Урок по обж «Действие в толпе и при террористических актах»



Скачать 108.14 Kb.
Дата14.09.2017
Размер108.14 Kb.
ТипУрок

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 23»

Урок по ОБЖ



«Действие в толпе и при террористических актах»

Выполнил: О.И .Попова

учитель технологии первой

квалификационной категории

Новокузнецк 2014г.

«Действие в толпе и при террористических актах»

Цель урока :

1.Объяснение сущности терроризма.

2.Знакомство

3.Изучение правил поведения в толпе, во время террористических актов .

4.Развитие навыков совместной работы в разновозрастном коллективе.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, плакаты "Терроризм -угроза обществу", карточки с заданиями , памятки.

Ход урока

Организационный момент ,постановка цели урока

Учитель объявляет тему урока, предлагая настроиться на активную работу.



Проверка домашнего задания (фронтальная работа )

Ученики 5-го класса называют наиболее опасные места своего населенного пункта (района проживания), а также зачитывают свои проекты действий по выходу из ситуации "Вечером в подъезде вы обнаружили незнакомую компанию , которая расположилась на лестничной клетке перед вашим этажом" .

Учащиеся 9-го класса предлагают свои проекты действий по выходу из ситуаций "Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой" и "Вас захватил в заложники человек , ограбивший магазин".

Организуется коллективное обсуждения предложенных вариантов.



Объяснение нового материала (учащиеся 5- и 9-го классов совместно)

После обсуждения с учащимися ситуации, в которой ребенок оказался заложником у человека, ограбившего продовольственный магазин, демонстрируются фрагменты документальных фильмов, показывающие опасности в толпе, а также хроники террористических актов, происшедших в России и за рубежом.

Учащиеся самостоятельно обозначают цели урока : изучение правил действий при угрозе террористических актов и в ситуациях, когда человек оказывается в толпе.

Безопасность в толпе

Учитель дает определение толпы и ее типов, приводит примеры ситуаций, при которых возникают скопление людей, состояние паники, а также мест, где чаще возникает столпотворение. Объяснение сопровождается демонстрацией фрагментов фильмов.



Толпа- социально неорганизованное, возникающее в ситуации реальной и предполагаемой опасности, в ситуации ожидания неблагоприятного развития событий; диффузный, беспредметный страх, часто связанный с неудачами в социальном взаимодействии.

По характеру поведения выделяют :

:случайную толпу, которую составляют люди, собравшиеся на месте уличного происшествия (ДТП, разбитая витрина и пр.);

:экспрессивную толпу, которая представляет собой группу людей, совместно выражающую радость, горе или протест (митинг, похороны и пр.);

:действующую толпу, которая осуществляет активные действия относительно конкретного объекта (бегство от места взрыва, погромы магазинов и пр.)

Действующая толпа может быть :

:агрессивной - погромщики, участники националистических выступлений;

:спасающейся- люди, подвергшиеся панике в чрезвычайной ситуации;

:экстатической- люди, доводящие себя до исступления в совместных действиях, например, на концертах, религиозных мероприятиях. При этом толпа одного вида может трансформироваться в толпу другого вида (случайная толпа в действующую).

Психологи отмечают, что для толпы характерно состояние аффекта, неконтролируемых действий. Человек, который оказался в толпе, теряет способность рационально мыслить, у него снижается чувство опасности, повышается эмоциональность восприятия происходящего вокруг, внушаемость. Нахождение в толпе подавляет у человека чувство ответственности за собственное поведение, а также появляется ощущение собственной силы и анонимности действий. Возникает некое состояние "стадности" , многие утрачивают свою индивидуальность. Находящиеся в толпе люди, совершают схожие действия, поступки, которые зачастую противоречат их поведению в повседневной жизни ( в особенности когда нет прямой угрозы жизни).

Как показывает практика, в большинстве случаев у " у человека толпы" раскрепощается инстинкт разрушения, который в обычной обстановке подавляется не только силой закона, но и совестью. В толпе вся ответственность перекладывается на коллектив или на лидера (лидеров). В данной ситуации разрешается все: громить, крушить, бить, убивать. Довольно часто участники массовых беспорядков впоследствии не могут поверить, что они могли во всем этом принимать участие.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы :

1.Где вы можете встретиться с угрозой от толпы?

2.Поподали ли вы в такую ситуацию?

3.В каких кинофильмах и книгах герои оказываются в ситуации, связанные с большим скоплением людей?

4.Какие психологические качества необходимы человеку, оказавшемуся в толпе?

Учащимся дают рекомендации относительно того, что нужно предпринять, идя в места большого скопления людей(митинг, концерт, парк отдыха):



: не берите с собой острых(колющих, режущих) предметов;

:не берите лишних сумок, папок, портфелей;

:не надевайте галстук, шарф;

:надевайте удобную обувь, желательно не на высоком каблуке и без шнурков (на молнии);

:застегните верхнюю одежду на все пуговицы(молнии), чтобы она плотно облегала фигуру;

:желательно не брать фотоаппарат или камеру;

:мобильный телефон убрать во внутренний карман;

:возьмите с собой документ, удостоверяющий вашу личность;

:заранее узнайте, где расположены запасные выходы, наиболее опасные места(выступы, пороги, бордюры и пр. ).

Действия при угрозе и после террористического акта

Одной из угроз современности, от которой не застраховано ни одно государство, ни один человек, где бы он ни находился, является терроризм. над современным обществом постоянно висит угроза террористических актов, направленных против мирных актов, ни в чем ни повинных людей.



Террор- запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия(убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). Террор может быть индивидуальным, направленным против одного конкретного человека, например, политического или общественного деятеля, бизнесмена, а также коллективным, жертвами которого становится значительное число людей. Террор выступает как средство достижения различных целей(политических, экономических, религиозных и пр.).

Террорист- участник или сторонник актов террора.

Террористический акт -особо опасное государственное преступление, заключающееся в убийстве людей или причинении им тяжких телесных повреждений (террористические действия всегда носят публичный характер).

Терроризм -совершение взрывов , поджогов или иных действий, создающих опасность гибели, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Терроризм- политика и тактика террора, наиболее тяжкое общественно опасное преступление, которое создает угрозу безопасности граждан, общества и государства.



Основными целями терроризма являются:

:нарушения общественной безопасности;

:устрашение населения;

:массовая гибель людей как фактор устрашения;

:физическое устранение общественных и политических деятелей;

:дестабилизация деятельности органов власти ;

:свержение существующего государственного и общественого строя в стране ;

:акция возмездия в ответ на действия органов власти;

:вымогательство;

:нанесение экономического ущерба;

Способы осуществления террористических актов :

: применение стрелкового оружия;

:проведения взрывов и пожаров;

: захват заложников;

: использование химических, радиоактивных веществ и биологических средств;

:проведение промышленных аварий (диверсий);

:уничтожение транспортных средств;

: информационно-психологическое воздействие (распространение разных слухов).

В настоящие время терроризм представляет собой угрозу для всех стран. В мире остается все меньше государств, где не совершаются террористические акты.

Учащиеся приводят примеры террористических актов, совершенных в России и за рубежом.

Закрепление изученного материала ( работа в разновозрастных группах)

Учащиеся 5-9го классов совместно работают с памятками "Поведения в толпе" и "Если ты оказался заложником". Обсуждают предложенные действия предлагают свои. Учащиеся 9-го класса выступают в роли консультантов для учащихся 5-го класса. После этого школьники разрабатывают проект предстоящих действий по выходу из ситуаций:" На концерте, проходившем на городском стадионе, после распыления слезоточивого газа возникла паника" и Во время проведения митинга неожиданно началась паника", которые затем коллективно обсуждаются.



Памятка " Если ты оказался заложником"

: Сохраняйте спокойствие

:Не задавайте лишних вопросов, выполняйте все требования террористов, не вступайте с ними в конфликт.

:Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников.

:Не делайте резких движений, по возможности меньше двигайтесь.

:На всякое свое действие спрашивайте разрешения у террористов.

:Постарайтесь установить с террористами человеческие отношения.

:Запоминайте все, что может помочь спецслужбам(число террористов, их лица, вооружение, размещение.)

:Не пытайтесь каким- либо образом дать о себе знать спасателям, случайным прохожим(сигнал на волю).

:При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защитите голову руками.

:При ранении меньше двигайтесь, воздержитесь от крика и стонов.

:Во время освобождения выберете место за любым укрытием и лежите до окончания стрельбы.

:Не бегите на встречу сотрудникам спецслужб или от них, так как вас могут принять за преступника.

:Держитесь подальше от окон, дверных проемов.

: Если нет угрозы для жизни, то окажите помощь пострадавшим.

:Используйте любую возможность для спасения, при освобождении выполняйте требования спецслужб.



Памятка "Поведение в толпе"

:Попав в толпу, оцените ситуацию и продумайте план поведения.

:Не приближайтесь к агрессивно настроенным группам людей.

:Избегайте близкого нахождения с мусорными контейнерами, урнами, коробками, детскими колясками и прочее, так как в них могут находиться взрывоопасные предметы.

:Не идите против движения толпы, избегайте ее краев и центра .

:Избегайте близкого соседства с витринами, оградами, столбами, деревьями.

:Не цепляйтесь руками ни за какие предметы, а также за других людей .

:Избавьтесь от лишних предметов, находящихся в руках(сумка , зонт и прочее) .

:Не пытайтесь поднять уроненный вами предмет, вас попросту могут затоптать.

:Сцепите руки в замок на уровне груди, тем самым защитив свою диафрагму.

:Если упали, защитите голову руками и постарайтесь немедленно рывком встать.

:Притворитесь больным или невменяемым(психически неуравновешенным или находящимся в состоянии алкогольном опьянении), в определенных ситуациях это позволит вам выйти из толпы.

:Не поддавайтесь панике.

Памятка "Если ваш автобус (самолет) захвачен"

:Сохраняйте спокойствие.

:Снимите ювелирные украшения, отключите мобильные телефоны .

:Не привлекайте к себе внимание террористов

:Осмотрите салон, отметьте места возможного укрытия во время стрельбы.

:Успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего .

:Не смотрите в глаза террористам, на каждые свои действия спрашивайте их разрешения.

:Не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение .

:При начавшемся штурме ложитесь между сиденьями лицом вниз и оставайтесь там до окончания процесса освобождения .

:При ранении меньше двигайтесь, не выражайте неудовольствие поведением террористов, воздержитесь от стонов и криков.

: Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как вас могут принять за преступника.

:После освобождения немедленно покиньте автобус (самолет), выполняя все указания спасателей.



Домашнее задание

Учащимся 5-го класса необходимо:

1. Составить проект действий по выходу из ситуации "Действия при беспорядках на площади во время концерта";

2. Выполнить тестовое задание, обосновав свой выбор: Как следует передвигаться при перестрелке на улице, которая началась во время освобождения заложников ?

а)ползком (прав);

б)на четвереньках;

в)короткими перебежками, прижимаясь к стенам домов.

Учащимся 9-го класса необходимо:

1. Разработать проект действий по выходу из ситуации "Вы оказались в числе заложников в концертном зале. Начался штурм";

2. Выполнить тестовые задавания, обосновав свой ответ .

А. При освобождении заложников сразу же возникла перестрелка. Чтобы пуля не попала в тебя , лучше всего :



а) сразу лечь;

б)оглядеться в поисках укрытия;

в)можно укрыться за ближайшим автомобилем или или под ним ;

г)проскользнуть в подворотню, подъезд или окно пергвого этажа;

д)спуститься в подземный переход.

Варианты ответа :1)все;2)все, кроме в;3)только а, б,г.

Ответ: А-2.

Б. Что надо учитывать, укрываясь во время перестрелки ?

а)угол обстрела;

б)пробивную способность пули;

в)возможность рикошета.

Ответ :Б-3

Подведение итогов

Учащимся задают вопросы :

В чем главная опасность толпы ?

Что необходимо знать , чтобы не стать жертвой толпы ?

Что представляет собой терроризм ?

Как можно уменьшить опасность террористического



акта?

В заключение учитель напоминает , что главное условие успешности действий , совершаемых человеком ,оказавшимся в толпе или в ситуациях, связанных с терроризмом ,- необходимость проявления каждым бдительности, осторожности , хладнокровия , самообладания , выносливости , выполнения своего гражданского долга.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница