«Воспитательная работа»



Скачать 106.17 Kb.
Дата02.05.2016
Размер106.17 Kb.
ТипМетодическая разработка

«Воспитательная работа»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯМАЛО -НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

« «ТАРКО-САЛИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ »

Программа

"Взросление"

скачанные файлы

Автор: педагог-психолог

Бэнчилэ Алла васильевна

Тарко-сале 2014г.

Разработанная программа учитывает требования законодательной и нормативно-правовой базы.

Методическая разработка адресована социально-психологической службе, воспитателям общежития, кураторам групп.
СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора

по воспитательной работе

_________________2014 г.

Зам. директора по ВР__________Гутырь А.Г.

УТВЕРЖДЕНА

Директором ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ»

Карпачев О.А.___________________ «_____»_____________________2014г.

Паспорт программы

1. Наименование

Программа «Взросление»

2.Разработчики программы

Бэнчилэ Алла Васильевна – педагог-психолог

3.Цель и задачи программы

Цель:воспитание семьянина, подготовка обучающихся к семейной жизни и сопровождение обучающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.


5. Сроки реализации

Сентябрь 2014-июнь 2017 года

6.Исполнители программы

Педагогический и ученический коолектив

7.Обоснование актуальности программы

Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии училища обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.

8. Организация контроля над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.


I. Пояснительная записка.

Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Однако роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В училище поступает контингент обучающихся 15-20 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа. Некоторые обучающиеся уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.

Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в училище, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности обучающихся к семейной жизни.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.

Почти на каждом курсе в нашем училище есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки.  

Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку обучающихся к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.



II. Цели и задачи программы.

Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка обучающихся к семейной жизни и сопровождение обучающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

III. Основные направления работы.

- нравственно-этическое воспитание;

- правовое;

- эстетическое;

- физическое;

- семейно-бытовое.



IV. Структура Программы.

Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:



1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.

2 направление - “Я – мама!” - работа с обучающимися, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.

V. Механизм реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в училище (3 года) и осуществляется в ходе досуговой деятельности, а также в участии обучающихся в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.



На первом курсе основной задачей в работе сос обучающимися являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На занятиях, которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.

На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На занятиях обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.

Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента обучающихся и компетентности воспитателя. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.



Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:

- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;

- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,

- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;

- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;

- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).

Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета колледжа.

VI. Методы и формы работы.

На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из поликлиники, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие в досуговых мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.).



VII. Нормативно-правовая база.

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Конституция РФ.

  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

  • Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения


IIX. Критерии результативности воспитательной работы.

Критерии эффективности

Показатели

Методы диагностики

Знание основ межличностных отношений в семье

Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье

Анкетирование, тестирование

Отношение к своему здоровью.

Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка.

Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров.

Социальная зрелость личности.

Готовность и способность студентов к самоутверждению и

самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству.



Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с воспитателями и студентами.

Нравственный потенциал личности.

Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности.

Педагогическое наблюдение, анкетирование.


Литература.

1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003

2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.

4. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2003. -175с.

5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.

6. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия, 2005. - 314с.

7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.

8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.

2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.



План реализации Программы “Взросление”

п\п

Содержание и формы деятельности



Сроки


Ответственные


1.


Организационное обеспечение

1.1

Разработка программы и её рассмотрение на методическом объединении.


Сентябрь-октябрь 2014г.

Педагог-психолог

1.2


Согласование Программы с педагогическим коллективом, постановка задач перед коллективом.

Октябрь 2014г.

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог



1.3

Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке обучающихся к семейной жизни и сопровождению обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.


В течение всего

периода



Социально-психологическая служба

Кураторы групп



2.


Методическое обеспечение

2.1.

Пополнение методической копилки училища разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина.

В течение всего

периода



Социально-психологическая служба

Кураторы групп



2.2.

Составление каталога статей, книг, Интернет-ресурсов по вопросам подготовки обучающихся к браку и семье.


В течение всего

периода



библиотекарь

I. Направление - «Двое»


1.

Психолого-педагогическая поддержка







1.1.

Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств.


В течение всего

периода



Социально-психологическая служба

Кураторы групп



1.2.

Организация работы «телефона доверия».


В течение всего

периода




Социальный педагог

2.

Воспитательная работа

2.1.

Подготовка материалов на информационный стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Быть здоровы – это здорово!».


В течение всего

периода



Социально-психологическая служба


2.2.

Выпуск агитационных буклетов «Мы за семейные ценности», «Нет – абортам!» и др.


В течение всего

периода



Социально-психологическая служба


2.4.

Организация работы кружка «Хозяюшка» и «Домашний мастер» в общежитии училища.


В течение всего

периода



Воспитатели в общежитии

2.5.

Беседы со специалистами, врачами (гинеколог, венеролог)


По запросу

медработник

2.6.

Беседы о нравственности

По запросу

Социально-психологическая служба

Представитель церкви



2.7.

Проведение мероприятий:

«День Святого Валентина»

Конкурс для юношей «Настоящие мужчины»

Конкурс для девушек «А ну-ка, девочки!»



Февраль
Март



Воспитатели общежития

2.8.

Проведение групповых воспитательных часов.

Тематика на 1 курсе:

Расскажи мне о себе (тренинговое занятие).

Я и моя семья (рассказы обучающихся о своей семье).

Любовь – что это?.. (занятие -рассуждение).

Красота спасет мир (занятие-презентация).

Тайны двоих (занятие-лекция).

Любовь между началами — мужчиной и женщиной (дискуссия).

Три источника влечения — душа, разум, тело (занятие-лекция).

О видах любви. Любовь созидательная. Любовь разрушительная (занятие-лекция).
Тематика на 2 курсе:

Ранние браки: за и против(занятие-лекция).

Семь Я (викторина).

Кредо по-настоящему счастливых супругов (занятие-практикум).

Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций)

От чего умирает любовь (диспут)?

Условия и порядок заключения брака (круглый стол).

Примерная тематика на 3 курсе:

Супружеская жизнь - гармония и конфликты.

Регистрация рождения ребёнка (делова игра).

Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра).

О семейных традициях (устный журнал).

Современные трудности в браке (занятие-беседа).





В течение всего

периода


Воспитатели общежития Социально-психологическая служба


Темы и количество занятий, досуговых мероприятий могут изменяться, дополняться.



II. Направление «Я – мама!»


1.

Психолого-педагогическая поддержка

1.1.

Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися

В течение всего

периода



Социально-психологическая служба

Воспитатели общежития

Кураторы групп


1.2.

Проведение индивидуальных бесед с родителями обучающихся

В течение всего

периода



Администрация училища

Социально-психологическая служба

Воспитатели общежития

Кураторы групп



1.3.

Сопровождение несовершеннолетних обучающихся из числа детей-сирот, попавших в тяжелую жизненную ситуацию:

- помощь в постановке на учет;

- посещение врачей;

- разработка индивидуальной программы обучения;




По мере необходимости

Социально-психологическая служба

Воспитатели общежития

Кураторы групп


1.4.

Посещение молодой мамы с целью оказания психолого-педагогической поддержки


По мере необходимости

Социально-психологическая служба

Воспитатели общежития



Кураторы групп

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Кафедра дерматовенерологии
2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
2015 -> Общероссийская общественная организация
2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница