В. И. Вернадского медицинская академия имени с. И. Георгиевского кафедра Патологической анатомии с секционным курсом Методические разработки



Скачать 127.59 Kb.
Дата11.10.2017
Размер127.59 Kb.
Просмотров18
Скачиваний0
ТипМетодические разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»



МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО


Кафедра

Патологической анатомии с секционным курсом


Методические разработки

по аудиторным занятиям


УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Кривенцов М.А., доцент

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » ___________ 20 г.

« » ___________ 20 г.

« » ___________ 20 г.




Основная образовательная программа:

Педиатрия




Курс:

3




Вид аудиторных занятий:



Практическое занятие



Дисциплина:

Патологическая анатомия




Тема: Перинатальная патология. Патология беременности и послеродового периода.




Куратор темы:

Нечипоренко Г.В., доцент, Давыдова А.А., ассистент



Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____


Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____

г. Симферополь



1.Актуальность темы.

В последние годы отмечается значительный рост числа патологических процессов, формирующихся в перинатальном периоде. И, в первую очередь, в связи с ухудшением экологической обстановки во всем мире, повышением заболеваемости женщин во время беременности, курением, алкоголизмом, наркоманией и т.д. Знание материала темы необходимо не только для изучения на занятии по патологической анатомии, но и на клинических кафедрах заболеваний перинатального периода и в практической деятельности врача – для диагностики этих заболеваний и проведения клинико—анатомических параллелей.




  1. Цель обучения

2.1 Общая цель: получить представление о морфологии и механизмах развития важнейших болезней перинатального периода, а также о структуре смертности.
2.2. Частные цели занятия:

2.2.1. Студент должен знать:






структуру перинатального периода, смертности перинатального периода



иметь представление о морфологических проявлениях недоношенности и переношенности.



Причины возникновения и морфологические проявления асфиксии плода и новорожденного



Причины возникновения и морфологические проявления родой трвмы и ее последствий.



Причины возникновения и морфологические проявления гемолитической болезни плода и новорожденного, исходы и причины смерти.



Основные неинфекционные и инфекционные фетопатии



Современные представления о пневмопатиях.. синдроме дыхательных расстройств.

2.2.2. Студент должен уметь:






охарактеризовать перинатальный период и присущие ему патологические процессы

  1. о

по морфологическим данным различать недоношенность и переношенность, асфиксию плода и новорожденного, гемолитическую болезнь плода и новорожденного, родовую травму, инфекционные и неинфекционные фетопатии, пневмопатии



Объяснить причины возникновения недоношенности, переношенности и их морфологические особенности



перечислить причины возникновения и важнейшие проявления асфиксии плода и новорожденного



описать патологические изменения при родовой травме и объяснить причины ее возникновения



привести основные патологанатомические проявления важнейших разновидностей неинфекционных фетопатий (муковисцидоз, фиброэластоз эндокарда, диабетическая и алкогольная фетопатия)



описать морфологические проявления при инфекционных фетопатиях (врожденный сифилис, СПИД, цитомегалия и др)



Описать морфологические проявления пневмопатий. назвать причины их возникновения



Объяснить структуру смертности перинатального периода

2.2.3. Студент должен владеть:

1.Поиском в сети Интернет;

2. Медико-анатомическим понятийным аппаратом;

3. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

4. Алгоритмом развернутого клинического диагноза;

5. Алгоритмом постановки предварительного диагноза;

6.Давать заключение о причине смерти и формулировать патологоанатомический диагноз;

7. Заполнением врачебного свидетельства о смерти.
2.2.4. Студент должен иметь представление:

1. О строении системы местной защиты легких.

2. О прогенезе и эмбриогенезе человека.

3. Об основных проявлениях различных видов воспаления, регенерации, нарушений кровообращения.

4. О функциях плодных оболочек и плаценты, плацентарном кровообращении.






3. Студент должен обладать набором компетенций:

3.1. Общекультурные компетенции



1.

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2.

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.






3.2. Профессиональные компетенции



1.

Способность и готовность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат.

2.

Способность и готовность интерпретировать данные опроса, физикального осмотра, клинического обследования, результатов современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала.

3.

Способность и готовность к получению информации из различных источников, работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, работе с компьютерной техникой, а также с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

4.

Способность и готовность выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного и сопутствующего заболеваний, осложнений), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях.

5.

Способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности.


4. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:


1.

Структура смертности перинатального периода.

2.

Основные морфологические проявления недоношенности и переношенности

3.

Основные морфологические проявления антенатальной, интранатальной и постнатальной асфиксии

4.

Основные виды пневмопатий и их морфологические проявления

5.

Патоморфологические проявления патологии плаценты.

6.

Токсикозы (гестозы) беременных, их патоморфологическая характеристика.

7.

Патоморфологическая характеристика и прогноз эктопической беременности и трофобластической болезни.

8.

Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

9

Родовая травма.


5. Организационная структура занятия




п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Методика проведения

1.

Организационная часть:

А. Постановка целей и мотивация.

Б. Контроль исходного уровня знаний.

3

12




1.Преподавателем характеризуется состояние проблемы, обрисовываются ключевые моменты в изучаемой теме с постановкой цели для дальнейшей аудиторной и самостоятельной работы студентов.

2.Письменный тестовый контроль.



2.

Основная часть:






1.Самостоятельная работа с макропрепаратами под руководством преподавателя.

2.Самостоятельная работа с микропрепаратами под руководством преподавателя.

3. Решение ситуационных задач.


20

45


25

  1. Преподаватель контролирует описание студентами изменений в органах при данной патологии, с последующим их обсуждением. Оценивается умение студента описывать изменение в органах с последующей их трактовкой.

  2. Преподаватель контролирует зарисовку микропрепаратов и уточняет гистологические изменения в органах и тканях при данной патологии.

  3. Преподаватель зачитывает условие ситуационной задачи и предлагает студентам ответить на поставленные в задаче вопросы.

3.

Заключительная часть:

  1. Итоговый контроль уровня знаний.

  2. Подведение итогов занятия.

  3. Задание по самоподготовке
    к следующему занятию



20
7


3

  1. Преподаватель раздает тестовые задания, напоминает правила их выполнения, оценивает ответы.

  2. Преподавателем обобщаются изученные на занятии вопросы, еще раз подчеркиваются ключевые моменты темы, оглашаются выставленные оценки.

  3. Преподавателем характеризуется состояние проблемы, обрисовываются ключевые моменты в изучаемой теме с постановкой целей для дальнейшей аудиторной и самостоятельной работы студентов.




Итого:

135

минут или

3

академических часа


6. Учебное и материальное обеспечение

Место проведения занятия :

6.1 учебные аудитории на базе патологоанатомического отделения ГБУЗ РК «СКБ СМП № 6» и РКБ им.Семашко
6.2 Оснащение занятия

Таблицы:



  1. Клинико-морфологические формы гемолитической болезни плода и новорожденных.

  2. Пневмопатии.

  3. Родовая травма.

  4. Неинфекционные фетопатии.

  5. Признаки недоношенности.

  6. Признаки переношенности.

  7. Внематочная беременность.

  8. Пузырный занос.

  9. Хорионэпителиома матки.

Слайды:

  1. Гиалиновые мембраны.

  2. Отечно-геморрагический синдром легких.

  3. Массивная аспирация околоплодными водами.

  4. Аспирационная пневмония.

  5. Гликоген в извитых канальцах почек при диабетической фетопатии.

  6. Билирубиновая энцефалопатия при гемолитической болезни новорожденного.

7.Пузырный занос (внешний вид) .

8.Микроскопические изменения при пузырном заносе.

9.Внематочная беременность.

10.Хорионэпителиома матки.

7.2.2. Макро– и / или микропрепараты


Макропрепараты:

  1. Хорионэпителиома (хориокарцинома) матки.

  2. Печень при гемолитической болезни новорожденных.

  3. Петехиальные кровоизлияния в эпикарде при асфиксии новорожденных

Микропрепараты:

1. Трубная беременность.

2. Гиалиновые мембраны в легких.

3. Аспирация амниатической жидкостью.


6.2.3. Лечебно-диагностическая аппаратура / технические средства обучения


1.




2.




3.



6.2.4. Тематические больные / архивные или виртуальные истории болезней




1.




2.




3.




6.2.5. Муляжи


1.




2.




3.







    1. Видеофильмы / наборы рентгенограмм, ЭКГ и других методов обследования




1.




2.




3.





7. Источники информации

    1. Основная литература:

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.

Кол-во стр.

  1. 1

Струков А.И., Серов В.В.

Патологическая анатомия


Москва

1993

26



Серов В.В., Ярыгин М.Е., Пауков В.С.

Патологическая анатомия / Атлас.


Москва, Медицина,

1986,

15






Методические разработки и приложения к занятиям по патологической анатомии / -часть 2

Симфе-рополь

1995

2



составитель Нестеров Е.Н.

Конспект лекций по патологической анатомии/

Часть 2. -Вып.2.



Симфе-рополь

1995

11

5.

Пальцев М.А., Пономарев А.Б., Берестова А.В.

Атлас по патологической анатомии

Москва, «Медицина»

2005

- 432 с.



    1. Дополнительная литература:

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.

Кол-во стр.



П/р

Серова В.В. , Пальцева М.А.



Патологическая анатомия . Курс лекций. Учебное пособие

Москва, Медицина

1998

14



П/р

Серова В.В., Пальцева М.А., Ганзена Т.Н.



Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии

Москва, Медицина

1998

19

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения темы занятия:



http://pat-an.csmu.edu.ua

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал