В области вакцинопрофилактики



Скачать 309.64 Kb.
Дата29.09.2017
Размер309.64 Kb.


"Медицинское право и этика", 2003, N 1
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН

В ОБЛАСТИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ
Законодательство Российской Федерации в области вакцинопрофилактики состоит из Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", соответствующих положений целого ряда федеральных законов ("О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основы законодательства в области охраны здоровья граждан" и др.), подзаконных нормативных правовых актов РФ, а также законов и других нормативных документов субъектов РФ.

С целью сравнительного анализа регламентации прав, обязанностей и социальной защиты граждан в области вакцинопрофилактики нами будут рассмотрены нормативные правовые акты наивысшей правовой компетенции в этой области: Федеральный закон "Об иммунопрофилактике", вступивший в силу в сентябре 1998 года, а также законы по вакцинопрофилактике пяти субъектов РФ, принятые в период 1996-1998 гг.

Поскольку главной стороной, адресатом вакцинации выступает гражданин, пациент, правовая регламентация его прав и обязанностей составляет основной предмет данного анализа.

Понятие "иммунопрофилактика инфекционных болезней" в большинстве статей анализируемых законов рассматривается синонимичным понятию "вакцинопрофилактика". В рамках нашего текста преимущественно используется, последний термин, поскольку в данных законах нормативное регулирование прав и обязанностей граждан представлено в практике вакцинопрофилактики.
СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ
Регулирование правоотношений в области массовой вакцинопрофилактики, иммунопрофилактики инфекционных болезней, сопряжено с решением ряда вопросов социальной, собственно правовой и этической природы. Это находит отражение как в принципах организации деятельности в этой области, так и в построении формулировок норм, анализируемых текстов законов.

а) Социальный аспект

Основа социального напряжения в области вакцинопрофилактики заключается в столкновении важных объективных обстоятельств и субъективных интересов, разрешение которого оказывается чрезвычайно сложным.

В настоящее время не существует более действенного с медицинской точки зрения и экономически эффективного средства предупреждения массовых инфекционных болезней, чем вакцинопрофилактика. Поэтому в ситуации общего ухудшения здоровья населения, ослабления иммунного статуса граждан и роста на этом фоне социально опасных инфекционных заболеваний вакцинопрофилактика оказывается особенно востребованной.

Однако, как известно, эпидемиологические выводы имеют статистический, т.е. вероятностный характер, а массовой вакцинации подвергаются здоровые люди и качество вакцин не всегда соответствует полагающемуся стандарту. Так возникает коллизия, столкновение двух равно значимых для человека ситуаций потенциального риска - риска заболеть в результате инфекционного заражения и риска поствакцинальных осложнений. Особого напряжения эта коллизия достигает по отношению к детям и пожилым людям, являющимися группами населения, наиболее уязвимыми как в медицинском, так и в социальном плане. Со своей стороны, сами прививки, чаще всего в результате публикаций популистского характера, значительной частью населения начинают рассматриваться фактором повышенного риска.

Особого социального напряжения в данной области приносит и то обстоятельство, что вакцинопрофилактика представляет собой область пересечения интересов и целей иногда прямо противоположно направленных различных субъектов цепочки "организация вакцинопрофилактики - производство вакцин - адресат вакцинации". С учетом других сторон, выступающих посредниками в этом процессе, данный ряд может быть продолжен следующим образом: органы и организации здравоохранения - разработчики вакцин - добровольные участники испытаний новых вакцин - производители вакцин - посредники по закупке вакцин и их компонентов (в том числе, импортируемых вакцин и компонентов) - страховые компании - население страны - организации пациентов - специалисты в области медицинского права и медицинской этики - средства массовой информации и т.д.

Понятно, что острота обозначенных объективных обстоятельств будет сниматься лишь по мере развития и совершенствования биомедицинской теории и практики, тогда как взаимодействие субъективных интересов и целей может и должно регулироваться отчетливо определяемыми правовыми и этическими нормами.

б) Правовой и этический аспекты

В ходе экономических и социальных реформ регулирование отношений, возникающих между представителями государственной власти, ведомственных учреждений и населением, в значительной степени перешло от административного регулирования к правовому. В области вакцинопрофилактики это, в первую очередь, повлияло на характер организации и проведения вакцинации.

Произошло изменение идеологии вакцинопрофилактики - от курса на проведение "всеобщих, обязательных и принудительных мер", вступившего в противоречие с нормами общегражданских конституционных прав (ст.ст. 15, 17, 18, 55 Конституции РФ) и прав пациента, закрепленных статьями "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (ст.ст. 19, 30, 31, 32, 34 и др.) - к идеологии осознанного и добровольного согласия граждан на вакцинацию. Дальнейшее совершенствование правового регулирования взаимоотношений субъектов вакцинопрофилактики потребовало четкого законодательного определения их основных прав и обязанностей, а также минимизации государственного ограничения прав и свобод гражданина в случае отказа от вакцинации.

Новый смысловой акцент на осознанном добровольном согласии гражданина на проведение по отношению к нему вакцинации является реализацией таких основополагающих понятий и принципов современной медицинской этики, как автономность и самоопределение человека, добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство, непатерналистская модель взаимодействия пациента и медицинского работника. Ориентиры новых правовых норм в области вакцинопрофилактики в первую очередь были определены благодаря утверждению этих этических ценностей.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ
В настоящее время совокупность правовых норм законов по вакцинопрофилактике в Российской Федерации регулирует права и обязанности граждан в этой области, определяет виды их социальной защиты и формы компенсации ущерба, нанесенного им поствакцинальными осложнениями, указывает ограничения, связанные с их отказом от профилактических прививок.
Права граждан в области вакцинопрофилактики
В Федеральном законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", вступившем в силу 17.09.98, права и обязанности граждан при проведении мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней, представлены в ст. 5 "Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики" (здесь и далее см. табл. 1).
Таблица 1
Представленность в федеральном и региональных законах

по вакцинопрофилактике прав граждан


Характеристика права

РФ
<1>


Респ.
Тыва
<2>


Сара-
тов.
обл.
<3>


Крас-
нодар.
край
<4>


Волго-
град.
обл.
<5>


Перм-
ская
обл.
<6>


- получение от медработников
полной и объективной
информации о необходимости
прививок, возможных
поствакцинальных осложнениях
и о последствиях отказа от
прививок;


+

+

+

+

+

+

- выбор при проведении
прививок государ., муницип.
или частной организации
здравоохранения, либо лица,
занимающегося частной
медицинской практикой;


+

-

-

+

+

+

- проведение бесплатных
прививок, включенных в
национальный календарь, а
также по эпидемическим
показаниям (в госуд. и
муницип. организациях
здравоохранения);


+

+

+

+

+

+

- проведение бесплатных
медосмотров и обследований
перед профилакт. прививками
в госуд. и муницип.
организациях
здравоохранения;


+

-

-

+

+

+

- бесплатное лечение в
госуд. и муницип.
организациях здравоохранения
при возникновении
поствакцинальных осложнений;


+

-

-

+

-

+

- социальная защита при
возникновении
поствакцинальных осложнений,
в т.ч. компенсация за ущерб
здоровью, причиненный
вакцинацией;


+

+

+

+

-

+

- отказ от профилактических
прививок, в т.ч. в редакции
права на отказ от
вакцинации, исключая
инфекции, представляющие
особую опасность для
населения;


+

+

+

+

+

+

- получение сертификата о
прививках;


-

-

-

+

-

+

- защита своих прав, в т.ч.
в суде


-

-

-

-

-

+


--------------------------------

Примечания:

<1> Закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98.

<2> Закон Республики Тыва "О вакцинопрофилактике" от 17.04.96.

<3> Закон "Об иммунопрофилактике населения Саратовской области" от 22.10.96.

<4> Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней среди населения в Краснодарском крае" от 24.02.98.

<5> Закон "О вакцинопрофилактике населения Волгоградской области" от 27.01.97.

<6> Закон Пермской области "О вакцинопрофилактике населения" от 23.05.97.
Характеризуя права граждан в области вакцинопрофилактики, представленные в Федеральном законе, следует сказать, что практически каждое из них является конкретизацией ряда прав пациента, закрепленных в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан".

Право граждан на получение информации о необходимости прививок, о возможных осложнениях и о последствиях отказа от прививок соотносится с правом пациента на информацию; право граждан на выбор медицинской организации - с правом пациента на выбор врача и медицинского учреждения; право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь прививок и по эпидемическим показаниям, и право на бесплатный медицинский осмотр или обследование перед профилактическими прививками - с правом пациента на получение медицинской и связанной с ней помощи; право на отказ от профилактических прививок - с правом пациента на отказ от медицинского вмешательства; право на бесплатное лечение и на социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений - с правом пациента на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике..." профилактические прививки проводятся гражданам с их согласия и при отсутствии у них медицинских противопоказаний. По отношению к несовершеннолетним и гражданам, признанным недееспособными в порядке, установленном законодательством РФ, профилактические прививки проводятся с согласия их родителей или иных законных представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, устанавливаемые данным Федеральным законом (ст. 3, п. 2).

Региональные программы в области вакцинопрофилактики исходят из правовых норм данного Федерального закона и соответствующих статей законов субъектов Федерации.

В ст. 14 Закона Республики Тыва "О вакцинопрофилактике" определяются основные права граждан в этой области - право на информацию, на бесплатное проведение прививок и социальную защиту в случае послевакцинальных осложнений. В то же время ограничительная, в сравнении с федеральным законом, трактовка права на отказ от прививки (обязательность профилактических прививок в случае ряда инфекций) объясняется разновременностью принятия данных нормативных правовых актов. Особенностью Закона Республики Тыва является дифференциация прав иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики, которые приравниваются к правам граждан, живущих здесь постоянно, и прав иностранных граждан, временно проживающих в Республике Тыва, на которых положения данного закона распространяются лишь в части, касающейся прививок против особо опасных инфекций. Вероятно, это связано со значительным присутствием в данном регионе в качестве временных работников иностранных граждан ряда приграничных государств.

В ст. 13 "Права граждан" Закона Саратовской области "Об иммунопрофилактике населения Саратовской области" определены права граждан на бесплатную вакцинацию, информационное обеспечение в области иммунопрофилактики, компенсацию ущерба здоровья, а также определен ограниченный отказ от вакцинации, идентичный тому, что представлен в законе Республики Тыва.

В Законе Волгоградской области "О вакцинопрофилактике населения Волгоградской области" права граждан представлены в ст. 13 - "Права граждан в области вакцинопрофилактики". Наряду с общими для других региональных законов нормами, регламентирующими реализацию этих прав - право на информацию, на выбор медицинского учреждения, на проведение бесплатных прививок и предварительных осмотров, - в данном Законе представлена детальная формулировка права на отказ от вакцинации как права несовершеннолетних граждан на предварительное согласие их родителей и опекунов на проведение прививок, а также права совершеннолетних граждан принимать самостоятельное решение о согласии на вакцинацию или отказе от нее.

Ст. 6 "Права граждан при осуществлении иммунопрофилактики" Закона Краснодарского края "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней среди населения в Краснодарском крае" содержит свод прав граждан, практически идентичный федеральному, что во многом было обусловлено одновременной разработкой законопроектов этих правовых актов. Причем закон Краснодарского края в этой части даже несколько превосходит федеральный закон, поскольку в нем, в качестве особо оговариваемой нормы, представлено право граждан на получение сертификата о проведенных профилактических прививках. Данная нормотворческая инициатива, вероятнее всего, объясняется значительным числом типичных для региона заболеваний инфекционной природы.

Представленность лишь в Законе Пермской области "О вакцинопрофилактике населения" в качестве права гражданина возможности "защиты им своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке", а также формулировка права гражданина на информацию "о своих правах и обязанностях" наряду с правом на информацию о собственно профилактических прививках, послепрививочных осложнениях и т.д., на наш взгляд, имеет следующее объяснение. В последние годы в Пермской области активно работают различные объединения, занимающиеся защитой прав пациентов, такие, к примеру, как Пермский медицинский правозащитный Центр. Очевидно, участие их представителей в детальной правовой разработке данного регионального закона. Этим же может быть объяснена и Представленность в нем всего общероссийского свода прав граждан в области вакцинопрофилактики.
Обязанности граждан в области вакцинопрофилактики.

Ограничения прав граждан в связи с отказом

от вакцинации
Обязанности граждан в области вакцинопрофилактики представлены в рассматриваемых законах следующим образом.

На федеральном уровне основной свод обязанностей граждан в области иммунопрофилактики инфекционных болезней представляет собой совокупность двух следующих требований: выполнение предписаний медицинских работников в случае согласия на проведение профилактических прививок и подтверждение в письменной форме отказа от них.

При этом федеральный закон опережает региональные законы в части - смягчения требования всеобщего и обязательного проведения профилактических прививок, а также введения нормы не просто информированного и добровольного согласия граждан на вакцинацию, но, впервые в отечественном законодательстве, регламентации нормы отказа от вакцинации, не ограничиваемого обязательными прививками по эпидемическим показаниям (здесь и далее см. табл. 2).
Таблица 2
Представленность в федеральном и региональных

законах по вакцинопрофилактике обязанностей граждан


Характеристика обязанности

РФ

Респ.
Тыва


Сара-
тов.
обл.


Крас-
нодар.
край


Волго-
град.
обл.


Перм-
ская
обл.


1

2

3

4

5

6

7

- выполнять предписания
медработников и органов
здравоохранения;


+

+

+

+

+

+

- в письменной форме
подтверждать отказ от
профилактических прививок;


+

+

+

+

+

+

- выполнять закон в части
проведения обязательных
прививок;


-

+

+

-

-

+

- сохранять полученные в
медучреждении документы, в
которых отмечены проведенные
прививки; при необходимости
предъявлять эти документы
медработнику


-

-

-

+

-

-


Регламентация обязанностей граждан в региональных законах по вакцинопрофилактике отличается от федерального закона лишь в одном. В некоторых законах субъектов Федерации присутствует норма обязательной вакцинации в случае ряда конкретных инфекционных заболеваний строго в соответствии с нормами санитарного законодательства, действовавшего на момент принятия данных региональных законов.

Здесь представляется важной следующая методологическая ремарка. Отсутствие однозначного определения характера проведения профилактических прививок (в одних случаях это показатель "в соответствии с национальным календарем прививок", в других - "по эпидемическим показаниям", при этом и те и другие прививки могут называться "обязательными") не просто задает разночтения, но может оказаться причиной неверной ориентированности практической деятельности в этой области. Одним из возможных вариантов более четкой дифференциации профилактических прививок может стать их разделение на "плановые", "обязательные" и "экстренные", с тем что право на отказ от первых как ничем не ограничено, так и не абсолютно, а отказ от двух других может быть оправдан наличием у пациента медицинских противопоказаний.

При этом под плановыми профилактическими прививками понимается проведение вакцинации в соответствии с федеральным или территориальным календарем прививок. Под обязательными прививками представляется правомерным понимать вакцинацию лиц, выезжающих в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок, что оговаривается соответствующими международными медико-санитарными правилами и договорами, а также вакцинацию лиц, принимаемых на работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Экстренные профилактические прививки в этом случае представляют собой проведение вакцинации - по эпидемическим показаниям (в том числе, лиц, принимаемых в образовательные и оздоровительные учреждения в период возникновения массовых инфекционных заболеваний, или угрозы возникновения эпидемий) и "по жизненным" показаниям (см. например, формулировку "лечебно-профилактическая прививка против бешенства" в Законе Саратовской области (ч. 2 ст. 13)).

В ряде ситуаций отказ от вакцинации влечет за собой ограничение выбора профессиональной деятельности либо свободы передвижения, что отражено в п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике". Наряду с существовавшими ранее нормами обязательности прививок для въезда в ряд стран и для некоторых видов работ, в настоящую редакцию закона введена, минимизирующая обязательность прививок, новая правовая норма, определяющая условия временного отказа в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения: "Отсутствие профилактических прививок влечет... временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий".

Закон Республики Тыва (ст. 15) обязывает граждан республики выполнять предписания медицинских работников, в том числе в части проведения обязательных прививок, а также в письменной форме подтверждать свой отказ от вакцинации. В случае несогласия гражданина оформить причину отказа - при этом, именно причину, а не просто факт отказа - в виде соответствующей записи в медицинской документации, законом предусматривается норма фиксирования отказа гражданина подписями двух медицинских работников с указанием того, что гражданин, отказавшийся от вакцинации, предупрежден о возможных последствиях и ограничениях, предусматриваемых в этой области действующим законодательством. Правовые положения ст. 14 ("Обязанности граждан") Закона по иммунопрофилактике Саратовской области и ст. 5 ("Обязанности граждан") Закона по вакцинопрофилактике Пермской области и по содержанию и по форме идентичны положениям рассмотренной выше статьи Закона Республики Тыва.

Относительно определения обязательности прививок и ограничений в случае отказа от них данные региональные законы столь же схожи друг с другом. В законах Республики Тыва, Пермской и Саратовской областей основания обязательной вакцинации представлены в главах "Характер вакцинации и группы населения, подлежащие прививкам" разделов "Организация вакцинопрофилактики" (соответственно: Раздел 2, ст. 8; Глава 3, ст. 7 и Раздел 2, ст. 7). Однако лишь в Законе Саратовской области, (ст. 22. "Последствия отказа от вакцинации", Раздел 5 "Ответственность за нарушения данного закона") названы ограничения в приеме на работу и ответственность родителей, связанные с их отказом от вакцинации детей.

Законом Краснодарского края (ст. 7), наряду с общими для рассматриваемых законов обязанностями граждан, установлена правовая норма их обязанности сохранять полученные в медицинских учреждениях документы, в которых отмечены проведенные прививки, и предъявлять эти документы медицинскому работнику при проведении очередных прививок. Ограничения социального характера, связанные с отказом от вакцинации, в данном законе не представлены, в то время как здесь они представляются особенно важны, поскольку в ст. 6 оговаривается норма безусловного права на отказ от прививок и даже в ст. 12 "Профилактические прививки по эпидемическим показаниям" отчетливо ничего не сказано об их обязательном характере при эпидемиях.

В соответствующей статье Закона Волгоградской области (ст. 14 - "Обязанности граждан в области вакцинопрофилактики") в качестве правовой нормы закреплены две обязанности граждан при проведении вакцинации: своевременное выполнение медицинских рекомендаций и письменная фиксация отказа от профилактических прививок. Представляется, что для такого сложного в плане инфекционных заболеваний региона, каким является данный ареал Волги, положения об обязанностях граждан должны быть, по крайней мере, дополнены нормой, обязывающей граждан сохранять выдаваемую медицинскими учреждениями документацию о сделанных им прививках. В то же время здесь в ст. 24, вероятно, в силу названной географической особенности, определены социальные последствия отказа граждан от вакцинации и установлена чрезвычайно важная норма ответственности "по факту санитарного правонарушения в целях защиты общественного здоровья", в случае отказа граждан или их законных представителей от вакцинации.
Социальная защита граждан при возникновении

поствакцинальных осложнений
Специфика реализации права осознанного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, прежде всего, связана с риском возможных поствакцинальных осложнений при проведении вакцинации. Поэтому особую актуальность приобретает здесь разработка вопросов социальной защиты граждан при возникновении таких осложнений и материальной компенсации нанесенного им вследствие вакцинации ущерба; определение юридических механизмов реализации прав граждан, получивших поствакцинальные осложнения (к примеру, становление соответствующих процедур страхования).

В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации в области вакцинопрофилактики представлены следующие два основных вида социальной защиты граждан - денежные выплаты и льготы медико-социального характера.

Формы, размеры и порядок выплат денежной компенсации за нанесенный гражданам ущерб вследствие поствакцинальных осложнений наиболее всесторонне определены в четырех статьях специальной главы Федерального закона "Об иммунопрофилактике" - гл. 5 "Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений".

В ст. 18 Федерального закона в качестве основных форм денежных выплат указаны: 1) единовременные государственные пособия, 2) ежемесячные денежные компенсации и 3) пособия по временной нетрудоспособности. При этом указывается, что первые две выплаты должны производиться за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты населения, а выплаты пособий по временной нетрудоспособности - из средств государственного социального страхования. В ст. 19 устанавливается норма утверждения перечня поствакцинальных осложнений, дающих право на получение государственных единовременных пособий, Правительством РФ по представлению Министерства здравоохранения. В ст. 20 регламентировано право на получение ежемесячной денежной компенсации гражданам, ставшими вследствие поствакцинальных осложнений инвалидами. Порядок получения пособия по временной нетрудоспособности, связанной с поствакцинальными осложнениями, определяется в ст. 21 ФЗ. Размеры выплат и их представленность в Федеральном законе и ряде региональных законов по вакцинопрофилактике обобщены в табл. 3.

В статьях большинства региональных законов не указаны формы и размеры денежной компенсации, но поскольку они представлены в Федеральном законе, это не означает правового пробела в законах субъектов РФ - в силу вступления в действие в такой ситуации федеральных норм.

Другой вид социальной защиты пострадавших от вакцинации граждан - льготы медико-социального характера детально представлены в региональных законах по вакцинопрофилактике. Это, в первую очередь, объясняется существенным различием социально-экономических и эпидемиологических условий, сложившихся в субъектах Федерации. В рассматриваемых региональных законах данные правовые нормы представлены в специальных разделах: "Компенсация за ущерб, причиненный здоровью вследствие вакцинации", "Возмещение вреда и социальная защита граждан, пострадавших вследствие поствакцинальных осложнений" и т.п.

Нормы законов Республики Тыва (Раздел 5) и Саратовской области (Раздел 4) в определении форм медико-социальной защиты людей, у которых возникли тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок, а также в определении размеров полагающейся им денежной компенсации идентичны. В данных законах представлен весь предусматриваемый российским законодательством свод форм медико-социальной защиты пострадавших от поствакцинальных осложнений (здесь и далее см. табл. 3).
Таблица 3
Представленность в федеральном и региональных

законах по вакцинопрофилактике норм социальной защиты

граждан и компенсации им ущерба при возникновении

поствакцинальных осложнений
┌────────────────────────────┬───┬─────┬─────┬──────┬──────┬─────┐

Виды и формы социальной │РФ │Респ.│Сара-│Крас- │Волго-│Перм-│

защиты граждан │ │Тыва │тов. │нодар.│град. │ская │

│ │ │ │обл. │край │обл. │обл. │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

1) Денежные выплаты │ │ │ │ │ │ │

- единовременное │ │ │ │ │ │ │

государственное пособие в │ │ │ │ │ │ │

размере: │ │ │ │ │ │ │

а) 100 минимальных размеров │ + │ - │ - │ - │ - │ - │

оплаты труда гражданам, │ │ │ │ │ │ │

получившим осложнения; │ │ │ │ │ │ │

б) 300 мин. размеров оплаты │ + │ - │ - │ - │ - │ - │

труда членам семьи, имеющим │ │ │ │ │ │ │

право на данное пособие, в │ │ │ │ │ │ │

случае смерти граждан │ │ │ │ │ │ │

вследствие поствакц. │ │ │ │ │ │ │

осложнения; │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

- ежемесячная денежная │ + │ - │ - │ - │ - │ - │

компенсация в случае │ │ │ │ │ │ │

признания гражданина │ │ │ │ │ │ │

инвалидом вследст. поствакц.│ │ │ │ │ │ │

осложнений в размере 10 мин.│ │ │ │ │ │ │

размеров оплаты труда; │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

- пособие по временной │ │ │ │ │ │ │

нетрудоспособности, │ │ │ │ │ │ │

выдаваемое гражданину либо │ │ │ │ │ │ │

его законному представителю │ │ │ │ │ │ │

в размере: │ │ │ │ │ │ │

а) 100% среднего заработка, │ + │ - │ - │ - │ - │ - │

б) нанесенного ущерба (для │ - │ + │ + │ - │ - │ + │

родителей или опекунов │ │ │ │ │ │ │

ребенка); │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

- материальная компенсация │ - │ + │ + │ + │ + │ + │

за ущерб в соответствии с │ │ │ │ │ │ │

действующим │ │ │ │ │ │ │

законодательством (без │ │ │ │ │ │ │

указания размера выплат); │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

- единовременная компенсация│ - │ + │ + │ - │ - │ + │

в размере 100 мин. размеров │ │ │ │ │ │ │

оплаты труда и пособие на │ │ │ │ │ │ │

погребение семье гражданина,│ │ │ │ │ │ │

умершего от поствакц. │ │ │ │ │ │ │

осложнений, выплачиваемые │ │ │ │ │ │ │

виновным ЛПУ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┤

2) Льготы │ │ │ │ │ │ │

- бесплатн. оказание │ - │ + │ + │ + │ + │ + │

медпомощи в ЛПУ, включая │ │ │ │ │ │ │

санаторное лечение; │ │ │ │ │ │ │

- бесплатн. приобретение │ - │ + │ + │ + │ - │ + │

лекарств (по рецепту врача);│ │ │ │ │ │ │

- внеочередная │ - │ + │ + │ - │ + │ + │

госпитализация; │ │ │ │ │ │ │

- бесплатн. проезд одного из│ + │ + │ + │ - │ - │ - │

родителей (опекунов) при │ │ │ │ │ │ │

сопровождении лица с │ │ │ │ │ │ │

поствакц. осложнением к │ │ │ │ │ │ │

месту лечения, в т.ч. │ │ │ │ │ │ │

санаторного, и обратно; │ │ │ │ │ │ │

- бесплатн. путевка для │ - │ - │ - │ + │ - │ - │

лица, сопровождающего │ │ │ │ │ │ │

инвалида 1 группы или │ │ │ │ │ │ │

инвалида-ребенка. │ │ │ │ │ │ │



└────────────────────────────┴───┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┘
В Законе Краснодарского края (Гл. 4) дается краткое определение оснований возмещения вреда одной из семи форм денежных выплат и двух из пяти форм медико-социальных льгот для пострадавших от вакцинации граждан и их законных представителей. При этом норма льготы на предоставление бесплатной путевки лицу, сопровождающему инвалида 1 группы или инвалида-ребенка, ставших жертвой поствакцинальных осложнений, представлена только здесь. Также лишь в этом законе регламентируется норма выдачи заключения о причинной связи заболевания, инвалидности или смерти гражданина с введением вакцины, на основании выводов специального экспертного совета по иммунизации при краевом органе управления здравоохранением (ст. 23).

Специфику Закона Волгоградской области в плане социальной защиты граждан, получивших поствакцинальные осложнения, составляет лаконичное описание их прав на получение денежной компенсации нанесенного ущерба без указания размера выплаты и на предоставление двух медико-социальных льгот, правда, именно тех, которые могут рассматриваться наиболее важными - "бесплатное оказание медицинской помощи во всех лечебно-профилактических учреждениях, включая санаторное лечение" и "внеочередная госпитализация" (Разд. 3).

В отличие от Закона Волгоградской области Закон по вакцинопрофилактике Пермской области содержит достаточно полное нормативное регулирование прав граждан на получение материальной компенсации и медико-социальных льгот при возникновении у них поствакцинальных осложнений (Гл. 4), в этом он близок двум другим региональный законам - Республики Тыва и Саратовской области. Особенностью Закона Пермской области является представленность в нем правил предъявления иска на денежную компенсацию изготовителю вакцины недолжного качества либо юридическому лицу, проводившему вакцинацию не зарегистрированным в РФ зарубежным препаратом, в случае доказательства их вины (Гл. 4).

Общими для рассматриваемых региональных законов по вакцинопрофилактике являются следующие правовые нормы организации компенсационных выплат и получения льгот:

1) установление причинной связи между введением вакцины и заболеванием (инвалидностью, смертью) определяется комиссионно-экспертными органами;

2) компенсационные выплаты производятся из регионального бюджета с последующим возмещением затрат в регрессном порядке за счет виновных юридических и физических лиц;

3) государственное или иное страхование заболевшего не является препятствием к выплате компенсации;

4) реакции на введение вакцин, предусмотренные инструкциями по их применению, не являются основанием для компенсации;

5) получение льгот медико-социального характера гарантируется гражданам до полного выздоровления.

Сравнительный анализ федерального и ряда региональных законов в области вакцинопрофилактики по вопросам нормативного регулирования прав, обязанностей и социальной защиты граждан позволяет сделать следующие выводы.

К настоящему времени в Российской Федерации созданы основы законодательной базы, регулирующей права, обязанности и социальную защиту граждан в области вакцинопрофилактики, требующая в настоящее время принятия соответствующих подзаконных нормативных актов.

Специфика Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" заключается в определении ключевых принципов взаимоотношений всех участников вакцинопрофилактики, и в первую очередь - в определении прав и обязанностей граждан, нормы которых становятся общеобязательными. Законодательная инициатива регионов в области вакцинопрофилактики главным образом заключается в конкретизации форм и порядка предоставления медико-социальных льгот лицам, пострадавшим от поствакцинальных осложнений, или их законным представителям.

Вследствие того, что в области вакцинопрофилактики затрагиваются права и обязанности всего населения страны - применительно к вопросам распространения инфекционных заболеваний, - нормативное регулирование деятельности в этой области выходит в пространство вопросов национальной безопасности и, следовательно, требует особенно четкого законодательного регулирования соотношения принципов добровольности и обязательности проведения вакцинации, а также детальной разработки юридических механизмов реализации прав граждан в этой области.
Зав. сектором правовых вопросов

здравоохранения отдела стратегии

развития системы охраны

здоровья населения

НИИ им. Н.А.Семашко РАМН, к.ф.н.

И.А.ПЕТРОВА


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница