Учебное пособие для самоподготовки студентов мдк 01. «Теория и практика микробиологических исследований»



Скачать 279.92 Kb.
страница1/7
Дата02.05.2016
Размер279.92 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»



Учебное пособие для самоподготовки студентов

МДК 4. 01. «Теория и практика микробиологических исследований»
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Квалификация: « Медицинский лабораторный техник»

Курс: 4


Семестр: 7
Количество часов 101.

Практика 78.

Внеаудиторная работа: 23.

2014 г.

Рассмотрено на ЦМК

«Лабораторня диагностика»

«___» _________2014 г

________________ Подпись_________

Маятникова Н.И.



«Утверждаю»

Экспертный совет при информационно-методи

ческом центре АМК

«__» __________ 200___ г

_____________________

Учебное пособие составлено преподавателем первой квалификационной категории Кудрявцевой Валентиной Ивановной в соответствии с ФГОС СПО по дисциплине « Теория и практика микробиологических исследований»



Рассмотрено на ЦМК «Лабораторная диагностика» и рекомендовано к использованию по специальности 31.02.03 на практических занятиях « Теория и практика микробиологических исследований»

Содержание

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Занятие №1

Тема: Проведение микробиологической диагностики микоплазмозов и хламидиозов.

6

Занятие №2

Тема: Проведение микробиологической диагностики актиномикозов и накордиозов.

6

Занятие №3

Тема: Проведение микробиологической диагностики риккетсиозов.

6

Занятие №4

Тема: Проведение микробиологической диагностики чумы и туляремии.

6

Занятие №5

Тема: Проведение микробиологической диагностики сибирской язвы.

6

Занятие№6

Тема: Проведение микробиологической диагностики псевдотуберкулёза.

6

Занятие №7

Тема: Проведение микробиологической диагностики бруцеллёза.

6


Занятие №8

Тема: Проведение микробиологической диагностики легионеллёзов.

6

Занятие № 9

Тема: Проведение вирусологической диагностики вирусных инфекций. Индикация и идентификация вирусов.

6


Занятие № 10

Тема: Проведение микробиологической диагностики ДНК – вирусных инфекций.

6


Занятие № 11

Тема: Проведение микробиологической диагностики РНК – вирусных инфекций.

6

Занятие № 12

Тема: Проведение вирусологической диагностики простого и опоясывающего герпеса.

6


Занятие № 13

Тема: Проведение микробиологической диагностики ВИЧ - инфекции

6



Пояснительная записка.
Учебное пособие предназначено для использования на практических занятиях по дисциплине: МДК 4. 01. « Теория и практика микробиологических исследований, 4 курс 7 семестр.

Цикл состоит из 13 занятий, после изучения которых проводится дифференцированный зачёт.



Разделы:

  1. Бактерии – внутриклеточные паразиты. Проведение микробиологической диагностики.

2. Поведение микробиологической диагностики особо опасных инфекций.

3. Вирусология.


После изучения названных разделов студенты должны:
Знать:

  • морфологию, культуральные свойства возбудителей риккетсиозов, актиномикозов, нокардиозов, чумы, туляремии, псевдотуберкулёза, сибирской язвы и др. бактерий.

  • морфологию, классификацию и культивирование вирусов.

  • методы микробиологической диагностики изучаемых инфекционных заболеваний.

  • - принципы постановки серологических реакций, омпоненты к ним.

  • технику безопасности при работе с инфицированным материалом.

Уметь:

  • забирать инфицированный материал при названных инфекциях в зависимости от локализации процесса,

  • проводить микробиологическую диагностику названных заболеваний поэтапно (микроскопия, бактериологический, серологический, биологический методы исследования).

  • соблюдать технику безопасности при работе с инфицированным материалом,

  • решать производственные и ситуационные задачи по изученным темам.

Медицинский лабораторный техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес-сиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий


в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Медицинский лабораторный техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
Занятие № 1
Тема: Проведение микробиологической диагностики микоплазмозов и хламидиозов.
Цель: научиться диагностировать заболевания, вызываемые хламидиями и микоплазмами.
Тип занятия: практическое и элементами УИРС.
Задачи:

- зарисовать схему микробиологической диагностики микоплазмозов;

- зарисовать схему микробиологической диагностики хламидиозов;.

- закрепить умения приготовления мазков – отпечатков,


Планируемые результаты:
Знать:

- что такое микоплазмоз,

- что такое хламидиоз,

- пути передачи этих инфекций, источники заражения,

- терминологию;

Уметь:

- соблюдать ТБ при заборе биоматериала,

- проводить микробиологическую диагностику микоплазмозов и хламидиозов,
- готовить мазки – отпечатки.

- ставить серологические реакции для диагностики микоплазмозов и хламидиозов,


- работать с учебной и справочной литературой.
- решать ситуационные задачи.
Дидактическая база занятия:

- методические указания для самоподготовки студентов на практических занятиях,

- мульмедиа,

- сборник ситуационных задач.


Вводимые понятия: хламидии, микоплазмы M.pneumoniae, ВОЗ, уреоплазма.
Мотивация: По статистике ежегодно хламидиозом в мире заболевает 100 млн. человек, а число инфицированных хламидиями людей на всем земном шаре по самым скромным подсчётам достигает одного миллиарда. По данным ВОЗ и многочисленных отечественных и зарубежных исследователей, урогенитальный хламидиоз является одним из самых распространённых заболеваний, передаваемых
половым путём, поэтому серьёзную проблему для современной венерологии представляет поиск максимально эффективных средств лечения так называемых негонококковых воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы. По разным данным, от 5 до 15 % молодых сексуально активных людей поражены хламидийной инфекцией. У пациентов дерматовенерологических диспансеров Российской Федерации данная инфекция встречается в 2—3 раза чаще, чем гонорея. Частота негонококковых воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы в 5—6 раз превышает таковую у гонореи, их инкубационный период более длительный, клинические проявления менее выражены, чаще возникают осложнения, среди возбудителей преобладают хламидии. Широкое распространение хламидийной инфекции связано, прежде всего, с бессимптомным течением заболевания.

Микоплазмоз - инфекция обладает лишь условной опасностью для организма человека. Потому выявление данного микроорганизма при исследовании не означает выявление заболевания.

1 этап: теоретические основы - прочесть и записать в протокольную тетрадь:
Хламидии - прокариоты, внутриклеточные паразиты. Полная зависимость от клетки хозяина обусловлена неспособностью хламидий синтезировать АТФ, это как бы "энергетические паразиты". По морфологии это мелкие грамотрицательные кокковидные микроорганизмы. Цикл развития хламидии: элементарные тельца - ретикулярные тельца - деление - элементарные тельца - совершается в течение 40-72 часов.
Химический состав хламидий сложный: они содержат ДНК и РНК, белки, липиды, углеводы. Имеют два вида антигенов: термостабильные групповые, общие для всех хламидий, и термолабильные.
Хламидии вызывают острые и хронические болезни человека, млекопитающих, птиц.

Урогенитальный хламидиоз вызывается Chlamidia trachomatis и является в настоящее время самым частым заболеванием, передающимся половым путем, значительное труднее поддается лечению, бывает ассоциирована с другими заболеваниями, передающимися половым путем (гонококки, трихомонады, вирус простого герпеса и др.).

Возбудитель хламидиоза - уникальный микроорганизм. Хламидии обитают внутри живой клетки, подобно вирусу, но по своему строению скорее напоминают бактерии.


Причины заболевания: заражение хламидиозом обычно происходит половым путём, однако передача происходит не во всех случаях: во время полового контакта хламидиозом заражается 1 из 4. Имеют значение половые контакты любого рода: вагинальный, оральный или анальный. Женщины более восприимчивы к хламидиозу. Также возможен контактно-бытовой путь передачи. Дети могут заразиться хламидиозом при прохождении через инфицированные родовые пути, а также внутриутробно.

Инкубационный период (время от заражения до появления первых симптомов) составляет 2-3 недели.


Симптомы: пациенты могут жаловаться на выделения из уретры (мужчины), влагалища (женщины) белого, желтого цвета или прозрачные. От нормальных выделений они могут отличаться неприятным запахом  или желтоватым оттенком. Иногда возникает болезненность, жжение при мочеиспускании или половом акте, покраснения и зуд у наружного отверстия мочеиспускательного канала.

При развитии осложнений больные жалуются на боли в области промежности, мошонки, прямой кишки, женщин беспокоят боли внизу живота, в области поясницы.

Хламидиоз отличается от многих других инфекций, передающихся половым путем тем, что он поражает не только половые органы, но и нижние отделы мочевыделительной системы. Клиническая картина часто стертая, заболевание в хронической форме, то в этом случае симптомы вообще практически отсутствуют.

Микоплазмоз: Женщины, особенно девочки, могут заразиться непрямым путем, при пользовании в быту простынями, полотенцами, нижним бельем, мочалками и другими предметами личной гигиены. В случаях несоблюдения норм стерилизации в медицинских учреждениях инфекция может быть занесена инструментарием, использующимся в гинекологических и урологических кабинетах. Такие случаи встречаются редко и, обычно, человек становится носителем микоплазм, но при этом не болеет микоплазмозом. Основным путем заражения данным заболеванием является половой контакт без использования презервативов. Существует риск внутриутробного инфицирования плода, но вероятность его, как правило, невелика, т.к. плацентарная оболочка надежно защищает плод от попадания инфекции. В случаях, когда мать является носителем инфекции, заражение новорожденного микоплазмозом может произойти при прохождении через родовые пути. Наличие микоплазм у беременных особенно чревато негативными последствиями. У беременных женщин микоплазмы встречаются довольно часто и приводят к различным заболеваниям урогенитального тракта и к поражению плода на разных стадиях его развития. Это, в свою очередь, приводит к непроизвольному аборту или формированию внутриутробной инфекции. Данные болезнетворные бактерии также могут изменять хромосомный аппарат клеток, что приводит к нарушениям эмбрионального развития с возникновением морфологических аномалий и пороков развития. Уреаплазмы, являющиеся подвидом микоплазмы, верхних отделов генитальной области может привести к воспалительным процессам, ведущим к нарушениям репродуктивной функции организма. Они могут стать причиной самопроизвольных абортов и бесплодия, как у женщин, так и у мужчин. Уреаплазмы выявляются у женщин, страдающих от бесплодия, в цервикальном канале. У мужчин уреаплазмы отрицательно влияют на подвижность сперматозоидов, что приводит к невозможности иметь детей. Микоплазмы – внутриклеточные микробы. В медицинской классификации занимают промежуточное положение между бактериями, грибами и вирусами. Паразитируя на клетках других организмов, получают из них основные питательные вещества. Обычно обитают на слизистых кишечного, дыхательного и мочеполового трактов.

Микоплазмы могут вызвать инфекционно-воспалительные процессы, такие как воспалительные заболевания горла, бронхит, пиелонефрит, уретрит, простатит, артрит, сепсис, патологии беременности и плода, послеродовый эндометрит. Обладая змеевидной формой, микоплазма прикрепляется к клеткам эпителия и нарушает их работу, как бы вклиниваясь между ними. Во внешней среде эти микроорганизмы быстро гибнут, т. к. не имеют клеточной оболочки. Если у пациента обнаружен воспалительный процесс урогенитальной системы, то в 7 случаях из 10 обнаружится наличие болезнетворных бактерий в анализе больного. Симптомы генитального микоплазмоза очень схожи с симптомами других заболеваний, передающихся половым путем.
II. Самостоятельная работа студентов.
Оснащение занятия:

1.Бульонная культура бактерий,

2.Среды для культивирования микоплазм .

3.Куриные эмбрионы.

4. Компоненты для постановки серологических реакций.

5. Бактериологические петли, спиртовки.

6. Микроскопы.

7. Люминесцирующие сыворотки к микоплазмам.

8. Методические указания для самоподготовки студентов.

9. Электронные презентации.


Задание №1
Записать в таблицу способы забора материала при хламидиозах:


  1. Соскоб со слизистых




  1. Сперма от мужчин




  1. Кровь




  1. Моча





Д иагностика хламидиоза сложна, поскольку Chlamydia trachomatis - внутриклеточный паразит.
Задание № 2
Записать методику постановки полимеразной цепной реакции.

Одним из самых современных методов молекулярной биологии является метод ПЦР диагностики – полимеразная цепная реакция.  Теоретически метод ПЦР диагностики позволяет обнаружить даже единственную копию чужеродной ДНК в образце, что позволяет говорить об отсутствии у него предела чувствительности, имеет абсолютную специфичность, то есть если метод ПЦР диагностики выполнен правильно, то он не дает ложноположительных результатов. Метод ПЦР диагностики позволяет в минимальной пробе определить наличие возбудителя болезни и начать лечение своевременно.

Материалом для проведения исследований методом ПЦР служат, как правило, биологические жидкости и выделения организма: кровь, моча, слюна, мокрота. Анализ крови для исследования методом ПЦР берется обычно натощак. Хорошие результаты дает метод ПЦР диагностики и при изучении соскобов эпителиальных клеток слизистой оболочки уретры и цервикального канала. Этот анализ лучше всего провести по истечении 24 часов после полового акта.
Задание № 3
Записать в протокольную тетрадь методику микробиологической диагностики микоплазмозов. Составить схему.


  1. Прямой вариант МФА с констрактированием фона.

  2. Приготовить микропрепараты из нативного исследуемого материала, фиксировать в ацетоне 10 минут, окрашивать 10 – 15 минут при 37 гр. люминесцирующим глобулином М. пневмония, или уреаплазма во влажной камере.



Задание № 4
Приготовить микропрепарат из материала с возбудителями хламидиоза, изучить морфологию. Зарисовать.
Алгоритм действия:

  1. Мазок готовить из нативного материала по общепринятой методике.

  2. Фиксировать в ацетоне 10 – 15 минут.

  3. Окрасить по методу Гимзы.

  4. Микроскопировать под иммерсионной системой.

Планируемые результаты: хламидии окрашиваются в фиолетовый цвет, располагаются внутри клеток и внеклеточно. Имеют вид круглых или овальных образований ( ретикулярные и элементарные тельца).

III. Закрепление:

Ответить на вопросы:

1. Расскажите, какой материал исследуется на микоплазменную инфекцию.

2. Расскажите, какой материап исследуется на хламидийную инфекцию.

3. Перечислите питательные среды для культивирования микоплазм.

4. Поясните, что такое перевиваемые культуры.

5. Составьте алгоритм действия пересева микоплазм с агарового блока в жидкую питательную среду.

6. Назовите различия и общие свойства для микоплазм и хламидий.
7. Расскажите о морфологии хламидий.

8. Проследите общие особенности хламидий и микоплазм.

9. Перечислите заболевания, вызываемые хламидиями.

10. Поясните, почему хламидиозы трудно поддаются лечению.

11.Расскажите о цикле развития и размножения хламидий.

12. Перечислите питательные среды для культивирования хламидий.

13. Поясните, почему микоплазмы плохо растут на искусственных питательных средах?

14. Расскажите о культивировании хламидий.




Провести тестирование:


1. Морфология миколлазм

а) грамотрицательные, подвижные, образуют споры,

б) грамположительные, неподвижные, полиморыные,

в) грамотрицательные, неподвижные, полиморфные.


2. Отличие микоплазм от других бактерий

а) образование спор,

б) отсуствие клеточной стенки,

в) наличие капсулы


  1. Културальные свойства микоплазм

а) растут на МПА,

б) растут на средах Гисса,

в) растут на средах с добавлением дрожжевого экстракта и нативной сыворотки.


4. Колонии микоплазм на питательных средах:

а) крупные, шероховатые,

б) мелкие, с уплотнением в центре и прорастанием в среду,

в) мелкие, гладкие, с металлическим блеском.


5. При росте микоплазм на сывороточном бульоне:

а) не даёт помутнения,

б) образуется помутнение и резкий запах,

в) образуется помутнение и пристеночный рост.


6. Микоплазмы окрашиваотся по методу:

а) Грама,

б) Бурри – Гинса,

в) Ожешко.


7. Заболевания, вызыва-емые микоплазмами:

а) ОРЗ и пневмония,

б) сердечно – сосудистые заболевания,

в) оба варианта верны.


8. Источником инфек-ции при микоплазмозах являютя:

а) вода открытых водоёмов,

б) больной человек,

в) млекопитающиеся.


9. Материал для иссле-дования при микоплазмозах:

а) моча,кровь, испражнения,

б) мокрота, мазок из зева, смывы из носоглотки,

в) сенивеальная жидкость, отделяемое из уретры и влагалища.


10. Способы размноже-ния микоплазм:

а) поперечное деление,

б) митоз,

в) спорами.


Задание на дом:

  • заполнить схему алгоритмов «Характеристика хламидий и микоплазм»

Повторить: микробы – внутриклеточные паразиты.

Литература: протокол практического занятия № 1,

К.Ф. Черкесс, микробиология, стр. 46 – 53; стр. 221- 227.



Занятие № 2

Тема: Проведение микробиологической диагностики актиномикозов и нокардиозов.

Цель: научиться диагностировать заболевания, вызываемые актиномицетами и нокардиями.

Тип занятия:

практическое и элементами УИРС.



Задачи:

- готовить микропрепараты,

- развести исследуемую и контрольную сыворотку;

- зарисовать схему микобиологической диагностики нокардиозов и актиномикозов;

- зарисовать схему заражения куриного эмбриона.


Планируемые результаты:
Знать:

- морфологические и культуральные своства возбудителей;

- принципы микробиологической диагностики;

- заболевания, вызываемые данной группой возбудителей.

- терминологию;
Уметь:

- учитывать результат реакции;

- работать с учебной и справочной литературой.
Дидактическая база занятия:

- методические указания для самоподготовки студентов на практических занятиях,

- мульмедиа,

- сборник ситуационных задач.


Вводимые понятия:

нокардии, актиномицеты, саптикопиемия, пневмония, абсцесс мозга, друзы, лимфогенный и геиатогенный путь передачи.



Мотивация: Морфология актиномицетов сходна с микробактериями туберкулеза (кислотоустойчивы, образуют мицелий, который легко септируется, при этом образуются кокковидные и бациллярные формы различной длины. Могут образовывать ветвящиеся формы, палочки с булавовидным утолщением на одном конце, цепочки палочек различной длины. Неподвижны. Капсул не имеют. Поэтому важно провести идентификацию этих заболеваний.

1 этап: теоретические основы - прочесть и записать в протокольную тетрадь:

Нокардиоз - острое или хроническое, нередко септикопеимическое заболевание внутренних органов (легких, кожи, подкожной клетчатки и слизистых покровов, поражение костей и образование свищей. Заболевание впервые описано Э. Нокардом в 1888г. у быка, а в1890г. Эппингер описал плевропневмонию с абсцессом мозга у человека. Заболевание сходно с актиномикозом или туберкулезом, но не образует в тканях зерен и друз. По классификации Берги род Nocardia вместе с 19 другими родами выделен в самостоятельную группу нокардиоморфных актиномицетов. Наиболее часто возбудителем является Nocardia asteroids.

Культуральные свойства: аэробы, хорошо растут на простых средах, но рост медленный. Оптимум температуры 37 градусов, pH - 6,8-7,2. Колония восковидные, образуют пигмент (водонерастворимый от желтого до оранжево-красного цвета. На поверхности колонии может быть белесый мицелий. Размножаются бинарным делением или путем образования артроспор, возникающих при фрагментации нитей. Различные виды нокардий отличаются друг от друга биохимическими свойствами (гидролиз казеина, желатина, свертывание и пептонизация молока, ферментация углеводов и т.д. Все нокардии образуют уреазу. У нокардии есть несколько общих антигенов с микобактериями. Факторами патогенности являются белковые и полисахаридные компоненты клеточной стенки и миколовая кислота. Резистентность - нокардии устойчивы во внешней средеи к прямым солнечным лучам, поэтому в почве сохраняются длительное время.

Эпидемиология:

в России нокардиозы встречаются редко, часто регистрируются в странах тропического и субтропического климата. Естественная среда обитания нокардий - почва, где они и размножаются. Путь заражения - аэрогенный (через пыль), реже - алиментарный (при употреблении сырого молока больных животных; через поврежденные слизистые покровы и кожу (при попадании зараженной нокардиями почвы).



Патогенез и клиника:

входные ворота инфекции - слизистая оболочка дыхательных путей, кишечника, коньюктивы глаза, раны. Нокардиоз обычно развивается на фоне понижения резистентности организма (хроническое заболевание крови, онкологических процессах, длительном лечении кортикостероидами, иммунодепрессантами, противоопухолевыми антибиотиками. Обычно нокардиоз начинается как легочная инфекция, для которой характерно появление мелких бугорков, напоминающие туберкулезные. Затем процесс может развиваться местно (каверны, абсцессы, свищи) или происходит распространение возбудителя по организму лимфогенным или гематогенным путем (абсцессы мозга, почек и др. органов). Иммунитет: - нестерильный, носит клеточный характер.



Актиномицеты также, как и нокардий, способны образовать мицелий. Сходны с туберкулезными палочками по морфологии, но в отличие от нокардий, являются факультативными анаэробами. Длительное время актиномицеты классифицировали как грибы, но изучение морфологии позволило отнести их к бактериям (отсутствие четко выделенного ядра, чувствительность к бактериофагам и антибиотикам и т. д.). Род образует тонкие, слегка изогнутые палочки, часто образуют нити и мицелий. Палочковидные формы способны к ветвлению. Актиномицеты входят в состав микрофлоры полости рта и ЖКТ, поэтому рассматриваются как условно-патогенные. Типовой вид - Actinomyces bovis. Заболевания, вызываемые ими обозначают термином "актиномикозы". Первое описание поражений у человека привел Израэль (1878г. ). Актиномикозы регистрируются практически во всех странах мира; больные составляют 2,5-10% всех пациентов с хроническими гнойными процессами различной локализации; мужчины болеют в 2 раза чаще, чем женщины.

Предрасполагающие факторы:

- травмы ротовой полости;

- периодонтиты;

- различные манипуляции осложнения после операций;

- осенне-зимний период года, что связано с ростом простудных заболеваний, обеспечивающих благоприятный фон для развития актиномикозов. 10% - 20% поражений составляет торокальный актиномикоз (поражение легких и плевры).
II этап - самостоятельная работа студентов:

Оснащение занятия:


  1. Набор красителей по Граму

  2. Набор пробирок

  3. Стерильные пипетки

  4. Физраствор

5. Красители по Романовскому - Гимзе

6. Методические указания для студентов

7. Микротаблицы

-"Лабораторная диагностика нокардиозов"

-"Лабораторная диагностика актиномикозов"

8. Электронные презентации:

- Нокардиозы

- Актиномикозы



Задание №1
Заполнить таблицу.

Материал

Способы взятия

1. Гной (из свищей)

2. Гной (из абсцессов)

3. Мокрота.

4.Ликвор







Задание№2

1. Из предложенной культуры приготовить микропрепарат, окрасить по Граму; промикроскопировать, зарисовать.

2. Определить по морфологическим признакам вид культуры (предположительно),

Планируемые результаты: обнаружение в микропрепарате друз (скоплений) A.Israelii в эксудате или гнойном отделяемом из очагов поражения (тельца Боляингера или серные гранулы размер 0,3-2 мм.) указывают на наличие актиномицетов.

Задание № 3
Зарисовать схему лабораторной диагностики нокардиозов.
Задание № 4
Зарисовать схему лабораторной диагностики актиномикозов.
Задание № 5
Записать в протокольную тетрадь сходства и различия в диагностике нокардиозов и актиномикозов, пользуясь схемами и методическими указаниями.
III. Закрепление:
Ответить на вопросы:


  1. Расскажите о морфологических признаках нокардий,

  2. Охарактеризуйте культурные свойства нокардий,

  3. Назовите заболевания, вызываемые нокардиями. вызываемые нокардиями,

  4. Расскажите, какой материал и как забирается для микробиологической диагностике нокардиозов. Основные методы лабораторной диагностики нокардиозов,

  5. Назовите морфологические и культурные свойства актиномицетов,

  6. Поясните, по каким признакам актиномицеты относят к бактериям,

  7. Назовите Заболевание, вызываемые актиномицетами,

  8. Перечислите материал для исследования при актиномикозах,

  9. Назовите методы лабораторной диагностики актиномикозов.



Ответить на вопросы « тестовой лестницы»:

Задание 1


  1. Нокардиоз – острое или хроническое заболевание внутренних органов (да, нет).

2. Нокардии размножаются бинарным делением (да, нет).

3. Нокардии являются анаэробами (да, нет).



Задание № 2
1. Среды для культивирования нокардий:

а) МПА.


б) МПБ,

в) среды с добавлением биологических жидкостей,

г) среды с пенициллином.

Задание №3


  1. Выберете правильный ответ:

Входные ворота инфекции при нокардиозе:

а) слизистые оболочки дыхательных путей,

б) слизистые кишечника и коньюктивы глаз,

в) слизистая ротовой полости.



Задание № 4
1. Нокардии устойчивы во внешней среде, поэтому:

а) длительно сохраняются в почве,

б) длительно сохраняются в воде,

в) оба варианта верны.




Задание № 5
а) Путь заражения нокардиями____________, реже_____.

б) Актиномицеты в отличие от нокардий явлются_______анаэробами.



Задание № 6

От больного 30 лет, у которого диагностировали бронхит, из мокроты, посеянной на простую среду выросли восковидные колонии с оранжево- красным пигментом. На поверхности колоний белый мицелий.



  1. О каком микробе идёт речь?

2. Перечислите заболевания, вызываемые этим микробом.
Домашнее задание: повторить « Морфология риккетсий», «Микробы – внутриклеточные паразиты» »Серологическая диагностика инфекционных заболеваний».
Литература: К. Ф. Черкесс, микробиология стр. 37-38

Н. В. Прозоркина, учебное пособие по микробиологии стр. 15-22



Занятие № 3

Тема: Проведение микробиологической диагностики риккетсиозов.
Цель: научиться диагностировать заболевания, вызываемые риккетсиями.
Тип зантия: практическое и элементами УИРС.
Задачи: - раститровать исследуемую сыворотку,
Планируемые результаты:
Знать:

- что такое риккесии,

- особенности культивирования риккетсий,

- технику постановки РА с риккетсионным диагностикумом,

- понятие «диагностический титр»

- заболевания, вызываемые риккетсиями,

- терминологию;

Уметь:

- готовить ингредиенты для РА,

- соблюдать ТБ при постановке РА,

- ставить реакцию,

- учитывать результат реакции

- работать с учебной и справочной литературой,

- решать производственные задачи.
Дидактическая база занятия:

- методические указания для самоподготовки студентов на практических занятиях,

- мульмедиа,

- сборник ситуационных задач.


Вводимые понятия: риккетсии, сыпной тиф, аэробы, внутриклеточные паразиты, перевиваемые ткани и клетки, болезнь Брилла, эпидемический блошиный тиф, риккетсии Провачека.

Мотивация: В 1910 г. американские исследователи Риккетс и Вильнер, изучая этиологию мексиканского сыпного тифа, в крови больных и кишечнике вшей обнаружили своеобразных грамотрицательных микробов, имеющих форму кокков или коккобацилл, которые не росли на обычных питательных средах. Аналогичные микроорганизмы были обнаружены в 1913 г. чешскими учеными Провачеком и Хеглером в кишечнике вшей, снятых с больных европейским сыпным тифом. В дальнейшем было установлено, что подобного рода микроорганизмы довольно широко встречаются в природе, их удается обнаружить у людей и при других заболеваниях, сходных по клинической картине с сыпным тифом. Эти микроорганизмы довольно часто обнаруживаются в организме кровососущих членистоногих (клещей, вшей и блох), а также у различных грызунов и при ряде заболеваний у диких и домашних животных. В честь Риккетса, погибшего во время экспериментов от сыпного тифа, эти микроорганизмы названы риккетсиями.
1 этап: теоретические основы - прочесть и записать в протокольную тетрадь:

Риккетсии, мелкие болезнетворные бактерии, размножающиеся только в клетках хозяина; названы по имени американского учёного Х. Т. Риккетса (Н. Т. Ricketts; 1871—1910), нашедшего в 1909 возбудителя пятнистой лихорадки Скалистых гор. Риккетсии - короткие, с закруглёнными концами палочки (0,3- 0,3—2 мкм), располагающиеся одиночно или парами; неспороносные, неподвижны, грамотрицательны, размножаются поперечным делением..

риккетсиями. Риккетсии занимают промежуточное положение между бактериями и вирусами: по морфологии и величине риккетсии не отличаются от грамотрицательных бактерий, но, подобно вирусам, являются внутриклеточными паразитами и не растут на искусственных питательных средах. В настоящее время насчитывается более 32 видов риккетсий, из них 11 видов, патогенных для человека.

Морфология. По форме и размерам риккетсии представляют довольно разнообразную группу. П. Ф. Здродовский выделяет четыре формы или типа риккетсий: 1тип а — кокковидные формы. Они образуют форму гимнастических гирь, в которых отдельные шарики соединяются промежуточным т мостиком. Окрашиваются равномерно.
2 тип в - палочковидные формы. Имеют форму коротких палочек. При окраске по методу Романовского в теле риккетсий наблюдаются два мелких хроматиновых тельца.
3 тип с- бациллярные формы. Имеют форму длинных изогнутых палочек с наличием у них внутри протоплазмы двух, а иногда и четырех полюсно расположенных зернышек, более крупных размеров, чем у палочковидных форм.
4 тип d, или нитевидные мицеллярные формы Длинные, разнообразно изогнутые нити с наличием большого количества зерен.


Риккетсиоз – это инфекционное заболевание животных и человека, вызванное риккетсиями, то есть распространяется через кровососущих насекомых разносчиков инфекции. 



Риккетсиоз у человека бывает в следующих формах: 
- вшивый, или эпидемический, сыпной тиф, а также болезнь Брилла


- его рецидивная форма; 

- крысиный (блошиный), или эндемический, сыпной тиф; 
- средиземноморская, или марсельская, лихорадка;


- клещевой сыпной тиф Северной Азии, или клещевой риккетсиоз
- клещевой североавстралийский сыпной тиф;


- везикулезный и осповидный риккетсиоз;

- японскаяречная лихорадка цуцугамуши;

Ку-лихорадка

- волынская траншейная (окопная) лихорадка, или пятидневная лихорадка; 

- пароксизмальный клещевой риккетсиоз.




Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Сценарий внеаудиторного мероприятия
2015 -> Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»
2015 -> Классный час: «Мама, подари мне жизнь!»
2015 -> Влияние стресса на здоровье (круглый стол)
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> Сестринский уход при сахарном диабете
2015 -> Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
2015 -> Внешняя и внутренняя культура сестры милосердия, медицинской сестры в различные исторические периоды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница