Учебное пособие Санкт-Петербург



страница1/7
Дата23.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7
БЛЕДНОВА В.Н., ЕФИМОВ - КОМАРОВ В.Ю.,

ШЕПЕЛЕВА М.И.
Компетентностный подход моделирования

здорового образа жизни студента

Учебное пособие

Санкт-Петербург,

2013
В учебном пособии рассматриваются теоретические основы, сферы реализации и технологии физкультурной деятельности, направленные на овладение студентами социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных возможностей организма, укрепления здоровья. Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов творческих гуманитарных вузов.

ISBN-594778-058-5

© В.Н. Бледнова, 2013, © В.Ю. Ефимов - Комаров, 2013, © М.И. Шепелева 2013, © Санкт - Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2013.



ВЕДЕНИЕ

Современная наука рассматривает здоро­вье не только как состояние организма, но и как ценность. При этом одной из главных при­чин многих заболеваний является недостаточ­ная образованность людей в области своей «природы». Человек виновен в своих болезнях, приобретенных им в силу несоблюдения пра­вил здорового образа жизни. «Здоровье все­гда выступает как некоторое отношение ответ­ственности: матери к своему будущему ребен­ку, родителей к детям, врачей к пациентам, государства к населению, человека к самому себе. Здоровье - это не только некоторое со­стояние организма, существующее столь же объективно, как камни и деревья, но и цен­ность. В теме здоровья физиология смыка­ется с этикой»

Развитие человека происходило в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Сам человек, все его органы и системы тысячелетиями формировались в движении. В отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно. Генетики полагают, что за 10 000 лет существования человеческой цивилизации генотип человека не изменился ни на йоту, а условия жизни изменились до неузнаваемости. Именно из-за этого между быстрыми меняющими социальными условиями и относительно медленно меняющимися биологическими процессами возникает противоречие, о котором еще в начале века писал великий русский физиолог И.П. Павлов: «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть тела, исторически тренированную, в покое, не дать работы - это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего существа, эмоций»1.

Одной из проблем современного общества, на которую следует обратить пристальное внимание, является гипокинезия – недостаток движения. В свою очередь гипокинезия приводит к гиподинамии, которая характеризуется изменением функционального состояния организма. Снижение уровня тонуса мышц и уменьшение их объема, уменьшение силы, выносливости и координации плюс современная учеба и автоматизированное производство, которые повышают уровень эмоционального напряжения, не лучшим образом сказываются на здоровье человека.

Условия современной жизни заставили людей вести малоподвижный образ жизни. Однако движение это жизнь и человек не может и не должен существовать без него. Он может полноценно развиваться и поддерживаться на должном уровне, только при наличии достаточной систематической мышечной нагрузки. С точки зрения физиологии, человек недостаточно хорошо адаптируется к малоподвижному образу жизни. Человеческий организм в ходе своего эволюционного развития запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в какой-то период жизни, а на всем ее протяжении с раннего детства до глубокой старости.

Сотни и сотни веков человек послушно следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Например, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на энергию мышц, то сегодня 99 % энергии приходится на долю машин. За этот же срок работы мышечная активность в быту также уменьшились более чем в 20 раз.

Работа мышц — не только механические действия, помогающие орга­низму преодолевать силу тяжести. В каждом мельчайшем действии, в любом сокращении волокон, из которых состоят скелетные мышцы, в каждом натяже­нии связок и сухожилий — источник нервных импульсов, направляющихся в центральную нервную систему, а оттуда распространяющихся по всем без исключения внутренним органам. Работа мышц, таким образом, — источ­ник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань нашего организма. В результате этих импульсов улучшается состояние организма. Рефлекторные влияния от сокращающихся мышц и других звеньев двигатель­ного аппарата оказывают трофическое, т. е. стимулирующее, повышающее жизнеспособность (от греч. trophe — питание) влияние на ткани и органы. В этом их исключительно важное значение для организма.

Мышца и весь двигательный аппарат представляет со­бой самый крупный орган чувств — ведь только мышцы составляют почти по­ловину (около 2/5) массы всего тела, а если учесть еще и кости, связки и сухо­жилия, то эта величина превысит 50%. Неверно думать, что моторно - висцеральные рефлексы не несут содержательной информации и смысл присущ только тем сигналам, которые имеют определенное выражение — словесное, образное или музыкальное. Информация, поступающая от мышц, связок и сухожилий, имеет смысл, однако это смысл биологический, его «прочитывают» клетки, ткани и органы. «Язык», на котором при выполнении физических уп­ражнений мышцы обмениваются информацией с внутренними органами, на редкость насыщенный, причем это, вне всякого сомнения, самый древний из всех видов информации, это язык внутреннего общения органов и тканей меж­ду собой. Сигналы, поступающие от мышц, стимулируют обмен веществ и энергии, повышают экономичность жиз­недеятельности тканей, их работоспособность и, в конечном счете, улучшают состояние здоровья. Вот поэтому информация, возникающая в процессе мы­шечной деятельности, важна.

Мышцы не только вырабатывают исключительно ценную в биологиче­ском отношении информацию, но и преобразуют энергию. Известно, что всякая механическая работа (а мышцы, как известно, — такие органы, которые произ­водят такую работу), требует расходования энергии, поступающей в организм с пищей. Энергия питательных веществ, освобождаясь в организме, позволяет нам выполнять работу. Такая схема абсолютно верна, однако она отражает лишь одну, причем не самую главную, сторону дела. Гораздо важнее другое: потребляя, расходуя энергию, работающие мышцы накапливают ее в мышеч­ных волокнах и во всем организме.

Мышцы — это мощный генератор энергии, организующий ее накопление во всех органах и тканях организма. Моторно-висцеральные рефлексы играют роль своеобразных «приводов», через которые тканям передаются стимулы, ак­тивирующие энергетические процессы во всех тканях организма. Работая, утомляясь и восстанавливаясь, органы и ткани поднимаются на более высокий энергетический уровень. «Освоенная» нагрузка (т. е. воспринятая без ущерба для организма, когда величина мышечной работы не превышает его возможно­стей) приводит к повышению функционального состояния организма. Движу­щая сила этого повышения — приток энергии.

Двигательная активность влияет на самые основы жизненных процессов. «В основе жизни лежит сочетание трех потоков: потоков вещества, потока энергии и потока информации». — Отмечал биохимик, академик В. А. Энгельгардт (1986) — «Они качественно глубоко различны, но сливаются в некоторое единство высшего порядка, которое можно бы охарактеризовать как «биотическое триединство», составляющее динамическую основу жизни».

Конечно, научно-технический прогресс (НТП) сделал многое для здоровья и блага человека: увеличилась средняя продолжительность жизни, практически ликвидированы многие инфекционные заболевания (оспа, тиф и др.), стали несравненно лучше условия труда и особенно быта. В то же время НТП принес с собой и целый ряд негативных явлений — пребывание человека на современном производстве сопряжено с очень быстрыми ритмами, высоким эмоциональным напряжением, внезапными переключениями на другие виды деятельности и, главное — естественная потребность человека в движении сейчас в должной степени не удовлетворяется.

Научно-технический прогресс влияет на соотношение физической и умственной активности человека не только в процессе самого труда, но и на различных этапах подготовки к нему, начиная с детского возраста. Например, расширяется и усложняется содержание учебных программ, растут объемы домашних занятий. Это приводит к тому, что у учеников и студентов резко сокращается двигательная активность, доходя по некоторым данным только до 50% нормы. Защитных сил, сформированных в ходе эволюции человека, становиться уже недостаточно для нейтрализации отрицательных влияний. В первом десятилетии 21 века резко увеличилось число хронических неинфекционных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, нервно-психические, онкологические и органов дыхания, на которые падает около 90% смертности и более 70 % временной нетрудоспособности.

Как показывают результаты многочисленных исследований, для сохранения нормального состояния здоровья большинству людей необходимы дополнительные занятия физическими упражнениями в дополнение к их повседневной деятельности.

В настоящее время физическую активность, в виде выполнения различных физических упражнений необходимо рассматривать как жизненную биологическую потребность современного человека. Биологическая потребность организма человека в систематической мышечной тренировке, является одним из важнейших аргументов для обоснования необходимости внедрения физической культуры в современных условиях в режим жизни каждого студента независимо от его возраста и пола. При этом необходимо учитывать, что положительные результаты очень быстро утрачиваются при прекращении этих занятий.

Для накопления резервов, совершенствования физических качеств и поддержания функциональных возможностей организма студентам рекомендуют осуществлять двигательную активность в пределах 14-19 тысяч шагов в сутки (600-800 ккал) или заниматься различными видами физической культурой 4, 5 раз в неделю.

Многочисленными проведенными исследованиями установлено, что регулярная физическая активность в виде использования различных физических упражнений позволяет человеку:

- справиться с физиологическими требованиями повседневной жизни без дополнительной усталости;

- активно отдыхать, получая максимум удовольствия;

- нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть крайние физические напряжения и различные стрессы;

- преодолевать в организме различные дисфункции, что, в конечном счете, повышает творческую активность человека, его работоспособность и положительно сказывается на успешной сдаче экзаменов;

- повышать расход энергии, компенсировать избыток питания, улучшить обмен холестерина, снизить, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним гипертонической болезни и ишемической болезни сердца, тем самым помогает контролировать вес и бороться с ожирением;

- быстрее восстанавливать силы;

- создавать тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки;

- предотвращать возникновение различных заболеваний и лечить различные заболевания. Физические упражнения являются основными средствами лечения таких заболеваний как ожирение, некоторые формы диабета и астмы, пояснично-болевых синдромов (радикулиты, остеопорозы, неврозы и некоторые виды психологических заболеваний).

Физически активные люди меньше подвержены стрессу и напряжению. Они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабляться, но и умеют снимать напряжение с помощью определенных физических упражнений, у них меньше проблем со здоровьем.

В основе оздоровительного влияния физической тренировки лежит развитие таких изменений в организме, которые способствуют развертыванию механизма общей адаптации и эффективности функционирования всего организма человека. Исследования, проведенные на животных и людях, позволили установить, что физическая тренировка повышает сопротивляемость организма к ряду таких неблагоприятных факторов, как недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, действие высоких и низких температур, различных ядов и токсинов, радиоактивное излучение и т.д. В результате физических тренировок происходит повышение иммунитета и устойчивость к простудным заболеваниям.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

1.1. Понятие здоровья и болезни

Что такое здоровье? Состояние организма, когда нет болезни? Интервал времени между болезнями? Наша медицинская практика, здоровье так и рассматривает. Если нет болезни, значит человек здоров. Болезни бывают разные: большие и маленькие, легкие и тяжелые. Медицинская наука создала номенклатуру, насчитывающую несколько тысяч названий. Каждую болезнь описала: механизмы развития, симптомы, течение, прогноз, лечение, процент смертности и тяжесть страданий. Вроде каждому понятно: здоровье противоположность болезни. Много здоровья – меньше шансов на развитие болезни. Мало здоровья – болезнь. Поэтому большинство людей считает, что: «здоровье - это когда ничего не болит» или «здоровье - это когда проснулся и хочется горы своротить».

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Здоровье – это удивительное свойство организма человека, о котором давно Сократ сказал: «Здоровье не все; но все без здоровья – ничто».

Особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека известный русский врач и писатель В. Вересаев: «... с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!».

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Подлинная красота в гармоничном развитии – это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Улучшение состояния здоровья населения   это показатель развития общества. Здоровье это важнейший компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

В целом учение о здоровье человека имеет глобальное значение, как и физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей в этом качестве таким направлениям, как проблема охраны окружающей среды.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие "здоровье" с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александ-ровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие "здоровье индивида".2

Относительно феномена здоровья, обобщая мнения специалистов, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:

В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье — идеал. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.

Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого. При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей преумножается, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Например, П.И. Калью рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. И этот перечень является далеко не полным и поражает многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия.

Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. формируется так: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критической оценке, в том числе за ее слабую практическую применимость, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей день, пока так не появилось.

В дальнейшем ВОЗ (1999) уточнила, что приведенное выше определение здоровья, данное в начальный период формирования ВОЗ характеризует идеальную цель, к которой нужно стремиться в рамках многогранной деятельности человека и вводит новое понятие здоровья: «Все люди во всех странах должны иметь, по крайней мере, такой уровень здоровья, который позволяет им вести активную производственную и социальную жизнь в той общине, в которой они проживают».3

Сегодня в понятие здоровья вкладывается гораздо более широкий смысл и считается, что понятие «здоровье» должно помимо всего прочего включать такие формы поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. По этому поводу Владимир Иванович Даль пишет: «Здоровье - состояние животного тела или растения, когда все жизненные отправления идут в полном порядке».

Современные гигиенисты утверждают, что здоровье - это «Состояние полного социального, психического благополучия, когда все функции организма человека уравновешены с окружающей средой - природной и социальной».

Из этих определений понятия здоровья, очевидно, что здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего, социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.

Анализ всех определений здоровья позволяет выделить наиболее типичные его признаки.

1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организма, органов, гистологических, клеточ­ных и генетических структур; нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству. Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего (нормального) состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности и среды обитания.

2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Начиная с давних времен еще Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь — как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела. А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Таким образом, социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.

4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Таким образом, понятие здоровье имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, у многих молодых людей, когда они еще физически и соматически здоровы, нет стремления к сохранению и укреплению здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает здоровье, лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем.

Болезнь. Болезнь – это реакция организма на действие вредных для него факторов, характеризующаяся ограничением приспособляемости и жизнедеятельности. Здоровье и болезнь являются формами жизни во всем присущем ей многообразии. Главное биологическое назначение болезни состоит в мобилизации защитных и приспособительных механизмов.

Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают морфо - функциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме опорно-двигательного аппарата.

Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние. Любая болезнь есть поражение всего организма. Качественными изменениями организма во время болезни можно считать, в первую очередь, снижение работоспособности и плохое самочувствие человека. Это выражается в проявлении определенной симптоматики и подтверждается факторами болезненного состояния отдельных органов и систем человека.

Следовательно, отклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть болезнь. Граница между нормой и не нормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Границу между ними в ряде случаев бывает довольно сложно определить. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. С другой стороны, индивидуальная норма не может быть постоянной, жестко фиксированной в течение длительного времени. На разных этапах онтогенеза ее значение не является неизменным и должно уточняться соответственно возрасту. Сами же представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины и биологии.

Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, так называемое «предболезнь» или «третье состояние», которое характеризуется «неполным здоровьем». Состояние «предболезни» хотя и имеет уже какие-то патологические признаки, тем не менее, еще не нарушает здоровья. Предболезнь только несет в себе объективные предпосылки для нарушения здоровья. Из субъективных проявлений этого состояния можно отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боли в спине. Повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п. Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к тахикардии, неустойчивости уровня артериального давления, склонность к гипогликемии или извращению кривой сахарной нагрузки, похолодание конечностей и т.п.

Значительный вклад в развитие современных представлений о причинах заболеваемости внесли отечественные ученые: С.П. Боткин, А.А Остроумов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Бехтерев, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, З.П. Соловьев и другие ученые. Разработанные ими основы представлений о структурных, функциональных и биохимических проявлениях, связанных с многочисленными страданиями человека, показали зависимость заболеваний человека от воздействия внутренних (генетических), внешних и социальных факторов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница