В результате освоения дисциплины обучающийся должен



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер0.56 Mb.
Просмотров89
Скачиваний0
  1   2   3
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами, имеющими нарушения зрения, в соответствии с ее видами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  1. Знать:

  • особенности психического развития лиц с нарушениями зрения на разных возрастных этапах;

  • типологию дизонтогенза дефицитарного типа и структуру дефекта, обусловленного нарушениями зрения;

  • классификаций лиц с нарушениями зрения и принципы их разработки;

  • особенности познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, общения, деятельности и поведения лиц с нарушениями зрением;

  • методы и приемы диагностики, коррекции, компенсации нарушенных психических функций.

  1. Уметь:

  • анализировать теоретические и прикладные исследования в области тифлопсихологии;

  • применять для изучения лиц с нарушенным зрением объективные научные методы: биографический, наблюдение, эксперимент, опросные методы, методы анализа продуктов деятельности;

  • проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей, консультативной и психопрофилактической с лицами, имеющими нарушениями зрения;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

3. Владеть:

умениями:

  • психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития лиц с нарушениями зрения;

  • составления и корректировки индивидуальных программ развития лиц с нарушениями зрения;

  • -осуществления психологического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения;

  • осуществления компенсации и коррекции развитии лиц с нарушениями зрения;

способностями:

- к рациональному выбору и реализации коррекционных программ на основ личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с нарушениями зрения;

-к анализу результатов психологического обследования

Темы для самостоятельного изучения.


Наименование

раздела дисциплины,

тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.
Тема 1. Тифлопсихология как наука.


Вопросы для самостоятельного изучения:

Становление тифлопсихологии как науки и современные тифлопсихологические исследования.



2

Выступление с докладами

Тема 2. Причины нарушений зрения. Классификация лиц с нарушенным зрением.


Вопросы для самостоятельного изучения:

Роль зрения в познании окружающего мира. Особенности зрительного восприятия. Свойства восприятия.



2

Тестирование

Тема 3. Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с

нарушениями зрения.




Вопросы для самостоятельного изучения:
-Теории компенсации ( З.Фрейд, А.Адлер, Л.С.Выготский)

-Теоретические подходы к компенсации слепоты М.И. Земцовой.




2

Выступление с докладами

Тема 4. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.


Разработка модуля программы реабилитации

2

Презентация модуля

Раздел 2. Особенности познавательных процессов

при нарушениях зрения.

Тема 5. Особенности сенсорных процессов при нарушениях зрения. Осязание.


Вопросы для самостоятельного изучения :

Сенсорная организация психики человека при нарушениях зрения.




2

проект

Тема 6. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 7. Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 8. Ориентировка в пространстве лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 9. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 10. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 11. Развитие внимания у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 12. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения.

Тема 14. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения.




Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 15. Специфика межличностных отношений у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 16. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.


Не предусмотрено







Раздел 4. Развитие деятельности лиц с нарушениями зрения.
Тема 17. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности.


Не предусмотрено







Тема 18. Особенности развития предметной и продуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 19. Особенности развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 20. Особенности формирования учебной деятельности у детей с нарушениями зрения.


Разработка этапов работы по профилактике неуспеваемости

2

Презентация разработки

Тема 21. Трудовая деятельность лиц с нарушениями зрения.


Вопросы для самостоятельного изучения

Профессионально-трудовая адаптация лиц с нарушениями зрения.

Разработка модуля адаптации


2

Представление презентации модуля адаптации



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



Занятие 1.

Тема: Тифлопсихология как отрасль специальной психологии

Форма проведения-ПР (4 ч.)

.

План:

  1. Предмет тифлопсхиологии.

  2. Задачи тифлопсихологии.

  3. Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.


Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.

  2. Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.

  3. Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие.

Форма отчетности: терминологический словарь.
2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.


Наука

Предмет науки, ключевые теоретические позиции

Возрастная анатомия и физиология человека




Анатомия, физиология и патология органов зрения детей




Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Специальная психология

Тифлопсихология





Общая педагогика

Дошкольная педагогика

Специальная педагогика

Дошкольная тифлопедагогика







Форма отчетности: таблица.

3.Подготовит конспект (2).


Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.

  2. Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.- № 5.-С.57-63.

Дополнительная:

  1. Специальная психология / под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.


Занятие 2.

Тема: Классификация лиц с нарушенным зрением.

Форма проведения-ПР (4 ч.)
План:

  1. Строение и функционирование зрительной анализаторной системы.

  2. Основные причины нарушений зрения.

  3. Патология органа зрения.

  4. Основания классификации лиц с нарушениями зрения.

  5. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите причины нарушений зрения.

  2. Перечислите основные заболевания зрительного анализатора.

  3. Охарактеризуйте профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте рисунок-схему: строение зрительного анализатора.

  2. Составьте схему «Функции зрительного анализатора».

  3. Составьте таблицу:

    Причины нарушений зрения

    Пренатальные

    Перинатальные

    Постнатальные








    Способы решения проблемы









  4. Составьте памятку для родителей «Офтальмогигиенические и психогигиенические требования к организации жизни детей с нарушениями зрения».


Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.

  2. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации/Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 282 – 286.



Дополнительная:

  1. Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.

  3. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для студентов.- СПб, 2013.

  4. Вайполина О.М. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.-М., 2006.


Занятие 3.

Тема: Психологическое изучение лиц с нарушениями зрения.
Форма проведения-ПР (4ч.)

План:

  1. Основные принципы психологического обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями зрения.

  2. Задачи изучения особенностей психического развития детей и подростков с нарушениями зрения.

  3. Методы диагностического обследования детей и подростков с нарушениями зрения.

  4. Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании лиц с нарушениями зрения.

  5. Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Дайте определение понятий «методология, метод, методика».

    2. Раскройте основные тифлопсихологические условия проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушенным зрением.

    3. Охарактеризуйте методы тифлопсихологии и раскройте возможности и ограничения их использования для детей и подростков с нарушениями зрения.

    4. Раскройте содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушенным зрением.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу.




Название метода

Цели и задачи применения

Характеристика

Специфические особенности применения для изучения детей и подростков с нарушенным зрением

Наблюдение










Эксперимент










Метод анализа продуктов деятельности










Тестирование










Беседа










Анкетирование










Социометрия













  1. Опишите психологические требования к диагностическому материалу для изучения детей и подростков с нарушениями зрения.


Литература.

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006.

Дополнительная:

  1. Специальная психология / Под ред. Лубовского. – М., 2003.



Занятие 4.

Тема: Психологическая диагностика развития дошкольников с нарушениями зрения.
Форма проведения-ПР (4 ч.). Проводится на базе ДОУ.

План:

1.Особенности организации психологического обследования дошкольников с нарушениями зрения.

2.Методики психологического обследования дошкольников с нарушениями зрения.

3. Взаимосвязь психологической, дефектологической, логопедической и медицинской диагностики развития дошкольников с нарушениями зрения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Какова специфика тифлопсихологического обследования дошкольников?

2.Каковы подходы к адаптации и модификации диагностических методик?

3. Каковы сферы применения диагностических данных?



Задания для самостоятельной работы:

1.Повести психологическое обследование когнитивных процессов у дошкольников.

2.Разработайте рекомендации по коррекции когнитивных процессов на основе полученных диагностических данных.

3.Составтьте таблицу «Взаимосвязь психологической, дефектологической, логопедической и медицинской диагностики развития дошкольников с нарушениями зрения».




Предмет диагностики

Задачи психологической диагностики

Задачи логопедической

диагностики



Задачи дефектологической

диагностики



Познавательные процессы










Эмоциональные процессы










Волевые процессы










Личностные особенности










Коммуникативная сфера










4.Подготовьте конспекты (1,2).
Литература:

Основная:

1.Зеленина Н.Ю. Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (Сообщение 1)//Дефектологи.- 2007.-№ 5.

2. Зеленина Н.Ю. Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (Сообщение 2)//Дефектология.- 2007.-№ 6.-С.21-27.
Дополнительная:

1.Афонькина Ю.А.. Усанова И.И, Филатова О.В. Технологии комплексного сопровождения дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2011.


Занятие 5.

Тема: Психическое развитие детей с нарушениями зрения в раннем онтогенезе.

Форма проведения-ПР (4 ч.)

План:

  1. Особенности психического развития младенцев с нарушениями зрения.

  2. Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения.

  3. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями зрения.

  4. Направления психокоррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения зрения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.В чем состоит роль зрительного анализатора в развитии ребенка на ранних этапах онтогенеза?

2.Какова взаимосвязь развития зрительных, моторных, речевых процессов в онтогенезе.

3.Каковы принципы оказания ранней помощи и пути абилитации детей с нарушениями зрения.
Задания для самостоятельной работы:


  1. Составить таблицу «Онтогенез зрительных, моторных, речевых процессов.

  2. Составить глоссарий: сенсорные процессы, сенсорное развитие, перцептивные действия, психомоторное развитие, речь

  3. Подготовить доклад (1,4).

  4. Солставит памятку для родителей (3).


Литература:

Основная:

  1. Вучинич В., Эшкирович Б. Элементы языковой компетентности ку детей с нарушениями зрения//Дефектология.- 2009.-№ 2.- С. 36-39.

  2. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология).- М.: Классика стиль, 2006.

  3. Солнцева Л.И, Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.- М. 2004.

  4. Ушакова Т.Н., Белова С.С.. Громова О.Е. Раннее речевое развитие и его природные основания// Вопросы психологии.-2007.-№ 2.-С.44-56.

Дополнительная:

1. Смирнова Е. Ранний возраст - важный ответственный этап развития человека// Дошкольное воспитание.-2009.-№ 8.С.18-26.

2. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю// Дошкольное воспитание.-2008.-№ 9.-С.59-64.

Занятие 4 .

Тема: Особенности зрительного восприятия лиц с нарушениями зрением

Форма проведения-ПР (4 ч.)
План:


  1. Значение зрительного восприятия в познании ребенком окружающего мира.

  2. Особенности развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

  3. Взаимосвязь зрительного восприятия и восприятия пространства лицами с нарушениями зрения.

  4. Психологические подходы к развитию восприятия у лиц с нарушениями зрения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Раскройте понятия «зрительное восприятие».

2. Как влияет снижение слуха на развитие зрительного восприятия детей?

3. Раскройте основные этапы развития зрительного восприятия слышащих детей и детей с нарушениями зрения.

4. Каковы особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения?


  • формы и цвета предмета;

  • изображений;

  • письменной речи.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите термины, составьте глоссарий по теме: ощущение, восприятие, восприятие преднамеренное, восприятие речи, константность, осмысленность, предметность, целостность, структурность восприятия.

  2. Составьте картотеку психологических игр, направленных на развитие и коррекцию разных свойств зрительного восприятия.

Требования к оформлению картотеки:

  • Формат А6.

  • Плотный картон или ламинирование карточек.

  • На лицевой стороне обозначается: название игры, источник ее публикации (по правилам оформления литературы), автор (если игра авторская).

  • На обратной стороне указывается: цель игры, оборудование, описание, контингент детей.

3.Подготовьте доклад (1,4).
Литература:

Основная:

  1. Васильева Н.Н, Рычкова С.И., Рожкова Г.И. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва// Дефектология.- 2010.- № 6.- С.39-48.

  2. Каплан, А. И. Причины детской слепоты/Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М. – 2005.

  3. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006.

  4. Рожкова Л.А. Особенности функциональной организации коры больших полушарий у детей младшего школьного возраста с различной успешностью опознания зрительных образов// Дефектология.- 2010.- № 5.- С.31-42.

  5. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология).- М.: Классика стиль, 2006.


Дополнительная:

1. Дорофеева, Т. А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения //Дефектология – 2002. - №1.


Занятие 5 .



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал