Уровни готовности к школе



Скачать 186.07 Kb.
Дата13.09.2017
Размер186.07 Kb.
ТипИнструкция

Справка по результатам диагностики УО
Тема: Уровни готовности к школе

Цель: Определить уровни готовности к школе (начало года)

От кого запрос: УО

Испытуемые: Учащиеся 1х классов

Дата: 02.09.14 - 05.09.14

Количество: 105 чел.

Описание диагностической методики:

ЗАДАНИЯ


Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно. Специалист берет бланк заданий (см. с. 7—8) и акцентирует внимание детей на первом задании.

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.

Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (Специалист показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите — продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.
Специалист наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно не сидеть за столом, а прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнения любого задания, — это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».



Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Инструкция. Все нашли задание номер 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.

Все задание можно спокойно повторить дважды (разумеется, всей группе детей).


По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения. Так же как и в первом задании, при необходимости можно использовать так называемую стимулирующую помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.


Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.

Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!

Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки).

Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).

Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.


Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Слова для задания № 3 подбираются специалистом по согласованию с учителем-логопедом и в соответствии с программой образовательного учреждения. Для того чтобы при каждом следующем скрининге (особенно при многоразовом ежегодном проведении подобной работы в данном образовательном учреждении) не происходило «натаскивание» детей педагогами или родителями, можно вместе с логопедом подобрать другие группы слов, но так, чтобы задание представляло для детей одинаковую сложность, в том числе и в написании букв.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона–Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур (например, в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой.

Перед началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.



Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике — вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).

Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.


Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры — показано на образце у них на бланке.
Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
Анализ результатов, выводы

Диагностика УО

Проводится оценка каждого задания по пятибальной шкале.

В дальнейшем проводится уровневая оценка.

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.



класс

Коли

чество


в

н

1



25

-

1(Колесников )

2



24

-

-

3



26

-

3(Андреев,Бахметьева,Потравнов)

4



26

-

4Безумнова,Жилина,Паймышев,Ураимов)

5

КРО

4




1(Давыдов)







105

0

9

В тестировании приняло участие 105 учащихся, из них тонкая моторика и произвольное внимание развито на достаточном уровне у -96 человек, не владеют зрительно-моторной координацией- 9 человек.


Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.(если 4,5 балла- зеркальное изображение цифр)



класс

Коли

чество


в

н

1



25

10

-

2



24

12

-

3



26

8

1(Потравнов)

4



26

9

1(Саксонова)

5

КРО

4

-

-







105

39

2

Вывод: В тестировании приняло участие 105 учащихся, из них сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур развита на достаточном уровне у 103 человек, из них на высоком уровне -39 человек, не владеют навыком- 2 человека.
Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности (сколько слов записал правильно, такое количество баллов)





класс

Коли

чество


в

н

1



25

6

-

2



24

15

-

3



26

4

4(Дембицкий, Клочкова,Павленко,Потравнов)

4



26

7

4(Саксонова,Терёхин,Толочманов,Ураимов)

5

КРО

4

0

4(Вишняков,Давыдов,Куделя,Шмаль)







105

32

12

Вывод: В тестировании приняло участие 105 учащихся, из них сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности развита на достаточном уровне у 93 человек, из них на высоком уровне -32 человека, не владеют навыком- 12 человек.


Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности (если 4,5 балла, то не аккуратность,небрежность;3,2,1 балл-усталость перенапряжение у ученика, так как задание не доделал )



класс

количество

в

н

1



25

1

2(Блинова,Фадеева)

2



24

2

-

3



26

2

3(Андреев,Потравнов,

Сафиуллин)



4



26

-

2(Толочманов,Ураимов)

5

КРО

4

-

1(Куделя)







105

5

8

Вывод: Большая часть детей -97 человек, пришли в школу с достаточным уровнем произвольной регуляции деятельности, из них на высоком уровне -5 человек,

8 человек - владеют такими навыками на низком уровне.
Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.




класс

Коли

чество


в

н

1



25

-

-

2



24

1

-

3



26

-

-

4



26

1

2(Ураимов,Бурмистров)

5

КРО

4

-

1(Куделя)







105

2

3

Вывод: В тестировании приняло участие 105 учащихся, из них соблюдают пропорции, при изображении человека, на достаточном уровне 102 человека, не соблюдают- 3 человека.






класс

Коли

чество


Г

УГ

УНГ

НГ

1



25

6

11

6(Блинова,Бубнова,

Колесников,Лыков,

Ореховская,

Фадеева)


2(Гареев,Малышкин)

2



24

17

4

2(Денисов,Кафиятуллов)

1(Финогеев)

3



26

7

9

7(Арапова,Баскакова,

Бузанкина,Клочкова,

Павленко,Сафиуллин,

Соколов)


3(Андреев,Потравнов,

Цыкунова)



4



26

7

7

7(Бурмистров,Воспенников,

Зеленина,Лепёшкина,

Паймышев,Хасянова,

Чирков)


5(Безумнова,Саксонова,

Толочманов,Ураимов,

Терёхин)


5

КРО

4

-

-

1(Вишняков)

3(Куделя,Шмаль,

Давыдов)








105

37

31

23

14

Вывод: В тестировании приняло участие 105 учащихся, из них готовы к школе-37человек, условно готовы -31 человек, условно не готовы -23 человека, не готовы- 14 человек.


Средний уровень классов




класс

Коли

чество


Средний уровень

Уровень

1



25

15,90

УГ

2



24

18,64

Г

3



26

15,09

УГ

4



26

15,07

УГ

5

КРО

4

8,3

НГ







105

15,83

УГ



Рекомендации

1.Довести до сведения кл. руководителей результаты тестирования – срок: сентябрь 2014г

2. Довести до сведения родителей результаты тестирования (низкий уровень) и рекомендовать посещение групповых коррекционно-развивающих занятий – срок: сентябрь-октябрь 2014 года

3.Педагогам и психологу включить в занятия игры и задания на развитие моторики, копирование предметов - срок: постоянно

4.Педагогам на уроках использовать алгоритмы, планы рассуждений -срок: постоянно

5. Педагогам и психологу включить в занятия игры и задания на развитие фонематического слуха – срок :постоянно

6.Педагогам и психологу на уроках и занятиях соблюдать двигательную активность,

игры и задания использовать на развитие внимания.- срок: постоянно

7. Учащихся с высоким уровнем развития, по согласованию с кл. руководителем, пригласить в группу развития; ребят с низким уровнем стартовых возможностей –пригласить в группу коррекционно-развивающую – срок: октябрь-апрель 2015г.

8.Обсудить результаты диагностики на совещании при зам. дир. по УВР- срок октябрь-ноябрь 2014г.

9.Довести до сведения родителей на род. собрании, в обобщённой форме, результаты диагностики: ноябрь 2014г

10.Заполнить на учащихся с низким уровнем готовности карты развития - срок: октябрь 2014г

11.Провести повторные диагностики - срок: декабрь 2014г, март 2015г

12.Для учащихся VII вида, с низким уровнем готовности, разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу-срок: сентябрь 2014г

13.Учащихся VII вида, с низким уровнем развития, пригласить на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия - срок октябрь-апрель 2015 г

29.09.14.


Педагог-психолог С.П.Никифорович
Каталог: dokument
dokument -> Рабочая программа по урологии Для специальности 060101 «лечебное дело»
dokument -> Секция акушерство и гинекология
dokument -> Содержание № п/п Наименование Страница
dokument -> Современные педагогические технологии в области сбережения здоровья в процессе образовательной деятельности
dokument -> Классный час по теме «Полезные свойства молока и молочных продуктов»
dokument -> Здоровьесбережение на уроке Гигиенические условия в классе (кабинете)
dokument -> «Здоровый образ жизни»
dokument -> Образовательная программа начального общего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница