Валеология



Скачать 117.5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер117.5 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы


ВАЛЕОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины


для специальностей ЮП, СС(ГД), СС(СУ), ДК, ДЗ, ИТ

очной формы обучения

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК 28.903

Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ и предназначена студентам очной формы обучения специальностей 070601.65 «Дизайн (специализации «дизайн среды», «дизайн костюма»), 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм (специализации «гостиничное дело», «имиджмейкерские услуги»»), 030500.65 «Юриспруденция», 230201.65 «Информационные системы и технологии».


Составители: доценты кафедры ФОСР Борщенко С.А., Матвеева Л.В.

Утверждена на заседании кафедры ФОСР от 05.06.2014 г., протокол № 10, редакция 2014 г.

© Издательство ВГУЭС

2014
ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Валеология» предназначена для ознакомления студентов с основными закономерностями формирования, сохранения и развития индивидуального здоровья. Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, о чем, к сожалению, многие вспоминают только тогда, когда его теряют.

В настоящее время актуальность приобретает здоровый образ жизни. К числу наиболее значимых проблем относят состояние здоровья населения. Здоровье – это не только социально-демографический, экономический и политический фактор, но и фактор национальной безопасности.

Актуальность проблемы здоровья продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Ведущий фактор здоровья – это образ жизни человека, формирующийся с детства – в быту, в процессе учебы и отдыха, а также в определенных природно-климатических условиях. Каждый человек способен существенно влиять на среду, в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения.

В курсе «Валеология» раскрываются психофизиологические основы здорового образа жизни, рассматриваются социально-биологические аспекты профилактики заболеваний, отмечаются факторы среды, формирующие здоровье, содержатся сведения о влиянии факторов среды, разрушающих здоровье. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последние годы прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Анализ показателей общей заболеваемости молодёжи по данным Минздрава России свидетельствует, что неблагоприятные тенденции основных видов патологии у подростков более выражены, чем у взрослых. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств. Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счёт системы методов восстановительной медицины. Под понятием «здоровье здоровым» понимается здоровье тех 5–7% от общей численности населения, как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70–75% людей, которые имеют 1–2 хронических заболеваний в стадии устойчивой ремиссии.

Особенностью изучаемой дисциплины является то, что она рассчитана на формирование у молодого поколения нового мышления, в котором самой большой жизненной ценностью являются здоровье и активное долголетие. По данным Всемирной организации здравоохранения, «вклад» образа жизни в состояние здоровья достигает 60–70%, а успехи медицины составляют около 7%. Валеология помогает решать проблемы здоровья на индивидуальном уровне, обращает внимание на факторы, оказывающие вредные действия на здоровье. Знания и навыки успешного освоения здоровьесохраняющих технологий, для сохранения и укрепления своего здоровья, приобретаемые студентами в результате освоения дисциплины, необходимы для всех специалистов. Только здоровое население может способствовать экономическому благополучию страны.

Учебная программа дисциплины учитывает следующие основополагающие законодательные, инструктивные и программные документы, определяющие основную направленность занятий по валеологии в высшей школе:

Государственная программа «О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности» (постановление Правительства РФ№ 158 от 28.02.94 г.);

Приказ M3MTIРФ № 364 от 22.12.95 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 31.12.2005 г. ;

Приказ Минздрава России от 31.01.2014 N 50 "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1762 "Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения":

Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1762 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения"

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является подготовка будущих специалистов к формированию концепции здорового образа жизни, практики сохранения и укрепления здоровья.

Задачи дисциплины:


  • изучение причин и факторов, определяющих здоровье человека;

  • овладение научными основами охраны и укрепления личного и общественного здоровья;

  • гигиеническое воспитание и формирование профессиональных навыков, помогающих в дальнейшей трудовой деятельности;

  • приобретение умений и опыта оказания помощи населению.



1.2. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

  • знание механизмов оздоравливающего действия, двигательной активности и закаливания;

  • умение определять факторы, формирующие индивидуальное здоровье человека;

  • знание признаков психического здоровья и пути его развития;

  • освоение механизмов успешной социальной адаптации человека;

  • осуществление самоконтроля за состоянием организма и использование средств физической культуры для оптимизации собственной работоспособности;

  • способность применять способы профилактики стресса в жизни и спорте;

  • умение выполнять упражнения по улучшению зрения и осанки;

  • умение составлять индивидуально валеологический портрет человека;

  • готовность применять полученные знания и умения для повышения и поддержания физической и умственной работоспособности, духовного развития личности во время обучения в ВУЗе и в дальнейшей жизни.

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения
Учебный процесс по дисциплине «Валеология» складывается из лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В самостоятельную работу студентов входит изучение рекомендованной литературы и реферирование литературных источников.

Дисциплина «Валеология» изучается студентами очной формы обучения: СС - в 4 семестре; ЮП – в 9 семестре; ДЗ – в 10 семестре; ИТ- в 5 семестре. Для студентов очной формы обучения количество аудиторных часов – 51, из них лекционных – 34. На самостоятельную работу отводится: СС - 51 час; ЮП – 100 час; ДЗ – 85 час, ИТ- 82 час. Для качественного обучения студентов по валеологии используются разнообразные формы: лекции – презентации; практические занятия – занятия в интерактивной форме, побуждающие студентов к активной деятельности. При обучении используются методы словесного воздействия: рассказы, показ, объяснения, разбор, замечания, словесная оценка, убеждение.



1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине
В ходе изучения дисциплины предусматриваются виды контроля знаний: текущий, промежуточный, итоговый. Текущая аттестация складывается из оценки знаний по итогам практических занятий. Промежуточная аттестация происходит в соответствии с Положением о рейтинговой системе и предусматривает выполнение контрольных работ и рефератов. Итоговая аттестация проходит в форме зачета. Условием допуска к зачету является успешное прохождение текущей и промежуточной аттестации.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Предмет валеологии и ее место в системе знаний о человеке. Валеология как интегральная наука: связи с анатомией, физиологией, психологией, социологией. Основные аспекты валеологии: медицинский, гигиенический, психологический, культурологический, социальный, экологический, духовный. Основные проблемы валеологии. Исторические этапы развития валеологии. Ученые – валеологи. Основные разделы валеологии: валеотерапия, валеопрактика, валеометрия.

Тема 2. Здоровье как философская категория. Определения понятия «здоровье». Здоровье как высшая ценность. Соотношение понятий «здоровье», «норма», «болезнь». Классификация соотношений организма. Физическое, соматическое, психическое, социальное, духовное здоровье.

Тема 3. Показатели и признаки здоровья. Факторы, детерминирующие здоровье: образ жизни, внешняя среда, гигиенический потенциал, медпомощь. Кодекс здоровья: перечень правил, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Тема 4. Индивидуальное здоровье и его компоненты. Биологические, психологические, социальные и духовные принципы здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье: деструктивное поведение личности.

Тема 5. Факторы, формирующие здоровье. Рациональное питание и здоровье. Понятие обмена веществ и энергии. Общая характеристика пищеварения. Понятие и принципы рационального питания: полноценность рациона, энергетический баланс, режим питания.

Тема 6. Основные компоненты пищевого рациона здорового человека. Различные диетические направления и теории питания (адекватное питание, голодание, вегетарианство, раздельное питание. Качественный и количественный состав пищи. Продукты ГМО.

Тема 7. Двигательная активность как путь к здоровью. Роль движения в жизнедеятельности человека. Организм в условиях гиподинамии. Взаимосвязь резервов адаптации организма к мышечной деятельности и резервов здоровья человека. Система функциональных резервов адаптации.

Тема 8. Психическое здоровье человека. Психический микроклимат. Стрессология, купирования дисстрессов.

Тема 9. Валеометрия. Тестирование уровня здоровья, его качества уровня резервов. Индексы здоровья.

Тема 10. Валеопрактика. Принципы разработки индивидуальных программ сохранения здоровья. Стратегия и тактика здоровья.

Тема 11. Валеопрактика. Обзор традиционных оздоровительных систем. Активизация адаптационных механизмов с помощью оздоровительных систем. Сексуальная гармония.

Тема 12. Экологическая валеология. Функции окружающей среды. Состояние экологии в России и Приморье. Индивидуальная экологическая безопасность.

Тема 13. Традиционные системы оздоровления, использующие факторы питания: Аюраведа и др.; основанные на факторах сознания и движения Цигун, У–шу и др.

Тема 14. Методы оздоровления, направленные на активизацию внутренних резервов человека: фитотерапия, гомеопатия, массаж, мануальная терапия.

Тема 15. Системы детоксикации организма. Природные вещества Дальневосточной фауны и флоры, используемые в системе оздоровления БАДы.

Тема 16. Валеология туризма, гостиничного сервиса, курортов. Валеология и рекреация. Перспективы развития.

Тема 17. Креативная валеология и софотерапия. Космическая валеология. Астробиоритмология и здоровье. Валеология в образовательном пространстве. Популизация здорового образа жизни.

2.2. Перечень тем практических занятий



Тема 1. Определение количества, качества и резервов здоровья. Прямые и непрямые методики. Индекс здоровья. Отработка практических навыков.

Тема 2. Знакомство с различными релаксационными техниками (антистрессовая релаксация ВОЗ, прогрессивная мышечная релаксация по Ж.Джекобсону и д.р.). Отработка практических навыков.

Тема 3.Традиционные оздоровительные системы, основанные на факторах сознания и движения: Цигун, У-Шу, и д.р. Отработка практических навыков.

Тема 4. Биоритмологическая система профилактики заболеваний.

Тема 5. Проведение профмероприятий с учетом биоритмов.

Тема 6. Музыко-профилактика и музыко-терапия.

Тема 7. Совместимость партнеров, способы оздоровления семейных отношений. Проблемы зачатия и родов, способы их оздоровления.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций:

  • индивидуальное обучение;

  • презентация;

  • методы словесного воздействия;

  • обучение на основе опыта;

  • объяснительно-иллюстративное изложение:

  • обратная связь;

  • опережающая самостоятельная работа.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка рефератов, докладов и сообщений, выполнение домашних заданий, проведение групповых интерактивных занятий.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор) и контрольные работы по предложенным темам (на выбор). Контрольные работы и рефераты сдаются на проверку преподавателю, а затем происходит их защита.


Тематика рефератов:

1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

2. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.

3. Здоровый образ жизни. Система закаливания – важное условие для воспитания здорового ребенка.

4. Стиль жизни – социально–психологическая категория.

5. Уклад жизни. Мировые исследования в области кардиологии. Отечественная медицина в эпоху рынка.

6. Питание человека. Основы потребления пищи.

7. Современное питание в детском возрасте.

8. Социально–экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.

9. Рациональное питание как один из критериев здорового образа жизни человека.

10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.

11. Питание и здоровье.

12. Рациональное питание – как способ сохранения здоровья.

13. Вегетарианство.

14. Здоровье интимные отношения и способы их построения.

15. Наркомания как социальное зло.

16. Курение – как социальное зло в наше время.

17. Жить без алкоголя!

18. Алкоголь – волна, грозящая захлестнуть весь мир.

19. Алкоголизм. Пагубное воздействие на организм.

20. Нездоровый образ жизни – алкоголизация.

21. Проблемы женского алкоголизма.

22. Вред аборта как социальная проблема.

23. Вредные привычки – угроза здоровью.

24. Социально–психологическая категория. Вредные привычки.

25. О вреде курения.

26. Алкоголизм – болезнь или привычка.

27. Женщина с рюмкой. Женщина ли?

28. Стиль жизни. Курить ли?

29. Табак – враг здоровья.

30. Синтетические наркотические средства: героин и кокаин.

31. Вред наркотических веществ. Молодежь, наркотики – что дальше?

32. Наркотики. «Святая» роль коммунистической наркомафии.

33. Как бросить курить?

34. Курение. Влияние табака на организм.

35. Вред алкоголизма.

36. Вредные привычки. Стиль жизни.

37. Основные виды наркотических средств и особенности их применения молодежью.

38. Курить и быть здоровым. Фитнес-тренинг.

39. Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни.

40. Как избежать беременности.

41. Оральная контрацепция – как профилактика здоровья.

42. Женщина становится матерью.

43. Что необходимо знать мне, тебе и ей о венерических заболеваниях.

44. Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни.

45. СПИД – социальная болезнь XX века.

46. О системе закаливания П.К. Иванова.

47. Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей в возрасте от 0 до 12 лет.

48. Влияние физических упражнений на здоровье человека.

49. Ваши волосы и ваше здоровье.

50. Улучшение зрения по системе Брэгга.

51. Воздух, вода, движение – универсальные средства закаливания организма, как основа здорового образа жизни.

52. Таинственная функция – восстановление собственного равновесия.

53. Победа над старением. Продление человеческой жизни.

54. «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма.

55. Ритмическая гимнастика – одно из средств здорового образа жизни.

56. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника.

57. Психофизиологическое удовлетворение в семье.

58. Здоровые интимные отношения. Способы их построения.

59. Курение, потомство и мы.

60. Влияние стресса на здоровье человека.

61. Психология интимных отношений. Медико-социальные аспекты.

62. Рак против женщины, а что против рака?

63. Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.

64. Факторы, влияющие на здоровье человека.

65. Здоровый и нездоровый образ жизни (на примере 2-х семей).

66. Здоровье горожанина (на примере).

67. Болезни цивилизации Сердечно-сосудистые заболевания.

68. Атеросклероз артерий – наступление на здоровье.

69. Факторы развития болезней сердечно-сосудистой системы как образ жизни современника.

70. Женщина и климакс.

4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

1. Валеология как наука: предмет, цели, задачи, методы исследования.

2. Место валеологии в системе человекознания. Разделы валеологии. Ученые – валеологи.

3. Понятие «здоровье»: подходы к определению, составляющие компоненты здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека.

4. Взаимоотношения здоровья и болезни. Популяционное и индивидуальное здоровье. Понятие «норма». Потенциал здоровья.

5. Здоровый образ жизни: понятие, элементы, условия соблюдения. Связь образа жизни с конституцией человека. Потенциал здоровья.

6. Этапы планирования семьи («оптимальных» детей). Сохранение здоровья человека до рождения (во внутриутробном развитии)

7. Сохранение и развитие здоровья в онтогенезе (в процессе развития человека). Здоровье как социальная ценность.

8. Валеологический портрет индивидуума, его составление. Типы конституции человека.

9. Влияние экологических факторов на здоровье человека в условиях современного города.

10. Кодекс здоровья: составляющие компоненты.

11. Система закаливания как фактор формирования здоровья. Виды закаливания, механизмы закаливания, его базовые принципы.

12. Принципы рационального питания. Основные компоненты пищевого рациона здорового человека. Теории питания.

13. Двигательная активность и здоровье. Организм в условиях гиподинамии. Понятие активного и пассивного отдыха.

14. «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма.

15. Способы сохранения и улучшения зрения.

16. Характеристика оздоровительных систем упражнений (аэробика, шейпинг, система Купера и другие).

17. Адаптация организма; структурные (морфологические) и функциональные резервы.

18. Психический компонент здоровья. Признаки психического здоровья человека.

19. Стресс и здоровье человека. Общий адаптационный синдром: современные представления. Пути профилактики стресса в современных условиях.

20. Психологическая валеология. Характеристика психотипов человека. Ментальный тренинг (аутотренинг).

21. Психологические аспекты брака и семенных отношений. Психофизиологическая удовлетворенность и комфорт в семье.

22. Профилактика нежеланной беременности.

23. Межличностные отношения: механизмы восприятия и понимания друг друга.

24. Стиль и уклад жизни студентов ВГУЭС в XXI веке.

25. Пути и способы отказа от курения.

26. Алкоголь и здоровье: сознательный взгляд.

27. Способы профилактики венерических заболеваний.

28. Само разрушающее поведение: причины и следствия. Факторы, разрушающие здоровье человека.

29. Каков основной метод валеологии?

30. Что представляет социальный заказ валеологии?

31. Каковы отличия медицины и валеологии?

32. В рамках каких наук укладываются задачи валеологии?

33. Отношение человека в системе валеологии?

34. Кто является основателем валеологии как науки?

35. Что такое «третье» состояние?

36. Каковы основные средства валеологии?

37. Каковы основные методы оздоровления?

38. Каковы основные традиционные методы оздоровления?

39. Какие причины, ведут к развитию «третьего» состояния?

40. Каковы факторы нездорового образа жизни?

41. Каковы методы увеличения количества здоровья?

42. Влияет ли образ жизни на качество здоровья?


4.3. Методические рекомендации по организации СРС

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа студента (ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР по дисциплине «Валеология» включает в себя следующие виды работ:



  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

  • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях и олимпиадах;

  • анализ научных публикаций по заранее определенной теме.

Задания для самостоятельной работы со студентами разрабатываются по каждой теме и распределяются на лекциях, практических занятиях и консультациях.

4.4. Рекомендации по работе с литературой

Учебное пособие Чумакова Б.Н. Валеология: учеб. пособ. / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008 г. включает 16 лекций, в которых отражены многочисленные теоретические и практические нетрадиционные факторы, влияющие на состояние здоровья человека, так же содержатся материалы, обеспечивающие систематизацию и углубление знаний студентов по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, психогигиене. Кроме того, в пособии рассмотрены вопросы интимных отношений, культуры общения в быту, учѐбе и труде.

Учебник Вайнера Э.Н. Валеология: учебник для вузов /Э.Н.Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. разработан для различных специальностей вузов в соответствии с Государственным образовательным стандартом и ориентирован на блок общекультурных дисциплин. Основной задачей учебника является воспитание у студентов культуры здоровья и их подготовка как будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в здоровье-сберегающем режиме. Большое внимание обращено на валеологические вопросы возрастного развития и образовательной деятельности.

В учебном пособии Назаровой Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. освещены вопросы охраны и укрепления здоровья населения, представлена методика изучения влияния экологии на человека, рассмотрены теоретические и практические основы профилактики заболеваний, изложены сведения о факторах среды, формирующих и разрушающих здоровье, описаны средства и методы его укрепления.

Пособие Прохоровой Э.М. Валеология: учеб. пособие для студ. вузов / Э.М.Прохорова; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. – М.: ИНФРА, 2010 г. соответствует требованиям современного образовательного стандарта. В нем научно обоснована проблема формирования здоровья каждого человека и населения в целом, содержатся сведения об основах здорового образа жизни, способствующего удовлетворению жизненно важных биологических потребностей организма, поддержанию постоянства его внутренней среды, определяющей психическое и физическое здоровье человека. Содержание предлагаемого курса включает в себя понятия и термины, а также необходимый минимум знаний наук, питающих валеологию, и отвечает на контрольные вопросы программы практически в полной мере.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература


Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. /Э.Н.Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 416 с.

Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

Прохорова Э.М. Валеология: учеб. пособие для студ. Вузов. / Э.М.Прохорова; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. – М.: ИНФРА, 2010. – 255 с

Чумаков Б.П. Валеология: учеб. пособие. – 2–е изд. испр. и доп. / Б.П. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 407 с.


5.2. Дополнительная литература
Апанасенко Г.Л. Валеология: состояние и перспективы развития / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова – СПб.: Вестник Балтийской академии. – 2003. – Вып. 16. – C.17-24.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. / И.А. Аршавский. – M.: Наука, 2005. – 270 с.

Козин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. / Э.М. Козин, М.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 188 с.

Масиускене О.В. Валеология / О.В. Масиускене, Ж.Г.Муравянникова. – М.: Феникс, 2011. – 234 с.




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. Плакаты, учебные пособия, программа, книги, журналы.

  2. Видеофильмы о здоровом образе жизни, различных приемах оздоровления.

  3. Реквизит для игр, медитаций, упражнений (коврики, спортивная форма).

  4. Компьютерные классы.

7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ


APUD –система – Amine Precursors Uptake and Deearboxylating sys-tem.

АД – артериальное давление. Адаптация – приспособление живого организма к постоянно из-меняющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюции.

АДГ – антидиуретический гормон.

АДФ – аденозиндифосфорная кислота.

Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.

АКТГ – адреиокортикотропный гормон.

Алкоголизм – болезненное пристрастие к спиртным напиткам, возникающее в результате нерешѐнных жизненных проблем, остановки личностного роста и стремления компенсировать недостаток положительных эмоций искусственным способом.

Антикоагулянты – вещества, снижающие свертывание крови.

Атрофия – процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров тканей и органов, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями в них. Различают возрастную, физиологическую атрофию и патологическую атрофию тканей, в основе которой лежит чаще всего нарушение питания и иннервации этих тканей.

АТФ – аденозинтрифосфорная кислота.

Аутогенная тренировка – метод психической саморегуляции организма, разработанный немецким врачом И. Шульцем на основе практики индийских йогов, на базе самовнушения в различных частях тела ощущения тепла и тяжести. Применяется для психического и физического оздоровления организма. Аэробные упражнения – вид физической нагрузки, при котором организму требуется наличие кислорода в течение продолжительного времени.

БАВ – биологически активные вещества.

Бактериолиз – способность различать физических, химических и биологических агентов, убивать бактерии. Бессознательное – открытая 3. Фрейдом часть психической жизни, неосознаваемая человеком, но влияющая на его чувства и поступки.

Биологический возраст – интегральный показатель уровня здоровья, определяемый на основе комплекса физиологических и психических параметров. Позволяет оценить степень «износа» («сохранности») регуляторных и физиологических систем организма.

Болезнь – 1) жизнь, стесненная в своих проявлениях. Состояние дезадаптации, ограничения или утраты физических, эмоциональных, социальных и духовных компонентов здоровья; 2) нарушение гомеостатического равновесия организма человека со средой в результате неправильного образа жизни. Валеологический портрет – комплексная характеристика индивидуума, включающая физические, психические, социальные и духовные параметры его здоровья и образа жизни.

Валеология – 1) наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и развития здоровья; 2) наука о личностном росте человека и самореализации его природных потенций на основе хорошего здоровья и моральных принципов.

ВВП – вторичный вызнанный потенциал.

ВИП – вазоактивный интестинальный пептид.

Влагалище – женский половой орган. ВНС – вегетативная нервная система.

ВП – вызванный потенциал.

ВПСП – возбуждающий постсинаптический потенциал.

Вытеснение – перевод негативного психического опыта из сознания в бессознательное. Вытесненное содержание оказывает тормозящее влияние на личностный рост.

ГАМК – гамма-аминомасляная кислота.

Гастрит – заболевание желудочно-кишечного тракта в результате нервного перенапряжения и нарушения кислотно-щелочного баланса от неправильного питания.

ГДФ – гуанозин дифосфат.

Гипотензивные препараты – лекарственные вещества, понижающие кровяное давление.

Гирудология – раздел зоологии, изучающий анатомию, физиологию и ареалы распространений пиявок. Гирудотерапия – наука о лечении заболеваний человека с помощью медицинских пиявок. Гирудофармакотерапия – наука о лечении различных заболеваний человека препаратами, приготовленными на основе биологически активных веществ, выделенных из медицинской пиявки. Гистамин – биологически активное вещество, принимающее участие в аллергических и воспалительных реакциях, в организме человека в незначительных количествах поступает с пищей, частично синтезируется в кишечнике.

Голодание – лечебно-профилактическая процедура, применяемая для восстановления гомеостатического равновесия организма со средой. В христианской традиции известно под словом «пост».

Гомеосгаз (гомеокинез) – динамическое постоянство внутренней среды организма, позволяющее сохранять стабильность системы в ходе жизнедеятельности.

Группа риска – группа людей, находящихся под воздействием факторов, угрожающих их здоровью или жизни. ГЭБ – гематоэнцефалический барьер.

Движение – наряду с пространством и временем один из основных способов существования материи. Может осуществляться в материальных и психологических формах. В валеологии является системообразующим понятием. Психологическое и физическое движение – основа валеологии.

Диетология – раздел валеологии, раскрывающий принципы рационального питания.

Дистресс – тяжелый, деструктивный стресс, ведущий к дезадаптации, срыву регуляторных механизмов, развитию заболеваний и, возможно, гибели организма.

ДК – дыхательный коэффициент.

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота.

ДО – дыхательный объем.

Донозологическое состояние – состояние, при котором здоровье обеспечивается путем напряжения адаптационных механизмов и систем регуляции гомеостаза.

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – специальный индекс, указывающий рабочий объём лёгких. Чем он выше, тем больше физическая выносливость человека. У здоровых людей ЖЕЛ составляет 3.000 – 3.500 куб. см, у легкоатлетов – 4.500, у пловцов – 5.000 – 6.000.

Закаливание – 1) воздействие на кожу в целях укрепления физического здоровья с помощью низких и высоких температур воды и воздуха, а также различных видов массажа; 2) комплекс мероприятий, позволяющих повышать устойчивость организма к повреждающим факторам среды путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Здоровый образ жизни – модели и способы поведения человека, позволяющие сохранять, укреплять и развивать индивидуальное здоровье.

Здоровье – 1) состояние физического и психического комфорта человека, достигаемое в результате следования валеологическим принципам жизни. Является важнейшим условием осуществления личностного роста; 2) состояние полного физического, психического, социального, духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ); состояние устойчивой адаптации организма к условиям среды обитания при стабильном функционировании всех физиологических систем, возможности роста и раз-вития при максимальной продолжительности жизни.

Идентификация – бессознательный процесс отождествления со значимыми другими. Чаще всего наблюдается во взаимоотношениях родителей и детей.

Иммунитет – совокупность защитных механизмов (клеточных и гуморальных), оберегающих организм от инфекционных заболеваний и прочих вредоносных факторов.

Ингибиторы – веществ, тормозящие скорость или полностью угнетающие химические, физико–химические или биологические реакции.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – исчисляется на основе продолжительности жизни, реального душевого валового внутреннего продукта, уровня образования населения.

Интроекция – механизм психологической защиты, при котором человек руководствуется в своей жизни, главным образом, приказами и правилами внешних авторитетов, а не своими собственными.

Ифильтрат – скопление клеточных элементов и жидкости в тканях и органах. Чаще всего инфильтрат имеет воспалительную природу.



Инцест – сексуальные связи между ближайшими родственниками, ведущие к кровосмешению и, в конечном счѐте, к вырождению семьи.

Капилляры – самые тонкостенные сосуды с наименьшим диаметром, по которым движется кровь и лимфа. Диаметр самого маленького капилляра чуть больше диаметра эритроцита.

Кислотно-щелочной баланс – главное условие существования внутренней среды организма. Основным поставщиком кислот в организм являются мясо-молочные продукты и дрожжевой хлеб. Щѐлочи – фрукты и овощи.

Кодекс здоровья – свод правил поведения, позволяющих сохранять и развивать индивидуальное здоровье. Включает рефлексию, полноценную двигательную активность, оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание и др.

Комплекс – совокупность жизненных представлений человека, оказывающих влияние на его поведение в реальной жизни. Образуется в детстве в результате неправильного воспитания или тяжелых болезней. Различают комплексы неполноценности, кастрации, сверхценных идей и др.

Конституция человека – естественный потенциал организма, продукт взаимодействия наследственности человека (генетического потенциала) и среды обитания, проявляющийся на физическом, биоритмологическом, психическом уровнях организации.

Контрацепция – совокупность методов, позволяющих избежать нежеланного зачатия и беременности. Либидо – инстинктивное половое влечение, возникающее под влиянием восприятия лица противоположного пола или эротических фантазий.

Личностный рост – процесс психического развития человека, основанный на актуализации заложенных в нѐм природных способностей и дарований, достижения независимости, самостоятельности в суждениях и в действиях.

Личность – человек, достигший высокого уровня нравственного и интеллектуального развития, вносящий своей деятельностью вклад в развитие общества и других людей.

Массаж – воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах и суставах.

Медитация – состояние глубокого погружения в объект в процессе его восприятия на основе сосредоточенного внимания. Обладает возможностью проникать в бессознательные сферы психики. Имеет выраженный оздоровительный эффект.

Микроциркуляция – процесс направленного движения различных жидкостей организма на уровне тканевых микросистем, ориентированных вокруг кровеносных и лимфатических микрососудов капилляров. Микроциркуляция тесно связана с микрогемодинамикой, особенно с обменом веществ и кислорода в тканях. Часто под микроциркуляцией подразумевают микрогемоциркуляцию, то есть направленное движение крови по капиллярам.

Нарциссизм – невротическое отклонение в личностном росте, характеризующееся самолюбованием, отсутствием критического взгляда на свои мысли и действия.

Невроз – болезненное состояние человека, характеризуемое нарушениями сначала в психической, а затем и в соматической сфере человека в результате неправильного воспитания и отклонения от валеологических принципов жизни.

Некроз – омертвение, отмирание части ткани или органа живого организма, сопровождающееся необратимым прекращением их жизнедеятельности.

Обжорство – неукротимая тяга к еде в результате заболевания неврозом.

Обмен веществ (метаболизм) – совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в организме.

Образ жизни – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами окружающего мира, способ переживания различных жизненных ситуаций. Включает в себя физический, психический, социальный и духовный компоненты.

Общий адаптационный синдром – совокупность неспецифических (универсальных) адаптационных реакций организма на действующие раздражители внешней и внутренней среды.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента зачатия до смерти.

Оргазм – высший момент сексуальных переживаний, возникающих в момент эякуляции.

Организм – самостоятельная, открытая, саморегулирующаяся система, непрерывно взаимодействующая с окружающим миром и обменивающаяся с ним веществом, энергией и информацией.

Предболезнь – статус перенапряжения, функциональных сбоев адаптационных систем, ведущий организм к развитию дезадаптации.

Психоанализ – метод исследования психической жизни человека. Метод лечения нервов, основанный на осознании бессознательного психического содержания.

Психологическая защита – бессознательное стремление чело-века различными приѐмами и способами избегать травмирующих переживаний и их осознания.

Рациональное питание – разнообразное питание с соблюдением режима, в полной мере удовлетворяющее потребности организма в питательных веществах и энергии, позволяющее поддерживать активность и оптимальную работоспособность

Регенерация – обновление структур организма в процессе жизнедеятельности и восстановление тех структур, которые были утрачены или повреждены в результате травмы или болезни.

Регрессия – механизм психологической защиты, характеризуется уходом в детство и оживлением способов приспособления, характерных для ранних этапов развития человека, в том числе и эмбриональных. Самосознание (рефлексия) способность к самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий и саморазвитию. Является ведущим компонентом здорового образа жизни.

Слияние – механизм психологической защиты, характеризуемый полным отождествлением с другим человеком, при котором человек не может отделить свои собственные мысли и чувства от мысли и чувства своего партнѐра.

Стресс – 1) адаптационная реакция организма, развивающаяся при действии чрезвычайного по силе и значимости раздражителя (стрессора); 2) состояние нервного напряжения, вызываемого неблагоприятными внешними и внутренними факторами.

Точечный массаж – массаж, при котором оказывается воздействие не на всѐ тело, а только на биологически активные точки, связанные с важнейшими функциями организма.

«Третье» состояние – промежуточный, переходный между здоровьем и болезнью статус. Включает донозолологическое состояние и предболезнь.

Тромболизис – растворение тромба под воздействием биологически активных соединений.

Фаллос – мужской половой член.

Ферменты – вещества белковой природы, способные значительно ускорять химические реакции, протекающие в живых организмах.

Фрустрация – психическое переживание жизненной неудачи, возникающее при осуществлении профессионального или социального роста.

Характер – способ отношения человека к окружающему его миру. Суждение о выносливости на основе отношения к самому себе, к другому человеку, к материальным ценностям, особенностям поведения в критических ситуациях.

Химотрипсин – пищеварительный фермент, вырабатываемый поджелудочной железой.

Эдипов комплекс – понятие, введѐнное З. Фрейдом для обозначения сексуального влечения мальчика к своей матери.

Электры комплекс – понятие, введѐнное З. Фрейдом для обо-значения сексуального влечения девочки к своему отцу.

Эустресс – «позитивный» стресс, мобилизующий организм, не ведущий к истощению ресурсов. На современном этапе выделяют реакцию тренировки (ответ на действие слабых для данного организма фак-торов) и активации (на средние по силе раздражители).
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница