Ведение 2 стр. Психология больного ребенка 3 стр



Дата25.10.2017
Размер120 Kb.
Просмотров125
Скачиваний0
Разместилfaraon_84
ТипРеферат

Содержание.



  • Ведение – 2 стр.




  • Психология больного ребенка – 3 стр.




  • Госпитализация - 6 стр.




  • Роль медицинской сестры – 8 стр.




  • Терапевтическая игра – 11 стр.




  • Заключение – 14 стр.




  • Используемая литература – 15 стр.


Введение.
Здоровье и болезнь – основные категории в медицине. Абсолютной болезни и абсолютного здоровья в реальной жизни человека нет, между ними существует бесконечное множество форм, связей и взаимных переходов.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.)
В определении болезни существует две точки зрения:


  1. болезнь – любое состояние, диагностированное профессионалом (при этом болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования);

2)болезнь есть субъективное ощущение себя больным.


Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить её.

Заболевший ребенок, как правило, отличается от здорового. У него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, либо тревожным, беспокойным и реже – беспечно-благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоциональное состояние. Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, о его исключительности, о невозможности излечения или, наоборот – о его незначительности и несерьезности. В связи с этим и отношение к лечению оказывается либо адекватным и даже зависимым, либо пренебрежительным и отвергающим процедуры, манипуляции и медикаменты. У многих детей нарушается поведение. Они перестают играть, как они это делали прежде. Утрачивается непосредственность общения с взрослыми и детьми. Дети не получают радости от совместных игр и развлечений. Иногда можно говорить и о более выраженных нарушениях контактов, что приводит к уединенности таких больных детей, не стремящихся к обществу сверстников и старших. Они тяготятся теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. Нередко дети отказываются от выполнения режима, не подчиняются старшим, упрямятся. Рисунок их поведения нарушается шалостями, а иногда

неожиданными поступками.


Психология больного ребенка.
В случае заболевания у каждого человека формируется собственное представление о своей болезни, которое можно обозначить термином «внутренняя картина болезни» (Р.А. Лурия). Под внутренней картиной болезни (ВКБ) следует понимать весь комплекс переживании и ощущений больного, эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение. Обычно представление о ВКБ не соответствует обычному пониманию субъективных жалоб больного, структура ее как в сенситивной, так и в интеллектуальной части находится в большой зависимости от личности больного, общего культурного уровня, социальной среды, воспитания и других факторов. В понятие внутренней картины болезни включается отношение к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и, так или иначе, изменилась в связи с ней.
Внутренняя картина болезни – это субъективное восприятие человеком своего заболевания.
Участие заболевания в построении ВКБ:


  1. Телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении ВКБ определяется тяжестью клинических проявлений, астенией и болевыми ощущениями.




  1. Болезнь создает трудную для Больного жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе.

В.В.Николаева предложила выделять в структуре внутренней (субъективной) картины болезни следующие уровни:




  • сензитивный (болезненные ощущения и состояния, неприятные ощущения, дискомфорт);




  • эмоциональный (непосредственные эмоциональные реакции на болезненные ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека);




  • интеллектуальный (знания о болезни, причинах и последствиях, оценка своего состояния);




  • мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры).

Р. Конечный и М. Боухал предлагают выделить во ВКБ также и волевую сторону, связанную со стремлением совладать с болезнью.


Волевая и мотивационная составляющие ВБК связаны, прежде всего, с необходимостью актуализации деятельности, возвращения и сохранения здоровья.
Возрастные особенности ВКБ


  • детском и пожилом возрасте наблюдается максимальный разрыв между субъективной и объективной оценкой болезни.

Формирование внутренней картины болезни у детей отличается от таковой у взрослых тем больше, чем младше ребенок. Внутренняя картина болезни в зависимости от содержания может быть фактором и положительным, и отрицательным. Она влияет на проявления и течение заболевания, на отношения в семье, на успеваемость, оказываясь причиной душевных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям.


Основные составляющие внутренней картины болезни у детей:


  • объективные проявления болезни,




  • особенности эмоционального реагирования личности,




  • уровень интеллектуального функционирования,




  • личный опыт (общежитейский и перенесенных заболеваний),




  • полученная и получаемая информация о здоровье, внутренних органах, о болезни, ее причинах, лечении, смерти,




  • отношение родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию,




  • влияние врача и медперсонала на заболевшего,




  • наличие других стрессоров.

ВКБ в детском возрасте редуцирована, где преобладают чувственный и эмоциональных компоненты. ВКБ начинает формироваться в 6 месяцев.




  • ребенка с хроническим заболеванием ВКБ становится одним из механизмов формирования Личности.

Преобладающие отношения, вытекающие из особенностей личности и пола ребенка, могут оказаться решающими при формировании внутренней картины болезни вероятно являются эмоциональные факторы.





    1. гипонозогнозический с эмоциональной недооценкой симптомов, игнорированием болезни, отсутствием беспокойства по поводу своего состояния, завышением ожидаемых результатов лечения;




    1. гипернозогнозический – с избыточной эмоциональной напряженностью, связанных с болезнью переживаний, преувеличением тяжести проявлений заболевания, неверием в успешность лечения;




    1. прагматический – со стремлением к реальной оценке заболевания

его прогноза, хорошим контактом с врачом и желанием выполнять все лечебные предписания.

Все эти типы отношения к болезни, наблюдающиеся в детском возрасте, формируются не только благодаря эмоциональной, но и интеллектуальной оценке своего состояния. Из-за недостатка или при неправильности сведений о болезни, из-за невозможности критического отношения к переживаемому, из-за фиксации на определенных частях тела у детей (как и у взрослых) возможно искажение внутренней картины болезни.



Госпитализация.
Существенное воздействие на психику ребенка оказывают сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К ним, в первую очередь, относится госпитализация.
Госпитализация сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования.
У детей до 11 лет само стационирование, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, может вызвать такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед больницей подготовку. Дети сообщали, что при поступлении в больницу «было страшно», «грустно», «хотелось плакать».
Больные младше 10 лет не могли описать своего переживания, но и они жаловались, что «очень-очень хочется домой».
Даже понимание старшими детьми пользы стационарного лечения, не снижает полностью отрицательного отношения к больнице. Причину этих отрицательных эмоций при госпитализации видят в отрыве ребенка от людей, к которым он наиболее привязан, а также в том, что он нередко воспринимает случившееся как наказание. При этом, чем более эмоционально зрел ребенок, тем выше его способность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детсада или школы, прерывание обычной деятельности, нарушение обычного ежедневного режима — все это вместе с отрывом от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей и занятий нарушает у ребенка чувство безопасности и уверенности в своем благополучии.
Реакция ребенка на госпитализацию зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются:


  • возраст ребенка

  • личные особенности

  • уровень интеллектуального развития

  • семейные отношения, реакции и поведение родителей

  • число и характер предшествующих поступлений в больницу

  • подготовка перед поступлением в стационар

  • продолжительность госпитализации

  • природа заболевания

  • проводимые лечебные процедуры

  • посещения родителей

  • восприятие ребенком госпитализации.



Дети первой половины года при госпитализации страдают не только от разлуки с матерью, обеспечивающей их физические и эмоциональные потребности, но и от наличия чужих лиц, – это приводит к тревоге, нарушению поведения, ослабляет возможности исследовательской активности и обучения.
После 6-7 месяцев, когда уже возникла привязанность к матери, ребенок при отделении от нее не получает необходимых для него подтверждений ее существования, что ведет к тревоге. Ребенок 2-4 лет, хотя уже предполагает, что родители к нему вернутся, но из-за неразвившихся представлений о времени не знает, когда это случится и потому очень тревожится, часто не может устанавливать новые отношения на новом месте.
Реакции ребенка до 5 лет на госпитализацию довольно устойчивы. После выписки у 22% детей обнаруживают трудности приспособления, нарушения поведения, раздражительность, непослушание, расстройства сна, реже – энурез, аффективную взрывчатость, расстройства пищевого поведения, речевые дефекты. Значительно уменьшают тревожное напряжение ребенка в больнице посещения родителей и близких (братьев, сестер, других родственников). Оказалось, что более частые и более продолжительные визиты заметно облегчают приспособление к жизни в стационаре. Чтобы уменьшить эмоциональную травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки медицинская сестра совместно с родителями должна по возможности понятно объяснить ребенку все, что с ним произойдет в больнице.
Следует отметить, что отрицательные эмоции у больных с каждой последующей госпитализацией усиливаются. Травматизация, связанная с повторными поступлениями в больницу, бывает более глубокой и длительной.
Госпитализация является фактором, усиливающим кризис от переживания болезни. Существует даже такой термин как синдром госпитализма, который характеризует изменения в поведении, личности и в эмоциональной сфере люден, находящихся в больницах или на излечении. Чаще всего наблюдается у детей. Проявление синдрома госпитализма у детей

– это также понижение фона настроения, удрученности, шумный злобный протест, поиск матери, реже – аутизм, замкнутость, общее интеллектуальное снижение.


Чтобы этого явления не возникало, необходимо сделать пребывание ребенка в лечебном учреждении как можно более коротким и менее напоминающим больничную среду, максимально приближенным к естественной ситуации развития ребенка. Поэтому во многих клиниках оборудуются специальные игровые комнаты для детей, больничные галеты обустраиваются по типу детских комнат.
Роль медицинской сестры.
Медицинской сестре следует разъяснить родителям, насколько важна их роль в лечении ребенка. Дело в том, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование на ребенка из-за его поведения, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности. Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичные чувства. Так родительский гнев еще более усиливает и без того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, вызвавшее болезнь. При тревожно-мнительном отношении родителей к любому соматическому неблагополучию ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, как правило, у ребенка возникает нереалистическая внутренняя картина болезни с ипохондрической гипернозогнозией и пессимистическими представлениями о будущем. Отрицание родителями серьезности заболевания способствует формированию внутренней картины болезни гипонозогнозического типа.
Заболевание ребенка в подавляющем большинстве случаев переживается семьей как исключительное событие. Современные семьи, как правило, малодетны, и поэтому болезнь единственного или даже одного из двух-трех детей превращается в драму. Повышенное беспокойство современных родителей объясняется просто. К единственному ребенку, за которым, как думают родители, вряд ли последует другой, возникает очень глубокая привязанность. В нем видят не только продолжателя рода, но и того, кто выполнит все несбывшиеся мечты самих родителей и исправит их ошибки. С ним связываются надежды на поддержку в старости. Для многих, таким образом, утрата единственного чада не просто потеря близкого, но и крушение надежд. Неудивительно, что в такой ситуации ребенку с малолетнего возраста создаются оранжерейные условия воспитания, он оберегается от реальных и выдуманных опасностей и трудностей. В этих случаях изнеживающее эгоистическое воспитание сочетается с избыточной озабоченностью и опасениями относительно будущего ребенка. Нередко, лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляют его незащищенность, неприспособленность к реальной жизни, хотя при этом крайне тревожатся о его благополучии. Особенно это касается отношения к возможным или уже возникшим заболеваниям ребенка. На это отношение родителей сегодня влияет и много других обстоятельств:

Невысокий уровень собственного здоровья многих родителей, их частые болезни, переживания, связанные с тяжелыми недугами близких. Будучи людьми слабого здоровья, родители переносят тревогу за свое благополучие и даже жизнь на ребенка. Кроме того, они нередко опасаются, что из-за своих болезней будут неспособны воспитать сына или дочь.

Информированность населения об опасности тех или иных заболеваний и средовых вредностей. Средства массовой информации и, в особенности, неловкие усилия санитарного просвещения привели к тому, что некоторые люди не столько укрепляют здоровье или хотя бы предупреждают болезни, сколько пребывают в страхе перед возможностью заражения или заболевания. Постоянно опасаясь неправильно накормить, заразить, не уберечь, перегрузить ребенка, родители в действительности не создают условий для закаливания и физических нагрузок, чем не способствуют укреплению сопротивляемости организма ребенка.
Убежденность родителей в своих знаниях или незнаниях о конкретной болезни или детских болезнях вообще. В зависимости от наличия или отсутствия этих знаний одни родители с уверенностью лечат детей сами, другие «исправляют» назначения врачей, а третьи, считая, что подход к их ребенку неправильный, водят ребенка от одного специалиста к другому.
Недостаточные или искаженные представления родителей о врачевании иногда сказываются и на поведении самого ребенка во время болезни. Все указанные обстоятельства проявляют себя различно в зависимости от индивидуальных психологических особенностей родителей. Крайне тревожные, сосредоточенные на здоровье родители создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания тяжелых болезней, а при их появлении и плохого исхода. Эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества родители даже болезнь ребенка будут стараться использовать для привлечения внимания к себе. Очень уверенные в своих силах и возможностях, самонадеянные – нередко недостаточно внимания уделяют ребенку вообще и во время болезни в частности.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы, внимания, руководства, то и во время его болезни в такой семье не обеспечат всем необходимым. В то же время некоторые родители, поняв, что до болезни ребенка они недостаточно окружали его заботой, мало уделяли ему времени, перестраиваются и создают ему все необходимое. В тех же семьях, где ребенок окружен чрезмерным вниманием, где пытаются предупредить каждое его желание, где восхищаются любым его поступком, соответственно во время болезни забота усиливается. В этих случаях приходится предупреждать, что в своих добрых намерениях родители могут нанести вред ребенку. К сожалению, это недостаточно учитывают при излишнем укутывании от предполагаемого охлаждения, при организации слишком утомительных для больного чтений, просмотров телепередач или других развлечений.


На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребенка, иногда влияют отношения, которые складываются у родителей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям лечащего врача и доверие ко всем его назначениям делают мать не только незаменимым сотрудником в лечебном процессе, но и создают атмосферу надежды, веру в скорый благополучный исход болезни. Ребенок чувствует настроение родителей, получающих необходимое руководство по его лечению. У него у самого улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, верящие не только в отдаленный успех, но осознающие правильность всего того, что ему назначается.
Таким образом, становится понятно, что переживания ребенка во время заболевания могут усугубить его состояние, помешать проведению лечения, вмешаться в процесс выздоровления.
Медицинская сестра, зная ситуацию и стиль взаимоотношений между членами семьи, всегда сможет дать конкретные рекомендации родителям больного, что будет способствовать выздоровлению или улучшению состояния ребенка и нормализации его психики. Отдельного упоминания требует необходимость подготовки ребенка любого возраста к лечебным процедурам, посещению врача, помещению в больницу, хирургическим и стоматологическим операциям. Подготовка ребенка к лечению обязательно должна учитывать особенности детской личности.

Терапевтическая игра.
Пребывание ребенка в любом лечебно-профилактическом учреждении, связанное с профилактическим осмотром, обследованием и тем более заболеванием, в подавляющем случае воспринимается им как событие исключительное. Болезнь ребенка меняет не только установленный порядок жизни относительно взрослых, но и самого ребенка. Заболевшие дети по-разному переносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы не возникла та или иная реакция. Эта реакция довольно сложна. Она складывается из общего самочувствия, местных болезненных ощущений, самонаблюдения, представлений о своей болезни. На нее влияют отношения в семье, отношение к ребенку до и во время болезни. В некоторых случаях болезнь и необходимые лечебные и диагностические процедуры могут быть причиной серьезных переживаний, приводящих к развитию невротических расстройств. Медицинская сестра должна вовремя диагностировать все проблемы, возникающие у ребенка и семьи вокруг этих событий, и владеть методикой их коррекции. Надежным подспорьем в решении многих проблем является терапевтическая игра. Она применяется в педиатрической практике в процессе подготовки к манипуляциям, операциям, процедурам во время болезни.
Цели терапевтической игры:


  • помочь ребенку преодолеть страхи и фантазии, связанные с инвазивными вмешательствами и лечением;

  • вызвать доверие к медицинскому персоналу;

  • предотвратить тяжелую реакция на болезнь;

  • адаптировать ребенка к пребыванию в стационаре.


Этапы терапевтической игры


  1. Создать атмосферу доверия ребенка и его семьи к лечебному учреждению, избегать негативных реакций ребенка, рассказывая о предстоящих вмешательствах на понятном ему языке, используя при этом медицинское оборудование, можно дать ребенку поиграть медицинскими инструментами (?).




  1. Сообщить необходимую информацию о предстоящей процедуре, объяснить ребенку и родителям, что от них требуется. Необходимо рассказать ребенку, что он увидит и почувствует в ходе процедуры. Проиграйте с ребенком ход процедуры, во время игры убедите ребенка, что вы будете рядом и будете его поддерживать.

3. Если во время процедуры планируется присутствие родителей, от необходимо обучить их правильному поведению и общению с ребенком во время медицинских манипуляций.


Подготовка к предстоящим медицинским манипуляциям детей различных возрастных групп
Возраст 1-12 месяцев
В этом возрасте ребенок слишком мал, поэтому всю подготовку надо проводить с родителями. Их нужно информировать о предстоящей процедуре, убедить в еѐ необходимости и безопасности, решить вопрос о возможности присутствия родителей.
Следует удовлетворять все потребности ребенка во время процедуры: держать в тепле, предлагать соску, нежно разговаривать, стремиться предотвращать негативные реакции, оберегать излишней травматизации и боли.
После процедуры: ребенка успокоить, приласкать, покачать, по возможности обеспечить контакт с родителями.
Возраст 1-3 года
Подготовку к процедуре начинают за один час: с ребенком проводят игру по сценарию предстоящего вмешательства, давая возможность поиграть медицинским инструментарием(?). Предстоящие действия проиграйте на кукле, комментируя ход вмешательства.
Удовлетворять все потребности ребенка во время процедуры: создать спокойную обстановку, ласково беседовать, держать за руку, предупреждать боль, по возможности обеспечить присутствие матери.

После процедуры: взять ребенка на руки, ласково разговаривать, поощрить его за смелость, отвлечь интересным занятием.


Детям раннего возраста инвазивные вмешательства по возможности не следует проводить в кроватке, так как кроватка должна оставаться для него безопасным убежищем.
Возраст 3-6 лет
Подготовку к процедуре начинают за 2-4 часа, так как дети в этом возрасте бояться телесных повреждений. В ходе терапевтической игры ребенка готовят к вмешательству, ему необходимо дать возможность поиграть с инструментами (?), спокойно и доступно ответить на все вопросы ребенка о предстоящей процедуре.
Удовлетворять все потребности ребенка во время процедуры: создать атмосферу доверия, предложить ребенку выразить свои чувства, эмоции, фантазии и страхи, связанные с процедурой, по возможности применять обезболивание.
После процедуры: обеспечить общение с родителями или побыть рядом с ребенком, отвлечь интересным занятием, пока- он не почувствует себя комфортно.
Возраст 6-12 лет
Подготовку к процедуре начинают за 1-2 дня, в ходе терапевтической игры можно использовать кукол, макеты, рисунки, показ видеофильмов о ходе операции (?) или честно и доступно объяснить предстоящее вмешательство, терпеливо отвечая на все вопросы ребенка. В этом возрасте дети бояться травмирующих факторов, телесных повреждений, изменения внешности.
Удовлетворять все потребности ребенка во время процедуры: создать атмосферу комфорта, предложить ребенку выразить свои эмоции, отвлекать от отрицательных реакций.
После процедуры: обеспечить благожелательствую атмосферу, общение с родителями, поощрять его достижения и рассеять сомнения и страхи.
Возраст 12-15 лет
Подготовку к процедуре начинают за несколько дней, отдельно от родителей, в ходе терапевтической игры можно использовать схемы, видеофильмы, дать правдивую информацию о ходе предстоящей процедуры, и предоставить ребенку самостоятельно всё обдумать и настроиться на вмешательство.
Удовлетворять все потребности ребенка во время процедуры: создать атмосферу сотрудничества, иллюзию равноправного участия, возможность

комментировать свои ощущения, при чувстве страха и болевых ощущениях применять дыхательные упражнения и другие методы релаксации.


После процедуры: обсудить с ребенком его ощущения и предоставить ему возможность поделиться ими со сверстниками.

Заключение.

Безусловно, болезнь близкого, особенного ребенка, — это драма, порой трагедия и горе и, естественно, тяжелое испытание. Испытание для ребенка, родителей, для всего окружения семьи. И семье необходима поддержка, чтобы преодолеть одиночество, страхи и тревогу.

Успехи в лечении позволили удлинить жизнь детей и взрослых, добиться выздоровления больных с различный ранее неизлечимой патологией, при этом больных, членов их семей, а также лечащих врачей в большей мере, чем раньше, вовлекает стрессовая ситуация, связанная с болезнью и лечением. Главней задачей всех, кто участвует в обслуживании таких больных, является подержание максимально качественного уровня жизни в условиях болезни с тяжелым течением и относительно неблагоприятным прогнозом. В связи с этим всё настойчивее выдвигаются требования повышения роли психологической поддержки, психической адаптации и реабилитации в комплексном лечении тяжелых заболеваний у детей.

Больничная обстановка, отрыв от семьи, сама болезнь, протекающая тяжело, выступают факторами, перестраивающими личность, формирующими своеобразную реакцию на болезнь, выражающуюся в возникновении симптомов и синдромов, мешающих обследованию и лечению. Спектр возможных изменений психики у больного ребенка и его семьи чрезвычайно широк. Это прежде всего негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния больных: страх, тревога, страдание, гнев, чувство вины,— проявляющиеся на разных стадиях течения болезни и ее лечения. Это также невротические и астенические состояния, развившиеся на фоне болезни: плохое настроение или крайняя его изменчивость, раздражительность, слабость, повышенная отвлекаемость, трудность сосредоточения и, как следствие, низкая работоспособность, вялость, апатия и общее снижение жизненной активности, как физической, так и психической. И наконец, результатом болезни могут стать стойкие, иногда трудно преодолимые перестройки всей личности больного ребенка, выражающиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, изменений жизненной направленности и самосознания.

Что конкретно можно сделать для людей, попавших в такую ситуацию? Помочь пережить, преодолеть весь кошмар болезни, но это непросто. Один из важных аспектов психологической работы — помочь такой семье извлечь из этого страшного опыта позитивный смысл — опыт противодействия негативным силам, эмоциям, опыт преодоления жизненных неудач и несправедливости.

В связи со всем вышесказанным мне представляется чрезвычайно важным специальное внимание к психологическому сопровождению больного ребенка и его семьи в течении всей болезни, которое бы помогало семье консолидироваться, помогало бы всем членам семьи, включая больного ребенка, находить скрытые до болезни ресурсы, чтобы не только бороться с болезнью, но и становиться лучше и человечнее.


Используемая литература
1)Абрамова Г.С, Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. - 272 с.

2)Забродина Л.Е. Терапевтическая игра и общение с больным ребёнком / 3)Сестринское дело № 2, 2007. С. 40-42.

4)Информационный портал «Дети мечты...» www.psvworld.ru, 2009.

5)Панов A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.

6)Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии / Цикл лекций по детской онкологии. Том 2, ст. 38 (сс. 181-182) // Российский биомедицинский журнал Medline.ru. - Санкт-Петербург, июль, 2001.

7)Репина TLB., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. - 2003.



8)Ю.Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет...- 2 изд.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.-160 с.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал