Учебно-методический комплекс психология здоровья направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр Калининград



Скачать 350.01 Kb.
Дата23.04.2016
Размер350.01 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

Учебно-методический комплекс



ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

направление 030300 - Психология


Квалификация выпускника - бакалавр

Калининград

2013
Психология здоровья: Учебно-методический комплекс /

автор-составитель: Петров С.В., Калининград, 2012.


Изменения утверждены на заседании кафедры психологии филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,

протокол № 1 от 02.09.2012г.
Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,

Протокол № 1 от 04.09.2012г.



Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК



Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора
























































Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Психология», являющегося частью профессиональной подготовки бакалавров по психолого-педагогическому направлению, составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта бакалавриата. Представляя собой особую область знаний, она одновременно предполагает опору на всю систему теоретических знаний наук о человеке. Курс носит межотраслевой характер, так как затрагивает вопросы психологии развития и возрастной психологии, клинической психологии, сексологии, психологии семьи и брака, а также некоторых разделов социальной и общей психологии.

Цель курса – формирование у студентов представлений об основах сохранения, восстановления, развития и совершенствования психологического здоровья человека.

Основные задачи курса:

Задачи курса.

- ознакомить студентов с основными понятиями психологии здоровья;

- показать взаимосвязь психологии здоровья с другими науками – физиология, эпидемиоло-гия, медицинская социология, медицинская антропология и др.;

- познакомить слушателей с основными методологическими подходами и методами психологии здоровья.

- определить значение психологических факторов, влияющих на формирование и развитие заболеваний, а также их профилактики;

- подготовить студентов к самостоятельному исследованию в области психологии здоровья, оценке влияния различных факторов на здоровье личности.


Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Психология здоровья» студент должен:

знать: основные категории и критерии психологии здоровья; основные особенности физического, психического и социального здоровья человека; современные представления о факторах психического здоровья; различные точки зрения на модель здоровья, здоровой личности, здорового образа жизни и содержание этих компонентов; подходы и методы укрепления и развития здоровья; значение деятельности психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в системе охраны здоровья.

уметь: выявлять и анализировать факторы риска для здоровья человека; проводить диагностику показателей психологического здоровья; осуществлять психологические мероприятия по сохранению физического, психического и социального здоровья в рабочих коллективах; пользоваться профессиональными знаниями и подходами при решении практических задач.

владеть: системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов; коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований; быть готовым к их самостоятельному выполнению.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине):

Выпускник по направлению подготовки «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

Способность и готовность к: пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); использованию системы методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8); применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14); подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология здоровья» относится к базовой общепрофессиональной части профессионального цикла ООП и занимает следующие позиции в подготовке бакалавров:

Для изучения данной учебной дисциплины, дополнительно к знаниям по общим психологическим дисциплинам, необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Введение в клиническую психологию

Знания: правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности.

Умения: самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей.

Навыки: владения методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития.

- Психотерапия: теория и практика.

Знания: основных психотерапевтических теорий с этическими и методическими основами их практической реализации.

Умения: использовать методы психологического консультирования в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур.

Навыки: стратегий психо-профилактической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития.

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

- владение основными знаниями в рамках курсов общей, возрастной, дифференциальной психологии и введения в клиническую психологию; умение анализировать основные психологические и психотерапевтические теории;

- прохождение психологического практикума по диагностике и ориентировка в основных феноменах психологии здоровья;

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- знания и умения в области математической статистики, позволяющие овладевать проблемой соотнесения психологических гипотез и статистических, а также контроля за выводом (применение основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- предварительные общекультурные компетенции:

а) проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

б) профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы «Интернет» (ОК-10);

Теоретический курс «Психология здоровья» выступает:

- основой для выполнения квалификационных работ бакалавра (курсовых работ и дипломной работы);

- одной из предпосылок прохождения курса «Психологическое консультирование»;

- обеспечивает теоретическую подготовку и работу студента в социально-психологических тренингах;



- является основой для прохождения последующих специализированных тренингов.


СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

72

Аудиторные занятия (всего)

6

Лекции

2

Практические, семинарские занятия

4

Самостоятельная работа

57

Подготовка к экзамену

9

Курсовая работа

-

Вид промежуточного контроля

контрольная работа – 5 семестр

Вид итогового контроля

зачет – 5 семестр


Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

заочная форма обучения




Название темы

Лекции

Практическое занятие

Сам. работа

Подготовка к экз.

Всего

1.

Введение в психологию здоровья

1

-

10

2

13

2.

Эталоны и концепции здоровья и здоровой личности

1




20

2

23

3.

Подходы и методы повышения уровня здоровья

-

2

15

2

19

4.

Методы исследования

-

2

12

3

17

5.

Всего

2

4

57

9

72



ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Методологические и теоретические основы

Определение психологии здоровья и задачи исследования. История становления и современное состояние. Причины возникновения и взаимосвязь с другими науками. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Функции, критерии и компоненты здоровья. Подходы к исследованию феномена здоровья (нормоцентрический, феноменологический, холистический, аксиологический, эволюционистский, адаптационный, интегративный и др.). Здоровая личность как объект исследования психологии здоровья.

Факторы здоровья (наследственность, внешняя среда, медицина, образ жизни). Психологические факторы здоровья (предшествующие, передающие, мотиваторы). Здоровье и гармония. Понятие гармонии личности. Гармония внешнего и внутреннего пространства личности. Гармония отношений личности. Гармония развития личности.

Раздел 2. Основные модели здоровой личности в психологии

Антропоцентрический эталон здоровья. Здоровье как всесторонняя самореализация личности. Гуманистическая модель здоровой личности. Представления о зрелой и здоровой личности Э.Эриксона, Э.Фромма, Г.Олпорта, К.Р.Роджерса, А.Маслоу. Здоровая личность в представлении современных авторов.

Адаптационная модель здоровой личности. Здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. Противоречие биологического и социального как основная проблема здорового существования.

Модель здоровой личности, её структурные и динамические характеристики. Понятие о здоровом образе жизни. Структура образа жизни в представлении разных авторов. Современное представление о здоровом и нездоровом образе жизни. Подходы к определению индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни. Компоненты образа жизни, положительно влияющие на здоровье. Аддиктивное поведение. Психологические модели аддиктивного поведения. Основные принципы профилактики аддиктивного поведения. Факторы риска и стадии развития зависимости.



Раздел 3. Основы практической психологии здоровья

Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья. Психологические типы как формы психического здоровья. Сенсорно-планирующий тип, интуитивно-чувственный тип, сенсорно-импульсивный тип и интуитивно-логический тип. Особенности психокоррекции и психологической самопомощи.

Компоненты здорового образа жизни. Двигательная активность и её влияние на физическое и психическое здоровье. Влияние термических раздражителей на организм человека. Закаливание и банные процедуры. Принципы организации рационального питания. Методы снятия стресса (дыхательные упражнения, релаксация и др.).
Планы семинарских и практических занятий

и методические рекомендации

по подготовке к ним

Темы практических занятий для студентов

Практическое занятие 1. (2 часа) Диагностика индивидуального здоровья.

Типы диагностических моделей здоровья. Донозологическая диагностика.

Типы адаптивных моделей. Удовлетворительная адаптация. Напряженная адаптация. Неудовлетворительная адаптация.

Срыв механизмов адаптации. Метод математического анализа сердечного ритма (Р.М. Баевский)

Диагностика уровня психического здоровья по прямым показателям (В.А. Войтенко).

Методика определения психобиологического возраста.

Практическое занятие 2. (1 час) Психотерапия психогенных заболеваний.

Телесно ориентированная психотерапия (В. Райх, А. Лоуэн).

Индивидуальная психология (А. Адлер).

Бихевиоральная терапия.

Гештальттерапия (Ф. Перс).

Методы трансперсональной психологии (С. Гроф, Л. Орр, Д. Леонард, Ф. Лаут).

Современные способы оздоровления (М. Дермотт, О. Коннор, С. Андреас, Н и Х. Пезешкин).

Практическое занятие 3. (1 час) Стресс и проблемы здоровья

Определение признаков стрессового напряжения. Способы преодоления стресса. Психологические механизмы защиты от стресса. Тревожное состояние. Психологические причины депрессии. Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

При изучении дисциплины «Психология здоровья» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

- подготовка контрольной работы.



Тема

Задания

Количество часов

Вид контроля

Введение в психологию здоровья

Провести анализ учебной литературы по данной теме

10

Тестирование

Эталоны и концепции здоровья и здоровой личности

Провести анализ учебной литературы по данной теме

20

Тестирование

Подходы и методы повышения уровня психического здоровья

Провести анализ учебной литературы по данной теме

15

Тестирование

Методы исследования

Провести анализ учебной литературы по данной теме

12

Тестирование

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Уточните предмет психологии здоровья.

2. Определите значение неосознаваемого в происхождении болезни.

3. В чем заключается патохарактерологическое развитие личности?

4. Уточните значимость для здоровья биологических факторов.

5. Определить влияние социальных факторов в психопатизации личности.

6. Определите индивидуальные критерии и цели здорового образа жизни.

7. Перечислите компоненты образа жизни, положительно влияющие на здоровье.

8. Проанализировать различные определения здоровья.

9. Критерии психического и социального здоровья.

10. Основные принципы гуманистической психологии.

11. В чем проявляется психологическая устойчивость и психологическая зависимость.

12. Уточните содержание понятий «безопасность труда», «профессиональная работоспособ-ность», «профессиональная реабилитация».

13. Особенности античной модели здоровья.

14. Особенности адаптационной модели здоровья.

15. Проблематичность адаптационной модели здоровья.

16. Сравните представления о здоровой личности Э.Эриксона и Э.Фромма.

17. Сравните представления о здоровой личности К.Р.Роджерса и А.Маслоу.

18. Особенности трансперсонального измерения здоровья.

19. Творчество: здоровье или болезнь?

Тематика контрольных работ

1. История становления и современное состояние психологии здоровья

2. Исследование представлений о критериях здоровья.

3. Исследование представлений о здоровом образе жизни.

4. Представления о здоровой личности в зарубежной психологии.

5. Представления о здоровой личности в отечественной психологии.

6. Национальные образы здоровья и болезни.

7. Личная психогигиена

8. Психология телесности и здоровье.

9. Представления о сексуальной зрелости как критерии здоровья.

10. Психопрофилактика зависимого поведения.

11. Проблема профессионального здоровья.

12. Акцентированная активность и здоровье.

13. Кризисные состояния и их последствия.

14. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.

15. Вера как опора психологической устойчивости.

16. Психологические аспекты долголетия.

17. Психологический портрет долгожителя.

18. Патохарактерологическое развитие личности. Психопатии.

19. Психогенные расстройства в экстремальных ситуациях.

20. Геронтологические аспекты психического здоровья. Психологические признаки старения.

21. Особенности акмеологического периода развития человека.

22. Влияние социальных и биологических факторов в развитии психопатизации личности.

23. Условно-компенсаторные пути самореализации личности.

24. Основные вопросы профилактики психосоматических расстройств.

25. Формирование внутренней картины здоровья.

26. Разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека.

27. Социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, со-циальная адаптация, общение и др.).

28. Психологические механизмы стрессоустойчивости.

29. Детская и школьная психология здоровья.

30. Психологическое обеспечение профессионального здоровья.

31. Психологическое обеспечение профессионального здоровья.




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАБОТЫ

1. Выбор темы

1.1. Тема выбирается из предложенного преподавателем списка

Список тем контрольной работы разрабатывается препода­вателем и утверждается на заседании кафедры, поэтому не мо­жет произвольно изменяться. Он охватывает практически всю основную проблематику экспериментальной психологии и в этом отношении совпадает со структурой и формулировкой вопро­сов учебного курса, изложенного в большинстве стандартных и рекомендованных для обучения учебниках.



1.2. Как выбрать тему?

Выбор темы может быть связан с направлением своей будущей профессиональной деятельности либо научной деятельности: чем Вы больше хотите заниматься, какие проблемы вас больше всего интересуют в экспериментальной психологии? Поэтому внимательно прочитайте весь список и подумайте, чем Вам было бы заниматься интереснее. Если Вы затрудняетесь с оп­ределением, выберите несколько наиболее интересных вопросов и посоветуйтесь с преподавателем, какому из них отдать предпочте­ние.

Темы контрольных работ не одинаковы по сложности, имейте это в виду при выборе. Среди них есть относительно простые, с несложной структурой, хорошо исследованные в сов­ременной науке, качественно однородные, достаточно обеспе­ченные материалами в научных публикациях одного профиля и направления. Они не требуют большой самостоятельности в поиске и изложении, сопоставления альтернатив, сомнений, позиций. Другие - имеют сложную структуру, неоднородны и тре­буют использования литературы разных научных направлений, предполагают сомнение и поиск аргументов. Зато именно они являются наиболее интересными, а работа над ними - наиболее эффективной и полезной в плане выработки необходимых про­фессиональных навыков и умений.

Выбирать тему надо по силам. Слишком сложная для Вас тема вызовет трудности, не даст себя раскрыть и изучить. А слишком лег­кая проблема не даст ни удовлетворения, ни пользы, не продвинет Вас вперед.

Многие современные студенты пользуются готовыми рефератами, выложенными в интернете, и тем самым определяют «выбор» темы. Плагиат очень легко вычислить. Такая работа не будет зачтена.

2. Поиск литературы, начитка материала, составление библиографии

Эту работу надо начинать сразу с момента утверждения темы, не откладывая на потом. На нее отводится 2 месяца.



2.1. Предварительное ознакомление с выбранной темой

Оно должно стать началом работы. Для этого найдите ее в 2-3 учебниках, рекомендованных Вам преподавателем для изучения. Не стоит ограничиваться од­ним учебником, т.к. многообразие учебников обеспечивает боль­шую полноту рассмотрения вопросов, взаимодополняемость их в предоставлении информации. Посмотрите, в каком учебнике эта тема изложена полнее, структурированнее, тот и возьмите за базовый, прочитайте в нем данный вопрос несколько раз, что­бы понять и запомнить, о чем идет речь. Сделайте выписки по его структуре, чтобы знать, из каких частей и элементов вопрос состоит, в какой связи и последовательности друг с другом они находятся. После этого можно почитать другие учебники, чтобы сравнить их с базовым, взять из них дополнительную информа­цию, опущенную в первом учебнике, выявить разницу в освеще­нии или трактовке отдельных подвопросов. Структура данного вопроса, приведенная в большинстве учебников, должна соста­вить структуру первой главы (или раздела) контрольной работы. Это будет теоретико-методологическая основа исследования Вашей темы (эту главу можно так и назвать, например: «Теоретико-ме­тодологические основания для планирования эксперимента»).

Она является теоретической предпосылкой и схемой для сбора и систематизации материала, изучения и изложения конкретной проблемы. Прочитанные учебники смело вставляйте в список использованной литературы, а в тексте обязательно указывайте ссылки на источник.

2.2. Работа в библиотеке

Уже этот начальный этап работы покажет, насколько слож­на или проста избранная тема. Ее сложность проявляется в пер­вую очередь в ее дискуссионности в целом или по частям, когда ряд учебников трактуют ее по-разному, а их авторы спорят или критикуют друг друга. Тогда следует обратиться к публикациям в научных журналах или монографиях, которые, как правило, активно реагируют на дискуссионные вопросы, делая их специ­альным объектом своего внимания и исследования, и поискать в них материал, касающийся таких вопросов и проблем.

Поиск статей в журналах и монографиях предполагает работу в библиотеке. Лучше всего сразу становиться хорошим студентом и привыкать к высокоразвитым формам профессио­нальной деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше записаться в научную библиотеку, и не в вузовскую, а в район­ную, городскую, областную, республиканскую. Запомните, что чем больше библиотечный фонд, тем больше широта доступа к информации, тем больше Ваша исследовательская свобода и ус­пех Вашего труда.

В библиотеку следует приходить после предварительно­го знакомства с темой, уже вооруженным знаниями о том, ка­кие вопросы к ней относятся и даже какие дискутируются. Эти знания помогут Вам поработать в каталоге и выбрать 5-7 жур­нальных статей, пару монографий или сборников материалов, касающихся этих вопросов. Периодические источники лучше брать за последние 4-5 лет, ввиду быстрого устаревания научного мате­риала.

При этом статьи в журналах или сборниках более пред­почтительны, чем монографии, потому что они менее объемны, быстро и легко читаются и конспектируются. Они также более оперативны в публикации, а значит, содержат более свежие ма­териал и данные; представляют в своей совокупности несколько позиций и разные точки зрения, поэтому дают более широкий и объективный взгляд на проблему.

Для их поиска воспользуйтесь предметным и алфавитным каталогами, просмотрите тематику научных журналов за пос­ледние 5 лет. Выписывая в каталоге источники, которые, на Ваш взгляд, подходят под содержание вопросов Вашей темы, будьте готовы к тому, что далеко не каждый из выписанных Вами ис­точников окажется пригодным для Вашей работы. Обычно из 10-12 выписанных по каталогу источников при ближайшем рас­смотрении оказываются полезными 2-3. Поэтому выписанные источники (статьи в журналах, книги) надо просматривать, что­бы решить, следует ли брать их для дальнейшей работы. Это ре­шение невозможно принять без предварительного знакомства с темой, о котором речь шла выше.

Весьма полезными могу оказаться энциклопедии, словари, справочники, философская, социоло­гическая, историческая литература, современные периодические издания научного и общественно-публицистического характера, статистические сборники и т.д. Умение пользоваться широким диапазоном литературы свидетельствует о широте кругозора и высокой интеллектуальной культуре исследователя.

Найденные статьи следует просмотреть, выбрать наибо­лее интересные и полезные для Вашей контрольной работы, что-то просмотреть, прочитать и взять на заметку для последующего обращения, а какие-то, особо важные и интересные, — не откладывая на потом, проработать (внимательно прочитать и законс­пектировать). Все полезное включить в список использованной литературы.



2.3. Информационно-исследовательская часть работы

Глава вторая (или раздел 2) связана с практической характеристикой рассматриваемого явления, которое поставлено в центр внимания. Ваша задача – раскрыть на примерах или рекомендациях практические аспекты той проблемы, которую вы рассматривали теоретически в первом разделе.

Для этого необходимо найти 10-15 разноплановых источ­ников (статей в журналах разных направлений, юридических документов, и т.п.), в которых можно будет най­ти содержательную и интересную информацию об этой сфере. Прочитав найденные источники, так же возьмите их на замет­ку, а часть проработайте с помощью конспектирования. Эта ин­формация затем структурируется в основных подразделах или параграфах второй главы, которые обязательно предполагают ответы на вопросы: какова практическая ценность полученных знаний по данному вопросу в сфере рекламной деятельности.

Творческий элемент при работе над этой главой и состав­лением ее плана состоит в поиске фактов, статисти­ческих данных, материалов, показываю­щих важность использования психологических знаний в экспериментальной деятельности.

Найденные и отобранные источники прорабатываются и включаются в список литературы.

В завершение обратите внимание на 2 момента:

1) каждая глава должна представлять собой относитель­но целостное и завершенное рассмотрение отдельного вопро­са, отдельной задачи (Например, глава 1 - «Теоретико-мето­дологические основания для экспериментального исследования», глава 2 - «Особенности планирования и проведения эксперимента ».

2) основной список литературы должен включать не менее 10-15 источников, куда войдут приблизительно 2-3 наименований учебников по юридической психологии, 5-7 источников по теоретическим проблемам, освещаемым в I главе, 5-7 источ­ников но второй главе. Если список литературы будет меньшим, формальным или недостаточно разнообразным в соответствии с рассматриваемыми вопросами, тема контрольной работы может оказаться нераскрытой.

Завершив работу на этапе выбора темы и планирования, студент может отправить план и список литера­туры преподавателю для согласования дальнейших действий и содержания работы.

3. Работа студента над текстом контрольной работы

3.1. Введение

Введение имеет небольшой объем - 1-2 страницы текста, но его роль и значение для контрольной (и любой научной работы) чрез­вычайно велики, отсюда - и особые требования к его содержанию. Главная задача введения - обосновать актуальность избранной темы, вынесенной в заглавие контрольной работы, показать, какая она важная и нужная и почему ею обязательно надо специально за­ниматься, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это обоснование можно найти (конечно, фрагментарно) во вступитель­ной части статей и монографий, которые обязательно начинаются с такого обоснования актуальности, поскольку это правило сущест­вует для всех видов и форм научно-исследовательских работ.

Во введении обычно обосновывается актуальность пробле­мы, степень ее теоретической разработанности (какие специа­листы ею занимались, когда и каких успехов достигли), цели и задачи данного конкретного научного исследования, его научное или практическое значение, вклад в научную разработку этой проблемы (новизна данного исследования и его результатов). Во введении доста­точно определиться с актуальностью проблемы, ее социальным значением, т.е. насколько она важна для общества, личности профессионала, какие позитивные или негативные процессы и следс­твия в себе содержит и почему к ней привлечено внима­ние в рамках экспериментальной психологии.

Для решения задачи, стоящей перед введением, недоста­точно обойтись 2-3 общими фразами, так как актуальность про­блемы надо доказать.

Самой распространенной ошибкой при написании введе­ния работы по экспериментальной психологии является неумение выдержать предметную специфику этой дисциплины, т.е. выделить именно психологический предмет данной темы и обосновать его актуаль­ность. Здесь учитывать следующее. Зачастую студент во введении начинает обосновывать актуальность с точки зрения обыденных представлений, не видя специфики предмета экспериментальной психологии и его взаимосвязи с актуальностью практического решения проблемы.

Потому Ваша задача - пока­зать место и роль проблем и вопросов, изучаемых экспериментальной психологией. Ваша цель - понять самим и показать в своей работе, как эта проблема видится не столько с точки зрения психологии, или какова специфика подхода психологии к этой проблеме, но и какова специфика с точки зрения экспериментальной психологии, и ее предмета исследования. Вот, в конечном итоге, актуальность и важность чего надо показать во введении к контрольной работе.



3.2. Заключение

Заключение - тоже небольшая, страницы на 1-2, часть рабо­ты. Завершая всю работу в целом, оно должно содержать в себе главные выводы по проделанной работе, указание на перспекти­вы решения рассматриваемых вопросов в экспериментальной психологии. Именно здесь следует указать, что самое существенное с точки зрения теоретического анализа достигнуто в экспериментальной психологии, и на какие направления следует уделить большее внимание. Важно подчеркнуть практическую значимость решения рассматриваемых вопросов.

В общем, заключение подводит общий итог проделанной работы и указывает перспективу решения в будущем.

3.2. Формальные требования

3.2.1. Требования к объему

1. Общий объем текста - 20-30 страницы компьютерного набора;

2. Шрифт Times New Roman, шрифт 14, междустрочный ин­тервал - 1,5;

3. Примерное распределение по частям в страницах:

-введение— стр.2-3;

- каждая из глав - стр. 7-10



- заключение стр.2-3

- титульный лист, содержание, список литературы - по 1 стр.


3.2.2. Требования по структурированию текста

1. Обязательно наличие абзацев, по 3-4 абзаца на странице; каждый абзац начинается с отступа в первой строке.

2. Каждый абзац - это законченная мысль, сильно мельчить тоже не следует, так как при этом растворяется главный смысл изложения.

3. Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур длинными, оптимум - 5-8 слов в предложении, жела­тельно в сложно-подчиненные предложения включать не более 1 подчинения и разнообразить подчиняющие слова.

Все положения, приводимые в работе, должны быть дока­заны и обоснованы, снабжены ссылками на авторов и источник полученной информации. Самостоятельная позиция автора по спорным вопросам должна специально оговариваться. Можно свои несогласия по отдельным положениям вынести в заключение.

3.2.3. Требования к использованию терминов

1. Использование термина предполагает его знание. Если Вы не уверены в четком знании значения термина и всех его смыслов, обратитесь к словарю. Эта процедура еще не один год должна сопровождать Вашу познавательную деятельность.

2. Не стоит перегружать свою работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в Вашей работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях (Этот принцип научной методологии получил название «Бритвы Оккама: не умножай сущностей»), если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

3.2.4. Использование источников

1. Цитирование. Цитата - это дословно приведенный фраг­мент из другого текста. Цитируются части документов для бо­лее точного уяснения их смысла, выводы исследований, наибо­лее яркие авторские выражения и высказывания. Цитата всегда заключается в кавычки и непременно снабжается ссылкой на автора, источник и страницу, где она приведена. Соединять две цитаты или их части в одну запрещается.

2. Изложение, близкое к тексту, - наиболее рекомендуемая форма использования источников для студентов. Оно может использоваться часто и занимать довольно много места в работе. Его использование предполагает не дослов­ный, но близкий пересказ к тексту оригинала основных харак­теристик и мыслей и по рассматриваемой проблеме. Пригоден для использования значительных фрагментов из учебников и учебных пособий, статей, книг, справочников и т.п. Не требует взятия текста в кавычки, но предваряется указанием на автора и источник, а ссылка на них снабжается указанием номера и страницы источника в квадратных скобках. Например: [12, С.103].

3. Ссылки - применяются при цитировании, изложении, близ­ком к тексту оригинала, при заимствовании из других источников идей, имен, цифр, примеров и т.п. Чаще всего используются так называемые притекстовые, или постраничные ссылки, когда цита­та или заимствованный отрывок помечается верхним индексом с арабской цифрой, а внизу страницы под этой цифрой идет либо сам текст отрывка, либо указание на содержащий его источник.

Второй вид - более краткий и удобный - это сквозные ссылки, при которых после приведения отрывка или цита­ты в тексте ставятся квадратные скобки, содержащие две цифры, разделенные точкой с запятой: первая цифра указывает на по­рядковый номер источника в приведенном в конце работы списке лите­ратуры, а вторая - номер цитируемой или пересказываемой страницы.

3.2.5 Требования по оформлению списка литературы и ссылок на источники

1. Книги. Обратите внимание: в названиях книг, статей, журналов, сборников кавычки не ставятся.

а) Однотомное издание с одним автором. Указывается: Фамилия автора, инициалы. Название книги без кавычек. Место издания (полностью, некоторыми исключениями: Москва — М., Санкт-Петербург - СПб., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Нижний Новгород - Н.Новгород), через двоеточие - издательство, год из­дания (только цифра, слово «год» или «г.» не ставится). Учебники и учебные пособия - указываются после названия.

Например:

Никандров В.В. Экспериментальная психология.- Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.

б) Однотомное издание с несколькими авторами. Одно от­личие: авторы указываются через запятую, а при инициалах ав­торов точки сохраняются.

2. Статьи:

а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее — название статьи пишется без ка­вычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название жур­нала без кавычек, год издания, № журнала, страница.

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. 2004. №5. С. 87-89.

б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия ав­тора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания.

3. Учебные пособия с участием коллектива авторов.

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Т.Г.Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (на­звание электронной страницы или сервера), сведения об ответс­твенности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия изда­тельства в печатном варианте), дата.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. // http://vneshnii-oblik.ru

4. Оформление работы

4.1. Представление работы

Работа должна быть отправлена по электронной почте не позднее 20 дней до зачета. После проверки преподавателем и исправления критичных замечаний, если такие выявлены, работа может считаться зачтенной.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности:

- Интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

- Размещение материала курса на официальном сайте института.

- В рамках требований ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях.

Все практические занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:



  1. Обсуждение конкурирующих теорий по отдельным разделам учебного курса.

  2. Составление тематических схем по материалам учебного курса.

  3. Подбор и систематизация библиографических источников по каждой теме.

  4. Обзоры новейшей литературы по проблемным вопросам учебного курса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В качестве основных оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы, контрольная работа.

Примерный перечень контрольных вопросов, выносимых на зачет учебной дисциплины "Психология здоровья".

Вопросы для подготовки к зачету

1. Психология здоровья предмет и задачи изучения, история развития и современное состояние.

2. Классификация факторов, влияющих на здоровье.

3. Психологические факторы здоровья (независимые, передающие, мотиваторы).

4. Здоровье, его компоненты.

5. Адаптационные резервы.

6. Двигательная активность и здоровье.

7. Подходы и методы оценки физического здоровья.

8. Гармония личности и здоровье.

9. Психологическая устойчивость, ее составляющие и основы.

10. Индивидуально-психологические аспекты психического здоровья.

11. Психологические типы как формы психического здоровья.

12. Акцентуации личности. Виды.

13. Отношение к здоровью. Факторы влияющие на отношение к здоровью.

14. Образ жизни и здоровье. Определение образа жизни.

15. Основы рационального питания.

16. Гигиена и здоровье.

17. Двигательная активность и здоровье.

18. Основы сексуального здоровья. Понятие сексуального здоровья.

19. Аддиктивное поведение. Психологические модели аддиктивного поведения.

20. Основные принципы профилактики аддиктивного поведения.

21. Факторы риска и стадии развития зависимости.

22. Психическая саморегуляция, ее виды.

23. Обучение и психическое здоровье.

24. Профилактика нарушений психического здоровья обучающихся.

25. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. Стресс в профессиональной деятельности.

26. Феномен профессионального «выгорания» его причины и методы предупреждения.

27. Экстремальные условия деятельности и здоровье.

28. Античная модель здоровья.

29. Адаптационная модель здоровья.

30. Гуманистическая модель здоровой личности.

31. Структурные и динамические характеристики здоровой личности.

Критерии оценки на итоговой аттестации (зачет)

Критерии оценки на итоговой аттестации (зачете)

- “зачтено” - адекватность ответов – 60% (допускаются 2 неточности из 5 тестовых заданий)

- “не зачтено” - до 60% (более 3 неточностей при ответе на 5тестовых заданий).



ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Базылевич Т. Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология [Электронный ресурс]): Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

  2. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности : учебное пособие / Полякова О.Б., - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.

  3. Генкин Б. М. Человек и его потребности [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Б.М. Генкин. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с. – Режим доступа: ЭБС http://znanium.com

  4. Гуревич П. С. Психология личности [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 559 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

  5. Еникеев М. И. Общая и социальная психология [Электронный ресурс]: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

  6. Мандель Б Р. Психология личности [Электронный ресурс] : Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

  7. Пикулева О. А Психология самопрезентации личности [Электронный ресурс]: Монография / О.А. Пикулева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с. – Режим доступа: ЭБС http://znanium.com

  8. Шиповская Л. П. Человек и его потребности [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.П. Шиповская. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 432 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

Дополнительная
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. – М., 2006.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001. – 352 с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник. – М., 2001. – 416 с.

4. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы лично-сти. Уч. пособ.– Барнаул, 2005. – 132 с.

5. . Кайгородова Н.З. Оптимизация вхождения ребенка в школу в контексте здоровья школь-ников. – Барнаул, 2008

6. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002.



7. Практикум по психологии здоровья. /Под ред.Г.С. Никифорова – СПб. : Питер, 2005. – 351с.

8. Диагностика здоровья: Психологический практикум / Под ред. Г.С..Никифорова. - СПб.: Речь, 2007
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Модуль «фармацевт-токсиколог» учебно-методический комплекс
2013 -> Бен Голдакр обман в науке
2013 -> 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Значение патопсихологических исследований для общей психологии и психиатрии Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психоло
2013 -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители
2013 -> Влияние алкоголя на организм человека
2013 -> «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» (фгбу «Саратовская мвл») Общие положения
2013 -> Шерри Аргов Хочу быть стервой! Пособие для настоящих женщин


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница