В результате изучения дисциплины «Психология лиц с нарушениями зрения»



страница1/4
Дата25.04.2016
Размер251 Kb.
  1   2   3   4
Цель курса: содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах психологического сопровождения процессов развития, воспитания, обучения и коррекции нарушений психического и личностного развития детей и подростков с нарушенным зрением.

Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности педагога-психолога в области специального образования, что обеспечивается реализацией следующих основных задач:



  1. познакомить студентов с закономерностями и особенностями психического развития детей и подростков с нарушенным зрением;

  2. сформировать представления о методах изучения специфики психического развития детей и подростков данной категории;

  3. способствовать усвоению содержания и освоению технологий психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности в целостном образовательном процессе работы с детьми и подростками с нарушенным зрением;

  4. содействовать формированию умений психолого-педагогической деятельности с обозначенной категорией лиц.

В результате изучения дисциплины «Психология лиц с нарушениями зрения»:

Студенты должны знать:

  • особенности психического развития детей младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с нарушенным зрением;

  • структуру отклоняющегося развития детей и подростков с нарушенным зрением;

  • принципы построения классификаций обозначенной категории лиц;

  • особенности личности, эмоционально-волевой сферы, общения, деятельности и поведения детей и подростков с нарушенным зрением;

  • методы и приемы изучения и коррекции нарушенных психических функций.

Студенты должны уметь:

  • анализировать теоретические и прикладные исследования в области детской тифлопсихологии;

  • применять для изучения детей и подростков с нарушенным зрением следующие методы: анализ истории развития ребенка; наблюдение и анализ поведение ребенка в нерегламентированных и регламентированных видах деятельности; экспериментальное изучение его развития; анализ результатов изучения ребенка;

  • проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

Студенты должны приобрести навыки:

  • подбора диагностического инструментария;

  • составления и заполнения протоколов обследования;

  • анализа медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка.

Студенты должны иметь опыт:

  • подбора и оформления диагностического и дидактического материала для проведения обследования и коррекционно-развивающей работы с ребенком;

  • проектирования содержания и подбора методов коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности;

  • участия в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.


Темы для самостоятельного изучения.




Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля.

1 вар

2 вар

3 вар



Тема 1 «Особенности ощущений при нарушениях зрения».

Вопросы для изучения:

- изменения в сенсорной организации при слепоте и слабовидении.

-критические взгляды на знаковую теорию ощущений.

- особенности ощущений у лиц с нарушениями зрения.



6

2

4

практическое занятие.



Тема 2 «Особенности восприятия и его видов у слепых и слабовидящих детей».

Вопросы для изучения:

- Особенности зрительного восприятия частичновидящих и слабовидящих.

- дайте сравнительную характеристику зрительного и осязательного восприятия.


8

2

6

практическое занятие.



Тема 3 «Особенности формирования представлений у детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

- характерные особенности представлений при нарушениях зрения.

- качественные и количественные различия в представлениях нормально видящих детей и детей с нарушениями зрения.

- зрительные представления ослепших.



10

2

8

практическое занятие.



Тема 4 «Особенности внимания при зрительных нарушениях»

Вопросы для изучения:

- взгляды тифлологов на внимание.

- свойства внимания и его особенности при дефектах зрения.

-приемы воспитания внимания как свойства личности у детей с дефектами зрения.



10

2

8

Защита рефератов.



Тема 5 «Особенности памяти у детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

- Этапы развития проблемы памяти в тифлопсихологии.

-покажите сущность диалектико-материалистического представления о памяти лиц с сенсорными дефектами.

-различные взгляды тифлологов на проблему памяти слепых.



8

2



6

Защита рефератов.



Тема 6 «Особенности воображения у детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

- современные представления дефектологов о влиянии дефекта зрения на формирование воображения.

- сущность компенсаторной роли воображения.


6

4


6

Защита рефератов.





Тема 7 «Особенности мышления детей снарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

- различные теории мышления в тифлопсихологии.

-современные исследования мышления у детей с нарушениями зрения.

- протекание мыслительной деятельности при дефектах зрения.



6

2

4

Круглый стол.



Тема 8 «Особенности развития речи и общения у детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

- условия становления речи в норме и при патологии.

- психологические причины своеобразия в общении детей с нарушениями зрения.


8

6

8

Защита рефератов.



Тема 9 «Особенности формирования личности и межличностных отношений у детей с нарушениям

и зрения».




Вопросы для изучения:

- факторы, затрудняющие проявление активности личности в условиях сенсорной депривации.

- оптимальные условия для формирования познавательной активности слепого или слабовидящего ребенка.

- этапы социально-психологической адаптации инвалидов по зрению.



10

4

8

Круглый стол.



Тема 10 «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

-специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.

- условия формирования эмоций, чувств, воли.


8

4

6

практическое занятие.



Тема 11 «Младенческий период развития детей с нарушениями зрения».

Вопросы для изучения:

-поведение младенца при разной степени нарушения зрения.

- специфика развития основных движений, ориентировка в пространстве.

- развитие новообразований в младенческом возрасте.



6

2

4

Защита рефератов.



Тема 12 «Ранний возраст детей с нарушениями зрения».


Вопросы для изучения:

-особенности моторного развития детей раннего возраста с нарушениями зрения.

- развитие действий с предметами.

- развитие слухового восприятия и речи.

- особенности формирования навыков самообслуживания.


6

2

4

Защита рефератов.




Тема 13 «Особенности различных видов деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».


Вопросы для изучения:

-дать характеристику психолого-педагогических основ управления игровой деятельностью.

- требования к наглядно-дидактическому материалу и игрушке для детей с нарушениями зрения.

- особенности формирования общественной мотивации и отношения к элементам трудовой деятельности.



8

2

6

Контрольная работа.



Тема 14 «Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе».


Вопросы для изучения:

- направления работы с ребенком по формированию его психологической готовности к школе.

- значение игры в формировании психологической готовности к школе.

- особенности подготовки к школе детей с нарушениями зрения.



6

2

4

Контрольная работа.



Тема 15 «Особенности психического развития детей с осложненной структурой развития».

Вопросы для изучения:

- понятие о сложной структуре развития.

- классификация детей со сложной структурой развития.

- особенности развития детей со сложным сенсорным дефектом.



6

2

4

Составление таблицы.


ИТОГО:

112

34

82






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Занятие 1.

Тема: Тифлопсихология как раздел специальной психологии

.

План:

  1. Предмет психологии лиц с нарушением зрения

  2. Задачи тифлопсихологии.

  3. Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.

  2. Дать классификацию и раскрыть специфику методов тифлопсихологического исследования.

  3. Роль зрения в отражении окружающего мира и деятельности человека « ориентировочной, игровой, учебной, трудовой, коммуникативной и т.д.».

  4. Ранний онтогенез при полной или частичной слепоте Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики. Неоднозначность этого влияния.

  5. Возможности предупреждения возникновения вторичных отклонений при нарушениях зрения и коррекции имеющихся.

  6. Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.

  7. Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составление глоссария по дисциплине.

Студенты подбирают словари и прорабатывают определения понятий, составляющих терминологический аппарат дисциплины «Детская тифлопсихология». После отбора наиболее точных и емких определений, студенты записывают их в свой терминологический словарь, выделяя в каждом определении «ключевые» слова (подчеркиванием) и обозначая автора представленного определения.

Глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие; поврежденное психическое развитие.

Форма отчетности: терминологический словарь.
2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.

Студенты прорабатывают предложенную литературу, конспекты лекций и другие материалы по смежным с тифлопсихологией наукам, заполняют таблицу, выделяя ключевые теоретические позиции каждой научной дисциплины, значимые для детской тифлопсихологии. Данные заносятся в таблицу:




Наука

Предмет науки, ключевые теоретические позиции

Возрастная анатомия и физиология человека




Анатомия, физиология и патология органов зрения детей




Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Специальная психология

Тифлопсихология





Общая педагогика

Дошкольная педагогика

Специальная педагогика

Дошкольная тифлопедагогика







Форма отчетности: таблица
Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]/ А.Г. Литвак. – СПб., 2006.

2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе боразования детей с нарушениями зрения [Текст]/ Л. И. Солнцева. – М. – 1999
Дополнительная:

  1. Специальная психология [Текст]/ под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.

  3. Другая литература по выбору студентов.



Занятие 2.

Тема: Классификация лиц с нарушенным зрением.
План:

  1. Строение и функционирование зрительного анализаторной системы.

  2. Основные причины нарушений зрения.

  3. Патология органа зрения.

  4. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите причины нарушений зрения.

  2. Перечислите основные заболевания зрительного анализатора.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте рисунок-схему: строение зрительного анализатора, строения и функции.

  2. Составьте таблицу по вопросу.




Пренатальные

Перинатальные

Постнатальные

Причина










Способ решения проблемы












Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]/ А.Г. Литвак. – СПб., 2006.

  2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе боразования детей с нарушениями зрения [Текст]/ Л. И. Солнцева. – М. – 1999

  3. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации/Специальная педагогика/[Текст]под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 282 – 286.



Дополнительная:

  1. Специальная психология [Текст]/ под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.

  3. Другая литература по выбору студентов.


Занятие 3.

Тема: Содержание, методы и приемы психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями зрения.
План:

  1. Основные принципы обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями зрения.

  2. Специфические задачи изучения особенностей психического развития детей и подростков с нарушениями зрения.

  3. Методы диагностического обследования детей и подростков с нарушениями зрения.

  4. Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании лиц с нарушениями зрения.

  5. Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Дайте определение понятию «метод».

    2. Раскройте основные условия проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушенным зрением.

    3. Охарактеризуйте следующие методы тифлопсихологии и раскройте возможности и ограничения их использования для детей и подростков с нарушениями зрения: наблюдение; психологический эксперимент; метод анализа продуктов деятельности; тестирование; беседа; анкетирование.

    4. Раскройте содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушенным зрением.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу.

Студенты осуществляют отбор информации, характеризующей цели, задачи, характеристику обозначенных методов психологического изучения детей и подростков, специфические особенности их применения для лиц с нарушенным зрением. Заносят данные в таблицу.

В графе «Специфические особенности применения метода для изучения лиц с нарушенным зрением» студенты отмечаю ограничения в использовании метода для исследования детей и подростков с нарушенным зрением, а также те возможности, которые предоставляет данный метод при изучении особенностей развития указанной категории. Также в данной графе могут быть отмечены условия, обеспечивающие возможность применения метода к лицам с нарушенным зрением.




Название метода

Цели и задачи применения

Характеристика

Специфические особенности применения для изучения детей и подростков с нарушенным зрением

Наблюдение










Психологический эксперимент










Метод анализа продуктов деятельности










Тестирование










Беседа










Анкетирование













  1. Опишите основные особенности подготовки дидактического материала для психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушенным зрением.


Литература.

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]/ А.Г. Литвак. – СПб., 2006.

  2. Солнцева, Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе боразования детей с нарушениями зрения [Текст]/ Л. И. Солнцева. – М. – 1999

  3. Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения [Текст]/ Л. И. Солнцева //Дефектология. – 1998. - № 4.


Дополнительная:

  1. Григорьева, Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями [Текст]/ Л. П. Григорьева, //Дефектология. – 1996. - №3.

  2. Специальная психология [Текст]/ под ред. Лубовского. – М., 2003.

  3. Другая литература по выбору студентов.



Занятие 4 .


Каталог: files -> kafspil -> metodic
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
metodic -> Вопросы для самостоятельного изучения
metodic -> В результате освоения дисциплины обучающийся должен
metodic -> Темы для самостоятельного изучения
metodic -> Цели освоения дисциплины
kafspil -> История развития психопатологии (психиатрии); донаучный и научный периоды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница