Управление по социальной политике Правительства Курганской области



страница1/10
Дата29.04.2016
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Управление по социальной политике Правительства Курганской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

(ГАОУ ДПО ИРОСТ)



«Инновации в развитии социальной сферы»
Материалы научно-практической видеоконференции.

22 декабря 2011 г.

Курган

2011

Инновации в развитии социальной сферы: материалы научно-практической видеоконференции. 22 декабря 2011 г. / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. – Курган, 2011. – 190 с.




Редакционная коллегия:

Куган Б.А., ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ

Криволапова Н.А., первый проректор-проректор по НиИД ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ

Воробьева В.А., и.о. руководителя Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ

Гоголева Г.С., ведущий научный сотрудник Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

Ключникова М.В., зав. отделом развития межведомственного взаимодействия Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ

Макет:

Сергеева Е.А. методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ
В сборнике рассмотрены актуальные проблемы развития социальной сферы Курганской области и способы их решения с использованием инновационных технологий, апробированных в пилотных районах, реализующих межведомственные социальные проекты.

Научно-методические материалы предназначены для руководителей и специалистов учреждений социальной сферы.


I. СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В.Д. Демина, начальник Главного управления

социальной защиты населения

Курганской области
В Курганской области сегодня проживает 221 тысяча пожилых людей, а это почти 25% от общей численности населения области. По предварительным прогнозам, к 2020 году эта цифра превысит рубеж в 255 тысяч человек. Именно поэтому, перед органами и учреждениями системы социальной защиты населения стоит вопрос: что нужно делать для того, чтобы столь многочисленная категория зауральцев жила полноценной жизнью? И что уже делается для тех людей, которые могут и хотят быть востребованными в современном обществе?

С 2011 года был дан старт программе «Старшее поколение», которая рассчитана на 2011-2013 годы. Цель этой программы - улучшение положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышение степени их социальной защищенности, активизации участия граждан пожилого возраста в жизни общества.

Как мы идем к этой цели и что имеем на первом годовом рубеже? Одной из задач в текущем году стояло увеличение на 9 процентов количества граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами, но развитие инновационных технологий, новых форм обслуживания (профилакторий на дому, приемная семья для пожилого человека, социальное такси) и их внедрение позволили увеличить этот показатель не на 9, а на 50 процентов (что составило более 67 тыс. человек).

Безусловно, сельская местность и город имеют ряд отличий, которые сказываются и на потребностях людей. Учитывая это, для сельских жителей органами и учреждениями системы социальной защиты началась работа по оснащению рабочих мест участковых специалистов, приобретается оборудование для обработки приусадебных участков граждан пожилого возраста (на сегодня эта работа проведена уже в 10 муниципалитетах), создаются пункты проката технических средств реабилитации (Катайский, Мокроусовский районы).

Настоящая действительность требует создания «Школ ухода», в которых можно получить знания, необходимые не только собственно для пожилых людей, но и тех, кто находится рядом с ними – близким людям, родственникам. Практикоориентированные занятия Школы учат и дают советы по кормлению лежачих больных, оказанию первой помощи при травмах, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. И хотя школа ухода только начинает свою работу, уже 500 человек получили нужные советы и прошли обучение на занятиях, проводимых в городах Кургане, Шадринске, а так же Кетовском районе.

Повысить активность людей пожилого возраста, их интеллектуальный потенциал и просто дать возможность общения и духовного обогащения помогли

«Университеты третьего возраста» - это еще одна инновационная форма работы социальных служб. За два года существования университетов совершен значительный прорыв, так как данная форма привлекла внимание и вовлекла в реализацию все 25 центров социального обслуживания населения. Как результат, в настоящее время более 2,7 тыс. пенсионеров являются слушателями Университета. Самым популярным факультетом является «информационный». В связи с этим, в рамках программы приобретена компьютерная техника для обучения граждан пожилого возраста основам использования информационно-коммуникационных технологий.

Ориентируясь на запросы пожилых людей, с 2010 года начата модернизация транспортных средств мобильной социальной службы. В текущем году уже приобретены 2 единицы автотранспорта для Шумихинского центра соцобслуживания и Главного управления социальной защиты населения, а так же специализированный автотранспорт для 6 учреждений социального обслуживания населения. По итогам года, мобильной социальной службой было охвачено более 79 тысяч человек, оказано около 83 тысяч услуг.

Безусловно, те проблемные зоны, которые были обозначены в самом начале работы с программой, определили и конечные результаты, на которые мы ориентированы, обозначили основные векторы работы органов и учреждений системы социальной защиты, чтобы к концу реализации программы мы могли сказать, что сделали все, что могли для улучшения положения и качества жизни пожилых людей. А значит, как результат, увеличилась доля граждан пожилого возраста, принявших участие в социально значимых мероприятиях, направленных на развитие их интеллектуального и творческого потенциала, а количество людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании – возросло. Другими словами, жизнь пожилых людей стала интереснее и многограннее. Ну а что касается деятельности социальных служб в частности, которые являются своего рода индикаторами заботы и внимания государства к своим гражданам, то мы продолжим совершенствовать работу с данной категорией граждан не только в рамках данной программы, но и в рамках новых социальных проектов. Интересной на наш взгляд идеей является возможность внедрения на территории области социального туризма. Конечно, для масштабной реализации необходим межведомственный подход, но мы со своей стороны готовы рассмотреть возможность запуска этой идеи в жизнь.

Совсем недавно в области прошла декада инвалидов, ставшая уже традиционной. Работа с этой категорий граждан является для нас приоритетной, потому что это очевидно, как очевидно и то, что отношение к инвалидам в обществе в последнее время стало заметно меняться. Толерантное отношение к людям, которые имеют ограниченные возможности здоровья в целом, плюс поддержка Правительства РФ (5 инициатив В.Путина) и Правительства Курганской области дали первые результаты:

- в течение 2010-2011 годов оборудовано 198 объектов социальной инфраструктуры. (Наиболее активно эта работа проводится в Куртамышском, Лебяжьевском, Петуховском районах, в городе Шадринске).

- в 2010 году утверждена целевая программа Курганской области «Доступная среда для инвалидов на 2011 - 2015 годы». (Общий объем финансирования областной программы составляет 131450 тыс. рублей).

За первый год реализации программы сделано немало. Благодаря оборудованию входных группы для людей с ограниченными возможностями стали доступнее больницы, музеи, детские дома как в г. Кургане, так и в районах области. Сейчас проводится реконструкция в Курганском областном госпитале, в ряде общеобразовательных учреждений. Как пример, для обеспечения интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс, реконструируются здания 30 образовательных учреждений.

Продолжается работа над формированием карт доступности социально значимых объектов области и размещении их в сети Интернет. В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности работают 28 учебных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. В декаду инвалидов финишировал первый конкурс «Преодоление» для людей с ограниченными возможностями здоровья, добившихся успехов в спорте, творчестве, имеющих активную жизненную позицию. Участие в конкурсе приняло 44 человека из муниципальных образований области.

Это о тех шагах, которые уже предприняты, но нельзя не сказать и о ближайших планах. В целях защиты прав инвалидов на безбарьерную среду жизнедеятельности в 1 квартале 2012 года планируется принять закон Курганской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Курганской области».

Конечно, есть и проблемы, решить которые непросто и только консолидация всех органов исполнительной власти позволит сдвинуть с мертвой точки такие вопросы как, к примеру, элементарный выход инвалида-колясочника на улицу из многоквартирного жилого дома, так как проблемным остается вопрос оборудования этих домов пандусами, подъемными устройствами. Одним из компенсирующих решений данной проблемы на сегодняшний день является предоставление комплексным центром социального обслуживания населения по г. Кургану нуждающимся гражданам, проживающим в многоквартирных домах, услуги «спуск-подъем». Кроме того, начиная с 2012 года, в рамках программы, планируется закупать для инвалидов индивидуальные мобильные подъемные устройств (телескопические пандусы, роллопандусы).

Еще одной острой проблемой по-прежнему остается транспортное обеспечение инвалидов. Будет продолжено приобретение автотранспорта в рамках «Социальное такси». В текущем году 3 единицы автотранспорта закуплены в Щучанский, Притобольный и Частоозерский районы. Наряду с увеличением количества автотранспорта, растет и число людей, воспользовавшихся данной услугой. За три года в рамках «Социального такси» в два раза увеличилось количество зауральцев, которые воспользовались этой услугой и за последний год эта цифра перешла трехтысячный рубеж.

Сейчас я сделаю акцент на цифры и факты, и вы поймете, почему следующая часть статьи посвящена вопросам, направленным именно на эту категорию жителей области:

- По состоянию на 01.11.2011 г. на учете в учреждениях социальной защиты населения Курганской области состоит 34349 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживает 58305 детей.

- Доля социально неблагополучных семей в общем количестве семей в Курганской области - 6,9%.

- По состоянию на 01.11.2011 г. в социозащитных учреждениях состоит 1267 семей, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывается 2429 детей.

- За последние 2 года наблюдается снижение удельного веса семей, в которых родители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, но тем не менее эта цифра составляет 5.7% от общего количества семей.

Исходя из этого, одной из приоритетных задач в работе учреждений социального обслуживания семьи и детей является оказание социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

На это направлены целевые программы: «Детство, свободное от жестокости на 2010-2012 годы» и «Дети Зауралья на 2008-2012 годы», софинансируемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Что было сделано в рамках этих программ?

В 2010 году была введена в работу Круглосуточная социальная служба экстренного реагирования. Деятельность круглосуточной службы экстренного реагирования показала, что существенное количество обращений связано с жестоким обращением в семьях к женщинам и несовершеннолетним детям. В связи с чем возникла острая необходимость в создании социальной гостиницы для женщин и детей, подвергшихся домашнему насилию. Данная гостиница была открыта в марте текущего года на базе кризисного отделения Государственного бюджетного учреждения «Курганский центр социальной помощи семье и детям», и получила название «Тихая гавань».

Продолжается реализация инновационной социальной технологии «Самообеспечение», с помощью которой многодетные малоимущие семьи имеют возможность выйти из трудной жизненной ситуации. За два года реализации данной технологии 73 семьи получили денежную помощь в размере до 30 тыс. руб. на развитие подсобного хозяйства и организацию индивидуальной трудовой деятельности (на общую сумму 1,8 млн. руб.).

В рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое место занимает организация их позитивной досуговой деятельности. На эти цели направлены многие социальные проекты: «Детская социально-досуговая комната», социальная гостиная, игротерапевтический кабинет и релаксационная комната, проекты «Связующая нить поколений», «Экран», «Социальный тьютор», «Работа с сетью социальных контактов».

Заслуживающим особого внимания считаем запуск нового проекта - открытие на базе Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних группы дневного пребывания, которую посещают 10 детей в возрасте от 4 до 7 лет из семей, где наблюдаются признаки или случаи жесткого обращения с детьми.

Эффективность внедряемых и реализуемых инновационных социальных технологий показала, что за 2 года произошло снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, сократилось количество детей, отобранных из социально-неблагополучных семей. 80% несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях, получили семейные формы жизнеустройства.

Таким образом, нам предстоит решать еще очень много жизненно важных социальных задач и я уверена, что конструктивное их обсуждение, в том числе в рамках форума, способствует выработке конкретных предложений, внедрение и реализация которых позволит повысить качество жизни зауральцев.


РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 – 2012 ГГ.»


А.М. Карпов, директор Департамента здравоохранения

Курганской области, заслуженный врач РФ
На территории области реализуется широкомасштабная программа реформирования системы здравоохранения, направленная на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи - «Программа модернизации здравоохранения Курганской области на 2011-2012 годы». Предстоят большие перемены в отрасли, связанные с реализацией программы модернизации здравоохранения, начиная с нормативной базы и заканчивая правами на медицинскую помощь каждого отдельно взятого гражданина.

С учетом рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определены основные направления модернизации в здравоохранении Курганской области, поскольку именно они определяют демографические показатели: это заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологическая патология, внешние причины (в том числе: травмы, полученные в ДТП; суициды; отравления суррогатами алкоголя), родовспоможение и детство и прочие.

В рамках программы модернизации планируется проведение ремонтов учреждений здравоохранения области, оснащение медицинским оборудованием для диагностики и оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, планируется внедрение стандартов оказания медицинской помощи населению области, определенных министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также внедрение современных информационных систем в здравоохранении.

На территории Курганской области одной из основных причин смертности взрослого населения являются заболевания системы кровообращения, из них на первом месте острое нарушение мозгового кровообращения, на втором месте - острый инфаркт миокарда.

Поэтому в рамках Программы модернизации запланировано выделение 758 млн. рублей, которые будут направлены на создание регионального сосудистого центра на базе ГБУ «Курганская областная клиническая больница» и создание межрайонных первичных сосудистых отделений на базе больниц скорой медицинской помощи городов Кургана и Шадринска с блоками интенсивной терапии, а также дооснащение оборудованием терапевтических отделений центральных районных больниц (инфузоматы, электрокардиопередатчики дистанционные для дистанционно-диагностического центра «Волна», модульные прикроватные мониторы).

Полагаем, что создание центров позволит на 5% снизить смертность от острого нарушения мозгового кровообращения и в 2 раза снизить летальность от острого инфаркта миокарда, на 37% снизить смертность от острого инфаркта миокарда.

В целях совершенствования первичной медико-санитарной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и специализированной травматологической помощи в рамках Программы запланировано укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, расположенных вдоль федеральных автомобильных трасс, проходящих по территории Курганской области, и учреждений здравоохранения городов Кургана и Шадринска, оказывающих специализированную травматологическую помощь (Курганская областная клиническая больница, Курганская больница скорой медицинской помощи, Шадринская больница скорой медицинской помощи, областная детская больница имени Красного Креста, 14 центральных районных больниц. В рамках Программы будут проведены капитальные ремонты отделений в медицинских учреждениях здравоохранения на общую сумму 264 млн. 840 тыс. рублей и оснащены современным медицинским оборудованием на общую сумму 235 млн. 472 тыс. руб., подготовлены и проучены медицинские кадры.

В результате реализации данных мероприятий в области ожидается увеличение до 100% количества пациентов с сочетанными травмами, получивших стационарную медицинскую помощь в соответствии со стандартами медицинской помощи и, как следствие, снижение смертности населения трудоспособного возраста от травм на 10%.

Для совершенствования помощи онкологическим больным в рамках Программы предусмотрено:

1. Организация онкологических кабинетов в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, укомплектование их врачебным и средним медицинским персоналом.

2. Подготовка врачей-онкологов и врачей общей лечебной сети по вопросам профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований.

3. Проведение капитальных ремонтов отделений Курганского областного онкологического диспансера – 33 млн. 783 тыс. руб.

4. Оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием онкологического диспансера – 125 млн. 732 тыс. руб.

5. Организация оказания паллиативной помощи онкологическим больным в области.

В результате планируется:

- снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 3-4%;- в т.ч. населения трудоспособного возраста на 2-3%;

- увеличение числа случаев раннего выявления злокачественных опухолей I- II стадии заболевания 25%.

Оказание медицинской помощи матерям и детям - наше приоритетное направление, на совершенствование медицинской помощи матерям и детям в Курганской области запланировано выделение более 833 млн. руб., что составляет 25,3% общего объема финансирования Программы.

Все виды специализированной помощи детскому населению будут сосредоточены на базе областной детской больницы имени Красного Креста в городе Кургане, которая в результате проводимой масштабной реконструкции будет отвечать самым современным требованиям.

Завершается строительство перинатального центра. В центре после завершения строительства будут сосредоточены все этапы оказания помощи – от вопросов планирования семьи до реабилитации новорожденных. В центре будет оказываться медицинская помощь женщинам при осложненном течении беременности и родов и новорожденным детям со всей Курганской области, будет организована работа Центра кризисной беременности, создана лаборатория экстракорпорального оплодотворения.

Это позволит снизить уровень репродуктивных потерь, младенческую смертность, заболеваемость и инвалидность детей на территории Курганской области.

Общее финансирование Программы модернизации Курганской области на 2011 -2012 годы составляет 3 млрд 281 млн. рублей, из них для районных больниц будет потрачено свыше 800 млн. руб.

В соответствии с Соглашением между Правительством Курганской области, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о финансовом обеспечении целевой программы Курганской области «Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 – 2012 годы», на 8 декабря 2011 года в Курганскую область поступило более 1 млд. 024 млн. рублей средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В 2011 году запланированный объем финансирования Программы составляет более 1,6 млд. рублей, из них на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений – 1,18 млд. руб., в том числе:

- на проведение капитальных ремонтов – более 372 млн. рублей, приобретение медицинского оборудования – более 744 млн. руб.

- на внедрение современных информационных систем в здравоохранение – более 73 млн. руб.

- на внедрение стандартов оказания медицинской помощи – более 458 млн. рублей.

В течение 2011 года осуществлены следующие мероприятия Программы:



I. Задача «Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Курганской области».

1. Проведение капитального ремонта.

Совместно с Департаментом строительства, государственной экспертизы и ЖКХ Курганской области, ГУ «Управление капитального строительства Курганской области», Управление капитального строительства городов Кургана и Шадринска проведена работа по организации капитального ремонта и технического надзора за объектами, организовано проведение еженедельного мониторинга освоения денежных средств в учреждениях здравоохранения.

Согласно графика освоения денежных средств в учреждениях здравоохранения, включенных в Программу, по состоянию на 1 декабря 2012 года:

- заключено государственных контрактов с учетом 2012 года по результатам проведенных аукционов на капитальный ремонт 50 учреждений здравоохранения (77 объектов) всего на сумму 392,5 млн. рублей, в том числе 185,12 млн. рублей средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год;

- выполнено ремонтных работ с учетом актов на сумму 163,01 млн. рублей, что составляет 45,6% от общей суммы заключённых контрактов;

- объявлено аукционов на проведение капитальных ремонтов на общую сумму более 14,8 млн. рублей.

2. Приобретение медицинского оборудования.

Количество учреждений здравоохранения, участвующих в реализации данного мероприятия в 2011 г. - 2012 г. – 44.

По состоянию на 1 декабря 2011 года заключено государственных контрактов и объявлено аукционов на приобретение медицинского оборудования 41 учреждением здравоохранения на общую сумму 702,9 млн. рублей (федеральных средств и средств областного бюджета). Специалисты для работы на приобретенном оборудовании обучены.

Например, для Областной клинической больницы выделено 197 млн. рублей, Курганской БСМП - 136 млн. рублей, Курганского областного онкологического диспансера - 107 млн. рублей.

Приобретены 3 томографа, 2 ангиографа, рентгеновские аппараты, УЗИ-сканеры, современное лабораторное, реанимационное и операционное оборудование. Ввод в эксплуатацию оборудования, требующего монтажа, планируется осуществить в первом квартале 2012 года, после выполнения всех подготовительных работ.

На сумму 441 млн. рублей в учреждения уже поступило и используется наркозное и реанимационное оборудование, наборы хирургические, мониторы пациента, шприцевые дозаторы, хирургические столы, светильники.

II. Задача «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение».

Правительством Курганской области, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, после длительного согласования, 11 октября 2011 года подписано дополнительное соглашение к соглашению о финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы от 12 апреля 2011 года, направленное на финансовое обеспечение мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение Курганской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 31 марта 2011 года №116 «О целевой Программе Курганской области «Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы» реализация программных мероприятий рассчитана на два года. В 2011 году должны быть проведены подготовительные мероприятия, а в 2012 году должны быть проведены мероприятия, которые позволят:

1) вести персонифицированный учет оказанных медицинских услуг на основе внедрения систем электронного документооборота;

2) вести единый регистр медицинских работников, электронный паспорт медицинского учреждения и паспорт системы здравоохранения Курганской области.

2 ноября 2011 года в область на реализацию задачи по информатизации здравоохранения поступило более 50 млн. рублей, проведены подготовительные операции по разработке технических заданий на проведение торгов по созданию региональной информационной системы в учреждениях здравоохранения Курганской области и приобретению необходимых программно – технических средств и компьютерного оборудования.

Планируется внедрение медицинских информационных систем на уровне медицинских учреждений: запись к врачу в электронном виде, включая выдачу направлений на прием к врачам-специалистам, диагностические исследования и госпитализацию, а также мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи, ведение электронной медицинской карты гражданина.

Внедрение в Курганской области информационных медицинских систем позволит повысить доступность медицинской помощи населению, качество обслуживания пациентов в результате упрощения и ускорения записи на прием к врачу и на порядок сократить очереди в регистратурах поликлиник.



II. Задача «Внедрение стандартов медицинской помощи».

1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В рамках Программы в течение 2011-2012 годов запланированы к внедрению 29 федеральных стандартов медицинской помощи в 36 государственных учреждениях здравоохранения Курганской области по мере готовности этих учреждений оказывать медицинскую помощь в соответствии с внедряемыми стандартами: стандарты медицинской помощи при болезнях системы кровообращения, травмах, пневмонии и бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, онкологической патологии, патологии беременности и патологии новорожденных - всего на общую сумму 751 млн. 915 тыс. рублей.

На период перехода к оказанию учреждениями здравоохранения Курганской области медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи (в период отсутствия федеральных стандартов) применяются региональные стандарты оказания медицинской помощи.

Мероприятия по поэтапному внедрению стандартов направлены на создание условий выполнения стандартов в лечебных учреждениях, в том числе:

- закупку лекарственных средств и медицинских изделий,

- увеличение заработной платы врачей и среднего медицинского персонала,

- повышение обеспеченности кадрами.

За 9 месяцев 2011 года средняя заработная плата увеличилась на 10,9 % и составила соответственно 11 560,8 рублей, у врачей – на 15,7% - 26 725 рублей, у среднего медицинского персонала – на 11% - 11 540 рублей, у младшего медицинского персонала – на 6,4 % - 5 841 рублей.

В среднем заработная плата медицинских работников будет расти на 20% ежегодно.

2. Проведение диспансеризации детей 14 лет.

Диспансеризация детей 14 лет включает следующий обязательный перечень исследований: осмотры врачей: невролога, офтальмолога, оториноларинголога, детского хирурга, детского уролога - андролога (для мальчиков), гинеколога (для девочек), детского стоматолога, детского эндокринолога, педиатра; лабораторные клинические исследования, электрокардиограмма, ультразвуковое исследование сердца и щитовидной железы, почек и брюшной полости.

Углубленная диспансеризация 14-летних подростков начата в сентябре 2011 года и осуществляется бригадой врачей-специалистов Государственного бюджетного учреждения «Курганская областная детская больница имени Красного Креста» и специалистами детских поликлиник в городах Кургане и Шадринске. Количество детей 14 лет, подлежащих диспансерному осмотру в 2011 году – 4800 человек, по состоянию на 1 декабря 2011 года осмотрено 3614 подростков.

3. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Для обеспечения потребности во врачах по основным специальностям реализуются мероприятия по укомплектованию учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами.

1. За счет средств областного бюджета для молодых врачей приобретено 11 одно - и двухкомнатных квартир на сумму 14 682,72 тысяч рублей.

В бюджете Курганской области на 2012 год в рамках адресной инвестиционной программы Курганской области на приобретение жилья для врачей - специалистов предусмотрено 30 млн. рублей.

2. В соответствии с действующим законодательством Курганской области осуществлена выплата единовременного пособия 46 молодым врачам-специалистам – профинансировано 3 675,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

3. Осуществляются ежемесячные денежные выплаты врачам - специалистам в размере от 2000 до 4000 рублей за счет средств областного бюджета.

В рамках выделенных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 138 бюджетных мест на подготовку специалистов в медицинских ВУЗах организован целевой набор в 7 медицинских ВУЗов на 2011-2012 учебный год.

Со всеми выпускниками медицинских ВУЗов, обучающимися в интернатуре и ординатуре, заключены договоры, в том числе 20 договоров с выпускниками, направляемыми для дальнейшей работы в первичное звено с предоставлением жилья (в сельских районах области), материальным стимулированием молодых специалистов.

С выпускниками медицинских ВУЗов 2011 года заключен 91 договор на работу после интернатуры (ординатуры).

Курганская область принимает активное участие в проекте «Земский врач». 27 врачей - специалистов изъявили желание принять участие в общественном движении «Земский врач», из них 22 заключили договоры о трудоустройстве после окончания интернатуры или ординатуры с центральными районными больницами. 17 молодых врачей уже в этом году приступили к работе в учреждениях здравоохранения на селе.

Заканчивается 2011 год. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. В настоящее время трудно оценить масштабы изменений, работы продолжаются. Существует много объективных трудностей, связанных с объёмом ремонтных работ и закупкой большого количества оборудования. Совместно со всеми заинтересованными ведомствами Департаменту здравоохранения удается решать поставленные задачи и двигаться вперед. Окончательные итоги реализации Программы будут подведены в 2012 году.

В качестве ориентира перед нами стоят задачи повышения уровня удовлетворённости населения качеством медицинской помощи, улучшения её доступности: в поликлиниках должна быть внедрена электронная запись на приём к врачу, время ожидания в очереди в поликлинике не должно превышать 20 минут. Мы должны ликвидировать кадровый дефицит, повысить престиж профессии медицинского работника.

Нам необходимо усилить  проведение разъяснительной работы среди населения – люди должны знать свои права как при вызове скорой и неотложной медицинской помощи, так и при поступлении в медицинское учреждение, и в ходе лечения. Необходимо информирование о профилактике и лечении наиболее значимых заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, отказ от курения, нужно дальше развивать Центры здоровья.

Уверены, что в результате реализации программы модернизации здравоохранения Курганской области в 2012 году станет возможным оптимальное использование материальных и кадровых ресурсов, развитие приоритетных направлений в здравоохранении и медицинских технологий, появится возможность правовой и социальной защиты медицинских работников, а население гарантировано получит доступную, качественную бесплатную медицинскую помощь.



II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в социальной сфере
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА

Е.И. Бородай, зам. главы по

социальным вопросам Катайского района

Е.А. Тебенькова,

доцент кафедры экологии и БЖД КГУ, к.п.н.
Понятия. Актуальность овладения знаниями, умениями социокультурного проектирования специалистами социальной сферы обусловлена тем, что они широко применимы в области педагогической, культурологической и социокультурной деятельности.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование её социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм её участия в социокультурных процессах.

Взаимодействие является исходным пониманием сущности социально-культурной деятельности. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности: человек, труд, природа, мир, семья, отечество.

По своей сути социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения между людьми, сами люди и окружающая их действительность.



Социально-культурная среда включает три компонента: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс деятельности на всех этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей её реализации, социальной активности.

Социальная активность, по мнению Н.С. Мансуровой, - это «проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, т.е. в тех социальных условиях, в которых протекает её бытие».

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых форм, технологий, в которых преобладающим фактором является социальная активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном уровне, в масштабах микрорайона, малого города, сел и поселков предпринимаются попытки найти эффективные пути, которые смогут повысить социальную и культуротворческую активность населения.

Существовавший на протяжении многих лет авторитет традиционного клуба или библиотеки основательно поблек. Многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей – сегодня один из привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. С целью поддержки и систематизации возникающих инициатив применимо социокультурное проектирование.

Концептуальные основы. Всякий социокультурный проект до своего оформления имеет исходное представление о смысле и назначении предлагаемого нововведения (спонтанно возникающие нововведения не являются социокультурными проектами), а значит — основывается на определенной философской, культурологической и социологической концепции мира и человека, даже если это не отражено в проектной документации.

Современные концепции социокультурной проектной деятельности все в большей степени исходят из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка проектирования, а сама суть социакультурного проекта, его философско-культуро-социологическое основание.

Философия социокультурного проектирования может быть представлена тезисами и правилами.

Использование правил в проектах



Тезис

Применение к межведомственным проектам

1. Человек открыт к социальным нововведениям — к их соз­данию и к их потреблению.


Мы рассчитываем на желанность изменений во взамодействии ведомств, но учитываем, что мера желания будет существенно различаться в территориях, зависеть от особенностей мировосприятия отдельных людей и их сообществ.

2. Социальный проект повышает степень организованности сообщества. Создание и внедрение социальных проектов уменьшает дистанцию между «своим» и «чужим», «мы» и «они» в узкой сфере отношений, за счет переструктурирования общностей, что и уменьшает напряженность в отношениях противостоящих социальных групп.

Проекты должны повысить степень соорганизованности, командности в работе ведомств, региональных и муниципальных структур в социальной сфере, общественности

3. Человек уникален в своей целостности, в своих отдельных свойствах и отношениях он типичен. Неопределенность и мозаичность жизненного пространства преодолевается в области социального проектирования введением параметра типичности:

а) потребности людей типичны (что подходит для одного, то подходит для многих);

б) жизненные траектории людей типичны (формы жизнедеятельности одного есть формы жизнедеятельности многих);

в) поведенческие реакции людей типичны (сходные стимулы рождают в определенной социальной среде сходные реакции)



А) в качестве объектов совместного воздействия выбраны типичные социальные роли: ребёнок, профессионал, семьянин;

Б) в качестве идеально-целевых обозначены типичные потребности:

- для детей - быть любимыми (обеспечение заботы, безопасности, развития)

- для профессионала – творческая реализация;

- для семьянина – быть понятым, гармоничным с родными;

- для пожилого человека - быть востребованным и социально активным



4. Среди социальных ценностей людей солидарность - одна из высших.

Достижение солидарности ведомств, региональных и муниципальных структур в выработке и реализации социальных технологий в решении общих проблем

5. Конструктивность социального проектирования не отменяет запредельных идей, и «требование невозможного» на предварительных этапах работы, включая концептуальный этап, есть также созда­ние возможного.

Внесен ряд «запредельных» предложений, касающихся изменений нормативной базы, финансирования ряда мероприятий

Технологически социокультурное проектирование основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом – нормативными документами, содержащими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Социокультурные проекты обладают следующими основными чертами:

1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений;

2) не ограничены системой заранее заданных жестких нормативных, экономических и чисто технически требований в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (центра массового досуга, семейного клуба или спектакля) обладает большими правами на фантазию;

3) в качестве инициаторов и реализаторов проектов выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп (дети, молодежь, пенсионеры и др.).



Принципы социально-культурного проектирования - добровольность, учет возрастных, психологических и региональных особенностей, системность, интеграция разных видов деятельности.

Характерными особенностями социально-культурного проектирования являются:

- проектирование предполагает командную работу, то есть тесное коммуникативное взаимодействие как внутри группы, так и с социальным окружением;

- важной частью проекта является выбор ключевой актуальной проблемы;

- достаточно полно проведенное социологическое исследование;

- тесное взаимодействие с общественностью и властными структурами;

- продукт социально-культурного проекта должен иметь социальную значимость, то есть разрешать не только личные затруднения, но являться решением (попыткой решения) социальной проблемы.

В социокультурном проектировании можно выделить три этапа (фазы):

1) подготовительный – выявление и идентификация проблемы, определение темы целей и задач проекта, сбор информации, социологическое исследование, определение партнеров и др.;

2) основной (проектировочный) – определение стратегии и возможных мер решения проблемы, генерирование идей их анализ и оценка, разработка стратегии;

3) заключительный - реализация проекта, мониторинг и анализ результатов, рефлексия, подготовка к новым изменениям.





Ответственные за проблемы сотрудники

ДИАГНОСТИКА

Первая фаза

1

2

ДИЗАЙН
Вторая фаза

Проверка

выбранных

мер


6

0

3

РЕАЛИЗАЦИЯ
Третья фаза

Жизнь

с изменениями

0

Ответственные за проблемы сотрудники

10

9

8

7

Ответственные за проблемы сотрудники

Критерии

выбора


5

Генерация идей

4


Рисунок 2 - Схема процесса проектирования



Выбор тематики проектов в социокультурной сфере обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. Социальный заказ может оформляться и пополняться как на основе непосредственного общения с представителями разных групп населения, так по результатам социологических опросов, исследований.

Традиционно разрабатываются проекты социокультурной среды (развлекательной, развивающей, оздоровительной); проекты досуговых программ; проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, культурно-образовательных центров; проекты малых и совместных предприятий социальнокультурной сферы.

Разработка социокультурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Названный принцип выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Что в свою очередь предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Социокультурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В сфере досуга, искусства, оздоровления, социально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает вне правил, неоднократно проверенных на практике.

Как правило, социокультурные проекты межведомственные, межучрежденческие. В рамках масштабных (региональных, муницпальных) межведомственных образовательных, культурно-досуговых, социально-педагогических, социально-экологических и др. проектов и программ необходимо обеспечить координацию усилий и оценку комплекса ресурсов государственных (муниципальных) и негосударственных (общественных, предпринимательских и др.) субъектов социально-культурной деятельности.

В Катайском районе на основе приведенных принципов и методики разработаны и успешно реализуются региональный межведомственный социокультурный проект «Социально активное старшее поколение», а также ряд муниципальных: «Выставка цветов», «Вручение районной премии признания заслуг деятельности ветеранов «Доброта. Доверие. Достоинство», «Народный университет» и др.

Таким образом, социокультурное проектирование является эффективным способом организации межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне и комплексного решения культурных, социальных проблем разных групп населения.
ТЕХНОЛОГИЯ КАСКАДНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е.А. Тебенькова,

доцент кафедры экологии и БЖД КГУ, к.п.н.
Для повышения системности социокультурной деятельности целесообразно реализовывать каскадное проектирование и выстраивать последовательную политику протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам.

Объективно необходимой является привязка проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни, менталитету и традициям его населения.

Успешность социально-культурного проекта зависит от постановки целей. Она должна совпадать с целями (ценностями и потребностями) тех, на кого направлен проект: дети, молодые кадры, молодые семьи, включая по последним двум категориям, и тех кто, находится в стадии самоопределения (профессионального, ценностно-семейного).

Достижение солидарности и кооперации участников проекта приведет к оптимизации и экономии ресурсов.

Человеческое (гуманистическое) измерение заявленных в проектах целей-идеалов достигается вполне реальной практической деятельностью людей из разных ведомств, муниципальных образований, общественности. Поэтому возможно введение технологий деятельности, индикаторов, отражающих её эффективность, и прогнозирование. Что и сделано в приводимых в качестве примера проектах.

Социокультурное проектирование осуществляется технологично. Рассмотрим две технологии успешно реализуемые в Курганской области



1. Технология каскадного проектирования в условиях межведомственного взаимодействия.

Поясним, в чем заключается каскадность проектирования.



Каскад это группа последовательно соединенных однотипных устройств, сооружений. Любой каскад имеет стержневую, общую основу. В данном случае такой основой выступает научно-методический координатор, в качестве которого могут выступать сотрудники ВУЗов.

В каскадном проектировании задействовано три социокультурных уровня: региональный, муниципальный, поселенческий. На каждом уровне проводится определенная работа, отличающаяся преемственностью и скоординированностью.



На региональном уровне: 1) подготовка организаторов проектов и команд региональных проектов в рамках проектных семинаров; 2) определение научно-методических руководителей проектов; 3) создание инновационной структуры – парка социальных технологий, в рамках которого будет осуществляться поиск и оформление заказа, разработка, реализация, мониторинг, внедрение и коммерциализация социокультурных технологий.

На муниципальном уровне: 1) обучение разработке и управлению муниципальными проектами, командой и потоками информации по проекту в форме проектных семинаров; 2) проведение индивидуальных и групповых консультаций, вебинаров по возникающим проблемам через региональный консультационный центр; 3) организация пилотных площадок для отработки социокультурных, управленческих технологий в разных социокультруных условиях и апробирования системы мониторинга; 4) организация стажерских площадок на базе пилотных районов и учреждений даст возможность транслировать передовой опыт, повышать компетентность начинающих руководителей в социальной сфере.

Освоив эту технологию, специалисты муниципальных образований смогут организовать подобную работу на уровне сельских поселений при необходимом содействии научно-методического координатора.



Этапы реализации каскадного социокультурного проектирования

  • I этап - аналитико-проектировочный на базе научного координатора

  • II этап- содержательно-проектировочный на базе пилотных муниципальных образований.

  • III этап- экспертный




  • I этап - аналитико-проектировочный при помощи научного координатора

Субъекты. Команды региональных проектов, включающие специалистов Управлений социальной сферы, научных сотрудников вузов.

Содержание: освоение теории социкультурного проектирования: виды и способы проведения анализа; выявление проблем, формулирования целей и задач; определение результатов и социальных эффектов; разработка концептуальной основы регионального межведомственного проекта; определение пилотных муниципальных образований, подготовка презентации проекта.

Формы. Лекция, проектный семинар, консультации.

Результат. Рабочий вариант регионального проекта (без мероприятий и сметы).

Разработка обоснования, концепции проекта осуществляется по алгоритму.



Алгоритм разработки проекта с разграничением функций



Деятельность по подготовке разделов проекта

Функции по разделам проекта

Ведомства

Научный координатор

1.

Подготовка текстового аналитического материала

Отчеты от ведомств

Работа со статическими сборниками

2.

Выделение проблемного поля, формулирование целей, задач

+

+

3.

Планирование основных путей решения

Оценивают актуальность, реальность

+

4.

Ожидаемые результаты и социальные эффекты

+

+ Коррекция

5

Составление плана мероприятий,

+

Научно-методическое сопровождение

6

Составление сметы по годам

+




7

Определение рисков

+




8

Сведение рабочих материалов в проект, макетирование




+

9

Подготовка презентации проекта к утверждению у зам. губернатора по социальной политике

+



Дадим краткие пояснения по подготовке разделов обоснования проекта.



Аналитическая часть.

Указать нормативное обеспечение проекта. Провести анализ реализуемых региональных и муниципальных целевых программ на предмет межведомственного взаимодействия в социокультурной сфере, где выделить межведомственные проблемы эффективно и неэффективно решаемые. Неэффективно решаемые - составят проблемное поле проекта.

Исходя из анализа проблемного поля, определить противоречия (3-4) по принципу: есть такая проблема, но нет того-то.

Целесообразно сформулировать недостаток нормативного обеспечения или внесение корректив в имеющиеся документы.

Обоснованность противоречий оценивается Координационным советом при главе муниципального образования.

2. Целеполагание

Цель. Разработка эффективных механизмов (или создание условий для)

Задачи.


  • внедрение, продуцирование социокультурных технологий;

  • разработка механизма решения выявленных противоречий

Определить основные пути решения.

По обозначенным задачам начать разработку направлений, которые оформить в блоки. Например,



Блок 1. Разработка и внедрение социокультурных технологий.

Определить какие в районах используются технологии, отметить эффективные, рекомендовать перспективные.



Блок 2. Коррекция управленческой деятельности (управленческие технологии)

Блок 3. Научно-методическое сопровождение

Результаты занести в таблицу



Проблемы

Задачи

Основные пути решения













  1. Определение ожидаемых результатов и социальных эффектов проекта

В качестве результатов деятельности по проекту нужно указать интеллектуальные и материальные продукты, полученные в ходе реализации: нормативные акты, разработанные технологии, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.

К социальным эффектам следует отнести количественную оценку социокультурных изменений. Например, доля районов (поселений, учреждений), внедряющих такую-то социальную технологию, создавших новую управленческую инфраструктуру и т.п. Следует иметь ввиду, что некоторые социальные эффекты появляются не сразу, к концу реализации проекта, а возможно и после.




Задачи

Основные пути решения

Ожидаемые результаты

Социальные эффекты







Организационно-управленческие

Индикаторы из целевых программ

Результаты этого этапа презентуются и обсуждаются на консультационно-экспертном совете при Центре развития социальной сферы ИРОСТ, утверждаются пилотные территории и определяется содержание и график работы с ними.



  • II этап - содержательно-проектировочный на базе пилотных муниципальных образований.

Субъекты. Организатор и научно-методический руководитель проекта, зам.главы по социальным вопросам, муниципальная команда управления проектом.

Содержание. Аналитика и разработка обоснования, мероприятий и сметы проектов, обсуждение.

Формы деятельности. Консультации, выездные проектные семинары

Результат. Муниципальные межведомственные проекты, планы работы по проектам в поселениях.

В пакет заданий входят:

1) сформировать муниципальную команду управления проектом согласно предлагаемой схеме (схема ).

Структура муниципальной команды управления проектом


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница