала и приобретения умений и навыков их применения. Комплексные задания для самостоятельной работы предусматривают возможности для продуктивно-творческой деятельности студентов.
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса для очной формы обучения – 16 час, для заочной –
6 час, для сокращенной заочной – 4 час.
Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий для очной формы обучения – 20 час, для заочной – 8 час, для сокращенной заочной – 4 час. Нормативный объем самостоятельной работы студентов установленный учебным планом СЗИУ, для очной формы обучения – 36 час, для заочной час, для сокращенной заочной – 64 час.
3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Оперативный контроль – устный и письменный опрос, тестирование.
Итоговый контроль – экзамен.
6

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план дисциплины
«Социальная работа с химически зависимыми людьми
по направлению 040400.62 Социальная работа
В том числе, час.
(очно / заочно / заочно сокр)
Аудиторная
работа
Наименование
тем
Всего
часов
Лекции Практич.
занятия
Самост.
работа
Формы
контроля
Тема 1. Введение в предмет Расстройства зависимого поведения. Классификация. Норма и патология поведения
8/8/8 4/2/1 - 4/6/7 ОК*
Тема 2. Опиоидная наркомания механизм формирования зависимости, классификация, основные клинические проявления, меры профилактики
8/8/8 4/2/1 - 4/6/7 ОК
Тема 3. Поведенческие расстройства, обусловленные приемом стимуляторов
8/8/8 - 4/2/1 4/6/7 ОК
Тема 4. Поведенческие расстройства, обусловленные токсикоманией летучими растворителями, меры профилактики
8/8/8 - 4/2/1 4/6/7 ОК
Тема 5. Поведенческие расстройства, обусловленные употреблением гашиша и галлюциногенов, меры профилактики ОК
Тема 6. Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации населения. Первичная, вторичная и третичная профилактика наркотизма. Социальная реклама
8/7/8 - 4/1/- 4/6/8 ОК
7

Тема 7. Алкоголизм (алкогольная зависимость и алкогольная болезнь. Меры профилактики алкоголизма
8/9/8 - 4/1/1 4/8/7
Тема 8. Табакокурение и меры профилактики табакокурения
8/9/8 4/1/1
-
4/8/7
ОК
Тема 9. Социологические, политические и идеологические аспекты аддиктологии
8/7/8 4/1/1 - 4/6/7 ОК
Итоговый контроль




Экзамен
Итого 72
16/6/4
20/8/4

36/58/64
* ОК – Оперативный контроль
8

5. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в предмет Расстройства зависимого поведения.
Классификация. Норма и патология поведения
Предмет аддиктологии, её определение. Понятие зависимого поведения. Классификация расстройств зависимого поведения. Базовые характеристики зависимого поведения. Системные и элементарные зависимости. Признаки зависимости. Понятие измененного сознания и его критерии. Сущностные параметры личности. Понятие поведенческой нормы. Понятие патологии поведения. Оценка поведенческой нормы. Отличие креативной и аддиктивной личности по Д. Симпсону. Модель нормального и патологического взаимодействия индивидуума с реальностью. Статистика распространенности различных форм зависимости в РФ и за рубежом. Основные подходы к профилактике на основании личностных признаков. Нормативно-правовая база профилактики наркозависимости.
Основные термины
Аддиктология, аддиктивное (зависимое) поведение, поведенческие нормы,
креативная личность, патология поведения, измененные состояния сознания.
Контрольные вопросы
1.
Дать определение науке аддиктологии и сфере её научного исследования. Дать классификацию аддиктивных расстройств. Понятие состояние измененного сознания и его характеристики. Рассказать о модели реального и патологического взаимодействия индивидуума с реальностью и путях формирования зависимости.
Тема 2. Опиоидная наркомания механизм формирования зависимости,
классификация, основные клинические проявления, меры профилактики
Понятие опиоидных психоактивных веществ и их классификация. Физиологическая система вознаграждения и её роль в формировании физиологической зависимости. Клиническая картина острого отравления опиоида- ми. Синдром отмены. Постабстинентный синдром. Понятие аддиктивного цикла. Героин, психологический портрет лица, страдающего героиновой зависимостью. Сценарий вовлечения в героиновую наркоманию. Основные мероприятия по реабилитации. Сторонники и критики метадоновой терапии. Зарубежные и российские подходы в вопросах реабилитации наркозависи- мых. Опыт РПЦ в организации системы реабилитации наркозависимых. Роль социального работника в реабилитации наркозависимых. Технологии профилактики опиоидной наркомании у различных групп граждан. Система противодействия распространению опиодных наркотиков в РФ.
Основные термины
Опий, героин, метадон, система вознаграждения, интоксикация, аб-
стиненция, аддиктивные циклы, наркотрафик, наркодилер, покаяние, послу-
шание, реабилитация.
Контрольные вопросы
1.
Рассказать о физиологии « система вознаграждения в мозгу человека и её роли в появлении опиоидной и алкогольной зависимости. Клиническая картина острого отравления опиодами. Опиоидная кома и иные состояния, угрожающие жизни. Понятие аддиктивного цикла улиц, страдающих опиоидной наркоманией. Психологические особенности личности, страдающего героиновой наркоманией. Понятие созависимости в семье наркомана. Роль РПЦ в реабилитации наркозависимых. Технологии реабилитации.
6.
Нормативно-правовое регулирование профилактики химической зависимости.
Тема 3. Поведенческие расстройства, обусловленные приемом стимуляторов
Понятие стимуляторов центральной нервной системы. История употребления. Классификация. Кокаиновая наркомания. Способы употребления и эффекты кокаина. Кокаиновая интоксикация. Постинтоксикационное и абстинентное состояние. Злоупотребление амфетаминами. Проявления амфе- таминовой зависимости. Эфедроновая наркомания. Психологический портрет эфедронового наркомана. Первитиновая наркомания клиническая картина, нарушения, вызванные первитиновой наркоманией. Фенилпропаноламиновая наркомания. Клинические проявления зависимости. Наркомания, обусловленная приёмом «экстази», «спеед». Технологии реабилитации. Основные подходы к противодействию распространения психостимуляторов в молодежной среде. Реабилитация наркозависмых.
Основные термины
Центральная нервная система, стимуляторы, амфетамин, экстази.
Контрольные вопросы
1.
Влияние стимуляторов на функции центральной нервной системы. Клиника острой интоксикации кокаином. Состояния, угрожающие жизни клиента. Клиническая картина интоксикации препаратом типа «экстази», состояния, угрожающие жизни. Основные подходы к профилактике распространения и приёма стимуляторов в молодежной среде.
Тема 4. Поведенческие расстройства, обусловленные токсикоманией
летучими растворителями, меры профилактики
История употребления ингалятов с немедицинскими целями. Психологический портрет лица, употребляющего летучие растворители. Клиническая картина интоксикации летучими растворителями. Возрастные особенности поведенческой девиации, предшествующие употреблению летучих растворителей. Особенности социально-психологической работы с подростками, страдающими токсикомании. Варианты проведения беседы. Абстинентный синдрому токсикоманов. Сопутствующие патологии поведения. Реабилитация лиц, страдающий токсикоманией. Программы реабилитации
11
токсикоманов в России и за рубежом. Социальная работа с подростками, имевшими случаи злоупотребления летучими веществами. Профилактика зависимости от летучих растворителей.
Основные термины
Деперсонализация, эмансипация, имитация, комплекс безразличия, ком-
плекс раздражения, комплекс оживления, депрессия.
Контрольные вопросы
1.
История употребления ингалятов с немедицинскими целями. Возрастные и поведенческие девиации, предшествующие дебюту интоксикации ингалятами. Система проведения беседы с клиентом, страдающим токсикоманией летучими растворителями. Социальная работа с подростками, имевшими случаи злоупотребления летучими веществами. Профилактическая работа в подростковой группе для предотвращения употребления ингалятов.
Тема 5. Поведенческие расстройства, обусловленные употреблением
гашиша и галлюциногенов, меры профилактики
Злоупотребление производными конопли. Классификация наркотических веществ. История употребления. Армия Хасана. Клиническая картина употребления гашиша. Тратогенный эффект употребления гашиша. Субкультуры, способствующие гашишной наркомании. История употребления галлюциногенов. Галлюциногенные грибы. История употребления. Роль Альду- са Хаксли. Лизергиновая кислота (ЛСД). Деятельность Тимоти Лири и Ол- перта. Субкультура хиппи. Карлос Кастаньеда и его роль в популяризации галлюциногенных веществ. Выявление субкультур, стимулирующих наркоманию. Профилактика употребления гашиша и галлюциногенов в молодежной среде. Реабилитация лиц, страдающих гашишной наркоманией.
12

Основные термины
Галлюцинация, галлюциногены, субкультура, хиппи, деформация лично-
сти, тратогенный эффектна плод.
Контрольные вопросы
1.
История употребления производных конопли. Клиническая картина интоксикации гашишем. Субкультуры, способствующие гашишной наркомании. История ЛСД. Субкультуры, использующие галлюциногены. Профилактическая работа в среде студенческой молодежи по профилактике употребления гашиша и галлюциногенов.
Тема 6. Стратегии и основные направления организации работы по про-
филактике наркотизации населения. Первичная, вторичная и третичная
профилактика наркотизма. Социальная реклама
Комплекс мер по профилактике наркотизма. Принцип системного подхода в антинаркотической работе. Противодействие незаконному обороту наркотиков. Профилактика наркопотребления и наркотизации. Лечение и реабилитация наркозависимых. Принципы медицинской и социальной реабилитации. Система профилактики наркотизма в образовательных учреждениях (средних школ, высших, профессионально-технического образования. Мнение молодежи по профилактике наркотизма. Мнение наркозависимых: стратегия поиска дополнительной информации стратегия внутреннего самоопределения, стратегия избегания провоцирующих ситуаций. Принципы социальной рекламы в России и за рубежом.
Основные термины
Комплексность, правоохранительные органы, наркотрафик, телефон
доверия, тренинг.
13

Контрольные вопросы
1.
Принцип системного подхода в профилактике наркозависимости. Профилактика наркотизации подростков в средних учебных заведениях. Профилактика наркотизации в средних специальных учебных заведениях. Профилактика наркотизации в высших учебных заведениях. В чем отличие первичной, вторичной и третичной профилактики
Тема 7. Алкоголизм (алкогольная зависимость и алкогольная болезнь.
Меры профилактики алкоголизма
Распространенность алкоголизма. Биологическая и психологическая теории алкоголизма. Классификация алкоголизма по Е. Jellinek и А. Портнову. Синдром отмены алкоголя. Острая алкогольная интоксикация. Супружеский алкоголизм. Клинико-типологические особенности супружеских пар, страдающих алкоголизмом. Концептуальные модели супружеского алкоголизма. Алкоголизм в позднем возрасте. Система профилактики алкоголизма. Система реабилитации больных алкоголизмом. Общество анонимных алкоголиков.
Основные термины
Семейный алкоголизм, алкогольная семья, алкогольно-невротический
тип, алкогольно-олигофреноподобный тип, алкогольный делирий.
Контрольные вопросы
1.
Классификация алкоголизма по Е. Jellinek и А.Портнову. Понятие супружеского алкоголизма. Клинико-типологические особенности пар, страдающих алкоголизмом. Социальные проблемы семьи алкоголиков. Алкоголизм и маргинализация в позднем возрасте. Система реабилитации алкоголиков на примере Общества анонимных алкоголиков.
14

Тема 8. Табакокурение и меры профилактики табакокурения
Факторы риска начала табакокурения в подростковом возрасте. Социальные факторы, Психологические факторы. Влияние депрессии на начало табакокурения. Преморбидные особенности личности подростка для начала курения. Реакция эмансипации, как фактор начала табакокурения. Реакция увлечения. Клинические особенности употребления табака в подростковом возрасте. Абстинентный синдрому курильщиков. Профилактика табакокурения среди подростков и молодежи. Гендерный аспект профилактики табакокурения. Социальная рекламы и её роль в профилактике табакокурения. Причины неэффективности мер профилактики табакокурения.
Основные термины
Эмансипация, реакция увлечения, депрессия, истерия, эпилептоидный тип,
идеаторная, психосоматическая, диссоциированная форма.
Контрольные вопросы
1.
Социальные, физиологические и психологические причины начала табакокурения в подростковом возрасте.
2.
Преморбидные особенности личности подростка, способствующие началу курения. Основные направления профилактики табакокурения среди молодежи и подростков.
4.
Гендерный аспект профилактики табакокурения.
Тема 9. Социологические, политические и идеологические аспекты
аддиктологии
Позиция консерваторов и либералов. Страны с политикой тотального прогибиционизма. Содержание политики относительного сдерживания. Модель полной декриминализации любых наркотиков. Опыт Нидерландов. Принципы антинаркотической политики в США. Сравнительный анализ российского и западного дискурсов о наркотиках. Сходства и различия. Доклад
15
Европейского центра мониторинга за наркотиками (EMCDA). Причины недостаточной эффективности антинаркотической профилактики. Социокультурная теория рисков У. Бэка (2000 г. Теория моральной паники Э. Коэна. Моральные границы.
Основные термины
Консерваторы, либералы, декриминализация, теория рисков, теория
моральной паники, моральные границы, преморбидные состояния.
Контрольные вопросы
1.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности. В чем заключается позиция консерваторов в вопросах государственной антинаркотической политики В чем заключается позиция либералов в вопросах государственной антинаркотической политики Модель полной декриминализации наркотиков. Опыт Нидерландов. Социокультурная теория рисков У. Бэка и её влияние на государственную политику.
16

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература
1.
Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи учеб. пособие / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – е изд, стер. – М Академия, 2008. – 189 c.
2.
Лисецкий, К.С. Психология и профилактика наркотической зависимости
/ К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. – Самара БАХРАХ-М, 2008. – 223 c. Основы социальной работы учеб. пособие / Н.Ф. Басов и др под ред. Н.Ф. Басова. – е изд, испр. – М Академия, 2005. – 283 c.
4.
Руденко, А.М. Социальная реабилитация учеб. пособие / А.М. Руден- ко, СИ. Самыгин. – М Дашков и К, 2011. – 319 c. Сирота, НА. Профилактика наркомании и алкоголизма учеб. пособие / НА. Сирота, В.М. Ялтонский. – е изд. – М Academia, 2007. – 175 c.
6.
Шмелева, СВ. Содержание и методика социально-медицинской работы учеб. пособие / СВ. Шмелёва, В.Г. Тактаров. – М Академия,
2010. – 223 c.
Дополнительная литература
Учебники, монографии, сборники
1.
Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков пути преодоления учеб. пособие / под ред. ЭФ. Вагнер, Х.Б. Уолдрон. – М Академия с.
2.
Беззубик, КВ. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы учеб. пособие / КВ. Беззубик; под ред.
Е.А. Сигиды. – М ИНФРА-М, 2011. – 167 c. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
/ Э. Берн – М ЭКСМО. 2007. – 576 с.
17
Деятельность социально-психологической службы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении. Пенза Изд-во Пенз. гос. технол. акад, 2009.
5.
Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М Академия, 2006.
6.
Клейнберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения /
Ю.А. Клейнберг. – М Сфера, 2004.
7.
Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Мен- делевича. – СПб.: Питер, 2007. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. – М Класс, 2007. Проблемы распространения наркотизма в России и актуальные проблемы антинаркотической работы материалы научно-практической конференции 7–8 декабря 2007 г. – Ростов н/Д, 2008.
10.
Семёнов, С.П. Свитчинг в наркологии (Краткосрочная мультимодаль- ная психотерапия) / С.П. Семёнов и др. – СПб.: ТАТ, 2008. – 244 с. Семенов, С.П. Табакокурение. Алкоголизм. Наркомания / С.П. Семенов. С.П. Семёнов, СПб.: Мед. Центр «ВИТА», 2003. – 130 с. Социальная реабилитация учебник / Е.А. Берецкая и др под ред.
Н.Ш. Валеевой. – Казань КГТУ, 2010 – 585 с.
13.
Фролова, Н. Практика антинаркотической деятельности городов и направления ее совершенствования / Н. Фролова, Т. Халлберг, Г. Зазу- лин. – М Орбита-М, 2005.
14.
Шабанов, П.Д. Наркомания психопатология, клиника, реабилитация /
П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг. – СПб.: Лань, 2001.
15.
Циткилов, П.Я. Технология социальной работы учеб. пособие /
П.Я. Циткилов. – М Дашков и К, 2010. – 447 c.
18

Журнальные статьи
1.
Алексеева, Л.С. Социально-педагогический аспект мониторинга состояния наркотической зависимости детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 2. – С. 71-76.
2.
Анисимова, С.Г. Наркотизм молодежи северных территорий особенности и профилактика // СОЦИС (Социологические исследования. –
2011. – № 7. – С. 113-118.
3.
Брюн, Е. Факторы риска. Вторая волна наркомании // Наука и жизнь. –
2010. – № 7. – С. 23-25. Вопросы недобровольного лечения наркозависимых лиц / А. Козлов и др // Обозреватель – Observer. – 2009. – № 2. – С. 51-57.
5.
Гвоздева, Г.П. Отчего зависит наркотизация российских школьников
// ЭКО. – 2008. – № 3. – С. 117-127.
6.
Григорец, ФИ. Социальные меры профилактики наркомании среди молодежи (на примере Приморского края) // Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. – 2009. – № 4. – С. 113-127.
7.
Дмитриева, Т. Проблемы организации лечения наркомании в России / Т. Дмитриева, Ю. Шевцова // Обозреватель – Observer. – 2009. – № 4. – С. 37-44.
8.
Ефлова, М. Нарушение прав человека в социально-исключительных группах в России // Власть. – 2011. – № 5. – С. 116-118.
9.
Зеткина, Ю.В. Социальная профилактика наркотизма в регионе // Ре- гионология. – 2010. – № 2. – С. 213-224.
10.
Зеткина, Ю.В. Профилактика молодежного наркотизма в структуре антинаркотической политики (на примере Республика Мордовия) // Вестник Поволжской Академии государственной службы. – 2011. –
№ 1. – С. 121-126. Иванов, В.П. Остановим катастрофу – спасем будущее страны // Государственная служба. – 2009. – № 3. – С. 6-10.
19
Кошкина, Е.А. Тенденции распространенности наркологических заболеваний в России на современном этапе / Е.А. Кошкина, В.В. Киржа- нова // Экономика региона. – 2008. – № 3. – С. 172-186.
13.
Лисова, Е.В. Подростковая наркомания сущность и особенности проявления Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 125-131.
14.
Ширванян, ТА. Организация антинаркотической профилактической работы в студенческой среде // Высшее образование сегодня. – 2009. –
№ 2. – С. 59-62.
Электронные ресурсы
1.
Жизнь без зависимости. – URL: http://www.no-narcotics.ru/node/38/html. Сайт Нет – наркотикам – URL: http://www.narkotiki.ru/gnk_6614.html. Убийца предупреждает убийство опасно для вашего здоровья. – URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/ubiyca.htm.
20

7. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Каталог: media -> uploads
uploads -> Сердечная недостаточность (книги и статьи из научно-медицинских журналов, имеющихся в фонде библиотеки)
uploads -> Право в современном мире
uploads -> Врачебные консультации
uploads -> Сахарный диабет II типа (книги и статьи из медицинских журналов)
uploads -> Министерство здравоохранения и социального развития р. Ф. Департамент здравоохранения администрации брянской области
uploads -> Лечение респираторных заболеваний (книги и статьи из медицинских журналов) Краснов В. В
uploads -> Российское общество дерматовенерологов и косметологов федеральные клинические рекомендации по ведению больных псориазом
uploads -> Антибиотики (книги и статьи из научно-медицинских журналов, имеющиеся в фонде библиотеки)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница