Вопрос №1. Философия, ее предмет, роль в обществе. Изменение представлений о содержании, назначении и задачах философии в процессе ее исторического развития. Вопрос №2. Структура философии



Скачать 435.78 Kb.
страница1/15
Дата30.09.2017
Размер435.78 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Вопрос №1. Философия, ее предмет, роль в обществе. Изменение представлений о содержании, назначении и задачах философии в процессе ее исторического развития.

Вопрос №2. Структура философии

Философия – один из видов мировоззрения. Мировоззрение – все, что мы знаем о мире. Философия несколько уже. Основной вопрос мировоззрения – вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание).

Формы постижения бытия:


  1. Наука

  2. Религия

  3. Искусство

  4. Мифология

  5. Магико-оккультное знание

  6. Философия

  7. Обыденное знание

В начале философия возникла как система знаний (античность). Понимание предмета менялось с ходом истории.

Античность: мировосприятие, философия – любовь к мудрости, подход к мирозданию. Сперва мировоззрение – это мифология, затем это становится религией.

Подходы к философии:



  1. Широкий – все то знание, которое есть о мире – философия (биология, математикА, физика, метафизика). Философия – царица всех наук (возник в античности и долгое время привалировал). Начиная с эпохи возрождения (19 век) от философии отпочковываются математика ->, физика,-> биология, ->гуманитарные науки.

  2. Философия воплощает в себе необычные знания, говорит о сущностях. Аристотель – «предельные основания бытия», которые уже невозможно разложить на что-то еще – материя, сознание (то есть все обобщаем и доходим до предельной абстракции). Эти предельные абстракции и изучаем – у Аристотеля называется метафизикой (привалирует с 20 века).

Знания философии – до сих пор проблема не решена:

  1. Наука?

  2. Искусство?

  3. Религия?

Формы постижения бытия:

  1. Наука - получение истинного знания (логико-математические, гуманитарные и другие знания)

  2. Религия

  3. Искусство

  4. Мифология

  5. Магико-оккультное знание

  6. Философия

  7. Обыденное знание (другие критерии выделения)

Проблема соотношения философии и науки:

  1. науку всю сводим к философии (античность и подальше)

  2. Философию сводим в науку

  3. 40е годы 19 века – позитивистский подход: философия – методология науки (19 век)

  4. Философия не может быть наукой (после 40х).

  5. Сегодня мы не можем всю философию свести к науке (придестя выкинуть половину философии, например работы Нитше). Философия может быть вариантом научного знания, но , с другой стороны, она не целиком сводится к науке, а воплощает собой тип мировоззрения. (ищем точки соприкосновения)

  6. Современная философия -совокупность философских дисциплин

Две формы проявления философии:

  1. Вариант научного знания

Наука – очень широкое понятие. Три аспекта:

  • Вид деятельности – цель – производство истинного знания. Это осуществляется в обществе, соответственно, влияют внешние (финансирорвание и т.д.) и внутренние факторы (проблематика)

  • Наука – система знаний. То, что получается в результате научной деятельности

Критерии научного знания (20 век):

    • Объективность (описание объекта без субъективности).

    • Рационализм ( система закономерностей, раскрывающая объект)

    • Доказательность (логическое основания)

    • Непротиворечивость. Противоречие -два противоположных суждения об одном и том же объекте, взятые в одно и то же время и в одном и том же отношении.

    • Воспроизводимость

Если брать каждый критерий в отдельности, то отделить науку от других знаний не сможем.

  • Наука – социальный институт




  1. Мировоззренческая часть – шире, чем научное знание. Мировоззрение – это система. Рассматривается вопрос о смысле жизни. Наука на этот вопрос ответа не дает.

Типы мировоззрения

  • Мифология – ранняя система знаний в целом, трансляция образов поведения. Задача - социализация людей. Логика мифа не сводится к рациональной логик е.

  • Религия . Разделение мироздания на мирское и божественное бытия (этого нет в мифологии).

Первобытные формы религиозности (есть понятие сверхъестесственного и существуют взаимоотношения между с/е и конкретным человеком; Должна быть двусторонняя связь):

    • Фетишизм (наделение предметов сверхсвойствами)

    • Тотемизм (растение или животное наделяется сверхсвойствами)

    • Магия (Тейлор – сверхъествественное воздействие на другого человека) - контактнаяч и бесконтактная

    • Анемизм (представление о душе)

      • Стремление одушевить окружающие предметы

      • Сновидения – душа покидает тело

Дальше происходит развитие понятия божества

  • Политеизм (многобожье) – есть почти у всех древних религий

  • Монотеизм – единобожье

Три мировые религии – Буддизм, христианство, ислам (самая монотеистическая, 5-6 века).

  • Рефлективные знания (на них основана философия). Любая философия начинается с системы абстракций.

Мышление:

    • Образное

    • Конкретное (привязано к объектам)

    • Абстрактное (логические выводы)

Философия стремится к системности (Гегель, Декарт, Феербах). Смысл философии – показать спектр возможных смыслов жизни.

Структура философии:

2 рода знаний:


  1. Рефлективное – раскрытие объекта как он есть в действительности (частное научное знание)

  2. Валюативное (ценностное) – пытается дать некоторую систему оценок знанию.

    1. Объективное (подкрепляется объективными знаниями)

    2. Субъективное (своя позиция предпочтений)

Современная философия – совокупность философских дисциплин. Система философии:

  1. Теоретическая:

    1. Онтология – учение о бытие (материя, сознание, время, пространство) «метафизика» - учение о первоначалах бытия.

    2. Гносеология – учение о познании (эпистемология – учение об истинном знании)

    3. Логико-философские дисциплины

      1. Формальная логика (традиционная, Аристотель) – учение о законах и формах правильного мышления. Формы мышления: понятие -> суждение -> умозаключение

      2. Математическая логика

      3. Диалектическая логика

    4. Философская антропология – учение о человеке

    5. Социальная философия – учение об обществе

    6. История философии

    7. Аксеология (учение о ценностях)

      1. Философия религии

      2. Этика (о морали и нравственности)

      3. Эстетика (наука о прекрасном) - от романо-германской философии

  2. Прикладная философия – попытка решить частную проблему с помощью философии

    1. Ф. права

    2. Ф. политики

    3. Ф. бизнеса

    4. Ф. образования

    5. Ф. науки



Функции философии:

  1. Методологическая (общие методологические ориентиры)

  2. Мировоззренческая

    1. Воспитаттельная

    2. Культурно-созидательная


Вопрос №3. Философия как тип мировоззрения. Философия и идеология. Философия и искусство.

Вопрос №4. Философия и наука.

Философия как тип мировоззрения.

Мировоззренческая часть – шире, чем научное знание. Мировоззрение – это система. Рассматривается вопрос о смысле жизни. Наука на этот вопрос ответа не дает.

Типы мировоззрения



  • Мифология – ранняя система знаний в целом, трансляция образов поведения. Задача - социализация людей. Логика мифа не сводится к рациональной логик е.

  • Религия . Разделение мироздания на мирское и божественное бытия (этого нет в мифологии).

Первобытные формы религиозности (есть понятие сверхъестесственного и существуют взаимоотношения между с/е и конкретным человеком; Должна быть двусторонняя связь):

    • Фетишизм (наделение предметов сверхсвойствами)

    • Тотемизм (растение или животное наделяется сверхсвойствами)

    • Магия (Тейлор – сверхъествественное воздействие на другого человека) - контактнаяч и бесконтактная

    • Анемизм (представление о душе)

      • Стремление одушевить окружающие предметы

      • Сновидения – душа покидает тело

Дальше происходит развитие понятия божества

  • Политеизм (многобожье) – есть почти у всех древних религий

  • Монотеизм – единобожье

Три мировые религии – Буддизм, христианство, ислам (самая монотеистическая, 5-6 века).

  • Рефлективные знания (на них основана философия). Любая философия начинается с системы абстракций.

Мышление:

    • Образное

    • Конкретное (привязано к объектам)

    • Абстрактное (логические выводы)

Философия стремится к системности (Гегель, Декарт, Феербах). Смысл философии – показать спектр возможных смыслов жизни.

Философия и идеология

Идеология - отражение общественного бытия сквозь призму
социально-групповых или классовых интересов.

Назначение идеологии



  1. выработка систем ценностей,

  2. обоснование того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире.

Иногда расширяют определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное через социально-групповые интересы.

Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному


выражению интересов субъекта (класса). Во взаимодействии двух этих тенденций в
истории философии нередко одна из них вытесняла другую, однако это
обстоятельство не отменяет ни направленности философии на достижение истины, ни
возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами
социального субъекта.

Философия и искусство

Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе.

Но! философия



  1. Система

  2. Есть философские категории

  3. Строгие доказательства

  4. Объективное знание

А искусство:

  1. Опирается на субъективное вопсприятие

  2. Эмоциональная окраска

  3. Сопереживание

  4. язык художественных образов, метафор и символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии.

Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы типа знаменитой платоновской «пещеры», «статуи» Кондильяка или соловьевской «Софии». Однако они – всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

Философия занимает «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений.

Философия и наука

Наука – очень широкое понятие. Три аспекта:



  • Вид деятельности – цель – производство истинного знания. Это осуществляется в обществе, соответственно, влияют внешние (финансирорвание и т.д.) и внутренние факторы (проблематика)

  • Наука – система знаний. То, что получается в результате научной деятельности

Критерии научного знания (20 век):

    • Объективность (описание объекта без субъективности).

    • Рационализм ( система закономерностей, раскрывающая объект)

    • Доказательность (логическое основания)

    • Непротиворечивость. Противоречие -два противоположных суждения об одном и том же объекте, взятые в одно и то же время и в одном и том же отношении.

    • Воспроизводимость

Если брать каждый критерий в отдельности, то отделить науку от других знаний не сможем.

  • Наука – социальный институт

Проблема соотношения философии и науки:

  1. науку всю сводим к философии (античность и подальше)

  2. Философию сводим в науку

  3. 40е годы 19 века – позитивистский подход: философия – методология науки (19 век)

  4. Философия не может быть наукой (после 40х).

  5. Сегодня мы не можем всю философию свести к науке (придестя выкинуть половину философии, например работы Нитше). Философия может быть вариантом научного знания, но , с другой стороны, она не целиком сводится к науке, а воплощает собой тип мировоззрения. (ищем точки соприкосновения)

  6. Современная философия -совокупность философских дисциплин


Вопрос №5. Проблема генезиса философии. Социально-экономические, исторические и духовные предпосылки и источники возникновения философии. Концепции генезиса философии.

Начало формирования философии - 3 тысячелетие до нашей эры. 2 тысячи лет назад – уже появилась философия.

Древний мир – 7 - 6 века до нашей эры

Античность – 6 век до нашей эры.

Вместе с человеком появилась потребность в человеке разумном. Человек начинает отделяться от природы. Появляется субъектно-объектное воображение.

Источники возникновения философии :



  1. Древний восток. Два региона – Древний Китай и Древняя Индия. Некоторые авторы дают трактовку «полоса древней цивилизации», хотя это не совсем корректно. В Египте философия не была сформирована как таковая

Концепции:

  1. Мифогенная – философия возникает из мифа. Изменялась форма мифологического знания и мифология плавно переросла в философию. Авторы – Гегель, Лосев

  2. Гносеогенная - первоначальные знания – основа для формирования философии. Астрономия, математика. Спенсер, Богданов.

  3. Эклектичная позиция – философия создана из разных источников. Мифогенная+гносеогенная+религия+обыденные знания.


Предфилософия – еще не философия, но уже не миф. Дофилосовское знание, то, что формирует систему филосовского знания. Начиная с Аристотеля, мы используем термин «философия». Еще нет понятийного аппарата. Нет категорий.

Социально-экономические предпосылки:



  1. Система разделения общественного труда

    1. скотоводство/земледелие.

    2. Потом отделяется ремесленничество.

    3. Потом разделяется умственный и физический труд

  1. Определенные экономические и политические условия.

    1. Классовая структура общества

    2. Появление монополий – формирование частной собственности

    3. Появление Рабства

    4. Появление свободного времени, досуга у зажиточных людей -появление философии (исключение – Эпиктет -раб-философ)

Гносеологические предпосылки:

  1. Образное

  2. Конкретное

  3. Абстрактное. Возникновение абстрактного мышления необходимо для возникновения философии.

Две линии:



  1. Восточная философия – много источников для формирования философии. Китай – нет отделения философии от житейской мудрости (первые протофилософы -чиновники), Древняя Индия – философия вплетена в религию( первые философы – жрецы). (это все не философия, так как нет разделения на микрокосм (внутреннюю ауру человека) и макрокосм (внешний мир).

  2. Линия античной философии ( европейская часть). –начинается чуть позже. Происходит разделение микрокосма и макрокосма – заинтересовались космосом и вопросом об устройстве мира. Человек – вторичен. Генезис философии в рамках античной культуры – еще протофилософия. Затем Сократовский переворот (Сократ, Платон, Аристотель) -> философия выделилась.


Вопрос №6. Школы древнекитайский философии: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм и др. Их влияние на духовную жизнь китайского общества.

1

18 век до н. э.

Империя Шань-Ин - еще не появляется философия

2

12-8 век до н.э

Западное Джоу. Бронзовый век. Еще нет философии

3

До 2 века до н. э.

Восточное Джоу – формируется государство

4

3 век до н. э – 2 век н. э.

Хань

Структура государства – восточная диспотия.

Глава государства – жрец - Единственный землевладелец. Чиновничья структура. Есть подневольные (животные)

Закон – нет. Обряды и традиции.

Культ неба – тянь , культ предков – монизм

Мифология не очень развита: хаос + силы (мужское и женское начала) = упорядочивание. Небесная сила – первооткрывание, любопытство, мужское, белое – ян. Вторая сила – темная, теплая, созидающая, женская - инь

Книги:


  1. Книга песен

  2. Книга историй

  3. Книга перемен У-Дзын пятикнижье

  4. Книга обрядов

  5. Летопись Чунь-Су

Школы:

  1. Конфуцианство

Основатель - Кун-Фу-Дзы (551-479 гг до н. э). в 50 лет основал школу, сам не писал. Ученики выпустили «Беседы и высказывания».м После смерти – религия.

    • Онтология – нет Бога-творца.

      • Высшая сила – небо (следит за человеком, социальным неравенством, творит судьбы людей). Люди от рождения не равны. Есть рок.

      • Культ предков («Принцип исправления имен») - чем текст древнее, тем более истинное.

    • Социальная философия

      • Общественное устройство. Взаимоотношения между людьми. Учит вести себя достойно

      • Система морально-этических взглядов, учение о нравственности

        • Мораль срединного пути – золотая середина

        • Золотое правило нравственности - не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали по отношению к тебе.

        • Образ Благородного и низкого мужа (благородный – нравственные поступки, долг, закон, уважение старших)

      • Образ правителя -пример для других, отец для детей

    • Гносеология

      • Знать – это знать людей. Интересуют системы знаний в обществе и то, как на нем построить систему отношений

      • Знания о природе -вторичны

      • У избранных – врожденные знания

Ман-Дзы – его последователь.

  1. Моизм

Основатель – Мо-Дзы (умер в 4 веке до н. э). Книга.

  • Онтология

    • Культ неба. Небо дает стандарты, идеальные начала. Все люди равны перед небом.

    • Отрицает судьбу. Предопределения нет, люди свободны

  • Социальная философия

    • Народ – высшая ценность. Воля народа и воля неба – совпадают. Возлюби всех людей.

    • Правитель – почитающий мудрость. Подбирать людей по деловым качествам. Все зло – от плохих советчиков

    • Против войн

  • Гносеология

    • Из традиций берем самое лучшее. Хорошее создавать сейчас

    • Знания доступны всем.

    • Источник знаний – народ и деятельность

    • Нет врожденных знаний

    • Критерий истины – практика

  1. Легизм (законники)

Основатель – Шан Ян (361-338 годы до н. э.) – правитель

Онтология: -

Гносеология: -

Социальная философия:



  • Фа – закон.

  • Принуждение, страх

  • Все люди равны (кроме владыки – деспота)

  • Высшая цель – строгий порядок

  • Земледельцы – экономическая основа

  • Война – путь к богатству

  • Нет наследования. Система круговой поруки

  1. Даосизм

Оснгователь – Лао Дзы (старший современник Конфуция). ДаодеДзын – книга о Дао и Де (вероятно, труд учеников)

    1. Есть абстракция – Дао - есть покой в движении. Метафизическая сущность – не меняется, физическая – меняется.

      1. Безличное начало Дао – первооснова. Закон. Первичный субстрат

      2. Поименное Дао – судьба, рок человека

Переход между двумя Дао – диалектика

    1. Бытие и небыте

      1. Бытие – Дао , имеющее имя (потом превращается в первоматерию и затем в Дао общее, затем в Дао именное – закон всемирного Бытия)

      2. Небитие – то, что не нашлоо своего имени

    2. Цы – энергия, используется для получения Дао и возврата в первооснову

    3. Де – существование отдельной вещи. Дао воплощается в Де благодаря энергии Цы.

    4. Гносеология

      1. Два вида знаний Дао:

        1. Общее Дао – мистика

        2. Личное Дао – обычное, рациональное Дао

      2. ШеньЖень – совершенно мудрый, обладает двумя видами Дао.

    5. Социальная философия:

      1. Уважаем себя

      2. Чужое Дао не нарушаем

      3. Сами себя наказываем за плохие поступки

      4. Лучший правитель – тот, про которого знают, что он существует. Ни во что не вмешивается.

      5. Дао – закон от неба. От людей -лжишь.

      6. Путь Дао – путь мира.

Вылился в религию.

  1. Натурфилософы (Инь-Ян)

  2. Школа имен Мин-Дзя


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница