Учебно-методическое пособие по циклу «поликлиническая педиатрия» для студентов педиатрических факультетов



страница1/6
Дата12.09.2017
Размер1.06 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия»
Кафедра госпитальной педиатрии


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И


ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Учебно-методическое пособие по циклу «поликлиническая педиатрия»

для студентов педиатрических факультетов

Оренбург, 2013
Скачкова М.А. – д.м.н., профессор, Тарасенко Н.Ф. – к.м.н., доцент, Кузнецова П.В. – ассистент.

Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д.м.н., профессора М.А. Скачковой.


Особенности развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - Оренбург, 2013 – 76 с.

В учебно-методическом пособии предназначены материалы для подготовки к семинарскому занятию по теме «Профилактическая работа детской поликлиники. Стандарты профилактической работы».

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».

Рецензенты:


Попова Л.Ю. - д.м.н, профессор, зав.кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

Литяева Л.А. - д.м.н, профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»


Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА.



Пояснительная записка

Актуальность проблемы обусловлена отсутствием достаточного объёма знаний по этому вопросу у врачей-педиатров, ошибками в тактике наблюдения за беременными женщинами и детьми на педиатрическом участке.

"Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" - записано в уставе ВОЗ. Здоровье - это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным. Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения определяется на 30 % - образом жизни, на 20 % - окружающей средой, на 20 % - наследственными факторами и лишь на 10 % - уровнем развития медицинской науки и состоянием медицинской помощи. Учитывая то, что детский организм растущий, развивающийся, понятие "здоровье" применительно к детству должно включать и наличие оптимального развития ребёнка.

Общеизвестно, что всё, что не тренируется, не работает, постепенно атрофируется и даже отмирает. Это касается не только мышечной системы, но и высшей человеческой функции - мышления. Очень важно знать, как правильно воспитать ребёнка, чтобы оптимально сформировать его здоровье, и он максимально полно мог реализовать свой врождённый потенциал жизни.

Все, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение.

Здоровье - это не только физическое благополучие. Взаимоотношение ребёнка с родителями, ощущение себя полноценной личностью в семье и в обществе очень важны для формирования его личности, подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Ребёнку для полноценного и гармоничного становления необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Правильные гигиенические навыки, привитые в раннем возрасте, остаются потом у человека на всю жизнь и, что очень важно, во многом определяют его здоровье на долгие годы вперёд.

В воспитании нет мелочей. В нём всё имеет смысл и приносит далёкие по времени отзвуки и последствия.

Данное пособие составлено по возрастному принципу и подробно, с учётом всех параметров развития ребёнка, освещает медицинские и педагогические аспекты воспитания здорового ребёнка дошкольного возраста.

Основной учебник по поликлинической педиатрии

Калмыкова А. С. Поликлиническая педиатрия - учебник для вузов – Москва, 2009г-619с.
Модуль № 2 – «Профилактическая работа детской поликлиники. Воспитание здорового ребенка»
Перечень формируемых элементов компетенций

Шифр компетенции

№ компетенции

Содержание компетенции

ОК

ОК-1

способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-8

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ПК


ПК-1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним младшим медицинским персоналом, их родителями и родственниками

ПК-5

владение методикой опроса и объективного обследования ребенка различного возраста; интерпретировать результаты современных лабораторных методов исследования биологического материала, взятого у ребенка и протоколов инструментального обследования; написать карту стационарного больного ребенка и подростка и историю новорожденного

ПК-12

проведение с прикрепленным детским населением и подростками профилактических мероприятияхй по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществление общеоздоровительных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценка эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными детьми и подростками


Семинарское занятие № 1,2.
Тема: Профилактическая работа детской поликлиники. Стандарты профилактической работы.

Цель:

Знать:

- основные показатели профилактической работы участкового педиатра;

- принципы работы кабинета здорового ребёнка: оснащение, цель работы;

- сроки осмотров здоровых детей педиатром и специалистами;

(Приказ МЗ от 28.04.2007 года № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни)

- питание детей различных возрастов; вскармливание детей раннего возраста, преимущества грудного вскармливания.



Уметь:

- оценить НПР детей первых 3-х лет жизни, группу НПР;

- оценить физическое развитие ребенка;

- составить режим дня для детей раннего и дошкольного возраста;

- произвести расчет и коррекцию питания детей первого года жизни.

Владеть:

- методами профилактического наблюдения за детьми раннего возраста и новорожденными;

- Методами профилактической работы с детьми и их родителями.

Вопросы для самоподготовки:

1. Показатели профилактической работы участкового педиатра

2. Кабинет здорового ребёнка: оснащение, цель работы.

3. Контроль за НПР детей первых 3-х лет жизни, группы НПР.

4. Физическое развитие и его оценка.

5. Вскармливание детей раннего возраста.

6. Цели и задачи педиатра в деле гигиенического обучения и воспитания детей и родителей.

7. Физиологическое значение ЛФК и массажа для детей раннего возраста.

8. Сроки осмотров здоровых детей педиатром и специалистами.

Приказ МЗ от 28.04.2007 года № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»


Основные понятия темы:

Кабинет здорового ребенка; нервно-психическое развитие и его показатели, группы НПР; эпикризный срок; физическое развитие, массаж, гимнастика, вскармливание, его виды; режим дня.

Рекомендуемая литература:

1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия - учебное пособие. /Под редакцией В. А. Доскина. - М,2009г.

2. Объективные показатели нормального развития и состояние здоровья ребенка. Вельтищев Ю.Е., Ветров И.П.– М., 2007.

3. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской федерации, М,2010г

4. Приказ МЗ от 28.04.2007 года № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»

Самостоятельная работа студентов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите все правильные ответы

1. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:



  1. Недоразвитие полостей

  2. Нежность слизистой оболочки

  3. Плотность хрящей

  4. Узость носовых ходов

  5. Несформированный нижний носовой ход

2. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:



  1. Хорошее развитие эластической ткани

  2. Податливость хрящей

  3. Узость голосовой щели

  4. Нежность слизистой оболочки

3. В процессе усвоения пищи у детей 1ых недель жизни важную роль играют:

1. Мембранное пищеварение

2. Полостное пищеварение

3. Аутолиз

4. Пиноцитоз

5. Микрофлора кишечника

Выберите один правильный ответ
4. Врожденные двигательные рефлексы опоры и автоматической походки угасают в возрасте:


  1. 1 месяца

  2. 2 месяцев

  3. 3 месяцев




  1. Период первого ускорения роста (первого вытяжения) наблюдается:




  1. В 4-6 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек

  2. В 6-9 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек

  3. В 4-6 лет у мальчиков и в 6-8 лет у девочек

  4. В 6-9 лет у мальчиков и в 6-8 лет у девочек

6. Период второго ускорения роста (второго вытяжения) наблюдается:




  1. В 13-16 лет у мальчиков и в 8-10 лет у девочек

  2. В 6-9 лет у мальчиков и в 10-12 лет у девочек

  3. В 8-10 лет у мальчиков и в 10-12 лет у девочек

  4. В 11-12 лет у мальчиков и в 8-10 лет у девочек

7. Ко второй группе нервно-психического развития относятся дети, отстающие в развитии:




  1. На 1 эпикризный срок

  2. На два эпикризных срока

  3. На три эпикризных срока

  4. На четыре эпикризных срока

8. Ребенку первого полугодия во время еды следует прививать навыки:




  1. Есть пищу с ложки

  2. Пить воду из чашки, которую держит взрослый

  3. Сидеть во время кормления на специальном стульчике

  4. Держать ложку

  5. Пользоваться салфеткой

9. Ребенок 8ми месяцев плохо сидит, гулит редко, слогов не формирует, пьет из чашки, которую держит взрослый, узнает мать – проявляет эмоциональное оживление. Оцените психомоторное развитие:




  1. Соответствует 1 гр НПР

  2. Соответствует 2 гр НПР

  3. Соответствует 3 гр НПР

10. В каком возрасте ребенок находится на 2х разовом дневном сне:




  1. 6 месяцев

  2. 7 месяцев

  3. 8 месяцев

  4. 9 месяцев

11. В комплексе № 1 используются следующие элементы массажа:




  1. Поглаживание, растирание

  2. Похлопывание

  3. Вибрация

  4. Разминание

12. Массаж и гимнастику с ребенком проводят:




  1. После еды

  2. За 15 минут до кормления

  3. За 30 минут до кормления или через 1 час после кормления

13. Ребенок 10 месяцев. При исследовании нервно-психического развития выяснилось, что он самостоятельно сидит и садится, начал ползать, катает мяч, машинку, открывает и закрывает крышки, двери, снимает со стержня кольца пирамиды. Знает и показывает, где у него глаза, нос, рот. По просьбе взрослого показывает различные предметы, делает «ладушки», машет «до свидания», много лепечет, повторяет за взрослыми новые слоги, говорит «мама», «баба», «дай», ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Выберите показатель, свидетельствующие об уровне развития в соответствии с возрастом:


  1. Движения общие (До)

  2. Понимание речи (Рп)

  3. Активная речь (Ра)

  4. Действия с предметами (Др)

  5. Навыки (Н)


Выберите все правильные ответы
14. Укажите основные принципы назначения режима ребенку раннего возраста:


  1. Учет состояния нервной системы

  2. Ритм кормления, согласованный с ритмом сна и бодрствования

  3. Индивидуальные особенности

  4. Количество часов ночного сна и количество отрезков дневного сна, способствующие полному восстановлению затраченной энергии

15. Укажите признаки, которые могут быть основанием для заключения о необходимости ревизии питания:




  1. Объем пищи, несоответствующий возрастной норме

  2. Отклонения в физическом развитии

  3. Сниженная резистентность

  4. Характер стула

  5. Сниженный тургор тканей

16. Какие показатели необходимо учитывать при анализе питания детей старше года в детских учреждениях:




  1. Объем пищи за сутки и в отдельные приемы

  2. Суточный набор продуктов

  3. Распределение калорий в питании детей

  4. Качественный состав пищи

  5. Наличие картотеки питания

Эталоны ответов



  1. 1, 2, 4, 5

  2. 2, 3, 4

  3. 1, 3, 4

  4. 2

  5. 3

  6. 2

  7. 1

  8. 1

  9. 2

  10. 4

  11. 1

  12. 3

  13. 4

  14. 1, 2, 4

  15. 2, 3, 4, 5

  16. 1, 2, 3, 4



ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА №1
На амбулаторном приеме мама с дочкой в возрасте 9 месяцев жизни.

Масса тела -9200 г, длина - 72 см.

Психометрия:

Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу;

Д.р. - самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками
(катает, возит, кормит);

Д.о. - стоит самостоятельно, идет вперед с поддержкой за обе руки;

Р.п. - понимает (без показа) название нескольких предметов, выполняет отдельные поручения, знает своё имя;

Р.а. - подражает взрослым и произносит за ним слоги-обозначения ("ав-ав", "кис-кис");

Н. - пьёт из чашки, придерживая её руками.
ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку.

ЗАДАЧА № 2
На амбулаторном приеме мальчик, 5 месяцев.

Масса тела 6600 г, длина - 64 см.

Психометрия:

Аз - отличает близких людей от чужих по внешнему виду;

Ас - узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации;

Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку;

Д.р. - берет игрушку из рук взрослого и удерживает в руке;

Д.о. - не может долго лежать на животе, подняв корпус, переворачивается с поддержкой со спины на живот и плачет, не стоит при поддержке за подмышки;

Р.а. - долго певуче гулит;

Н. - берет с ложки полугустую пищу.

ЗАДАНИЕ


    1. Оцените физическое развитие ребёнка.

    2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

    3. Назначите режим дня ребенку.

    4. Распишите питание ребенку.

    5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

    6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку.


ЗАДАЧА № 3
На амбулаторном приеме девочка 4-х месяцев жизни.

Масса тела - 6000 г, длина - 62 см.


Психометрия:
Аз - узнаёт близкого человека (радуется);

Ас - ищет источник звука, поворачивает голову в его сторону;

Э - появляется комплекс оживления в ответ на разговор с ним, смеется в ответ на речевое общение с ним;

Д.р. - рассматривает, не захватывает игрушки, низко висящие над ней;

Д.о. – не удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке за подмышки ноги не упираются о твердую опору;

Ра - гулит;



Н - во время кормления перестал поддерживать бутылочку руками

ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 4
На амбулаторном приеме девочка 11 месяцев.

Масса -9700 г, длина - 73 см.

Психометрия:

Э - радуется приходу детей, имеет место избирательное отношение к разным детям;

Д.р.- овладевает новыми разученными действиями с предметами (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца на пирамидку);

Д.о. - стоит самостоятельно (без опоры), делает самостоятельно первые шаги;

Р.п. - по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

Р.а. - произносит первые слова-обозначения ("дай", "мама")

Н - пьёт из чашки, придерживая ее руками, самостоятельно держит ложку и ест.

ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку



ЗАДАЧА № 5
На амбулаторном приеме девочка 2-х месяцев жизни.

Масса тела - 4 500 г, длина - 56 см.

Психометрия:

Аз - следит за движущейся игрушкой, но быстро теряет интерес;

Ас - ищущие повороты головы при звуке, при резком звуке вздрагивает и плачет;

Э - проявляет «комплекс оживления»:

Д.р. - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;

Д.о. - лежит на животе поднимает и не удерживает голову.


ЗАДАНИЕ

  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 6
На амбулаторном приеме мальчик 1 месяца жизни.

Масса 3 500 г., длина 53 см.

Психометрия:

Аз - плавное слежение за движущимся предметом; сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете;

Ас - прислушивается к - голосу взрослого, звуку игрушки;

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

Д.о. - лёжа на животе, пытается поднять голову и удерживает не более 3-х сек.
ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 7
На амбулаторном приеме мальчик 10 месяцев.

Масса – 9 500 г, длина - 75 см.

Психометрия:

Э - играет рядом с ребенком с одной игрушкой не делится, агрессивен;

Д.р. - выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, rормит, вынимает, вкладывает);

Д.о. – ползает, самостоятельно идёт вперёд с поддержкой за обе руки;

Р.п.- по просьбе взрослого находит среди игрушек знакомые предметы и даёт их;

Р.а. - подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете;

Н - хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками.
ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 8
На амбулаторном приеме мальчик 12 месяцев.

Масса - 9800 г, длина - 76 см.

Психометрия:

Д.р. - длительно занимается игрушками; по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (водит машину, баюкает куклу);

Д.о. - ходит самостоятельно без опоры;

Р.а. - подражает взрослым, повторяя за ними слоги, произносит 5-10 облегченных слов;

Р.п. - понимает названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения «дай», «принеси», понимает слово «нельзя»;

Н – самостоятельно берет чашку и пьёт из неё.

ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 9
На амбулаторном приеме девочка, 3-х месяцев жизни. Масса - 5000 г, длина - 58 см.

Психометрия:

Аз – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого;

Ас - ищет источник звука, поворачивает голову в его сторону;

Э - появляется комплекс оживления в ответ на разговор с ним, смеется в ответ на речевое общение с ним;

Д.р. - рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, низко висящие над ней;

Д.о. – лежит на животе, опираясь на предплечье и высоко поднимает голову;
ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку
ЗАДАЧА № 10

На амбулаторном приеме мальчик 8 месяцев.

Масса - 8700 г, длина - 70 см.

Психометрия:

Д.р. - длительно занимается игрушками, по-разному действует с предметами, подражая действиям взрослого (стучит, вынимает, толкает мяч);

Д.о. - сам садится, сидит и ложится, самостоятельно встает, держась за барьер; Р.а. - громко, четко произносит различные слоги;



Р.п. - на вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, по слову взрослого выполняет разученные действия («ладушки», «дай ручку»);

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки.

ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  6. Назначьте воспитательные воздействия ребенку


ЗАДАЧА № 11
На амбулаторном приеме мальчик 6 месяцев.

Масса - 9400 г, рост - 67 см.

Психометрия:

Д.р. - свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной ручки в другую;

Д.о. - переворачивается с живота на спину с поддержкой, передвигается, переставляя руки и немного подползая;

Ра - произносит отдельные слоги;

Н – пьёт из чашки с поддержкой взрослого.
ЗАДАНИЕ


  1. Оцените физическое развитие ребёнка.

  2. Оцените нервно-психическое развитие ребёнка.

  3. Назначите режим дня ребенку.

  4. Распишите питание ребенку.

  5. Назначьте комплекс массажа и гимнастики.

  1. . Назначьте воспитательные воздействия ребенку



ЗАДАЧА № 12
На амбулаторном приеме девочка 1 г 3 месяца. Масса тела – 10500 г, рост – 77 см.

ЗАДАНИЕ
1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.
ЗАДАЧА 13
На амбулаторном приеме мальчик 1 г 9 месяцев. Масса тела – 12 кг, рост – 84 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.



ЗАДАЧА 14
На амбулаторном приеме девочка 2 лет. Масса тела – 12,5 кг, рост – 86 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.



ЗАДАЧА 15
На амбулаторном приеме мальчик 3х лет. Масса тела – 15,5 кг, рост – 99 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.


ЗАДАЧА 16
На амбулаторном приеме девочка 4х лет. Масса тела – 16 кг, рост –103 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.




ЗАДАЧА 17
На амбулаторном приеме мальчик 5 лет. Масса тела – 19 кг, рост – 110 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.


ЗАДАЧА 18
На амбулаторном приеме мальчик 6 лет. Масса тела – 22 кг, рост – 117 см.

ЗАДАНИЕ


1. Оцените физическое развитие ребёнка.

2. Дайте характеристику нервно-психического развития в данном возрасте .

3. Назначите режим дня ребенку.

4. Распишите питание ребенку.




Теоретическая справка
Особенности развития детей раннего возраста
Ранее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.

Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развитие всех функций мозга. Ребёнок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, ребёнок овладевает речью.

Быстрый темп развития ребёнка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего, скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребёнка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребёнком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период ребёнок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведёт к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребёнка – 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй сигнальной системой, ребёнок осознаёт себя как личность; 6-7 лет – период школьной зрелости.

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребёнка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребёнком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребёнка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами. В это время ребёнок особенно нуждается в хорошем уходе, щадящем его нервную систему режиме.

Быстрый темп развития ребёнка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершённость формирующихся умений и навыков.

В первые три года жизни ребёнка отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин), меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в ясли и т.д.).

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребёнка много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребёнка и более раннего формирования той или иной функции.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., необходимых в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большей степени связано с настроением ребёнка, и если удаётся поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро.

Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсорные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп из развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение - естественное состояние ребёнка, способствующее интеллектуальному его развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – кормления, бодрствования ребёнка, формирования его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить ребёнка смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, ещё не понимая смысла обращений к нему речи взрослого, дети реагируют на её интонацию, эмоциональный настрой, легко улавливают и заражаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.



В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния ребёнка.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях ребёнок не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз, меняя своё поведение, что является для них непосильной задачей. Так, сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в детском учреждении, требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями.

Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Это не значит, что ему можно разрешать делать всё, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать всё, что захочется ребёнку, вредны. В одном случае он должен себя постоянно сдерживать, что для него составляет большой труд, в другом – у него не формируются умения и навыки, необходимые ему для жизни. Прежде всего, запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования их выполнения должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например, всегда надо требовать, чтобы ребёнок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите. Однако этих запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

С раннего возраста у детей формируют самосознательность. Выполнение действий ребёнком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: ''Я сам''. Эту потребность ребёнка в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько это возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребёнок попытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения ребёнка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение его деятельности. Ребёнок в раннем возрасте не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, скажем, игру и немедленно заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем даёт установку на новый вид деятельности.

При воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: один из них утомляется быстрее и чаще требует во время игры смены спокойных и подвижных игр, более раннего укладывания спать, чем другие. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл взрослый; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни дети легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребёнка не только помогает найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определённых черт его личности.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, опрелости, ребёнок несвоевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребёнка, создания у него уравновешенного настроения.


Антенатальная охрана плода


Здоровье ребёнка полностью зависит от благоприятного течения антенатального периода, поэтому необходимо уделять самое большое внимание развитию будущего ребёнка именно в этот период.

В конце XX столетия возникла наука ''внутриутробная педагогика''. Опираясь на знания закономерностей внутриутробного развития ребёнка, она сформулировала основные правила поведения беременных женщин.



В конце первого месяца формируются все отделы головного мозга. Кстати, он растёт очень быстро: в 2 месяца его вес 2 г, в 5 месяцев – 20-24 г, в 7 месяцев – 120 г, в 9 месяцев – 290-305 г. с одной стороны, мозг младенца формируется по наследственной генетической программе, а с другой – благодаря той информации, которая поступает из внешней среды, трансформируясь через тело матери, через её органы чувств, на органы чувств ребёнка.

В настоящее время установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять и даже прекращать) формирование нейронных структур мозга. Очень важно в этот период маме получать позитивную информацию от общения с природой, музыкой, живописью.



На втором месяце внутриутробного развития происходит дифференциация всех остальных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и т.д.). нервная система ребёнка начинает функционировать очень рано. Об этом свидетельствуют первые хаотичные движения младенца ручками и ножками, которые мама пока не ощущает. Ребёнок может сжимать кулачки, поворачивать головку. Эти первые движения положительно влияют на развитие нервной системы. В это же время у ребёнка начинают функционировать органы равновесия – вестибулярный аппарат, который фиксирует не только положение ребёнка, но и все движения матери. Мама ходит, ложится, сидит, наклоняется, ускоряет или замедляет движения – всё это воспринимается вестибулярным аппаратом и специальными нервными датчиками, расположенными в суставах и мышцах ребёнка. Мозг перерабатывает поступающую информацию и подаёт соответствующую команду мышцам.

Каталог: files -> kafedry -> kafedra-gospitalnoj-pediatrii -> doc
doc -> Учебное пособие Оренбург 2013 удк е. В. Плигина
doc -> Диффузные заболевания соединительной ткани у детей
kafedry -> Планы семинарских занятий по биоэтике для медико-профилактического факультета 1 курса (2 семестр) Тема №1. Исторические и логические основания биоэтики (2часа) План занятия: Предпосылки возникновения биоэтики
kafedry -> Перечень экзаменационных вопросов по нервным болезням, для студентов IV курса педиатрического факультета
kafedry -> Указатель включенных материалов Аллергический ринит Атопический дерматит Бронхиальная астма
doc -> Задача n 1 Девочка 11 лет, больна 1 год, жалобы на "голодные"


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница