В авиационной медицине и психологии задачи повышения боевой эффектив-ности, профилактики аварийности, сохранения профессионального здоровья и обеспечения летного долголетия традиционно решаются с позиций изучения, учета



страница1/23
Дата21.05.2018
Размер289 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Лекция_ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА.
В авиационной медицине и психологии задачи повышения боевой эффективности, профилактики аварийности, сохранения профессионального здоровья и обеспечения летного долголетия традиционно решаются с позиций изучения, учета, развития как групповых биологических и психологических характеристик людей, так и индивидуальных особенностей и возможностей конкретного человека. И если групповые характеристики учитываются при проектировании и создании авиационной техники, обосновании требований к условиям деятельности и ее организации, то на индивидуальные особенности человека ориентируются при формировании его профессиональной пригодности, начиная с профессионального медицинского и психологического отбора, затем – при обучении, тренировке и воспитании, адаптации организма к условиям деятель­ности.

Увеличение роли психологических и физиологогигиенических факторов летной деятельности при освоении и последующем использовании новой авиационной техники, выполнении задач ее боевого применения определяет возрастание значения психологической и специальной медицинской подготовки летного состава. Учет индивидуально-психологических особенностей личности летчика, мобилизации всех психических и физиологических резервов организма, активное формирование необходимых для летной деятельности психофизиологических качеств, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов полета стали важным условием успешности летной деятельности и обеспечения безопасности полетов. Тесная взаимосвязь задач этих двух видов подготовки, сил и средств их проведения определила возникновение такого вида подготовки, как психофизиологическая подготовка, которая по целям является составной частью психологической подготовки, а по средствам — составной частью преимущественно медицинской и профессиональной (боевой) подготовки.

Психофизиологическая подготовка летного состава направлена на формирование и поддержание его профессиональной и функциональной надежности в различных условиях боевой (учебно-боевой) деятельности. Стойкость, выносливость, надежность конкретного летчика, особенно в боевых условиях, вырабатываются психологической закалкой, подготовкой (натренированностью) физиологических систем, развитием профессионально важных психологических качеств, формированием психических состояний, необходимых для успешного выполнения полетных заданий.

В многочисленных исследованиях проведенных прежде всего в нашем Центре - ранее Институте авиакосмической медицины, установлено, что состояние функциональных систем организма, степень развития и особенности реактивности профессионально важных функций и качеств летчика прямо или косвенно влияют на уровень его работоспособности. Кроме того, содержание и условия летной деятельности, эргономические особенности систем управления и организация трудового процесса определяют характер функционального состояния организма летчика и в конечном итоге эффективность и качество его дея­тельности. Таким образом, между функциональным состоянием и надежностью деятельности существует непосредственная причинно-следственная связь, которая и отражает уровень функциональной надежности организма летчика. Это важно, так как данное понятие имеет двойное смысловое содержание. Во-первых, оно определяет относительно самостоятельную и важную роль в обеспечении профессиональной надежности состояния функциональных систем организма, его профессионально важных для летной деятельности функций. Во-вторых, это понятие отражает значение надежности, устойчивости функций организма в условиях профессиональной деятельности, степени адекватности их реагирования на условия и содержание рабочего процесса, уровня гомеостатической и адаптивной регуляции организма в условиях воздействия необычных факторов летной деятельности.

Таким образом, понятие функциональной надежности отражает характер разностороннего энергетического и информационного, психического приспособления летчика к процессу управления са­молетом. Отсюда следует, что психофизиологическая подготовка летного состава должна представлять собой совокупность средств и методов воздействия на организм летчика, тренировки его психофизиологических функций и профессиональных качеств, использование которых в конечном итоге позволяет на фоне укрепления здоровья и повышения уровня функциональных резервов организма достичь высокой профессиональной подготовленности и готовности к экстренной и адекватной мобилизации физиологических и психических возможностей летчика в ответ на требования профессиональной деятельности. Для достижения указанной цели, во-первых, необходимо использовать средства и методы как медицинской, так и других видов подготовки (летной, тренажерной, физической и т. д.), а во-вторых, планировать и проводить психофизиологическую подготовку следует с уче­том специфики летной деятельности, конкретных полетных заданий и индивидуальных особенностей каждого летчика.

Определение психофизиологической подготовки и ее задачи



Психофизиологическая подготовка к полетам – один из видов подготовки летного состава к профессиональной деятельности, направленный на формирование и развитие профессионально важных качеств, активацию психических состояний и функций, а также развитие психологических механизмов, необходимых для выполнения полетного задания, формирование психологической готовности к действиям в полетах любой сложности.

Это, что необходимо особо подчеркнуть — один из видов профессиональной подготовки летного состава, содержанием которого является повышение функциональной и профессиональной надежности деятельности в экстремальных условиях летного труда. Отдельные мероприятия этого направления стали проводиться давно. Они включались в состав профессиональной подготовки летчиков и медицинского обеспечения полетов по мере выявления или возрастания роли того или иного неблагоприятного явления и разработки соответствующих методов профилактики, а также в связи с общим про­грессом авиационной медицины. В настоящее время на основе системного подхода к профессиональному обучению летчиков утвердился взгляд на психофизиологическую подготовку как на определенную целостность, объединяющую методические элементы этой подготовки в комплексные структуры, соотнесенные с летными задачами по целям и этапам подготовки.

Психофизиологическая подготовка тесно связана с психологической, т. к. своими специфическими средствами участвует в формировании и профессиональном развитии необходимых психических качеств, процессов и состояний, психических образований и регуляторных механизмов, повышении уверенности летного состава и надежности его деятельности.

Указанные особенности современного летного труда оп­ределяют содержание психофизиологической подготовки и ее задачи.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница