Влияние профессиональной деформации на здоровье, личность и внутрисемейные отношения педагога



Скачать 45.98 Kb.
Дата28.04.2016
Размер45.98 Kb.
Просмотров48
Скачиваний0
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ, ЛИЧНОСТЬ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА.
Аносова М.В.

Академия ПКиПРО, г. Москва

В настоящее время в обществе возрос интерес к проблеме здоровья учащихся и педагогов. На страницах различных изданий мы можем найти материалы по разным аспектам данной проблемы. В своей статье мы хотим коснуться феномена профессиональной деформации и ее влияния на здоровье и семейную жизнь педагогов. Хочется отметить, что большинство педагогов – женщины, поэтому данный материал прежде всего о них.

Проблема взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста в течение последних десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки. Как показывают психологические исследования, профессия, особенно если она личностно значима для человека, оказывает заметное влияние на личность, ценностные ориентиры, установки, мотивы деятельности, отношение к другим людям. После нескольких лет успешной профессиональной деятельности происходит выработка профессиональных стереотипов. Это считают неотъемлемой частью достижения высокого уровня мастерства. Стереотипное профессиональное поведение предполагает использование не только знаний, но и вполне автоматизированных умений и навыков, которые развиваются из качеств, особенно полезных для данной профессии, это облегчает работу преподавателя.

Какие же качества могут быть особенно полезны учителю? Мы хотим выделить следующие: терпение, высокая нравственность, эмпатия, умение контролировать свои эмоции, а также просто и доступно объяснить порой сложный учебный материал. Кроме того, специфика педагогического труда состоит в том, что учителю необходимо уметь справляться с эмоциональной напряженностью и четко управлять детским коллективом. Эти специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут привести к развитию явления профессиональной деформации.

Согласно классификации профессий по Е.А.Климову, профессиональная деятельность педагогов относится к типу “человек – человек”. Представители этого типа профессий, как отмечает автор, имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разного возраста. Специалисты в области психологии труда отмечают, что представители профессий типа “человек – человек”, например, педагоги, медики, работники сферы обслуживания и др., более всего подвержены явлению профессиональной деформации. Под профдеформацией мы понимаем результат влияния сугубо субъектных качеств специалиста на его же свойства как личности в структуре целостной индивидуальности. Перенос профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений составляют сущность этого феномена.

Если говорить о профессии педагога, то многих учителей отличает дидактическая, поучающая манера речи. Недаром мы иногда замечаем: “Говорит, как учитель”. В определенной мере полезная в школе, такая манера говорить переносится и сферу личных отношений, где является неуместной и часто приводит к непониманию и конфликтам. Необходимость управлять детским коллективом, “держать класс в руках” приводит к формированию в характере излишней властности, авторитарности, категоричность, что также значительно усложняет межличностное общение. Умение доступно преподнести сложный учебный материал вне профессионального общения может привести к появлению упрощенного подхода к различным проблемам, породить излишнюю прямолинейность и негибкость мышления. Все это мы можем отнести к проявлениям профессиональной деформации.

Что же определяет ее развитие? Проявление феномена профдеформации объясняют действием разнообразных причин, связанных со спецификой служебной деятельности. Например, большой загруженностью работой, постоянным психоэмоциональным напряжением, связанным прежде всего с необходимостью направлять и отслеживать работу целого класса учащихся, а также контролировать собственные эмоции, повышенной ответственностью, невозможностью увидеть здесь и сейчас результаты своего труда, т.к. они отсрочены во времени, недостаточным уровнем материальной обеспеченности. Кроме того, развитие рассматриваемого явления связывают с недостаточным уровнем профессиональных умений и навыков, особенностями процесса социализации и другими факторами.

Если внимательно посмотреть на то влияние, которое профессия педагога может оказать на его личность, мы, несомненно, увидим, что оно не сможет не отразиться на межличностных отношениях, в частности, на семейной жизни. Как уже было отмечено, часто это негативное влияние. Властная, авторитарная, излишне прямолинейная и категоричная женщина, привыкшая говорить менторским тоном. Прибавьте к этому большую загруженность работой и постоянное воздействие стресса, с которым она не может, не знает, как справиться. Да, это нельзя назвать портретом приближенной к идеалу жены и матери. Учителя часто жалуются, что настолько устают на работе от постоянного общения, необходимости объяснять, рассказывать, что дома не могут ни о чем говорить, стремятся уединиться, побыть в тишине. Часто это мешает нормальному общению в семье, препятствует взаимопониманию между ее членами. Близкие педагогов отмечают их частую и повышенную раздражительность. Сами педагоги говорят, что так много вкладывают в чужих детей, что на своих их просто не хватает. Недаром существует мнение, что дети педагогов одни из самых трудных. Таким образом, профессия педагога может негативно отразиться на его семейной жизни, препятствовать формированию нормальных доверительных взаимоотношений с близкими. Такое положение приводит к неудовлетворенности жизнью в целом, понижению самооценки, развитию хронического стресса. Более того, многие учителя просто не могут устроить свою личную жизнь. Все это, в свою очередь, негативно сказывается на профессиональной успешности. Стоит вспомнить: самое значимое, что мы можем передать своим детям, это опыт собственного счастья.



Итак, мы приходим к выводу, что профессиональная деформация негативно влияет на индивидуальность, профессиональную успешность и межличностные отношения педагогов. Следовательно, важно проводить работу по диагностике и профилактике возникновения данного явления. Существует несколько подходов к проблеме. Во-первых, информирование педагогов о возможности и причинах возникновения профессиональной деформации. Во-вторых, привлечение педагогов к участию в тренингах личностного роста, совершенствования коммуникативных способностей, обучению справляться с негативными психоэмоциональными переживаниями, стрессами. В-третьих, необходимо повышать уровень профессиональных знаний и умений, препятствовать развитию ригидности мышления.

При правильно организованной и систематической работе по профилактике возникновения явления профессиональной деформации среди работников системы образования мы можем рассчитывать на повышение эффективности профессиональной деятельности и личностной успешности каждого конкретного педагога.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал