Урок по теме: «Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями»



Скачать 75.88 Kb.
Дата04.05.2016
Размер75.88 Kb.
Просмотров32
Скачиваний0
ТипУрок
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Маркса.

Открытый урОК по теме:


«Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями».

Подготовила учитель ОЗОЖ

МОУ-СОШ № 6 Г. Маркса

Винидиктова Е. В.

г. Маркс 27.02.13.

Цель: продолжить знакомство учащихся с инфекционными

заболеваниями, источниками инфекции, механизмами передачи

инфекции. Продолжить формирование ответственности за заражение

инфекционными заболеваниями, за жизнь и здоровье.



Оборудование: таблицы «Бактерии», «Кишечные инфекции»,

«Инфекции дыхательных путей»; динамическая

таблица « Классификация инфекционных

заболеваний»; диаграмма «Факторы, влияющие

на здоровье человека».
Основные понятия: инфекционные заболевания, источник

инфекции, механизм передачи, инкубационный

период, носитель инфекции, профилактика,

дезинфекция.



ход урока
1. организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить все, что знаем об инфекционных заболеваниях, составим классификацию инфекционных заболеваний, возбудителей, которые вызывают эти болезни, познакомимся более подробно с некоторыми заболеваниями, и узнаем, кто или что отвечает за заражение этими заболеваниями. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: «Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями».



2. повторение: вопросы

С инфекционными заболеваниями вы знакомились при изучении различных тем по биологии: при изучении дыхательной системы, кровеносной, пищеварительной, мочевыделительной и др. Но, изучая эти заболевания, вы не собирали их в единую систему. Сегодня мы попробуем это сделать.

Что же такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания - это особая группа заболеваний, которые вызываются определенным, живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому распространению.

1. Какие инфекционные заболевания вы знаете? (Грипп, ангина, туберкулёз, и т. д.)

2. Что является возбудителем инфекционных болезней? (записать)

(Возбудителями инфекционных болезней являются микроорганизмы: бактерии, вирусы, спирохеты, грибки, простейшие).

3.Что вы знаете об этих возбудителях?

(Бактерии – это одноклеточные микроорганизмы, имеющие форму палочек (возбудители брюшного тифа), шара (стрептококки, стафилококки), извитых нитей (спириллы), изогнутых палочек (холерный вибрион);

Вирусы – мельчайшие частицы, видимые в электронный микроскоп (возбудители гриппа, натуральной оспы, кори, ВИЧ-инфекции);

Грибки – возбудители микозы, парши и т. д.)



Динамическое задание.

Ребятам раздаются листочки с заданиями. Необходимо не показывая никому листочки выполнить задание.

(На одном листочке буква «о» и задание «Собери три подписи», на нескольких листочках задание «Собери три подписи», на двух листочках задание «Никому ничего не объясняй и не подписывай»).

Вы выполнили задание, теперь посмотрите на свои листочки и встаньте те, у кого на листочке буква «О». Вы больны ОРЗ. Встаньте те, кто общался с этим человеком. Встаньте те, кто общался с этими людьми. У нас стоят все, кроме тех, кто никому ничего не подписывал, т.е. ни с кем не общался. Скажите, в жизни у нас много возможностей не общаться? (Нет).

Теперь вспомним, что мы все здоровы, потрите руки, дотроньтесь до чего-то красного.

4. Как вы считаете, чем опасны инфекционные заболевания?

(Вызывают осложнения, быстро распространяются).

Массовое распространение одноимённых инфекционных заболеваний, связанных общими источниками инфекции, называется эпидемией.

Эпидемия, охватывающая несколько стран или материков, называется пандемией.

5. Давайте попробуем сегодня в течение урока собрать из отдельных частей таблицу «Классификация инфекционных заболеваний».





группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

инфекции дыхательных путей

грипп, ОРЗ, ангина, туберкулез

верхние дыхательные пути

воздушно - капельный

кишечные инфекции

дизентерия, холера, инфекционный гепатит

кишечник

продукты питания, вода, почва, грязные руки, мухи

кровяные инфекции

чума, малярия, ВИЧ - инфекция

кровеносная система

укусы насекомых – комаров, блох, вшей; кровь

инфекции наружных покровов

чесотка, столбняк, сифилис

кожа, слизистые оболочки

преимущественно контактный путь


3. изучение нового материала:

группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

инфекции дыхательных путей

грипп, ОРЗ, ангина, туберкулез

верхние дыхательные пути

воздушно - капельный



группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

кишечные инфекции

дизентерия, холера, инфекционный гепатит

кишечник

продукты питания, вода, почва, грязные руки, мухи



группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

кровяные инфекции

чума, малярия, ВИЧ - инфекция

кровеносная система

укусы насекомых – комаров, блох, вшей; кровь



группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

инфекции наружных покровов

чесотка, столбняк, сифилис

кожа, слизистые оболочки

преимущественно контактный путь

Ребята, вы познакомились с некоторыми заболеваниями. Что в них общего?

Правильно, для распространения всех заболеваний необходимо наличие

трех условий:


  1. источника инфекции,

  2. механизма передачи и

  3. восприимчивого человека.

Запишите эти условия в тетрадь.

Давайте рассмотрим эти условия на примере инфекций дыхательных путей и кишечных инфекций.

1. Кто или что может быть источником инфекции?

(источником инфекции может быть больной человек, почва, вода).

2. Кто отвечает за существование этих источников?

(за существование этих источников несет ответственность прежде всего сам человек, так как он либо является одним из источников заболевания, либо загрязняет окружающую среду, сливая в воду и в почву отходы производства, нарушая структуру почвы, выбрасывая газообразные отходы производства).

Правильно ребята. Именно человек чаще всего бывает или прямым источником инфекции, или создает условия для существования этих источников. Поэтому в данное время существуют различные формы административной ответственности за загрязнения окружающей среды, а за умышленное заражение человека ВИЧ – инфекцией предусмотрена уголовная ответственность по статье 122 Уголовного кодекса РФ лишение свободы от 5 до 8 лет.

3. Какие существуют пути передачи инфекции?

(Воздушно – капельный, через продукты питания, воду, почву, грязные руки, укусы кровососущих насекомых, контактный путь).

Кто отвечает за существование механизма передачи инфекции?

(За существование механизма передачи инфекции отвечает сам человек).

Мы можем нарушить пути передачи инфекции?

(Да, для этого необходимо уничтожать мух, мыть руки, носить марлевую повязку и т. д.)

Третье условие – восприимчивый человек

Как вы понимаете это условие? Какого человека быстрее можно заразить активного или пассивного, лежебоку или спортсмена, нервного, неуравновешенного или спокойного, уравновешенного? (ответы ребят)

Кто в данном случае будет ответственен за распространение заболевания?

(Сам человек).

Какие есть способы сделать человека невосприимчивым или более устойчивым к воздействию инфекционных заболеваний? (Занятия спортом, закаливание, ЗОЖ, и т. д.)

Давайте попробуем один из способов укрепления здоровья. Вы устали, давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

1. Исходное положение ноги вместе, руки опущены. На счет 1, 2, 3, поднимите руки вверх в замок и потянитесь. Представьте, что вы висите на турнике. На счет 4 опустите руки, расслабьтесь. Повторите 4 раза.

2. Представьте, что вы большое раскидистое дерево. Поднимите руки вверх, потянитесь к солнцу, наклонитесь вслед за ветерком вправо, влево, опустите руки, встряхните ими. Повторите 4 раза.

3. Исходное положение – основная стойка. Проведите полукруг подбородком от левого плеча к правому и обратно. Повторите 4 раза.

Спасибо, возвращаемся на свои места.

Вывод: за распространение инфекционных заболеваний ответственность несет сам человек. На здоровье человека большое влияние оказывает образ жизни.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира подтверждают наш вывод. Эти исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, но 4 из них основные:

1. наследственность – 18 – 22 %,

2. здравоохранение – 8 – 10 %,

3. внешняя среда – 17 – 20 %,

4. образ жизни – 49 – 53 %



Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет быть здоровым? (Соблюдайте гигиену, носите марлевую повязку, платок, уничтожайте мух, тараканов, соблюдайте режим труда и отдыха. А все вместе это означает – ведите здоровый образ жизни).

5. Выставление оценок, подведение итогов.

6. Домашнее задание. Конспект изучить, подготовить сообщение об инфекционном заболевании.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал