Выделение народов



Скачать 125.08 Kb.
Дата08.09.2019
Размер125.08 Kb.

Классификации народов

Выделение народов - это первый этап в их изучении. Для более ясной картины важна их классификация по различным особенностям. Разные виды классификаций позволяют систематизировать народы и группы по широкому кругу признаков:

1) Географическому

2) Антропологическому

3) Лингвистическому

4) Хозяйственно-культурному

5) Религиозной принадлежности

Но не один отдельно взятый способ классификации не сможет дать исчерпывающей характеристики народа. Все классификации носят условный характер и по некоторым вопросам весьма спорны.

1)Географическая классификация основана на выделении условных географических регионов, в которых расселены народы мира. Эта классификация носит вспомогательный характер и используется для внешнего описания народов. Она не отвечает на вопрос о происхождении народа, процессах их формирования, о хозяйственно-культурном облике и т.д., но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Не существует единой географической классификации. В отечественной и зарубежной литературе по- разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства и народы. По этому, наиболее простая и легкая классификация - это деление на народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Африки, народы Северной и Южной Америки. [6]

2)Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам, с основным акцентом на биологическое и генетическое родство между этническими группами. Одним из первых создателей расовой классификации был французский учёный Франсуа Бернье, который в 1684 году опубликовал свою работу «Новое разделение земли, основывающееся на различных видах или расах людей, ее населяющих». Бернье впервые употребил слово «раса» в его современном значении. Им были выделены четыре основные расы (европейская, африканская, монгольская и лапландская), различие между которыми, как он полагал, достаточно существенно. этнос численность народ

В современном определении раса - это биологические подразделения человечества современного вида (Homo sapiens), различающиеся общими наследственными морфологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определённой областью обитания. [3]

Современная этническая картина мира позволяет утверждать, что существуют бесспорные физические отличия между людьми, которые определяются визуально. Это цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д. Антропологи выделяют четыре большие расы первого порядка и ряд промежуточных рас. Также в каждой расе первого порядка выделяют малые расы, или расы второго порядка, обладающие основными признаками большой расы, но с некоторыми вариациями. Особенно заметны различия между территориально удалёнными группами людей, живущих в различных естественно-географических условиях. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому в изучении этих различий огромное значение имеют генетические данные. Можно сделать вывод, что сходство многих физических признаков у разных людей, представителей разных этносов, является доказательством общности их происхождения, или генетического родства. [6]

Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова, форма волос на голове, профиль лицевого скелета, форма глаз, пигментация, рост. Также немаловажны специальные признаки: данные о группе крови, генетические признаки, папиллярные узоры на пальцах ног и рук, особые линии (борозда на ладонях и подошвах), вкусовые ощущения, виды цветовой слепоты (дальтонизм), форма зубов и т.д.

В настоящее время отсутствует единая система классификации рас, но наиболее распространённым является деление на четыре большие расы:

1) Европеоиды - евразийская раса

2) Монголоиды - азиатско-американская раса

3) Негроиды - африканская раса

4) Австралоиды - океанийская раса

Для европеоидов характерны волнистые или прямые мягкие волосы разных оттенков, светлая или смуглая кожа с сильным развитием третичного волосяного покрова, слабо выступающие скулы и челюсти, узкий выступающий нос, тонкие или средней толщины губы. Глаза разных оттенков, широко открыты , оси их горизонтальны, складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или слабо развита. Европеоиды делятся на две основные группы - северную и южную и различаются по цвету волос, кожи и глаз. Представители северной группы - народы Скандинавии, наиболее депигментированы, имеют светлую кожу и волосы, голубые глаза. Представители южной группы - народы Северной Африки, Юго-Западной, Средней и Южной Азии, имеют смуглую кожу, тёмные волосы и карие глаза. Большая часть Европы населена представителями переходных форм, которые не относятся ни к северной , ни к южной группе. Все вместе, включая переходные формы, европеоиды делятся на большое количество малых рас. Так, в северной группе выделяют атланто-балтийскую и беломоро-балтийскую расы; в южной группе выделяют средиземноморскую, индоафганскую, адриатическую (динарскую), переднеазиатскую (арменоидную), памиро-ферганскую расы; переходные формы делят на альпийскую, среднеевропейскую, восточноевропейскую расы. [1], [2]

Для монголоидов характерны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватый или темно-смуглый оттенок кожи, узкие карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низкой переносицей, наличие эпикантуса. По многим признакам к монголоидам можно отнести американских индейцев, хотя их монголоидный облик сглажен : лицо совсем не плоское, нос крупный с горбинкой, кожа имеет красноватый оттенок, а эпикантус развит очень слабо. Монголоиды Азии делятся на две основные группы - континентальную и тихоокеанскую. Континентальные монголоиды отличаются от тихоокеанских менее интенсивной пигментацией, массивным скелетом, широким лицом. Отдельно выделяется арктическая группа, которая сочетает в себе признаки континентальных и тихоокеанских монголоидов и ,кроме того, имеются специфические черты -узкий нос, мускулистое тело, толстые волосы. [1], [2]

Негроидов характеризуют курчавые волосы, сильно пигментированная кожа, широко открытые карие глаза, слабо или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренно выступающие скулы, сильно выдающиеся вперёд челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщённые губы, слизистая оболочка рта очень сильно выступает наружу. Наиболее ярко негроидные признаки выражены у населения Африки, к югу от Сахары. К негроидам также относятся центральноафриканские пигмеи, или негрилли, характерной особенностью которых является низкий рост, южноафриканские бушмены и готтентоты, у которых негроидные черты (крайняя степень курчавости волос) сочетаются с монголоидными особенностями (желтоватая кожа, уплощённое лицо, эпикантус). [1], [2]

Для австралоидов характерна тёмная окраска кожи, широкий нос, толстые губы, волнистые волосы, сильное развитие третичного волосяного покрова, ослабленная пигментация. Отдельные группы австралоидов сильно отличаются друг от друга по своим расовым признакам. Так, аборигенов Австралии по пигментации можно сравнить с негроидами, а по форме волос и развитию третичного волосяного покрова с европеоидами. Папуасы и меланезийцы имеют ярко выраженные австралоидные черты, но волосы у них сильно курчавые, как у негроидов. Негритосы походят на меланезийцев, но слишком низкорослы. Веддоиды, имея яркий австралоидный облик, отличаются небольшим ростом, слабым развитием волосяного покрова на теле и лице, а также широким выступающим носом. [1], [2]

В ходе истории расы постоянно смешиваются, и в настоящее время чистых рас практически не существует, а все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Постоянное смешение рас привело к образованию промежуточных антропологических типов, так называемых переходных рас, сочетающих в себе разные расовые признаки. Здесь следует отметить, что расовые различия не относятся к биологически важным особенностям строения человека и по основным морфологическим, физиологическим и психологическим особенностям человечество представляет собой один вид. Поэтому, жизнеспособное и плодовитое потомство рождается от браков между представителями любых рас.

Хотя процесс смешивания рас продолжался на протяжении всей истории человечества, особо крупные размеры он приобрёл с момента открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году. Представители европеоидной расы массово переселялись на новый континент и привозили собой в качестве рабов коренных жителей Африки - негроидов, в то время, как на самом континенте жили аборигены-индейцы - представители монголоидов. Таким образом, потомки браков между белыми колонизаторами и темнокожими рабами стали называться мулатами, между белыми и индейцами - метисами, между индейцами и неграми - самбо. Главная причина смешивания расовых признаков - это многочисленные миграции населения, т.к. вся история человечества представляет собой масштабные переселения и завоевания одних народов другими. [2]

3)Лингвистическая классификация основана на систематизации языков по их родству. В её основе лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Языковая классификация является самой важной и распространённой т.к сходство языков говорит об их генетическом родстве, либо об их длительных культурных контактах.

В мире существует около 3 тысяч языков, из них описано 2796, ещё 4тысячи языков считаются мёртвыми. [3] Все языки на основе генеалогического родства объединяются в языковые семьи. Также существует группа изолированных языков. Всего насчитывается около 240 языковых семей, более 100 изолятов и более 100 неклассифицированных языков. [12] В современном мире лингвисты выделяют следующие языковые семьи: индоевропейская, семито-хамитская, уральская, алтайская, мон-кхмерская (австроазиатская), тибето-китайская (сино-тибетская), нигеро-кордофанская, чжуан-дунская (тайская), малайе-полинезийская (австронезийская), дравидийская, бантуская, кавказская, палеоазиатская, эскимосско-алеутская, койсанская. Особо выделяются папуасские, австралийские, суданские языки, а также языки индейцев Америки и народов Тропической Африки. Языки, которые не обнаруживают генетических связей с другими языками, выделяют в группу изолтрованных языков: баскский (Испания, Франция), андаманский (Андаманские острова), буришский (Индия), юкагирский (Россия), айнский (Россия, Япония), японский, корейский.

Исследования лингвистов в области родства тех или иных языков важны этнологии как показатель близости культур и, соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков, с точки зрения их генетического родства, используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков.

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречается обычно у соседних народов, связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью в пределах одного региона. В некоторых случаях языки сходны у народов, живучих далеко друг от друга - яванцы и малагасийцы, венгры и манси, якуты и азербайджанцы. Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, имеют общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях. Географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении всей истории человечества непрерывно менялись, причем эти перемены ощутимы даже в сравнительно ограниченные исторические периоды. Так арабский язык, которым до VII века пользовалось лишь население южной части Аравийского полуострова - распространился на огромных территориях Юго-Западной Азии и Северной Африки , составляющих 1/10 всей суши. Английский язык до XVI века господствовал лишь на Британских островах, позже проник во многие районы всех континентов; расширился ареал испанского языка, преобладающего в большей части Латинской Америки. В результате, на одном языке сейчас нередко говорят народы различного происхождения. Но встречаются и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т.е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов. [4]

По численности говорящих , языки делятся на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Особый интерес вызывают крупнейшие языки, т.к. они определяют общую этнолингвистическую картину мира. По числу говорящих самым крупным языком является китайский - на нем говорят более 1200 млн.человек. За китайским идёт английский язык, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн. человек. На третьем месте - крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн.). На четвертом месте - испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте - русский язык, на котором говорят более 250 млн. человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн. человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн. человек), португальский (210 млн.), японский (125 млн.), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн. человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них - английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку. [4]

4)Хозяйственно-культурная классификация основана на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Основной методикой классификации является выделение хозяйственно-культурных типов - совокупности особенностей хозяйства и культуры ,исторически сложившихся у разных народов, при условии близкого уровня социально-экономического развития и сходных условий окружающей среды.

Существующая в настоящее время хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство. Основные признаки хозяйственно-культурных типов - характер, облик и уровень хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Особенностью типологии является зависимость от условий географической среды и хозяйственной деятельности человека.

В первобытнообщинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели, которые занимались специализированной охотой и собирательством в тропиках; охотой, рыболовством и собирательством в умеренном поясе; пешей охотой в тайге; охотой на морского зверя и оленя в арктическом поясе;

Затем выделяют группу производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, где земледелие и скотоводство вытесняет охоту и собирательство. Так, ранние земледельцы субтропиков ведут комплексное хозяйство, в умеренном поясе - земледелие и животноводство, в тропиках - ручное земледелие.

Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.

Использование хозяйственно-культурной классификации народов используется при изучении культуры и быта на синхронном уровне, но она не участвует в исследовании этногенеза народов. Лишь на заключительных этапах этногенетического исследования хозяйственно-культурная классификация отражает аспекты исторической и географической дифференциации человечества.

5)Классификация по религиозной принадлежности основывается на разделении народов мира по виду исповедуемой религии и характеру вероучений. Общую численность верующих среди населения земного шара установить трудно из-за отсутствия соответствующей статистики. Некоторые авторы считают, что тех или иных верований (конфессий) придерживается примерно половина всего населения Земли, другие называют более высокие показатели. То же самое можно сказать о количестве этих верований, которых, если принимать во внимание всякого рода их разновидности и секты, существует очень много. Тем более что в XX в., наряду с многочисленными старыми религиями, возникшими еще до нашей эры или в ее начале, появился ряд «новых религий», тоже имеющих своих приверженцев. Поэтому, подразделение всех религий происходит на следующие группы:

1) мировые религии

2) национальные и региональные религии

3) родоплеменные религии, или культы

Мировые религии выделили как наиболее значительные самые распространённые и наиболее изученные. В современном мире их выделяют всего три: христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. [4]

Христианство - крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине в Iв. н.э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В христианстве выделяются три главных направления - православие, католицизм и протестантизм. Раскол единой христианской церкви на православную и католическую ветви официально завершился в XIв., а протестантская церковь возникла в ходе Реформации XVI в.

Ислам (мусульманство)- самая молодая по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия. Она была основана в VIIв. В Аравии Мухаммедом (Магометом) и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в других регионах мира. Выделяют две основные ветви ислама- суннизм и шиизм. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16% мусульман.

Буддизм - третья мировая религия, уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI-Vвв. до н.э. Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В буддизме сложились два главных направления - тхеравада (хинаяна) и махаяна. У тибето-монгольских народов выделилось ещё одно направление - ламаизм.

Национальных и региональных религий, имеющих либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение, насчитывается примерно десять. Но среди них либо по общему значению, либо по численности верующих выделяются четыре религии - индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм. [4]

Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV-VIвв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм.

Конфуцианство возникло в VI-Vвв. до н.э. вКитае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий, и прежде всего особое внимание к этическим нормам (культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др

Синтоизм - национальная религия Японии, возникшая в VII-VIIIвв. иоснованная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы.

Иудаизм - религия евреев, истоки которой восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы - евреи , намного их превосходит.



Родоплеменные религии (культы) можно считать реликтами первоначально возникших на Земле верований, отражавших примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются только у самых отсталых народов. [4]

Разновидностей таких культов довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие. Во-первых, фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Во-вторых, анимизм - вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения. В-третьих, культ предков или мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти. В-четвертых, тотемизм, исходящий из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы. В-пятых, шаманизм - вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. [4

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница