В. И. Вернадского медицинская академия имени с. И. Георгиевского кафедра инфекционных болезней Методические разработки



Скачать 24.83 Kb.
Дата03.05.2016
Размер24.83 Kb.
Просмотров27
Скачиваний0
ТипМетодические разработки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»



МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО


Кафедра инфекционных болезней





Методические разработки

по самостоятельной внеаудиторной работе студентов


УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Проф. Каримов И.З.

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » ___________ 2015 г.

« » ___________ 20 г.

« » ___________ 20 г.




Основная образовательная программа: лечебное дело







Курс: 6







Вид аудиторных занятий: клиническое практическое








Дисциплина: инфекционные болезни





Тема:

Диф. диагностика острого респираторного синдрома (грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, аденовирусная инфекция, бактериальные поражения). Диф. диагностика типичных и атипичных пневмоний, туберкулез легких. Респираторный дистресс-синдром взрослых.



Куратор темы:

Проф. Каримов И.З.

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

Обсуждено на заседании кафедры « »____________2015 г., протокол №____


Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____

г. Симферополь



1. Актуальность темы

Грипп и другие острые респираторные заболевания (ОРЗ) - одни из самых массовых болезней населения, они определяют 15-20% потерь рабочего времени по неработоспособности, характеризуются повсеместным распространением, полиэтиологичностью, сходством клинических проявлений, широким диапазоном по тяжести течения и локализации поражений дыхательных путей.

Поскольку существует много болезней, сопровождающихся синдромом воспаления дыхательных путей, часто при них ставится ошибочный диагноз ОРЗ, что приводит к неадекватной терапии и развитию осложнений.

Дифференциальная диагностика в самой группе ОРЗ является довольно сложной, хотя на основании клинической картины можно дифференцировать лишь некоторые ОРЗ, в частности грипп от других респираторных инфекций. Распознавание гриппа в период эпидемических вспышек не составляет больших затруднений. Помимо эпид.предпосылок, имеет дифференциально - диагностическое значение острое начало гриппа (у 70%), тогда как другие вирусные ОРЗ и микоплазмоз чаще начинаются постепенно. Характерные боли в глазных яблоках при гриппе встречаются в 3 – 6 раз чаще, чем при других ОРЗ и выражены более резко. Такое же значение имеет повышенная потливость, миалгия и повышение температуры тела выше 380С. Синдром поражения различных отделов респираторного тракта имеет меньшее значение. Дифференцировать между собой аденовирусные заболевания и парагрипп трудно. Для респираторно–синцитиальной вирусной инфекции типичны большая заболеваемость среди детей, на первый план выступает раннее развитие и выраженность бронхита или пневмонии при умеренных изменениях со стороны отделов респираторного тракта. Ринит или ринофарингит с выраженной ринореей является ведущим или единственным симптомом при поражении дыхательных путей риновирусной природы.

Характерные для гриппа и других ОРЗ поражения респираторного тракта и особенно синдром общей инфекционной интоксикации могут наблюдаться у ряда нозологических форм, не относящихся к группе острых респираторных заболеваний, что составляет основные трудности в проведении дифференциальной диагностики.

Острые пневмонии являются весьма распространенными болезнями, их дифференциальная диагностика имеет большое практическое значение для проведения этиотропной терапии и прогноза. При пневмониях важно решить, является ли это заболевание самостоятельным, одним из проявлений другого инфекционного заболевания или осложнением инфекционных и неинфекционных болезней.


2. Цель обучения

2.1. Общая цель



- ознакомить студентов с особенностями этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники и диагностики гриппа, парагриппа, респираторно-синцитиальной инфекции, аденовирусной инфекции, бактериальных поражений, методами их лабораторной диагностики и лечения, проведением неотложной терапии при респираторных инфекциях;

- ознакомить студентов с особенностями клинических проявлений типичных и атипичных пневмоний, туберкулеза легких, методами их лабораторной диагностики и лечения;

- сформировать профессиональные умения диагностики, проведения дифференциальной диагностики, назначения лечения при гриппе, парагриппе, респираторно-синцитиальной инфекции, аденовирусной инфекции, бактериальных поражениях, а также типичных и атипичных пневмониях
2.2. Частные цели самостоятельной работы студента (СРС):

2.2.1. Студент должен знать:

- Эпидемиологические, патогенетические и клинические особенности

инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи.

- Клиническую и лабораторную диагностику инфекционных болезней с

воздушно-капельным механизмом передачи и их осложнений.

- Дифференциальную диагностику наиболее распространенных

инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи.

- Характеристику отдельных синдромов при поражении респираторного

тракта и их особенности при инфекционных и неинфекционных поражениях

дыхательных путей.

- Неотложные состояния при инфекционных болезнях дыхательных путей и лечебную

тактику при них.

- Принципы рационального лечения больных инфекционными болезнями с воздушно-

капельным механизмом передачи на разных этапах медицинской помощи.

- Классификационные особенности распределения пневмоний.

- Дифференциальную диагностику типичных и атипичных пневмоний.

- Дифференциальную диагностику туберкулеза легких.


2.2.2. Студент должен уметь:

  • Полно и подробно собрать эпиданамнез.

  • Клинически обследовать больного с учетом имеющейся симптоматики.

  • Провести дифференциальную диагностику при инфекционных и неинфекционных заболеваниях, которые сопровождаются синдромом воспаления дыхательных путей.

  • Оценить тяжесть течения заболевания, назначить необходимое обследование больного.

  • Провести дифференциальную диагностику типичных и атипичных пневмоний, туберкулеза легких.

  • Осуществить противоэпидемические мероприятия при госпитализации больного и в очаге.

- Назначить лечение, уметь выписать рецепт.
3. Изучить учебный материал по рекомендованной литературе (см. пункт 6).

4. Вопросы, подлежащие рассмотрению при самостоятельной работе студента:

  1. Эпидемиологические, патогенетические и клинические особенности гриппа, парагриппа, респираторно-синцитиальной инфекции, аденовирусной инфекции, бактериальных поражений верхних дыхательных путей.

  1. Лабораторная диагностика инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи.

  1. Принципы дифференциальной диагностики наиболее распространенных инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи.

  1. Характеристика отдельных синдромов при поражении респираторного тракта, их особенности при инфекционных и неинфекционных поражениях дыхательных путей.

  1. Неотложные состояния при инфекционных болезнях дыхательных путей, лечебная тактику при них. Проявления респираторного дистресс – синдрома.

  1. Принципы лечения больных инфекционными болезнями с воздушно-капельным механизмом передачи.

  1. Классификация пневмоний

  1. Дифференциальная диагностика типичных и атипичных пневмоний

  1. Дифференциальная диагностика туберкулеза легких.




  1. Вспомогательные материалы по самоподготовке

Составить алгоритм диф. диагностики заболеваний, протекающих с респираторным синдромом, выписать рецепты.


  1. Источники информации

Основная литература

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
изд-ва, том, вып.

  1. 1

Под ред. Н.Д.Ющука, Ю.Я.Венгерова

Инфекционные болезни:учеб. Для студентов мед.вузов:учебник для студентов учреждений высш.проф.образования, обучающихся по специальностям «Лечеб. Дело», «Медико-проф. Дело» по дисциплине «Инфекц. Болезни»

2-е изд. перераб. и доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2013

2.

Под ред. В.И.Покровского, Н.И.Брико

Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: руководство к практическим занятиям: учеб.пособие

2-е изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2012

3.

Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К.

Инфекционные болезни и эпидемиология:учебник

3-е изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2013

4.

Под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.В.Никифорова

Атлас инфекционных болезней:учебное пособие

М.:ГЭОТАР-Медиа

2014

Дополнительная литература:

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
изд-ва, том, вып.

Кол-во стр.

1.

Зубик Т.М. и др.

Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.

Л.:Мед

1996.

256

2.




Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней: Руководство для врачей.

СПб.:Фолиант

2001



3.

Под ред. Лобзина Ю.В.

Руководство по инфекционным болезням

СПб . Фолиант

2003





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал