В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т д



Скачать 59.64 Kb.
Дата04.10.2017
Размер59.64 Kb.

В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т. д. Родителей волнует только основной вопрос — накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Во все времена превыше денег и прочих ценностей ставилось здоровье. Тем более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее.

Работая над темой «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках», учу детей элементам самомассажа. Познакомила ребят с историей возникновения массажа, рассказала о его пользе.

Массаж (от фр. masser–растирать) – совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Как лечебное средство массаж и самомассаж были известны ещё в глубокой древности. Судя по преданиям, люди, стремясь облегчить боли, производили растирание и поколачивание места травмы. Уже в VI веке до нашей эры в Древнем Китае существовали врачебно-гимнастические школы для подготовки врачей, где преподавали массаж. За 4000 лет до нашей эры древние ассирийцы, персы, египтяне применяли массаж в лечебных и оздоровительных целях. Явное упоминание о массаже прослеживается и в трудах Гиппократа. В странах Востока выдающийся учёный Авиценна в своих трудах описывал массаж укрепляющий, расслабляющий, подготовительный, восстановительный.

В Индии и Китае массаж выполняли священнослужители. В Китае он описан за 3000 лет до Рождества Христова, в Индии - за 700 лет. Римляне применяли массаж после боев для уничтожения кровоподтёков и опухолей на теле. В Греции уже со времён Гиппократа на массаж смотрели как на средство, верно и хорошо помогающее при многих болезнях.

Первый, занявшийся серьёзно изучением влияния массажа на тело и дух человека, был шведский врач Петр-Генрих Линг. Но он обработал лишь вопрос о теории движений, массаж же своим развитием обязан доктору Метцгеру из Германии. В России массаж, как простое растирание, применялся издавна в банях. В настоящее время он употребляется как лечебное средство при многих болезнях. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, с сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.

Детский профилактический массаж может не только предупредить большую часть заболеваний, но и вылечить некоторые, находящиеся на ранней стадии.

Если массаж проводить регулярно, то выявить и устранить незначительные отклонения в состоянии костно-мышечной и нервной системы не составит труда, иначе они могут стать причиной серьезных проблем в подростковом возрасте.

Детский массаж помогает снять психологическое и физическое напряжение, активизировать внимание детей, облегчить восприятие нового материала.

Предварительно изучив специальную литературу, методику проведения, особенности массажа и самомассажа, я отобрала комплекс профилактического самомассажа, простой, доступный, представленный в игровой, сюжетно-ролевой форме, составленный на основе традиционных китайских техник.

В зависимости от состояния ученика, вида деятельности на уроке выбираю один из таких видов самомассажа:



  • ушных раковин;

  • рук (пальцев, ладоней, кистей);

  • лица, шеи.

Самомассаж ушных раковин детей

Большинство учёных представляют ушную раковину как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Самомассаж ушных раковин является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным, способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека, при регулярном выполнении которого повышается работа иммунной системы организма.



Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя).

Единственным важным условием является, конечно, выполнение самомассажа в игровой или сюжетно – ролевой форме.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(несильно потянуть вверх)

Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. (продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. (указательным пальцами)



Массаж волшебных точек ушей

Этот вид самомассажа основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов.

Упражнения с ушками.

Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

«Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. При этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

«Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

«Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. Дети расслабляются и слушают тишину.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем для 1-4 кл. достаточно 5-6 раз.



Массаж рук

Самомассаж рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Интенсивное воздействие на них стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Исследования русских учёных В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:



  • массаж большого пальца – повышает активность мозга;

  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Заметила, если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят в руках предметы, не следует им запрещать – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Использую такие массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:


  • поглаживание,

  • растирание,

  • лёгкое надавливание,

  • пощипывание,

  • похлопывание,

  • сгибание, разгибание пальчиков как всех, так и поочерёдно.

Рекомендую такие упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика,

  • катание ребристого карандаша,

  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал целую систему упражнений для самомассажа:

1.Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Выполнять надо такие действия:


  • вертеть в руках;

  • щелкать по ним пальцами;

  • «стрелять»;

  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадання.

3.Массаж грецкими орехами:

  • катать два ореха между ладонями;

  • один орех прокатывать между пальцами ;

  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4.Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5.Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, проговариваю действия, показывая на себе или ученике.

Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Поскольку у младших школьников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у детей возникал конкретный образ. Начинаю массаж с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:



  • самомассаж тыльной стороны кистей рук;

  • самомассаж ладоней;

  • самомассаж пальцев рук.

В начальных классах в игровой форме провожу такие виды самомассажа:

«Игра с ручками»

- Дети растирают ладони до приятного тепла.

- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

- Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Желательно это упражнение сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три.

И под носом себе утри – раз, два, три.

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять.

Вытри пот теперь со лба – раз, два.

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились.

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.



Пальчиковые игры

Знакомство с пальчиками

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку -

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять"

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Расслабление пальцев и кистей рук

Дети воспроизводят действия с каким-либо реальным предметом. Оставляя на воде колечки.

"Красим забор" (движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево).

"Погладим котенка"( плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой).

"Курочка пьет водичку" (локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед).

"Музыканты" (движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах).

"Солим суп" (локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения).

Удержание позы кисти руки

Те упражнения, которые выполняются одной рукой, учу детей делать каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.



Моя семья.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!



На лужок. Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружек!

Пальчик-мальчик. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.



Улей. Пальцы сжать в кулак, Затем отгибать их по одному.

Вот маленький улей, где пчелы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две три, четыре, пять!

Черепаха. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

то высовывает голову.

Когда она хочет спать,

то прячет ее обратно.

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием

«сухого бассейна»

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики сочетаю пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12—15 см) нужно заполнить на 8см промытым и просушенным горохом или фасолью.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений;

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом или музыкой.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.



Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.



Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.



Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.



Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи,

 Щи у Вовы хороши!



Стираем платочки

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.



Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.



Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

Ладошки здороваются

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмем.



Лягушки

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять  -

Начинаем разгибать.

К сожалению, существует много причин, когда речь учащихся не сформирована должным образом. Родители детей, страдающих дефектами речи, обязательно должны знать о приёмах самомассажа.

Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.Обучая детей самомассажу, показываю каждый приём на себе и комментирую его.

Дети выполняют прием самостоятельно. Если не справляются, то помогаю (совместное действие). Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.

Приёмы самомассажа (головы, шеи, лица)

Процедура самомасссажа провожу, как правило, в игровой форме по такой схеме : массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.



Мышц головы и шеи

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.

« Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

Мышц лица

«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.

«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 - 5 секунд.

«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

«Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

«Расческа». Поглаживание губ зубами.

«Молоточек». Постукивание губ зубами.

Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

«Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

«Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж лица

1.Ручки растираем

И разогреваем.

2.И лицо теплом своим

Мы умываем.

3.Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

4.Ушки растираем вверх и

Вниз мы быстро.

5.Их вперед сгибаем,

6.Тянем вниз за мочки.

7.А потом уходим Пальцами за щечки.

8.Щечки разминаем,

Чтобы надувались.

9.Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

10.Мы теперь утятки.

Клювики потянем,

Разомнем их мягко,

Не задев ногтями.

11.Уголками губ мы

Щечки поднимаем.

12.А потом от носа вниз

К губам стекаем.

13.Губки пожуем мы.

14.Шарики надуем (щеки надуваем ).

15.И губами вправо – влево потанцуем.

16.Мы язык за губку заворачиваем.

17.Кулачком по губе поколачиваем.

18.За другую губу заворачиваем.

19.И другим кулачком поколачиваем.

20.Тянем подбородок

И к ушам щипаем.

21.А потом по шейке

Ручками стекаем.

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать самые значимые пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.

Работая над темой «Использование елементов самомассажа на уроке», я убедилась, что самомасаж полезен для людей любого возраста, особенно – детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к все возрастающим школьным нагрузкам.

Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. На них я формирую у детей привычку следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь начала заболевания, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Я уверена, что благодаря оздоровительным технологиям, в том числе и физкультминуткам с элементами самомассажа, дети чувствуют себя лучше, становятся бодрее, активнее, появляется уверенность в своих силах.




Приложение

Методика проведения

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила

(Правая рука « помешивает кисель». )

На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки насходятся под углом (гора).)

В черепушечке

(Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Алёнушки).

(Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок

(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

(Скрещённые ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил,

(Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке.

(вытянуть руки вперёд и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!».

(Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!»

(Руки «утирают слёзы».)

Чтоб ты была весела.

(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)

Мы наварим киселя

(Правая рука снова «помешивает кисель»)

Во-о-от столько!

(Руки разводятся широко в стороны.)

Методика изложена на примере сюжета весеннего пробуждения медвежат

Медвежата

1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки.

(Исходное положение лежа на боку в группировке.)

2.Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, неуютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, перекатываются на спинке от головы к хвосту и обратно. Сыро...

(Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.)

3.Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.

(Потирание ладоней 4-6 раз.

Поочередное циркулярное растирание пальцев по 4-6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.)

4.Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной - до пальчиков. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой, потом поглубже слой шерсти. Уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатым кулачком, чтобы хорошо проснулись лапочки.

(Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приемы проводим 1-2 раза.)

5.Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики - проверили медвежата, крепко ли держится их шерсть и вновь погладили.

(Граблеобразное поглаживание, прерывистая вибрация и непрерывистая вибрация, потягивая за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы. Все приемы проводим 2-4 раза.)

6.Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны.

(Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы 2-4 раза.)

7.Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками 1-2 пальцев.

(Щипцеобразное поглаживание бровей 2-4 раза.)

8.Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок увидел первую бабочку, следит за ней. Поглядели на вдох - вверх, на выдох - вниз, на вдох - вправо, на выдох - влево, на вдох -влево, на выдох - вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро-быстро и легко поморгали, представили, что веки - это крылья бабочки.

(Упражнения для глаз выполняем с максимальной комфортной амплитудой по 1-2 раза медленные, 4-8 раз быстрые.)

9.Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.

(Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.)

10.Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед-назад 2-4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз.

(Самомассаж ушей.)

11.Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза.

(Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи, надплечий.)

12.Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди - вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Прижали ладошки к груди - вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.

(Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.)

13.Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся.

(Поочередное циркулярное растирание пальцев 4- 6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, максимальное сгибание и разгибание их 1-2 раза.)

14.Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2-4 раза, постучали их слабо сжатым кулачком 1-2 раза и опять погладили и растерли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2-4 раза. Погладили тыльную поверхность стопы от пальцев к голеностопному суставу 2 раза, тщательно растерли ее 2-4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальцем, а с другой - остальными и растерли вверх-вниз 4-6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза.

(Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе.)

Повторили то же с другой лапкой.

15.Разбудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2-4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2-4 раза, слегка посмещали надколенники вверх, вниз, в стороны по 1-2 раза.

16.Погладили шерсть на задних лапах по наружной поверхности - к стопе, по внутренней - к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1-2 раза. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже 1-2 раза. И, наконец, плотно прижимает ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1-2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперед, теперь - пяточками вперед, а теперь - одну пальцами, а другую пяточкой вперед и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.

17.Медвежата играют. Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостики кверху, кто выше поднимет свой хвост? Прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки вправо, пальцы влево, выпрямили ноги, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки влево, пальцы вправо, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостикам.

Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом всему, что им предложит жизнь.

Развивающий массаж и самомассаж для детей (в стихотворной форме)

Растирание ладони

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)



«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие пальцы остальные по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» ( сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.)

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

«Точилка» ( сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.)

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» ( активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.)

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

«Пила» ( ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.)

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Сильным я родился,

А ну, стена, подвинься!»

(Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.)

«Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

(Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.)

«Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу»

(Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.)

Растирание предплечья



«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипал

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.



Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.



«Волшебные очки». Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,



Вот и кончилась игра.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница