Управление образования и науки тамбовской области лицензирование образовательного учреждения



страница1/4
Дата22.09.2017
Размер0.85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)



ТАМБОВ 2007

Лицензирование образовательной деятельности: методическое пособие, - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – с.

Составители:

Ю.И. Горелова, начальник отдела лицензирования, аттестации и аккредитации управления образования и науки Тамбовской области

Т.Н. Тимофеева, главный специалист отдела лицензирования, аттестации и аккредитации управления образования и науки Тамбовской области

И.Н. Кожевникова, ведущий специалист отдела лицензирования, аттестации и аккредитации управления образования и науки Тамбовской области

Н.А. Щербакова, методист ТОИПКРО

А.Г. Бабкина, юрисконсульт ТОГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


  1. Нормативно-правовое регулирование лицензирования

образовательной деятельности …………………………………………….


  1. Лицензирование образовательной деятельности ……………………..



    1. 2.1. Понятие и назначение лицензирования ……………………………




    1. 2.2. Вопросы-ответы по лицензированию ………………………………




  1. Методические рекомендации по заполнению форм документов,

представляемых на лицензионную экспертизу ……………………………
Приложения ………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших факторов достижения целей социально-экономического развития Тамбовской области является повышение эффективности государственного и муниципального управления. Эта задача должна быть решена в рамках проводимой в Российской Федерации, в том числе и в Тамбовской области, административной реформы.

Реализация административной реформы в Тамбовской области по направлению «Разработка и внедрение стандартов и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» имеет целью повышение качества и доступности предоставляемых услуг за счет сокращения времени и упрощения порядка оформления для всех категорий потребителей этих услуг. Разработка административного регламента исполнения государственной функции «лицензирование, аттестация и государственная аккредитация общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области» очень значима, так как напрямую затрагивает интересы не только потребителей данной услуги (учредителей, образовательных учреждений), а также опосредованно работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Право на ведение образовательной деятельности (и на льготы, с этим связанные) возникает с момента выдачи образовательному учреждению лицензии. Без лицензии образовательное учреждение может оказывать лишь некоторые виды образовательных услуг, по которым не проводится итоговая аттестация и не выдаются документы об образовании. Лицензирование образовательного учреждения - процедура, включающая в себя проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) ему лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности. Оно производится в соответствии со статьей 33 Закона «Об образовании» и Положением о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796).

Если же образовательное учреждение будет оказывать образовательные услуги без лицензии, то оно не только не сможет выдавать обучающимся документы об образовании и пользоваться льготами для образовательных учреждений, но и может понести ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

Объективное, профессионально грамотное проведение процедуры лицензирования и принятие управленческих решений на основании экспертных заключений оценки условий осуществления образовательного процесса являются мощным рычагом повышения качества работы каждого образовательного учреждения и развития системы образования в целом.


Настоящие методические рекомендации содержат подборку нормативных правовых актов и методических рекомендаций по заполнению форм по лицензированию.

Методические рекомендации состоят из трех частей. Первая часть содержит нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования образовательной деятельности. Действие данных нормативных правовых актов распространяется на все образовательные учреждения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также на иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Во второй части предложен анализ законодательной базы при проведении лицензирования образовательной деятельности.

Третья часть включает в себя методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых на лицензионную экспертизу.

Методические рекомендации предназначены широкому кругу читателей. Среди них руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предназначен для практического использования.

Надеемся, что содержащийся в методических рекомендациях материал поможет соискателям лицензии в оформлении пакета документов, который представляется на лицензионную экспертизу.



1. Нормативно-правовое регулирование лицензирования

образовательной деятельности
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:


  1. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

  4. Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

  5. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 № 463 «Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается».

  6. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 823 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается».

  7. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  8. Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  9. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

  10. Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

  11. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

  12. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  13. Постановление Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой»

  14. Постановление Правительства РФ от 1511.1997 № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)»

  15. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате»

  16. Постановление Правительства РФ от 0311.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»

  17. Постановление Правительства РФ от 03.03.2001 № 160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»

  18. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

  19. Постановление Правительства РФ от 08.12.1999 № 1362 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования».

  20. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 650 «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования»

  21. Приказ Минобразования РФ от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу».

  22. Приказ Минобразования РФ от 13.04.2001 № 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности».

  23. Приказ Минобразования РФ от 25.07.2000 № 2311 «Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования».

  24. Приказ Минтранса РФ от 10.05.1994 № 26 «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств».

  25. Приказ Минобразования РФ от 10.08.2000 № 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности».

  26. Приказ Госкомвуза РФ от 07.02.1994 № 106 «Об оформлении и выдаче лицензий на право ведения образовательной деятельности учреждениям профессионального образования».

  27. Приказ Минобразования РФ от 25.11.2003 № 4377 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования».

  28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.04.2005 № 112 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования».

  29. Приказ Минобразования РФ от 29.10.2001 № 3477 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки».

  30. Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 № 716 «Об организационных мерах по обеспечению учреждений профессионального образования учебной литературой».

  31. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

  32. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
    от 19.01.2005 № 3 «О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05».

  33. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».


РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:


  1. Закон Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области»

  2. Постановление администрации области от 21.02.2006 № 148 «Об утверждении Положения об управлении образования и науки Тамбовской области»

  3. Приказ управления образования области от 23.12.2003 № 962 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательной деятельности»

  4. Приказ управления образования области от 15.09.2006 № 1406 «Об утверждении Положения об оплате за проведение экспертизы по лицензированию образовательной деятельности и изготовление бланка лицензии».

  5. Приказ управления образования области от 23.12.2003 № 964 «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по лицензированию образовательной деятельности»

  6. Приказ управления образования и науки области от 09.06.2006 № 866 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения документации по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Тамбовской области».


2. Лицензирование образовательной деятельности
2.1. Понятие и назначение лицензирования
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит образовательную деятельность к тем видам деятельности, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что только при наличии лицензии можно осуществлять образовательную деятельность. До получении лицензии образовательное учреждение проходит регистрацию в налоговом органе как юридическое лицо (если учреждение только создано), занимается его оснащением, подбирает кадры, делает все возможное для организации образовательного процесса, но приступать к самому образовательному процессу имеет право только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Процедура лицензирования осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796, Положением о порядке лицензирования образовательной деятельности, утвержденным приказом управления образования и науки Тамбовской области от 23.12.2003 № 962, разработанным на основании Закона РФ «Об образовании».

Лицензирование является одним из основных видов государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Оно является составной частью единого подхода управления образования и науки Тамбовской области к процедуре экспертизы образовательного пространства и прогнозированию его дальнейшего развития, как в отдельных городах и районах области, так и в каждом образовательном учреждении.

Таким образом, лицензирование – это процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением (организацией, осуществляющей образовательную деятельность), государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений (организаций), оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, и как результат выдача или отказ в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным в ней образовательным программам.

Порядок лицензирования образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций, определяется постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», а также иными нормативными правовыми актами.

Основной задачей лицензирования образовательной деятельности является определение соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий ведения образовательного процесса государственным лицензионным требованиям. В соответствии со ст.33 Закона РФ «Об образовании» государственные лицензионные требования устанавливаются в части создания образовательным учреждением условий обучения и труда, гарантирующих сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников, а также условий (кадровое и материально-техническое обеспечение), способствующих реализации конституционных прав граждан, в первую очередь права на образование.

Лицензированию не подлежит образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (или) квалификации (п.2 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдаче документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию (письмо Министерства образования РФ от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15).

Лицензированию не подлежит также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки (п.2 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Осуществление лицензирования образовательной деятельности находится в ведении управления образования и науки Тамбовской области, за исключением лицензирования на право образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования, которое относится к компетенции федеральных органов управления образованием.

Лицензия на образовательную деятельность может быть выдана юридическому лицу, созданному в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Лицензия на образовательную деятельность в сфере профессиональной подготовки может быть выдана также организациям различных организационно-правовых форм, имеющих образовательные структурные подразделения.

Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование самостоятельно в общем порядке, установленном для образовательных учреждений законом.



2.2. Вопросы-ответы по лицензированию
Почему в перечне документов, представляемых на лицензионную экспер­тизу, отсутствует свидетельство на право владения, пользования зем­лей?

Действительно, Положение не предусматривает представление такого документа. Дело в том, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (п. 1 ст. 652 ГК РФ). В случае, когда земельный участок, на котором находится арендованное здание или сооружение, продается другому лицу, за арендатором этого здания или сооружения сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования на условиях, действовавших до продажи земельного участка (ст. 653 ГК РФ).



Что считать местом нахождения образовательного учреждения?

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответ­ствии с законом в учредительных документах юридического лица не ус­тановлено иное.



Могут ли отдельные помещения образовательного учреждения располагать­ся по разным адресам?

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии образовательному учреж­дению, специализированные (учебные) кабинеты которого расположены по разным адресам в пределах одного населенного пункта, следует руководствоваться Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 (п. 12 «д»), которое не устанавливает на этот счет каких-либо ограничений.



Может ли предприятие получить лицензию на право ведения образователь­ной деятельности для своего структурного подразделения, реализующего программы дошкольного образования (детского сада)?

Лицензирование образовательной деятельности дошкольных образова­тельных учреждений, как структурных подразделений предприятий (орга­низаций), действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть выдана предприятию (организации) только на профессиональную подготовку при условии на­личия у него образовательного подразделения. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности учредитель предприятия (организации), осуществляющего профессиональную подготовку, должен представить в лицензионный орган, наряду с другими необходимыми документами, утвержденное в установленном порядке положение об образовательном подразделении, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации в области образования.



Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, не проводящих итоговой аттестации и не выдающих документов об образовании?

Образовательная деятельность образовательных учреждений дополни­тельного образования детей, как и других образовательных учреждений всех типов и видов, подлежит лицензированию в соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании».



Выдаются ли лицензии на право ведения образовательной деятельности специалистам, осуществляющим индивидуальную профессиональную подготовку?

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Если такая деятельность сопровождается получением доходов, она рас­сматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.



  1. Методические рекомендации по заполнению форм документов,

представляемых на лицензионную экспертизу




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница