В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части



Скачать 31.65 Kb.
Дата27.04.2016
Размер31.65 Kb.
Арт-терапевты констатируют, что в процессе арт-терапии депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивостей.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части

—   невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

—   вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы ербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

-   как это воздействует на человека или группу [7].

Одно из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах.

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

На последующих этапах арт-терапевтического процесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение [2].

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.



Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушений поведения

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи

- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)

- неврозы [4].

Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, поставили Экслайн перед необходимостью сформулировать ряд требований; Итак, психолог должен:

1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

2. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.

3. Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя.

5. Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.

В 1960-е годы усилиями Л. Герни и Б. Герни как особое направление сформировалась игровая терапия детско-родительских отношений (ДРО), которая была ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление объединяет две важные стратегии:

1) игровую терапию с детьми и 2) обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Терапевт ДРО обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведению игровых сессий, осуществляя при этом супервизорскую поддержку и помогая использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия ДРО используется в работе с детьми в возрасте от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

Принципиальными основаниями для терапии ДРО является признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтических отношениях с ним, признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии ДРО "рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из-за недостатка знаний и умений" [153].

Таким образом, игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями.



Арттерапия

Автор: Разумова Е.Ю.

Пояснительная записка

Цель курса: формирование и развитие научных  психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.    

Задачами курса «Арттерапия» является: 


  • Знакомство с теориями арттерапии; 

  • Изучение основных методов арттерапии;

  • Знакомство с основными понятиями арттерапии; 

  • Изучение арттерапевтических направлений; 

  • Знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в арттерапии; 

  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в арттерапии; 

  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в арттерапии; 

  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в арттерапии; 

  • Формирование умения органично вплетать арттерапевтические приемы  в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы. 

Содержание  курса логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование». 

Студент должен знать: основные теории арттерапии; основные принципы арттерапии; базовые понятия арттерапии; факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии, основные арттерапевтические направления, пути терапевтической работы в арттерапии; принципы подбора арттерапевтических техник для работы с клиентами;  

Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в арттеревтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя арттерапевтические методики, адекватные клиентскому запросу; использовать техники из различных арттерапевтических направлений (музыкотерапии, библиотерапии, куклотерапии и т.д.) для достижения поставленной в терапии цели. 

Содержание курса

Тема 1. История развития арттерапии

Психологические механизмы и теории арттерапии. История развития арттерапии (первобытное искусство, возникновение интереса к детскому творчеству (К.Риччи, З.Фрейд, М.Кляйн, М.Наумбург, М.Ловенфельд), возникновение интереса к творчеству душевнобольных (Ч.Ломброзо, А.Тардье, И.Симно, Г.Принцхорн, Ж.Бобон)). Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы (М.Наубург, С.Хилл, Г.Рид, Э.Крамер). История развития арттерапии в России. 

Теории арттерапии. Психоаналитическая арттерапия (М.Наубург, 1966) как приложение к более традиционным терапевтическим направлениям. Основные положения психоаналитической арттерапии. Гуманистическая арттерапия (Дж.Райн). Основные положения гуманистической арттерапии. 

Арттерапевтическая теория Э.Крамер, где искусство терапевтично само по себе и основной целью является стимуляция творческого потенциала. 

Психологические механизмы арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.  

Тема 2. Основные направления и виды арттерапии

Виды арттерапии. Работа с рисунком и цветом (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Работа с глиной и пластилином (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Музыкотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Библиотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения). Драматерапия (базовые принципы, особенности, виды, особенности применения). Куклотерапия (базовые принципы, особенности, виды - марионетки, пальчиковые куклы, особенности применения). Современные направления арттерапии (этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами  и др.)  



Тема 3. Диагностические возможности арттерапии

Границы метода арттерапевтической диагностики. Диагностические возможности рисунка («портрет», «метафорический автопортрет: я растение, посуда, оружие, подарок», «триптих – такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть». Особенности выбора художественных материалов (карандаши, гуашь, акварель, пастель, уголь и т.д.). 

Диагностика эндогенных расстройств с помощью рисуночных техник. Особенности рисунков детей, больных шизофренией (по С.А.Болдыревой). Диагностика эмоционального состояния по цвету. 

Диагностический потенциал и возможности арттерапевтических техник: работа с «мандалами», «коллажами», масками, гримом; анализ музыкальных предпочтений, сочинение музыки; сочинение стихов, рассказов, сказок; изготовление кукол, марионеток, пальчиковых кукол; работа со скульптурой и пластилином и др. 



Тема 4. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии при работе с рисунком (фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи). Факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии, куклотерапии, драматерапии, библиотерапии. 

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арттерапии

Специфические возможности арттерапии: ресурсность, метафоричность, триадность.

Психотерапевтическая работы с рисунком, глиной, пластилином,  музыкой, стихами, рассказами, масками, гримом в индивидуальной и групповой работе. Психотерапевтическое создание мандал (К.Юнг). 

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии. 

Показания и противопоказания для арттерапевтических техник. 

Тема 5. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме

Диагностические  и психотерапевтические возможности работы с рисунками в индивидуальной и групповой работе. Специфика применения рисунка в терапии с детьми и со взрослыми. Показания к работе с рисуночными техниками. Рисунки на заданную и свободную тему. Психотерапевтическая работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. Рисунки на тему: «мой страх», «моя тайна», «я несчастный, я счастливый», «моя болезнь», рисование снов, фантазий, страхов; «мое прошлое, настоящее, будущее», диалог рисунками «я хочу тебе сказать, я боюсь, я не хочу, чтобы ты знал» и т.д.  Установления контакта с терапевтом через рисунок. Осознавание собственных неадаптивных установок, поведенческих паттернов через  рисунок.  Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций с помощью рисунков.

Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, установлением контакта с участниками группы, проработкой конфликтных ситуаций в группе, работа с групповыми ролями,  обратной связью от участников группы, групповой интеграцией. 

Тема 6. Работа с глиной и пластилином в арттерапии

Пластические материалы: их свойства, плюсы и минусы, и их применение в психотерапии (Д.Хенли). Глина как природный материал: ее особенности, специфика и технология работы; глина – как универсальное психотерапевтическое средство для работы с людьми, имеющими различную проблематику. Работа с глиной и пластилином  в психотерапии: работа со страхами, агрессией, психосоматикой, кризисными состояниями. 

Специфика работы с пластилином в психотерапии. Показания к применению. Групповое и индивидуальное использование лепки. 

Пластилин и глина как средства творческой экспрессии и психотерапевтические «инструменты» самотерапии (Н.Матвеева, Г.Лэндрет, В.Окленедр, А.А.Осипова). 

Портретный метод в психотерапии (Г.Назлояна). Комплексные методы лечения душевнобольных (работа над скульптурным портретом пациента, лепка по лицу). 

Тема 7. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным

Возможности безболезненного доступа к глубинному бессознательному клиента с помощью различных техник арттерапии (рисунки, музыка, работа с гримом, работа с углем, рисование пальцами и т.д.).

Работа с детскими травмами в арттерапии (травмы развития, насилие и пр.) Техники «ведомого рисования»: рисование проформ, работа с цветом, рисование двумя руками, рисование пальцами (finger paints). Получение доступа к бессознательному через техники ведомого рисования. 

Техники психоаналитической арттерапии для выявления и осознавания вытесненного аффекта: «каракули» Д.Винникотта, «монотипии», ассоциативный рисунок. 

Техники работы со снами, фантазиями, символами. 

Техника работы с мандалами (циркулярными изображеними, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией) в арттерапии (Дж.Келлогг). Символика, архетип мандалы (К.Юнг).  Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Создание манадал в качестве психотерапевтического приема. Мандала в качестве проективного средства. Значение цвета и формы в изображении мандалы. 



Тема 8. Работа с масками и гримом в арттерапии

Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг). Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией. 

Техники и приемы создания терапевтической маски.  Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян). 

Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом. 



Тема 9. Музыкотерапия

Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов).  Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки  на ЦНС.  Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии. 

Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.  

«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки.  Сочинение оперы, работа с фольклором.

«Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия). Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе. 

Тема 10. Библиотерапия

Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис).  Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок,  стихов, рассказов, историй. 

Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.) 

Тема 11. Драматерапия

Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. История, основные принципы и техники драматерапии.  Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии. 

Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной). 

Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.). 



Тема 12. Куклотерапия 

История, основные принципы и техники куклотерапии. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы). Сочетание  куклотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией.  Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля с куклами. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия). Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми.
Каталог: download -> version -> 1360511400 -> module -> 7301032594 -> name
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница