Урок Тема. Экологические системы



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер1.29 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

к учебнику “Окружающий мир” А.А. Вахрушева

2 класса 3 часть.

1 урок


Тема. Экологические системы.

Цели: показать особенную роль живых организмов на земле;

помочь ребятам осознать, что все в природе взаимосвязано и существует

и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

показать взаимосвязь живой и неживой природы в данных процессах.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны осознавать возрастание разрушающего воздействия человеческой деятельности на экологические системы.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен объяснить что экосистема, почва, и местообитание живых организмов.

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов.

Цель серии тем, посвященных экосистемам и природным зонам – показать особую роль живых организмов на Земле. Главная особенность этой роли – способность противостоять энтропии – вселенскому хаосу, разрушению. Попробуйте оставить свою квартиру хотя бы на время отпуска. Сохранится ли оставленный вами порядок? Слой пыли на столе, газета, "сама" упавшая на пол, высохшие цветы, плесень на дне банки, трещинки на выцветших обоях... Придется опять начинать с уборки! Придите в лес: девственная зелень листьев, чистота цветов, изощреннейший узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено самой природой. Каждая мелочь – листик, божья коровка – полна мельчайшими деталями. И все в порядке без Вашего участия – годами, веками, тысячелетиями, и каждый день, в любое время года. Наша задача – понять, – и не только умом, – эту непостижимую целесообразность и показать ее детям.

Решить эту сверхзадачу помогает понятие экосистемы, преломляющее в себе все основные свойства взаимоотношений живых организмов с неживой материей, друг с другом и с человеком. Реализация этих отношений в разных природных зонах описывается не только и не столько чтобы показать их разнообразие, сколько для того, чтобы за этим разнообразием яснее увидеть общие свойства экосистемы.

Как и в других темах книги, основное внимание концентрируется на выяснении причинных связей, на поиске ответов на вопросы "почему?" и "как?". Учитывая особенности детского восприятия в этом возрасте, мы всегда стремились при этом не уходить от конкретных образов.

Первая тема “Экологические системы” не простая, и ее, вероятно, гораздо целесообразнее изучать в течении двух уроков. Рассмотрим материал этой темы более подробно в связи с его важностью и сложностью. Для введения понятия экосистемы необходимо вспомнить на основе прошлогодних знаний различия между живым и неживым, чтобы затем объединить то и другое в экосистему, отметив их взаимообусловленность и влияние друг на друга. В приведенном определении экосистемы неживая природа, для упрощения, упоминается косвенно – как "участок Земли", под которым имеется в виду среда обитания. "Чувство дома" заменяет понятие взаимной обусловленности: бурый медведь чувствует себя как дома в тайге, а не на льдине, так как возникновение этого вида обусловлено таежной средой обитания; только к ней он и приспособлен. Для характеристики этой территории, к которой приспособлено данное животное или растение, используется термин “местообитание”, который в учебнике-тетради заменен словами “место обитания”.

Также важно различать естественные и искусственные элементы, поскольку включение любых искусственных элементов в экосистему неизбежно выражается в ослаблении ее целостности, ее свойств как целого, а значит превращает ее в так называемую искусственную экосистему – неполное и несовершенное подобие подлинной.

Надо заметить, что термин "экосистема" применим к объектам разной сложности и размеров, – от кочки до Земли в целом, – лишь бы элементы были взаимосвязаны.

Основа функционирования экосистемы – трофические связи (задание 2, стр. 2). Чтобы объяснить это, надо начать с функциональных ролей организмов в экосистеме: роли можно объяснить через конкретные образы. При этом необходимые упрощения не должны приводить к искажению смысла, поэтому не будем забывать, что "кормильцы" – это продуценты, синтезирующие органические вещества из неорганических (задание 5, стр. 3). "Едоки" – это консументы, потребители органического вещества. "Мусорщики" – это редуценты, питающиеся мёртвым органическим веществом и разлагающие его на неорганические вещества, которые затем используются продуцентами.

Знакомству с компонентами экосистемы посвящено задание 3 (стр. 2).

"Идеальная" экосистема характеризуется замкнутым круговоротом веществ (задание 6, стр. 4). В реальных условиях это свойство полностью реализуется только для планеты в целом. Тем не менее, принципу "есть все необходимое и нет ничего лишнего" следует уделить особое внимание. Во-первых, он справедлив для подавляющего большинства элементов в большинстве реальных экосистем. В других случаях достигается динамическое равновесие: в экосистеме реки сколько воды притекает, столько и утекает. Если цикл все же не замыкается в пределах данной экосистемы, то он обязательно замыкается в пределах экосистемы большего размера.

Во-вторых, этот принцип легко установить из простого наблюдения. Каждую осень в лесу опадают листья, но год от года их не становится ни больше, ни меньше, хотя их никто не подметает.

В-третьих, и это самое важное, – замкнутостью циклов или равновесием прихода-расхода, отсутствием "мусора" природные экосистемы отличаются от нарушенных или искусственно созданных. Именно этот признак надо быть готовым использовать в жизни.

Пока не нарушается экологическое равновесие, экосистема может существовать неопределенно долго: практически она бессмертна. Более того, экосистема способна сама себя восстанавливать после некоторых нарушений. Пашня или вырубка – примеры таких нарушений, которые со временем ликвидируются: на их месте рано или поздно снова вырастает лес. Вымирание видов животных и растений надо рассматривать как невосполнимое нарушение: без них экосистема "работает" как шестерня с обломанными зубьями. Например, истребление копытных в степях привело к образованию "степного войлока" – слоя прошлогодней травы, который угнетает рост растений и приводит к обеднению пастбищ. Замена истребленных видов на домашний скот не имеет должного эффекта, так как коровы и овцы чужды этой экосистеме: они выедают не те виды растений, их копыта разрушают дерновину, они не имеют естественных регуляторов численности и т.д.

Энергия, в отличие от вещества, никак не может ходить по кругу: ее поток направлен в одну сторону. Энергия поступает в экосистему от солнца и улавливается растениями в виде света, а затем запасается в виде химических связей в произведенном органическом веществе. Далее эта энергия частично передается по звеньям трофической цепи, а частично рассеивается в космос каждым звеном в виде тепла. К концу цепи вся энергия рассеивается, к растениям она не возвращается! Таким образом, единственное, в чем нуждается экосистема, – это источник энергии. Именно этому посвящено задание 4 (стр. 2) в учебнике-тетради. Есть экосистемы, которые поддерживаются не солнечной энергией, а тепловой энергией Земли или энергией химических связей, но их роль крайне незначительна.

Для выполнения задания найти "настоящую" экосистему на картинках (задание 3, стр. 6, урок 2) надо порассуждать, как долго просуществует без посторонней помощи то, что изображено на картинке. Ну, с медвежонком все ясно: он уже озяб, и ему пора возвращаться домой. Муравейник живет долго, но он – только часть экосистемы, и не может обойтись без окружающего леса, где муравьи собирают пищу. Город немного похож на муравейник и то же существует за счет соседних экосистем – полей. В зоопарке звери не чувствуют себя, как дома: ведь они не могут сами добыть себе пищу, если о них не позаботятся люди. В аквариуме "испортится" вода, и рыбам станет трудно дышать. Поле или огород без посторонней помощи скоро начнут зарастать сорняками. А вот сообщества животных и растений: озеро и саванна будут существовать очень долго. Это и есть настоящие экосистемы: здесь есть все необходимое. Пока светит солнце, кормильцы будут кормить, едоки – есть, мусорщики – перерабатывать мусор и обогащать почву питательными минеральными веществами.

Изложенные здесь закономерности слишком сложны. Их вовсе не обязательно целиком рассказывать ребятам во 2-ом классе. Но в соответствии с “принципом айсберга” учитель всегда должен знать существенно больше ученика, чтобы уметь дать простой и понятный вариант на его вопросы. Именно поэтому мы столь подробно разъясняем специфику этой темы. Учащимся еще предстоит в следующем году более подробно познакомиться с понятием “экосистема”. Но важность этого слова для современного общества так важна, что мы включили понятие “экосистема” в материал всех классов. В первом классе ребята только узнают о существовании экосистем, во втором – знакомятся с ними и с их обитателями, в третьем – узнают правила их функционирования и много интересных фактов о них. Вместо изложенных здесь закономерностей, мы предлагаем вам использовать в общении с ребятами так называемые “законы” Барри Комонера (метко названные Б.М. Миркиным и Л.Г. Наумовой “экологическими пословицами”). Вот эти “законы”:



  • “Все связано со всем”;

  • “за все нужно платить”;

  • “все надо куда-то девать”;

  • “природа знает лучше”.

Приведем один из возможных вариантов этого урока

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Ребята, мы закончили с вами вторую часть учебника, переходим к третьей. Какие темы разбирали мы во второй части?

  • Мы говорили о географических объектах.

  • Внимательно пролистайте третью часть, карты в конце и установите, чему она будет посвящена.

* Дети совещаются.

  • Мы считаем, что мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Ещё по оглавлениям можно было догадаться, что будем рассматривать жителей разных материков и тепловых поясов…

  • Молодцы, все вы хорошо поработали. Конечно, именно этому и будут посвящены наши следующие уроки.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

  • Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе?

Ситуация №1

На первой иллюстрации изображено дерево. Изготовлен стол.



  • Как происходил этот процесс?

  • Кто участвовал в этом процессе?

  • Какой вывод можно сделать?

Дерево бревна __________

лесоруб машинист


* Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

- Главный вывод: профессии взаимосвязаны.

Ситуация №2

На иллюстрации изображен город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными.

На второй иллюстрации город тотже, только в нем чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам.



  • Как произошло изменение?

  • Кто участвовал в этом процессе?

  • Какой вывод можно сделать?

* Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

  • Главный вывод: за городом нужно ухаживать, чтобы поддержать порядок и вырастить растения и животных.

  • Ситуация №3

День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки.

День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился.

- Как произошли эти изменения?


  • Кто участвовал в этом процессе?

  • Какой вывод можно сделать?

* Дети совещаются.

- В данных процессах участвовали растения и животные.

Главный вывод: все изменения происходили без участия человека.


  • Почему же две предыдущие ситуации привели нас к выводу, что изменения происходили под воздействием человека. Почему в городе всё происходит с участием человека? Какой вопрос у вас возникает?

  • Кто же в лесу помогает животным и растениям?

  • Чему будет посвящён наш урок?

  • Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

  • Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть?

  • Нет ли профессий у животных и растений?

  • Да, с этим тоже нужно разобраться.

  • Эти процессы в лесу, как вы думаете, происходят постоянно, систематически или от случая к случаю?

  • Наверное, это тоже следует выяснить.

  • Какие вопросы вынесем для общего наблюдения и обсуждения?

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

2. Нет ли профессий у животных и растений.



  1. Постоянно ли в лесу происхзодят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

3.Совместное открытие знаний.

  • Чтобы ответить на вопросы сначала поиграем в лото. У каждой группы есть набор картинок, накоторых изображены животные. Нужно определить все ли животные на месте. Почему данные животные собраны вместе? Свои выводы проверяйте картой в конце учебника. * Дети приступают к работе.

  • К каким выводам вы пришли?

  • Мы нашли лишних животных и считаем, что эти животные собрангы вместе потому, что они живут в одинаковых тепловых поясах.

  • Какой вывод мы сможем сделать.

  • У каждого животного есть свое место жительства.

  • Они не похожи друг на друга. Но в них есть что-то общее. Найдите эти черты.

*Ребята высказывают свои версии. После этого педагог предлагает просмотр отрывка из фильма о том, как приспосабливаются животные к жизни в разных тепловых поясах.

- Что вы узнали из фильма?



  • На севере животные белого или серого цвете, у них толстая шерсть. Это помогает им выжить в таких тяжёлых условиях.

  • В умеренном поясе животные приспособились и к летнему периоду и к зимнему. Некоторые меняют шерстку, некоторые улетают в теплые места, некоторые научились впадать в спячку.

  • В жарком поясе животные и растения приспособились к жизни и в пустыне и в лесу. К засухе и к дождям.

  • К какому выводу мы можем прийти?

  • Все животные приспособились к жизни в своем тепловом поясе, им там комфортно и они не приспособлены к жизни в другом месте.

  • Давайте теперь рассмотрим другие картинки. Теперь что объединяет данных животных и растения?

* Дети получают картинки с изображением цепей питания самых простых и известных детям. Например,

трава заяц волк бактерии

орехи белка рысь бактерии

зерно мышь лиса бактерии



  • К какому выводу вы пришли?

  • Эти животные питаются так: заяц съедает траву, волк съедает зайца, сам волк погибает. Непонятно зачем здесь бактерии?

  • Оставим этот вопрос для того, чтобы найти ответ на него в учебнике. Уточните ваше наблюдение.

  • Животные питаются друг другом или растениями.

  • Подумайте, чем связаны данние растения или животные?

Тополь, ландыш, земляника, орех, зерно, дуб, одуванчик.

Заяц, белка, рысь, волк, медведь, тигр, орел, пингвин, окунь.

Мухи, дождевые черви, бактерии, грибы, жуки- короеды.

*Дети совещаются и высказывают свои версии.



  • Ребята настала пора проверить свои выводы текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно посмотрите и дайте более точные трактовки ваших выводов.

*ребята внимательно перечитывают учебник и готовятся к выступлению групп.

  • Мы узнали, что оказывается, то место, где живут определённые животные и растения, называется их средой обитания.

  • Все животные и растения приспособлены друг к другу и составляют экологическую систему.

  • В экологической системе живая природа связана с неживой.

  • Растения умеют из неживой природы брать все необходимое для жизни. Только они умеют неорганические вещества превращать в органические. Растения выполняют роль кормильцев в экосистеме.

  • Животные поедают растения или других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль едоков.

  • Когда растения илит животные умирают их останками занимаются мусорщики : грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики отгранические вещества превращают в неоганические. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.

  • Молодцы. Сумели ли мы ответить на наши вопросы:

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

2. Нет ли профессий у животных и растений.

3.Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

4. Какую роль в экосистеме играют люди? Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?

* Ребята отвечают на первые три вопроса без затруднения. Последний вопрос остаётся без ответа.


  • Ребята, как вы думаете, где можно найти ответ на эти вопросы?

  • Можно поискать ответ в учебнике, следущая тема опять посвящена экосистемам.

  • Это вы сделаетет дома. Во второй четверти мы с вами делами макет и изображением разных географических объектов. Полистайте учебник, как вы думаете, какой макет нам предстоит сделать в третьей четверти?

* Дети рассматривают учебник и предлагают варианты проектов.

- Да, все вы правы наш проект будет посвящён разным экологическим системам. Ещё мы не перестаёт путеществие по глобусу. Подумайте, как лучше изобразить экосистемы на глобусе? Вам поможет в этом разобраться параграф №3 “Природная зональность”. Это и будет домашним заданием. Конечно, если информации учебника вам будет недостаточно, обращайтесь к дополнительной литературе. ( См. примечание)



4.Самостоятельно применение знаний.

  • Откройте сборник “Самостоятельные и проверочные работы” на странице 25. Выполните №1 и 3 на странице 25 или 26. И в учебнике №3 на странице 2.

* Дети выполняют задание и проверяют егот выполнение в совместном обсуждении.

Теперь каждый проверит себя. Выпоните№6 на стр. 4 учебника.

Покажи стрелками, ка передаются органические вещества в эко ситеме. Неорганические вещества иозбрази простыми карандашами, а органические – зелёным.

“Кормильцы” “Едоки”


Неживая природа “ Мусорщики”
Образец выполнения:
“Кормильцы” “Едоки”
Неживая природа “ Мусорщики”

“ Для любознательных”



  1. Разнообразие мест обитания на поверхности нашей планеты не уступает разнообразию самих организмов. Так, для амурского тигра в Усурийской тайге – это большой, протянувшийся на десятки километров участок леса,обычно имеющий выход к реке. Для берёзового трубковерта метообитания – ветка берёзы, на которой он живет, или даже берёзовый лист.

  2. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они - травоядные. Как же они умудряются не конкурировать друг с другом в процессе жизни из-за пищи? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них свою экологическую нишу. Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жествой травой, оставшейса после антилоп. Если бы не было экологических ниш, то многоие бы животные погибли в результате конкуренции от голода.

  3. В экологичекихситемах бывают разные отношения между живыми организмами. Например, хищник - жертва. А если животные вступают во взаимовыгодное сотрудничество, то такие отношения называют сембиозом. Тип взаимоотношений организмов, окогда один вид питаеся за счёт другого, угнетая его рост или размножение, называют паразитизмом. Например, на одной птице могут паразитироватьдесятки разнообразных организмов: грбки,клещи, простейшие… В отличие от хищников,убивающих жертву, паразит не стремится окончательно погубить своего хозяина, ведь это грозить смертью и ему самому.

Эту и другую интересную информацию ты можешь найти в “Энциклопедии для детей” изд. “ Аванта плюс” том “Биология”.

5. Итог работы.

1.Что нового узнали.

2. Как узнали, что помогло.

3.Где пригодятся знания.

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.

5.Как работал ты?



*Примечание.

Проект “Экологические системы” может представлять собой альбом.

1 страница. Общие сведения об экосистеме.

2 страница. Природная зональность и экоситемы.

3-6 страницы Экосистемы холодного пояса.

Здесь собирается более подробная информация о экосистемах холодного пояса с иллюстрациями и фотографиями.

7-10 Экосистемы умереного пояса.

11-13 Экосистемы жаркого пояса.

14 страница Человек и экосистемы.

Можно сделать большой макет земли и всю информацию расположить на нем в кармашках. Это, конечно более трудоёмкий вариант, но более интересный и наглядный. Напоминаем технологию проектной деятельности.

1. Возникновение необходимости создания данного проекта.

2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.

3. Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта.

4. Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.

5. Распределение обязанностей между участниками проекта.

6. Поиск и сбор материалов и инструментов.

7. Изготовление проекта.

8. Представление готового проекта.

9. Использование проекта на уроке.

  1. Подведение итогов работы.

В течение недели стенд “За страницами учебника” наполняется информацией из дополнительного урока “Как живет экосистема?”. Главные выводы:

  1. Экосистема может существовать без вмешательстельства человека сколько угодно долго.

  2. Экосистема- единство живой и неживой природы. Живая природа научилась брать у неживой природы неорганические вещества для поддержание собственной жизни и возвращать их назад. Растения из неогранических веществ научились производить органические. Далее животные потребляют органические вещества, поедая растения или других животных. Одни огранические вещетва превращаются в другие. Умершими растениями и животными занимаются мусорщики. Их цель превратить органические вещества неорганические и предоставить их в расположение растений. Круг замыкается.

  3. Каждый живой организм выполняет свою функцию и связан с многими другиги организмами. Исчезновение одних вызовет гибель других растений или животных.

  4. Любой живой организм приспособлен к жизни в определённом месте. В другом он может погибнуть. Но природа позаботилась о том, чтобы каждое живое сущкество умело приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

  5. Нам известно несколько тепловых поясов:

  • Холодный;

  • Умеренный;

  • Жаркий.

Животные и растения населяют любой уголок нашей планеты. Какие интересные приспособления придумала для них природа?

4 урок




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница