В помощь студенту



Скачать 59.19 Kb.
Дата28.04.2016
Размер59.19 Kb.
ТипПротокол
В помощь студенту
СПб ГБОУ СПО

«Медицинский техникум № 9»


РЕКОМЕНДАЦИИ

для прохождения

производственной практики

по профилю специальности
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом

и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел: «Сестринский уход в хирургии»
Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»


Автор: Дмитриева З.В. – преподаватель высшей категории, к.м.н., ст.н.с.
Рассмотрены и утверждены

на заседании ЦМК МОД ПМ 02

Протокол № 5 от « 28» 01.2015 г.

Председатель ЦМК подпись (Мурза Ю. П.)




Санкт – Петербург

2015 г.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Производственная практика по профилю проводится на 3 курсе обучения VI семестра в течение 2 недель – 72 часа. Обучающиеся при прохождении производственной практики осуществляют самостоятельную практическую деятельность в соответствии с рабочей программой производственной практики под контролем руководителей производственной практики от учреждений здравоохранения и учебного заведения.
Документация студентов:

  1. Дневник практики (программа ППС, инструктаж по технике безопасности, график прохождения практики, описание ежедневной работы и учета освоенных профессиональных компетенций с подписью непосредственного руководителя практики).

  2. Цифровой отчет о выполненных сестринских манипуляциях.

  3. Характеристика от непосредственного руководителя, заверенная подписью заместителя главного врача по работе со средним медицинским персонала или главной медсестрой ЛПО и печатью ЛПО.

  4. Индивидуальное задание.

Обязанности студента при прохождении ППС:

  1. Знать место прохождения ППС.

  2. Знать методического руководителя, в случае невыхода на ППС ставить его в известность.

  3. Соблюдать внутренний распорядок ЛПО, технику безопасности, график работы.

  4. Выполнять программу ППС.

  5. Соблюдать правила этики и деонтологии при работе в ЛПО.

Соблюдать форму одежды (чистый халат или брючный костюм, шапочка, маска, моющаяся сменная обувь) и внешний вид (волосы убраны под шапку; короткие ногти без лака; чистые руки без колец, браслетов; минимум косметики и украшений).

  1. Грамотно оформлять документацию по практике, знать критерии оценки ППС.

  2. Знать форму аттестации ППС.

Форма аттестации ППС:

  1. Защита индивидуального задания.

  2. Решение проблемно-ситуационных задач с выходом на манипуляцию.

  3. Анализ характеристики, представленный из ЛПО.

  4. Защита дневника по ППС с анализом выполненных манипуляций.

  5. Оценка компетенций.



ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Таблица 1.



График распределения времени



Наименование отделения, подразделения

Количество дней

Количество часов

1.

Работа в хирургическом отделении на посту, в хирургическом кабинете поликлиники



3

12


2.

Работа во вспомогательных подразделениях:




  • Процедурный кабинет



  • Перевязочный кабинет



  • ОРИТ



  • Операционный блок



  • Гипсовая комната

2
2


2
2
1

12
12

12
12
6




ИТОГО:

12



72


Работа в хирургическом отделении стационара на посту
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой отделения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры, работающей на посту:

  • Осуществлять прием вновь принятых пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка, назначенным режимом и контролировать их выполнение;

  • Обеспечивать безопасную среду для пациентов в отделении;

  • Принимать непосредственное участие в обходе пациентов лечащим или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии пациентов;

  • Фиксировать в журнале назначенное лечение и уход за больными, следить за выполнением больными назначений врача;

  • Выполнять назначения врача;

  • Проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различным исследованиям, процедурам, операциям;

  • Организовывать обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов, в лаборатории;

  • Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к плановым и экстренным операциям;

  • Осуществлять послеоперационный уход за пациентами:

  • Своевременно выявлять и предупреждать возможные послеоперационные осложнения;

  • Следить за санитарным состоянием палат, личной гигиеной больных;

  • Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;

  • Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;

  • Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.


Студент должен:
Иметь опыт:

  • Осуществления ухода за пациентами;

  • Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;

  • Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;

  • Оформления документации;

  • Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО.

Знать:

  • Лечебно-охранительный режим;

  • Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;

  • Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;

  • Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;

  • Методы дезинфекции медицинского инвентаря, инструментов, отходов.

Уметь:

  • Общаться с пациентом, его родственниками, инвалидами по слуху и зрению, коллегами по работе;

  • Проводить гигиенические мероприятия тяжелобольным;

  • Приготовить постель пациенту с учетом объема и вида хирургического вмешательства;

  • Осуществить смену нательного и постельного белья;

  • Проводить профилактику пролежней;

  • Проводить профилактику пневмоний;

  • Осуществлять кормление тяжелобольных;

  • Создать пациенту необходимое положение в кровати;

  • Производить раздачу лекарственных средств и осуществлять контроль над их приемом пациентом;

  • Проводить гигиеническую обработку рук;

  • Проводить катетеризацию мочевого пузыря женщинам.

  • Исследовать пульс;

  • Измерять АД;

  • Вести подсчет ЧДД;

  • Измерять температуру тела;

  • Определять массу тела пациента;

  • Следить за повязкой на послеоперационной ране.

  • Проводить дезинфекцию медицинского инструментария и предметов ухода.

Работа в хирургическом кабинете поликлиники

Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой учреждения здравоохранения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры хирургического кабинета поликлиники:



  • Подготовить амбулаторный прием хирурга: рабочее место, инструментарий, приборы, индивидуальные карты амбулаторных больных, бланки рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получать результаты лабораторных и других исследований, расклеивать их по амбулаторным картам;

  • Подготовить пациента к амбулаторному приему хирурга: провести медицинские манипуляции и исследования в пределах своей компетенции или по поручению врача;

  • Заполнять карты экстренного извещения, бланки и направления на лечебно-диагностические исследования, помогать в заполнении посыльных листков во МСЭК, санаторно-курортных карт, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного;

  • Вносить в индивидуальную карту амбулаторного пациента данные исследований;

  • Вести персональный учёт, информационную (компьютерную) базу данных диспансерных больных;

  • Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к операциям, пункциям, блокадам;

  • Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;

  • Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;

  • Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;

  • Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;

  • Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.


Студент должен:
Иметь опыт:

  • Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;

  • Оформления документации;

  • Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;

  • Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО

Знать:

  • Возможные послеоперационные осложнения;

  • Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;

  • Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;

  • Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;

  • Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;

  • Методы дезинфекции предметов медицинского назначения, инструментов, отходов.

Уметь:

  • Оформлять документацию;

  • Проводить гигиеническую обработку рук;

  • Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;

  • Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;

  • Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;

  • Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;

  • Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Работа в процедурном кабинете

Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами процедурного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры процедурного кабинета:



  • Подготовить рабочее место для проведения процедур;

  • Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов и инструментария к работе;

  • Готовить стерильный материал к манипуляциям и инъекциям;

  • В совершенстве владеть:

- техникой инъекций (в/к, п/к, в/м, в/в), капельного и струйного переливания кровезаменителей,

- методикой определения группы крови и резус-фактора, переливания крови и её компонентов;



  • Строго соблюдать правила введения лекарственных препаратов (доза, совместимость, противопоказания);

  • Соблюдать очередность введения лекарственных препаратов больным с учетом тяжести их состояния;

  • Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;

  • Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;

  • Осуществлять мероприятия по соблюдению:

- СЭР в помещениях,

- правил асептики и антисептики,

- условий стерилизации инструментов и материалов,

- предупреждения постинъекционных осложнений, в том числе передающихся через кровь (гепатит, ВИЧ, малярия, сифилис);



  • Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов

  • Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях



Студент должен:
Иметь опыт:

  • Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в процедурном кабинете;

  • Оформления документации;

  • Соблюдения противоэпидемических мероприятий процедурного кабинета;

  • Участия в выполнении сестринских манипуляций.

Знать:

  • Технику безопасности при работе в процедурном кабинете;

  • Оснащение процедурного кабинета;

  • Особенности СЭР процедурного кабинета в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Функциональные обязанности медицинской сестры процедурного кабинета;

  • Документацию процедурного кабинета;

  • Виды шприцев и игл, их применение;

  • Возможные осложнения при выполнении инъекций, профилактику осложнений;

  • Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;

  • Правила хранения и использования лекарственных средств.

Уметь:

  • Общаться с пациентом;

  • Готовить процедурный кабинет к работе;

  • Вести наблюдение за пациентом во время проведения инфузионной терапии и после нее;

  • Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;

  • Проводить гигиеническую обработку рук;

  • Производить набор лекарственных средств из ампулы и флаконов;

  • Проводить дезинфекцию шприцев и игл;

  • Выполнять в/м, п/к, в/к инъекции;

  • Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;

  • Осуществлять транспортировку биологического материала в лабораторию.


Работа в перевязочном кабинете

Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами перевязочного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры перевязочного кабинета:



  • Подготовить рабочее место для проведения перевязок;

  • Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов, перевязочного материала, операционного белья и инструментов к работе;

  • Готовить стерильный материал, наборы инструментов для инструментальных перевязок, операций, пункций, блокад;

  • Выполнять назначенные врачом манипуляции, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом в пределах его компетенций (туалет раны, наложение фиксирующих повязок и др.);

  • Сопровождать тяжелобольных после проведенных манипуляций в палату;

  • Обеспечить проведение инструментальных перевязок в палате;

  • Соблюдать очередность перевязок с учетом вида раны по степени контаминации во время операции:

- чистые (неинфицированные без признаков воспаления);

- условно-чистые (раны, проникающие в дыхательные пути, пищеварительный тракт, половые, мочевыделительные органы при отсутствии необычного заражения);

- загрязненные (контаминированные) из-за нарушения стерильности или утечки содержимого из ЖКТ во время операции;

- грязные (инфицированные) микроорганизмы присутствовали в операционном поле до операции;



  • Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;

  • Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;

  • Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;

  • Осуществлять мероприятия по соблюдению:

- СЭР в помещениях,

- правил асептики и антисептики,

- условий стерилизации инструментов и материалов,

- предупреждения послеоперационных осложнений со стороны раны;



  • Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях


Студент должен:
Иметь опыт:

  • Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в перевязочном кабинете;

  • Оформления документации;

  • Соблюдения противоэпидемических мероприятий перевязочного кабинета;

  • Участия в выполнении сестринских манипуляций.

Знать:

  • Технику безопасности при работе в перевязочном кабинете;

  • Оснащение перевязочного кабинета;

  • Особенности СЭР перевязочного кабинета в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Функциональные обязанности медицинской сестры перевязочного кабинета;

  • Документацию перевязочного кабинета;

  • Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Наборы инструментов для инструментальной перевязки, проведения новокаиновых блокад, первичной хирургической обработки ран (ПХО), наложения и снятия швов;

  • Возможные осложнения при лечении послеоперационных ран, профилактику осложнений;

  • Виды перевязочного материала;

  • Виды бинтовых и безбинтовых повязок;

  • Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;

  • Правила хранения и использования лекарственных средств.

Уметь:

  • Общаться с пациентом;

  • Готовить перевязочный кабинет к работе;

  • Надевать стерильный халат, перчатки;

  • Вести наблюдение за пациентом во время проведения инструментальной перевязки и после нее;

  • Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;

  • Изготовлять перевязочный материал;

  • Выполнять бинтовые и безбинтовые повязки;

  • Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;

  • Готовить лекарственные препараты для лечения ран с учетом фазы и стадии раневого процесса;

  • Проводить дезинфекцию, предстерилизационную обработку инструментов;

  • Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;

  • Осуществлять транспортировку пациента.

Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ)

Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами ОРИТ, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры ОРИТ.



Общий уход:

Сестринское наблюдение:

  • Измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела;

  • Оценка почасового диуреза, стула;

  • Контроль работы аппаратуры;

  • Участие в измерении ЦВД;

Выполнение медикаментозных назначений:

  • Инфузионная терапия;

  • Введение лекарственных препаратов;

  • Проведение аллергических проб.

Участие в специальных мероприятиях:

  • Уход за катетерами (подключичный, мочевой);

  • Уход за дренажными системами;

  • Уход за трахеостомой, интубационной трубкой;

  • Помощь врачу в определении группы крови, резус – фактора, проведении биологической пробы при трансфузии;

  • Помощь врачу при постановке подключичного катетера, трахеостомической трубки.

Работа с аппаратурой:

  • Подача кислорода (централизованная);

  • Контроль показаний монитора;

  • Контроль параметров ИВЛ;

  • Подготовка инструментов.

Ведение документации:

  • Лист наблюдения за пациентом и выполнения назначений.

Обеспечение и соблюдение СЭР.

Студент должен:
Иметь опыт:

  • Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в ОРИТ;

  • Соблюдения противоэпидемических мероприятий в ОРИТ;

  • Оформления документации;

  • Участия в выполнении сестринских манипуляций.

Знать:

  • Технику безопасности при работе в ОРИТ;

  • Оснащение ОРИТ;

  • Особенности СЭР ОРИТ в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Функциональные обязанности медицинской сестры ОРИТ;

  • Документацию ОРИТ;

  • Наборы инструментов для инструментальной перевязки, трахеостомии, катетеризации периферических вен, мочевого пузыря;

  • Возможные осложнения тяжелобольных (пневмонии, пролежни, острый паротит);

  • Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;

  • Правила хранения и использования лекарственных средств.

Уметь:

  • Общаться с пациентом;

  • Вести наблюдение за пациентом на мониторе (измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела);

  • Оценивать почасовой диурез, стул;

  • Контролировать работу аппаратуры;

  • Выполнять в/м, п/к, в/к инъекции;

  • Осуществлять уход за трахеостомой;

  • Осуществлять уход за подключичным и мочевым катетерами;

  • Осуществлять кормление тяжелобольного, в том числе через назогастральный зонд;

  • Проводить полную или частичную санитарную обработку пациента;

  • Проводить смену нательного и постельного белья;

  • Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;

  • Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;

  • Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;

  • Осуществлять транспортировку пациента.


Работа в операционном блоке
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами операционного, правилами внутреннего распорядка, документацией.

Подготовка операционной к работе. Виды уборки операционной. Приготовление моющих растворов.

Соблюдение личной гигиены медицинской сестрой. Современные методы обработки рук операционной бригады и операционного поля.

Видовые укладки биксов: перевязочный материал, операционное белье, халаты. Современные упаковочные материалы для стерилизации операционного белья, халатов, инструментов. Этапы обработки инструментов. Современные методы контроля качества стерилизации. Соблюдение правил СЭР.



Студент должен:
Иметь опыт:

  • Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в операционной;

  • Соблюдения противоэпидемических мероприятий в операционной;

  • Участия в выполнении сестринских манипуляций.

Знать:

  • Технику безопасности при работе в операционной;

  • Оснащение операционной;

  • Назначение функциональных зон операционного блока;

  • Особенности СЭР операционной в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Современные методы обработки рук хирургической бригады в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Виды перевязочного материала;

  • Виды бинтовых и безбинтовых повязок;

  • Основные наборы хирургических инструментов;

  • Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис);

  • Правила хранения и использования стерильных биксов, упаковок стерильных инструментов, лекарственных средств.

Уметь:

  • Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;

  • Готовить перевязочный материал, операционное белье, халаты для стерилизации;

  • Готовить видовые укладки;

  • Работать со стерильным биксом;

  • Проводить гигиеническую и хирургическую обработку рук;

  • Выполнять бинтовые и безбинтовые повязки;

  • Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;

  • Проводить дезинфекцию и предстерилизационную очистку инструментов;

  • Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;

  • Осуществлять транспортировку пациента.


Работа в гипсовой комнате

Гипсовая комната – подразделение ортопедотравматологического отделения стационара, травматологического пункта поликлиники. Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами гипсовой комнаты, правилами внутреннего распорядка, оборудованием. Современные материалы для изготовления отвердевающих повязок. Виды отвердевающих повязок, участие медсестры в их изготовлении, наложении, моделировании. Наблюдение за состоянием пациента с гипсовой/отвердевающей повязкой.



Студент должен:
Иметь опыт:

  • Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в гипсовой комнате;

  • Участия в выполнении сестринских манипуляций.

Знать:

  • Технику безопасности при работе в гипсовой комнате;

  • Оснащение гипсовой комнаты;

  • Назначение функциональных зон гипсовой комнаты;

  • Виды гипсовых/отвердевающих повязок;

  • Виды бинтовых повязок;

  • Основные показания к применению гипсовых/отвердевающих повязок;

  • Правила изготовления отвердевающих повязок;

  • Особенности СЭР гипсовой комнаты в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;

  • Основные инструменты для наложения и снятия отвердевающих повязок;

  • Правила хранения и использования отвердевающих бинтов и лонгет.

Уметь:

  • Общаться с пациентом;

  • Готовить отвердевающие лонгеты;

  • Оказывать помощь врачу в наложении и моделировании отвердевающих повязок;

  • Выполнять бинтовые повязки;

  • Дать рекомендации пациенту по уходу за отвердевающей повязкой;

  • Проводить гигиеническую обработку рук;

  • Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;

  • Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов, включая гипсовые повязки;

  • Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;

  • Осуществлять транспортировку пациента.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬОЙ РАБОТЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Вопросы, манипуляции и индивидуальные задания, которые обучающийся должен изучить во время прохождения производственной практики, используя действующие нормативные документы, учебную медицинскую литературу.
Для подготовки к дифференцированному зачету студент должен:


  1. Повторить разделы и темы, изученные на теоретических занятиях в V и

VI семестрах, уметь грамотно излагать материал.

  1. Уметь решать проблемно-ситуационные задачи по этапам сестринского процесса.

  2. Знать алгоритм манипуляций и выполнять их при уходе за пациентами с хирургической патологией .


Билет включает: проблемно-ситуационную задачу с выходом на манипуляцию
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Для решения проблемно-ситуационных задач предлагается подробно изучить вопросы следующих тем:


  1. «Сестринский уход при кровотечении»

  • Виды кровотечений по времени возникновения, отношению к полостям и внешней среде;

  • Оценка степени геморрагического шока по индексу Алговера – Грубера;

  • Гемартроз;

  • Носовое кровотечение;

  • Артериальное кровотечение (рваная рана предплечья).

  1. «Сестринский уход в трансфузиологии»

  • Роль медсестры в подготовке пациента к трансфузии и уходе после неё;

  • Роль медсестры в проведении инфузий, оформление документации.

  1. «Деятельность медсестры в периоперативном периоде»

  • Роль медсестры в подготовке пациентов к операции;

  • Виды операционной подготовки;

  • Название операций, их классификация;

  • Роль медсестры в профилактике послеоперационных осложнений со стороны раны, желудочно-кишечного тракта, дыхательной и мочевыделительной систем, кожи.

  1. «Сестринский уход при механических травмах конечностей»

  • Травматический шок;

  • Сидром длительного раздавливания;

  • Вывих;

  • Перелом;

  • Рана.

  1. «Сестринский уход при термических и химических травмах»

  • Ожоги;

  • Ожоговая болезнь;

  • Отморожения.

  1. «Сестринский уход при нарушении кровообращения»

  • Острая артериальная недостаточность;

  • Хроническая артериальная недостаточность (облитерирующие заболевания);

  • Острая венозная недостаточность;

  • Варикозная болезнь.

  1. «Сестринский уход при хирургических инфекциях»

  • Постинъекционный абсцесс;

  • Мастит;

  • Карбункул;

  • Гидраденит;

  • Панариций;

  • Столбняк;

  • Газовая гангрена.

  1. «Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях органов ЖКТ»

  • Ожог пищевода;

  • Острый аппендицит;

  • Острый холецистит;

  • Острый панкреатит;

  • Прободная язва желудка;

  • Острая кишечная непроходимость;

  • Ущемленная грыжа;

  • Желудочное кровотечение.




  1. «Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях прямой кишки»

  • Геморрой;

  • Трещина прямой кишки.

  1. «Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях мочеполовых органов»

  • Острая задержка мочи;

  • Цистит;

  • Мочекаменная болезнь.

Вышеизложенные вопросы послужили основой для составления профессиональных задач.

Основные задания для решения проблемно-ситуационных задач

  1. Определение заболевания, травмы.

  2. Причины, предрасполагающие факторы заболевания, травмы.

  3. Проблемы/симптомы заболевания, травмы, в т.ч. абсолютные.

  4. Фазы и стадии воспалительного процесса при хирургической инфекции.

  5. Неотложная помощь при конкретном заболевании, травме.

  6. Методы консервативного и оперативного лечения заболевания.

  7. Участие медсестры в методах лечения заболевания, травмы.

  8. Роль медсестры в подготовке пациента к операции.

  9. Роль медсестры в профилактике послеоперационных осложнений.

  10. Особенности сестринского ухода при заболеваниях, травмах.

  11. Особенности СЭР при уходе за хирургическими пациентами в различных подразделениях ЛПО.

  12. Роль медсестры в профилактике заболеваний, травм.

  13. Составление плана беседы с пациентом/родственниками по уходу за пациентом в период реабилитации.

  14. Составление плана беседы с пациентом/родственниками по диете, приему лекарственных препаратов.


Манипуляции для дифференцированного зачета

  1. Подготовка к стерилизации перевязочного материала, операционного белья.

  2. Закладка операционного белья, перевязочного материала в бикс.

  3. Обработка рук хирургической бригады.

  4. Видовая укладка «стерильные халаты», надевание стерильного халата «на себя».

  5. Видовая укладка «стерильные перчатки», надевание стерильных перчаток «на себя».

  6. Уход за «чистой» послеоперационной раной (инструментальная перевязка).

  7. Набор для определения группы крови.

  8. Набор для определения резус – фактора.

  9. Набор для проведения индивидуальной серологической пробы на совместимость по группе крови.

  10. Набор для проведения индивидуальной серологической пробы на совместимость по резус – фактору.

  11. Индивидуальная проба на биологическую совместимость.

  12. Уход за подключичным катетером.

  13. Наложение артериального жгута на конечность.

  14. Наложение давящей повязки.

  15. Наложение «пращевидной» повязки.

  16. Наложение повязки «чепец».

  17. Наложение крестообразной повязки на затылок.

  18. Наложение повязки на глаз.

  19. Наложение повязки «Дезо».

  20. Наложение поддерживающей повязки на молочную железу.

  21. Наложение колосовидной повязки на плечевой сустав.

  22. Наложение черепичной повязки.

  23. Наложение восьмиобразной повязки.

  24. Наложение повязки «рыцарская перчатка».

  25. Наложение повязки «варежка».

  26. Наложение повязки с «бубликом».

  27. Наложение адгезивной повязки.

  28. Уход за отвердевающими повязками.

  29. Набор инструментов общей группы.

  30. Набор инструментов для ПХО.

  31. Набор инструментов для аппендэктомии.

  32. Набор инструментов для лапароцентеза.

  33. Набор инструментов для трахеостомии.

  34. Набор инструментов для скелетного вытяжения.

  35. Набор инструментов для наложения и снятия швов.

  36. Применение грелки.

  37. Применение пузыря со льдом.

  38. Проведение катетеризации мочевого пузыря у женщин.

Примеры проблемно-ситуационных задач с эталонами ответов

Задача № 1.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент с жалобами на пульсирующую боль в области III-IV пальцев правой кисти, бессонную ночь. Из анамнеза известно, что два дня тому назад больной наколол пальцы металлической стружкой, к врачу не обращался. Хирург поставил диагноз – панариций III-IV пальцев правой кисти.



Задания.

  1. Назовите причину заболевания. Определите фазу и стадию воспалительного процесса.

  2. Перечислите настоящие проблемы пациента, сформулируйте приоритетную и решите её по этапам сестринского процесса.

  3. Назовите вид бинтовой повязки, выполните её.

Ответ на задачу № 1.

  1. Причина – гноеродные микробы: стафилококк, стрептококк. Фаза воспаления, стадия абсцедирования.

  2. Настоящие проблемы пациента: пульсирующая боль, плотный отек с размягчением в центре инфильтрата в III-IV пальцах правой кисти, гиперемия, местное повышение температуры.

Приоритетная проблема - пульсирующая боль, плотный отек с размягчением в центре инфильтрата в III-IV пальцах правой кисти.

Цель – обеспечить отток гною, уменьшить боль.

План действий медсестры:


  • Провести беседу с пациентом – успокоить пациента, информировать о предстоящих манипуляциях, получить информированное согласие на их выполнение.

  • Приготовить шприц с иглами, скальпель, пинцеты; новокаин, спиртсодержащие антисептики, перевязочный материал, операционное белье – обеспечить асептику при операции.

  • Уложить пациента на операционный стол, правую руку поместить на подставку – создать удобное положение для проведения операции.

  • Помочь врачу вскрыть панариций, промыть полость антисептическим раствором, ввести дренаж – обеспечить отток гною.

  • Наложить многослойную асептическую повязку с водорастворимой мазью – для уничтожения микробов.

  • Наложить бинтовую повязку на пальцы – закрепить перевязочный материал.

  • Наложить косыночную повязку на правое предплечье – создать покой правой кисти.

  • Пригласить пациента на следующий день на прием для смены повязки – контроль состояния раны.

Оценка результата: вскрытие панариция проведено, дренаж введен, отток гною обеспечен, боль уменьшилась. Цель достигнута.

  1. Бинтовая повязка – «рыцарская перчатка» на правую кисть. Студент выполняет её.

Задача № 2.

В отделении реанимации и интенсивной терапии находится пациент после остеосинтеза левого бедра, проведенного по поводу открытого перелома левого бедра со смещением. Наложена глубокая задняя гипсовая лонгета от кончиков пальцев до крыла подвздошной кости. Объективно – общее состояние средней тяжести, сознание слегка заторможено, кожные покровы бледные, влажные, t- 37,7°C. Пульс 120 ударов в минуту, ритмичный, слабый.

АД 90/60 мм рт.ст. Повязка сухая, боли в ноге не беспокоят. Врач определил состояние – травматический шок.

Задания.


  1. Дайте определение – травматический шок, назвитеь причины его возникновения. Определите стадию шока у данного пациента

  2. Перечислите проблемы пациента в данной фазе и стадии травматического шока, сформулируйте приоритетную и решите её по этапам сестринского процесса.

  3. Составьте набор инструментов для трахеостомии.

Ответ на задачу № 2.

  1. Травматический шок – общая ответная реакция организма на тяжелое механическое повреждение тканей, органов, характеризующаяся угнетением основных жизненных функций организма. Причины – множественные переломы костей нижних конечностей, таза, ребер, открытые переломы с размозжением мягких тканей. У данного пациента II – средняя стадия, т.к. ШИ = 1,3.

  2. Настоящие проблемы пациента – сознание умеренно заторможено, кожные покровы бледные, синюшные, холодный липкий пот, пульс 120 ударов в минуту, ритмичный, слабый, АД 90/60 мм рт.ст., вынужденное положение, дефицит самоухода.

Приоритетная проблема – дефицит самоухода.

Цель – адаптировать пациента к вынужденному положению.



План действий медсестры:

  • Провести беседу с пациентом – успокоить пациента, объяснить причину вынужденного положения, информировать о предстоящих манипуляциях, получить информированное согласие на их выполнение.

  • Приготовить функциональную кровать с противопролежневым матрацем – для профилактики пролежней.

  • Проводить туалет ротовой полости – для профилактики острого паротита.

  • Проводить гигиенические процедуры (обтирание, подмывание больного) - обеспечить чистоту кожи, профилактику пролежней.

  • Проводить смену постельного и нательного белья по мере его загрязнения - обеспечить чистоту кожи, профилактику пролежней.

  • Следить за мочеиспусканием, дефекацией – обеспечить физиологические отправления для профилактики метеоризма.

  • Проветривать палату, обучить пациента элементам дыхательной гимнастики, выполнять вибрационный массаж – для профилактики пневмонии.

  • Осуществлять кормление пациента, при необходимости через назогастральный зонд – обеспечить полноценное питание.

  • Измерять температуру тела, пульс, АД, ЧДД, оценивать почасовой диурез, характер стула – контроль состояния пациента.

Оценка результата: Функциональная кровать приготовлена, профилактика пневмонии и пролежней проведена, пациент накормлен и адаптирован к вынужденному положению. Цель достигнута.

  1. Студент собирает набор инструментов для трахеостомии.

Темы индивидуальных заданий

  1. Карбункул задней поверхности шеи в фазе воспаления, стадии абсцедирования

  2. Гидраденит правой подмышечной области в фазе воспаления, стадии инфильтрации.

  3. Перелом диафиза правой голени со смещением.

  4. Перелом левой лучевой кости в нижней трети со смещением.

  5. Вывих плеча в правом плечевом суставе.

  6. Острый аппендицит.

  7. Острый холецистит.

  8. Прободная язва желудка.

  9. Правосторонняя ущемленная паховая грыжа.

  10. Острая кишечная непроходимость (илиоцекальный угол)


ЛИТЕРАТУРА

Основные источники

  1. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. – СПБ, «Паритет», 2003.

  2. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Частная хирургия. – СПб, «Паритет», 2002.

  3. Дмитриева З.В., Теплова А.И. Сестринское дело в хирургии. – М., «АНМИ», 2005.

  4. Дмитриева З.В., Теплова А.И. Теоретические основы сестринского дела в хирургии. – СПб, «СпецЛит», 2010.

  5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Р/Д. «Феникс», 2004.

  6. Сборник манипуляций по учебной дисциплине «Основы сестринского дела». СПб, ГНУМЦ, 1997.

  7. Сборник манипуляций по учебной дисциплине «Сестринское дело в хирургии». СПб, ГНУМЦ, 2002.

Дополнительные источники

  1. Дешковская М.С. Рабочая тетрадь по фармакологии.

  2. Земан М., «Техника наложения повязок», СПб, 1994.

  3. Машковский М.Д., Южаков С.Д. Словарь справочник лекарственных препаратов. – М., ИД «РИПОЛ классик», 2005.

  4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 1993.

  5. Приказ МЗ СССР № 770 от 10.07.1985 г. Отраслевой стандарт ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения» (Методы, средства, режимы).

  6. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 от 28.02.2008 «Профилактика вирусного гепатита В».

  7. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 от 11.01.2011. «Профилактика ВИЧ-инфекции».

  8. СанПиН 2.1.2790-10 от 04.03.2011. «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами».

  9. СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.05.2010. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».


Приложение 1.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ППС
Образец дневника

(титульный лист)



СПб ГБОУ СПО

«Медицинский техникум № 9»


ДНЕВНИК

производственной практики по профилю специальности


ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитционных процессах»

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел: «Сестринский уход в хирургии»
Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»

Студента (ки) _________


Курс: _____ Группа: ____
Место прохождения практики (ЛПО, отделение): _______________________
Срок (дата начала и окончания ППС): ________
Общий руководитель (Ф.И.О. полностью, должность): _________
Непосредственный руководитель (Ф.И.О. полностью, должность): ________
Методический руководитель (Ф.И.О. полностью) _________

Оценка: ________



ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛПО:
Дата прохождения инструктажа ____________

Подпись обучающегося (ейся) ______________


Должность и подпись лица, проводившего инструктаж _________________________
Место печати ЛПО

ГРАФИК РАБОТЫ


П.п.


Дата

Время

Количество

часов












































































ЛИСТ ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА




Дата



Содержание и объем работы студента


Оценка и подпись

непосредственного

руководителя


1

2

3




В разделе описывается вся практическая работа студента в данный день в соответствии с программой практики: функциональные обязанности медсестры по подразделениям; особенности СЭР подразделения; особенности подготовки пациентов к конкретной операции, методу исследования и др.; обоснование применения лекарственных препаратов пациенту и других вопросов программы ППС

Перечислять в тексте отчета название манипуляции не следует, т.к. в конце каждого дня ведется их учет с указанием № и количества















Лист учета ПК


Дата


Содержание освоенных ПК

Уровни усвоения

Оценка

Подпись

мед.

сестры

Низ-кий

Сред-ний

Высо-кий




ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств:

1. Информировать пациента о возможной причине заболевания

2. Информировать пациента об исследованиях, необходимых для постановки диагноза

3. Объяснить пациенту суть проводимых исследований, вмешательств

4. Провести санитарно-просветительную работу профилактике возможных осложнений и обострений заболевания

















ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:

1. Готовить рабочее место, пациента к выполнению лечебно-диагностических процедур, перевязок, манипуляций, инфузионной терапии по назначению врача

2. Проводить лечебно-диагностические процедуры, перевязки, манипуляции, инфузионную терапию (после их освоения) под наблюдением медсестры/преподавателя

3. Оформлять необходимую документацию


















ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами:

1. Ознакомиться со структурой, оборудованием, техникой безопасности подразделения ЛПО

2. Взаимодействовать с участниками лечебно-диагностического процесса в подразделении и другими службами ЛПО в интересах пациента под руководством медсестры

















ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования:

1. Готовить лекарственное средство к применению с учетом способа введения под руководством медсестры/преподавателя

2.Оценить качество лекарственного препарата перед введением пациенту.

3. Проконсультировать пациента по вопросу применения лекарственного препарата, назначенного врачом

4. Обеспечить грамотное введение препарата с соблюдением правил асептики под руководством медсестры/преподавателя

















2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечислить использованное оборудование:

1. Тонометр

2. Термометр

3. Каталка, кресло-каталка

4. Грелка

5. Пузырь со льдом

6. Хирургические инструменты

и другое

















ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Перечислить документацию, которую заполняет медсестра:

1. Температурный лист

2. Направления на исследования

3. Графики кварцевания, генеральных уборок и другое


















ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия:

1. Проводить беседу с пациентом после окончания лечения и снабдить письменной инструкцией для предупреждения возможных потенциальных проблем

2. Обучить пациента уходу за стомами, послеоперационными ранами в домашних условиях

3. Информировать пациента о приеме лекарственных препаратов, диете по назначению врача с учетом оперативного вмешательства


















ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь:

1. Проводить беседу с пациентом после окончания лечения и снабдить письменной инструкцией для предупреждения возможных потенциальных проблем

2. Обучить пациента уходу за стомами, послеоперационными ранами в домашних условиях

3.Информировать пациента о приеме лекарственных препаратов, диете по назначению врача с учетом оперативного вмешательства


















Рекомендации по ведению дневника

производственной практики

  1. Дневник ведется по каждому разделу практики.

  2. Вначале дневника заполняется график прохождения производственной практики по датам и количеству дней, в соответствии с программой практики, делается отметка о проведенном инструктаже по технике безопасности.

  3. Ежедневно в графе “Содержание и объем работы” регистрируется проведенная студентами самостоятельная работа в соответствии с программой практики.

  4. В листе учета ПК (вклеивается в дневник) ежедневно отмечаются освоенные компетенции

  5. В записях в дневнике следует четко выделить:

а) что видел и наблюдал обучающийся;

б) что им было проделано самостоятельно;



  1. Ежедневно обучающийся подводит цифровые итоги проведенных работ.

  2. При выставлении оценок по пятибалльной системе учитывается количество и качество проделанных работ, правильность и полнота описания впервые проводимых в период данной практики манипуляций, наблюдений и т.п., знание материала, изложенного в дневнике, четкость, аккуратность и своевременность проведенных записей. Оценка выставляется ежедневно непосредственным руководителем практики.

  3. В графе “Оценка и подпись руководителя практики “ учитывается выполнение указаний по ведению дневника, дается оценка качества проведенных обучающимся самостоятельной работы.

  4. По окончании практики по данному разделу обучающийся составляет отчет о проведенной практике. Отчет по итогам практики составляется из двух разделов: а) цифрового, б) текстового.

В цифровой отчет включается количество проведенных за весь период практики самостоятельных практических работ (манипуляций), предусмотренных программой практики. Цифры, включенные в отчет должны соответствовать сумме цифр, указанных в дневнике.

В текстовом отчете студенты отмечают положительные и отрицательные стороны практики, какие знания и навыки получены им во время практики, предложения по улучшению теоретической и практической подготовки в колледже, по организации и методике проведения практики на практической базе, в чем помог лечебному процессу и учреждению.




Рекомендации по оформлению индивидуального задания

Титульный лист
СПб ГБОУ СПО

«Медицинский техникум № 9»


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

производственной практики по профилю специальности


ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитционных процессах»

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел: «Сестринский уход в хирургии»

Тема (название):

Студента (ки) _________
Курс: _____ Группа: ____

Дата сдачи работы:
Методический руководитель (Ф.И.О. полностью) _________

Оценка: ________

Санкт-Петербург

20 __

Оглавление (стр. 2)

(должно содержать следующие пункты)




  1. Определение заболевания/травмы

  2. Причины возникновения, предрасполагающие факторы

  3. Симптомы заболевания/повреждения

  4. Участие медсестры в лечении

  5. Особенности сестринского ухода в лечебно-профилактической организации и на дому

  6. Рекомендации по приему лекарственных препаратов, диете

  7. Литература

План изложения материала индивидуального задания


  1. Дать определение заболеванию, травме.

  2. Перечислить симптомы заболевания, повреждения.

  3. Выбрать метод адекватного лечения, описать действия медсестры при использовании данного метода.

  4. Описать особенности сестринского ухода в лечебно-профилактической организации и на дому.

  5. Дать рекомендации по приему лекарственных препаратов, диете при необходимости.

Иллюстрации, графики, таблицы, своевременная сдача работы – качественно улучшают содержание индивидуального задания!
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Кафедра дерматовенерологии
2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
2015 -> Общероссийская общественная организация
2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница