Урока для элективного курса по географии «глобальная география» по теме «проблема здоровья и долголетия»



Дата01.05.2016
Размер93.5 Kb.
ТипУрок
МОУ гимназия № 59.

ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
ПО ТЕМЕ «ПРОБЛЕМА

ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ»

ДЛЯ 10 КЛАССА

Составитель:

Гербер М.В.

учитель географии

высшей категории

гимназия № 59.


Новокузнецк, 2009 г.


Тема урока: ПРОБЛЕМА

ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
Цель: сформировать представление о проблеме здоровья и долголетия как глобальной проблеме человечества.

Задачи урока:

Образовательные:



  1. Формирование понятия проблема здоровья и долголетия, здоровье, выявление причин возникновение некоторых заболеваний, определение географии проблемы здоровья и долголетия, разработка путей снижения уровня заболеваемости.

Развивающие:

  1. Развитие у учащихся умений выделять главное, существенное, сравнивать, классифицировать, делать выводы при работе с текстом учебника, дополнительной литературой, графиками, схемами, таблицами.

  2. Развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей.

  3. Развитие монологической речи, коммуникативных свойств речи.

  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательные

  1. Формирование экологического воспитания на материале зависимости уровня заболеваемости от экологии окружающей среды.

  2. Формирование интернационализма на этапе доказательства того, что данная проблема не признает географических границ, уровня развития государств, на этапе выявления роли интеграции ВОЗ.

  3. Формирование нравственности, здорового и правильного образа жизни, от которого также зависит возможность заболевания таких болезней как СПИД.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы:

  1. По источнику знаний: практические (методы работы с картами, схемами, статистическими показателями), наглядные (использование карт, таблиц).

  2. По характеру познавательной деятельности: проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский.

  3. По дидактической цели: метод изучения новых знаний.


Средства обучения:

  1. Учебник Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география», изд. «Дрофа», М.,2002 г;

  2. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география». Методическое пособие. Изд. «Дрофа», М.,2002 г;

  3. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Дайте планете шанс», изд. «Просвещение», М.,1995 г;

  4. Политическая карта мира.

  5. Распечатка «проблема здоровья и долголетия».




Ход урока
I. Организационный этап.


II. Подготовка к усвоению нового материала, формулировка цели урока.
- Мы продолжаем изучение глобальных проблем человечества

- Напомните, почему проблемы, которые мы рассматриваем, относятся к категории глобальных?

- На этом уроке мы рассмотрим проблему, которая также касается каждого из Вас.

- Запишите тему: проблема здоровья и долголетия

- Сегодня мы выясним, в чем заключается суть данной проблемы, выявим причины возникновения некоторых заболеваний, определим особенности размещения ее по планете и, предложим возможные пути снижения уровня заболеваемости.

- Данная тема будет интересна и полезна не только тем, кто планирует связать свой будущий выбор с медициной, биологией, географией или туризмом, но каждому из Вас, потому, что говорят, здоровье – самое ценное, чем владеет человек.

Постановка проблемы:

- Обратите внимание на слова И.И.Мечникова: «Ты сам решаешь быть здоровым или не быть». В ходе урока, Вы сформируете понятие о причинах заболеваний и в конце урока выскажите свои аргументы за и против этого высказывания.

- Изучение будет проходить в форме беседы, выполнения практических заданий, в ходе урока вы выполните конспект, опираясь на схему- конспект, предложенный Вам.
III. Усвоение новых знаний.

Давайте разобьем данную проблему на 2 части и начнем рассмотрение с долголетия:


Долголетие



Организм, страна

Африканские баобабы

Карп и щука

Древние греки

Япония

Австралия



Канада

Швейцария

США

Россия


Чад, Конго

Продолжительность, лет

6000


300

160


80

79,6


79

78

76



73

37


- Проанализируйте данные и сделайте вывод.

- Понятие «бессмертие» возможно ли это? В человеческой протоплазме нет ничего, что могло бы стареть, поэтому, если бы было возможно человека разобрать по клеткам и поместить клетки в питательную среду, то разобранный человек был бы бессмертен.

- Д. Гласс ученая Великобритании вывила формулу, применимую для живых организмов:


Продолжительность жизни=

возраст половой зрелости * 11


-Подсчитать теоретическую продолжительность жизни человека.

Но в чем же дело, почему в реальной жизни эта формула не соответствует для Homo Sapiens. Какие факторы влияют на продолжительность?
Факторы, влияющие на продолжительность жизни.


  1. экономические

  2. социальные (образ жизни, возможность получать лечение, производственные травмы)

  3. экологические

  4. политические (войны)

  5. биологические (наследственность, здоровье)


Здоровье

Сформулируйте понятие здоровье.

- В соответствии с новейшими идеями здоровье рассматривается как категория синтетическая и включает в себя физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психологическую составляющую.

Отсюда следует, что на планете болен каждый ½ человек!


-Какие наиболее опасные заболевания Вы знаете?

Доклад: СПИД. Среднемировой показатель, заболевших СПИДом 6 чел на 1000 жителей.

- Проанализируйте график на странице учебника 244, рис. 44 «Оценочные показатели заболевания СПИДом по регионам», сделайте вывод.

-Действительно, мы видим, что распространение по регионам заболевания различно.

- Существует наука, изучающая распространение болезней и патологического состояния человека, причины этого распространения и влияния географической среды на здоровье человека – нозогеография.

Например, нозогеография выделяет регионы, районы, города, узнаваемые по заболеваниям:

Южная Америка –желтая лихорадка

Уфа узнаваема по холециститам

Тагил и Таганрог – заболевания верхних дыхательных путей

Агломерации (напомните их) – желудочно – кишечные расстройства

Казахстан, Астраханская обл., Мурманская обл. – рак пищевода

Основные заболевания Кузбасса – бронхиальная астма, язва желудка, ВСЗ, заболевания опорно – двигательной системы.

- Отчего же зависит распространение заболеваний? Чтобы ответить на этот вопрос, наверное, необходимо выяснить причины возникновения различных заболеваний.

- Давайте разобьем работу на части:
1группа:

В роли нозогеографов: определить по 5-6 преобладающих заболеваний регионов. (Табл. В приложении «Причины смертности в различных регионах»).



2 группа:

В роли медиков: определить причины возникновения некоторых заболеваний (рак, клещевой энцефалит, малярия, шистосоматоз, трипаносомоз, чума, холера), (тема учебника 2, приложение).



3 группа:

Определить возможные пути предотвращения заболеваний (роль Луи Пастера, Мечникова, ВОЗ), (проанализировать рисунки распечатки и сделать вывод, к которому пришел Сноу при определении возбудителей холеры). Факторы, влияющие на распространение заболеваний в определенных районах.


IV. Закрепление изученного материала. Разрешение поставленной проблемы.

  1. А теперь, изучив тему, давайте более внимательно посмотрим на слова Мечникова. Кто согласен/ не согласен, почему?




  1. Подтвердите целесообразность отнесения проблемы здоровья и долголетия к категории глобальных проблем.

  2. Постройте схему «Взаимосвязь проблемы здоровья и долголетия с другими глобальными проблемами».

  3. Давайте вспомним другие глобальные проблемы человечества и построим схему «Взаимосвязь проблемы З и Д с другими глобальными проблемами»

  4. Объясните узнаваемость Кузбасса по заболеваниям.

  5. Из курса географии вспомните интеграцию, которая занимается здравоохранением.

  6. Какого рода зависимость проявляется меду режимом, качеством питания и здоровьем человека.

V. Подведение итогов.
Оформление доски






Африканские баобабы

Карп и щука

Древние греки

Япония

Австралия



Канада

Швейцария

США

Россия


Чад, Конго

6000
300


160

80

79,6



79

78

76



73

37






ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ
«Ты сам решаешь быть здоровым или не быть»

И.И.Мечников



Д. Гласс

А= В * 11
Нозогеография




СХЕМА – КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ.
I. Проблема долголетия

1. Продолжительность жизни по странам.

2. Расчет продолжительности жизни.

3. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

I I. Проблема здоровья.

1. Здоровье -

2. СПИД.

3. Нозогеография –

4. Преобладающие заболевания некоторых районов.

5. Причины возникновения некоторых заболеваний.

6. Возможные пути снижения уровня заболеваемости.

7. Факторы, влияющие на уровень заболеваемости.



Причины смертности по регионам в 2000 г.

(по данным Всемирной организации Здравоохранения)

Заболевание



Число летальных исходов, тыс. чел.

Весь мир

Африка

Америка

Европа

Азия

Австралия

и Океания


Инфекционные заболевания


(туберкулез, венерич. желудочно - кишечные

заболевания, коклюш, полиомелит, дифтерия, корь, геппати)



10 457

5 436

366

220

220


643

СПИД

2 943

2 393

72

21

371

32

Малярия


1 080

966

2

-

57

13

Трипаносомоз


50

49

-

-

-

-

Лейшманиоз


41

9

-

-

30

-

Проказа

2

-

-

-

2

-

Тропическая лихорадка


12

-

-

-

10

1

Аскаридоз


17

4

3

1

6

3

Инфекции дыхательных путей

1 941

1 082

263

297

1 363

565

Летальные исходы женщин при родах





495

243

21

3

143

19

Летальные исходы младенцев





2 440

577

151

73

1009

34


Голод и недоедание, авитаминоз


445

151

63

17

129

34

Рак


6 930

533

1 074

1 882

1 103

2 097

Психоневрологические расстройства


948

76

199

218

228

151

Шизофрения


17

1

1

1

8

-

Алкоголизм


120

7

69

27

21

19

Сердечно – сосудистые заболевания


16 700

974

2 022

4 987

4 098

3 555

Респираторные заболевания (астма, пневмония)


3 542

232

365

398

618

1 785

Заболевания желудочно – кишечного тракта (язва, цирроз, аппендицит)


1 923

199

273

379

482

445

Происшествия


5 063

753

560

817

1 372

1 223

Дорожные происшествия

1 260

168

140

121

435

304

Пожары

238

35

9

24

97

176

Самоубийства

815

27

65

186

168

344

Убийства




520

116

159

78

78

59

Войны





310

167

2

39

63

2

Каталог: referat10 -> doc
doc -> Проблемы загрязнения окружающей среды
doc -> Вред микроволновки
doc -> «Острые нарушения мозгового кровообращения»
doc -> Внеклассное мероприятие для учащихся 8-го класса «Знатоки родного края»
doc -> Конспект урока по биологии в 6 классе Царство Грибов
doc -> Железо-многоликий металл
doc -> «Строение головного мозга»
doc -> Тема учебного занятия: Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов
doc -> Разработка урока по биологии для 9 класса. Урок-контроля знаний по теме: «Кровообращение и лимфообращение»
doc -> Кровеносная система. Кровь


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница