Восточного окружного управления образования департамента образования города москвы цикл занятий программы дополнительного образования для детей школьного возраста



Скачать 129.31 Kb.
Дата03.05.2016
Размер129.31 Kb.
ТипПрограмма
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1048

ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ДОМ – СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В РАМКАХ ЭКОЛОГО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА







Цикл занятий Программы разработан учителем технологии ГБОУ Центра образования №1048,

к.п.н. Литвиновой Еленой Евгеньевной

Программа рассмотрена на заседании МО учителей «ИЗО и Технологии» ГБОУ Центра образования № 1048, Протокол №3 от 31 октября 2011 года

Председатель МО «ИЗО и Технологии»

__________________Литвинова Е.Е.
Москва 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках темы городской экспериментальной площадки «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами образования в интересах устойчивого развития», учителем технологии ГБОУ Центра образования №1048, к.п.н. Литвиновой Е.Е. ведется экспериментальное исследование по теме «Эколого-эстетическое направление образовательной среды школы». Работа учителя основана на интеграции общего и дополнительного образования в области экологического образования для учебно-воспитательной работы, в рамках эстетического и гуманитарного образования и направлена на дальнейшую разработку цикла занятий Программы дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека». В программе прослеживается интеграция предметов естественно - научного цикла с изобразительным искусством и технологией, что усиливает восприятие детей, повышает эмоциональный фон и способствует детскому творчеству. Программа дополнительного образования включает в себя несколько циклов занятий и посвящена совершенствованию эколого-эстетического воспитания детей в процессе познания окружающего мира средствами народного искусства. В программе предусматриваются различные методы построения учебно-воспитательного процесса: работа в художественных мастерских; наглядные методы; выполнение творческих проектов; беседы; дискуссии; исследовательская деятельность; собирательная деятельность; экскурсионная деятельность и др.

Создаваемые детьми, на занятиях произведения, способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Эстетические чувства и экологическая культура личности активно развиваются в процессе творческого труда, но осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызывать у детей только положительное отношение к природе и яркие эмоциональные переживания, так как, всё это повышает интерес учащегося к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.



Цель цикла занятий Программы: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам, связанных с жизнедеятельностью человека, познакомить их с ними, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду; вооружить подрастающее поколение знаниями и умениями, направленными на стремление постижения мира в целом через единство природы и человека.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • обучающей:

формировать заботливое отношение к окружающей среде; обучать знаниям и умениям, направленным на стремление постижения мира в целом через единство природы и человека посредством искусства; учить декоративному обобщению форм растительного и животного мира в творческой деятельности; вырабатывать способность видеть гармонию в природе и искусстве; формировать эстетические и экологические потребности в процессе познания окружающего мира средствами искусства; формировать художественный вкус, эстетические чувства и понимание прекрасного; уметь обобщать и систематизировать полученные знания и умения, необходимые для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления; содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;

  • развивающей:

развивать любовь к природе, нетерпимость к нарушениям экологических норм поведения, патриотизм, любовь к Родине, познавательную активность; развивать кругозор и формировать человека, как целостную личность и неповторимую творческую индивидуальность, через познавательно-трудовую активность и художественно-творческую деятельность; развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности личности, развивать духовную культуру; развивать творческую инициативу, коллективно- мыслительную деятельность, способность находить нужную информацию и отбирать самое главное;

  • воспитывающей:

воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать бережное отношение к ресурсам; воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать трудолюбие, предприимчивость, чувство коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответствен­ности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бескон­фликтного общения; способствовать развитию и сохранению народных традиций в культуре и искусстве своей Родины; воспитывать любовь и уважение к коллективному, художественному, общественно полезному труду, приобщать к творческой деятельности через искусство;

Актуальность темы. Данная работа посвящена совершенствованию эколого-эстетического воспитания детей в процессе познания окружающего мира средствами искусства, однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы. В настоящее время еще не появилось достаточного количества работ, которые имеют по сущности, содержанию, формам и методам целенаправленное педагогическое воздействие на воспитание и формирование нравственно – эстетического отношения школьников к природе. Эта программа помогает понять и полюбить народное искусство России через непосредственное соприкосновение с ним, а популяризация экологических традиций и обычаев воспитывает любовь к Родине, любовь к природе, к истории народа, любовь к красоте и жизни.

Народное искусство – это одно из средств эстетического воспитания в процессе экологического образования – помогает формировать у учащихся художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни. Красота и гармония природы лежат в основе всего искусства и в первую очередь народного, так как именно его средствами человек впервые попытался изобразить окружающий его мир. Мир искусства – мир народного искусства – мир целостного человека, создаётся условиями природного окружения, пользуется благами природы, добытыми трудом на Земле. Так же как личность, разбирающаяся в искусстве, подготовлена к эстетическому оцениванию искусства, человек, разбирающийся в экологии, будет более чувствителен к оцениванию красоты природы. Искусство формирует в личности систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию, её отношений с миром природы. Весь традиционный образ жизни человека определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, является важнейшим средством воспитания и развития детей. Часто в народе говорят о природе человека, о природном уме, и это таит в себе глубинный смысл, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями и естественностью народного воспитания личности. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта с ней, владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность, экологические традиции народа в воспитании детей показывают, что они являются действенным фактором разностороннего развития личности и несут в себе большой потенциал для пробуждения познавательных процессов. С древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением каждого человека, а экологическое воспитание личности имеет гораздо большее значение, чем было, принято считать до сих пор.

В основу занятий положено обучение, направленное на развитие интереса к изучению природного и культурного наследия Родного края и формирование творческих возможностей ребёнка. Эстетические чувства, культура личности активно развиваются в процессе творческого труда, на занятиях дети знакомятся с произведениями искусства рожденного в крестьянской среде, с истоками образного языка, узнают, что выражают древние образы и символы и это помогает им понять и полюбить народное искусство России. Все темы в цикле занятий «Дом – среда обитания человека» направлены на формирование эстетических и экологических потребностей личности в процессе познания окружающего мира средствами искусства. Все дети от рождения талантливы, они несут заряд духовных и материальных ценностей и в состоянии сами сотворить прекрасное, наша задача помочь им раскрыться через народное искусство, так как в нём «тщательно соблюдается преемственность поколений мастеров». Искусство, созданное народом это прошлое в будущем, а без прошлого, как известно, нет настоящего. Познание природы через искусство, одна из задач экологического образования, которую выполняет программа дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека». Обширный и детально систематизированный материал, предлагаемый к изучению, позволяет значительно облегчить задачи по эколого-эстетическому воспитанию личности. Он способствует: активизации стремления познания родной природы и организации самостоятельной, мыслительной деятельности школьников в процессе творческого труда; развитию исследовательских способностей учащихся; формирует интерес к природе и положительное отношение к ней; вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать явления природы в своём творчестве. Природа, является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение её богатств, сколько открытий делает и ещё сделает человек, общаясь с ней!



Программа дополнительного образования включает в себя несколько циклов занятий и предусматривает различные методы построения учебно-воспитательного процесса: работа в художественных мастерских; наглядные методы; выполнение творческих проектов; беседы; дискуссии; исследовательская деятельность; собирательная деятельность; экскурсионная деятельность и др. В цикле занятий Программы дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека» в рамках эколого – эстетического воспитания учащихся в процессе познания окружающего мира средствами искусства, рассматриваются такие понятия, как:

  • значение природы в жизни человека;

  • законы об охране природы;

  • взаимосвязь экологического и эстетического воспитания человека;

  • экология человека;

  • экология;

  • социальная среда, как фактор формирования экологической культуры;

  • экологическая культура;

  • тенденции совместного развития природной и технологической среды;

  • формирование экологического мышления, как необходимое условие выживания и будущего развития человечества;

  • искусство, как важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе;

  • правила сбора природного материала для творчества, не причиняя вреда природе;

  • использование природных материалов в народном творчестве;

  • произведения художников, писателей, композиторов написанных о природе и др.

Научная новизна и теоретическая значимость программы выражена в разработке содержания, форм и методов обучения, направленных на формирование нравственно-эстетических потребностей и развитие экологической культуры школьников. Это достигается следующими методами:

  • - посещение музеев декоративно-прикладного и народного искусства, знакомство с изделиями русских народных умельцев;

  • - чтение лекций и проведение теоретических занятий, на которых дети в доступной форме получают знания об особенностях и видах народного творчества;

  • - изучение с детьми выставочной экспозиции лучших образцов выполненных учащимися в прошлые годы, составляющих методический фонд художественной мастерской, в которой проходят занятия;

  • - знакомство детей с коллекцией предметов старины, народного творчества, составляющих музейный фонд мастерской;

  • - выполнение технических упражнений и зарисовок композиций, мотивов народного орнамента украшающего предметы декоративно-прикладного и народного искусства;

  • - самостоятельное выполнение учащимися практических заданий по изучаемой теме;

  • - разработка и выполнение индивидуальных творческих проектов учащимися и их грамотное оформление;

  • - использование различных форм коллективной работы;

  • - участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах, конференциях и др.

В программе нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается отображением ее образов в самодеятельном искусстве школьников, в художественных образах декоративно-прикладного и народного искусства, с которыми знакомятся дети в процессе обучения. Таким образом, программа объединяет эстетическое и экологическое воспитание школьников. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы, как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно - эстетического воспитания школьников.

В цикле занятий Программы в процессе проведения эколого-эстетических занятий много внимания уделяется изучению народных художественных традиций, овладение которыми, осуществляется на трёх уровнях:



  • - восприятие – посещение музеев, выставок, просмотр творческих работ других учащихся, знакомство со старинными образцами народных промыслов и предметами быта, выполненными современными мастерами;

  • - воспроизведение – дети сами создают собственные композиции и выполняют творческие задания по образцу;

  • - творчество – выполнение разнообразных творческих проектов по личному замыслу средствами декоративно-прикладного искусства.

Должное внимание на занятиях уделяется умению обращаться со специальными инструментами и оборудованием, знанию и соблюдению технических режимов обработки природных материалов. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.

Предметы эстетического цикла - литература, музыка, изобразительное искусство, художественный труд, как модуль технологии, содействуют развитию нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты при общении с природой. Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы, а также использование природных материалов и восполняемых ресурсов.

Раскрытие эстетической картины мира на занятиях предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нем, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но так же и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности. Создаваемые детьми, на занятиях произведения, способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Эстетические чувства и экологическая культура личности активно развиваются в процессе творческого труда, но осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызывать у детей только положительное отношение к природе и яркие эмоциональные переживания, так как, всё это повышает интерес учащегося к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу или используя природные материалы для своего творения, дети вновь и вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Природа имеет огромную власть над человеком, поэтому экологическое - эстетическое образование и воспитание – очень важно в наше время, и в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в городе, области, стране, мире, этому подчинены все темы рассматриваемого цикла занятий Программы «Дом – среда обитания человека».

Программа содержит информационно – методический материал по проведению занятий по темам:



  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его доме: экология цвета и краски в народном искусстве»,

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его доме: глина в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов …: соломка в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов …: дерево в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов…: шерсть животных в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов…: растительные волокна в народном искусстве и быту»,

  • «Использование природных материалов…: благородные металлы в русском искусстве и быту»

  • «Использование природных материалов …: металл в русском искусстве и быту»

  • «Использование природных материалов… в украшениях и дополнениях русского народного костюма»

  • «Использование природных материалов… в изготовлении русской народной куклы»

  • «Использование природных материалов…зерновые культуры в народном искусстве»

  • «Использование природных материалов… русский народный календарь природы в народном быту»

  • «Использование природных материалов для улучшения экологической обстановки, ежедневно окружающей человека в его доме: подарки и праздничные игрушки к Рождеству и Новому году с использованием натуральных материалов и природных компонентов».

Работа над циклом занятий Программы дополнительного образования для детей школьного возраста «Дом – среда обитания человека» в рамках эколого – эстетического воспитания учащихся в процессе познания окружающего мира средствами искусства продолжается и находится в стадии разработки и совершенствования. Цикл занятий Программы подготовлен на основе многолетнего практического опыта автора, учителя технологии ГБОУ Центра образования №1048, к.п.н. Литвиновой Еленой Евгеньевной и многочисленных источников.

Список использованных источников информации.

1.bestreferat.ru/referat-50852.html Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике

2.referat.nndb.ru/referatd8690cdc.html Реферат: Духовные истоки народной педагогики


3.festival.1september.ru/index.php?member=406 Преподавание экологии

4. http://works.tarefer.ru/98/100106/index.html Эколого - эстетическое воспитание



Директор ГБОУ ЦО № 1048 С.С. Буробина

Учитель технологии ГБОУ ЦО № 1048, к.п.н. Е.Е.Литвинова
Каталог: word
word -> Оздоровление, здоровая жизнь и долголетие
word -> Душевная терапия
word -> Степанова м. В
word -> Мёд башкирский 2 Иммунная система и мёд 2
word -> Статья подготовлена заместителем Центрального института системного развития
word -> Памятка для населения профилактика малярии малярия тяжелое инфекционное заболевание, широко распространенное в странах с тропическим и субтропическим климатом
word -> И к тому же отсутствует аппетит, то, скорее всего, вашему организму не хватает витамина… Эта статья
word -> "Здоровый образ жизни"
word -> Республика узбекистан


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница