Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку и международную воздушную перевозку



Скачать 28.24 Kb.
Дата04.04.2018
Размер28.24 Kb.
ТипКодекс

Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку и международную воздушную перевозку. Особенности внутренних воздушных перевозок заключаются в том, что пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Понятие международной воздушной перевозки несколько сложнее. При таких перевозках воздушное судно осуществляет вылет и (или) прибытие на территории двух государств либо на территории одного государства при наличии пункта посадки на территории другого государства.

Международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются на основе транспортных конвенций, заключенных между теми или иными государствами. Данные конвенции имеют приоритет перед национальным законодательством, но при отсутствии механизмов правового регулирования тех или иных отношений по поводу международных перевозок могут применяться правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.

При осуществлении внутренних и (или) международных воздушных перевозок перевозчик обязан придерживаться норм, установленных международным, воздушным, гражданским законодательством, выполнять требования, закрепленные авиационными правилами и Правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Министерством транспорта РФ.

Лицо, выполняющее воздушные перевозки, должно располагать собственными или арендованными воздушными судами для выполнения заявленной программы полетов, определяемой на основании графика оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Воздушные суда должны быть оборудованы в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов. Методика расчета графика оборота воздушных судов издается в виде инструктивных материалов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Перевозчик должен придерживаться положений руководства по производству полетов, руководства по техническому обслуживанию и руководства по качеству, содержащих установленные и принятые к исполнению правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

Перевозчик обязан обеспечить соблюдение требований экологической безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также наличие необходимых нормативных актов по экологической безопасности, разрабатывать и осуществлять организационные и технические мероприятия по соблюдению их требований.

Перевозчик, осуществляющий полеты на международных воздушных линиях и авиационные работы за рубежом, должен обеспечить надежные каналы связи с каждым воздушным судном для оперативного управления перевозками или авиационными работами. Связь с воздушными судами может обеспечиваться самостоятельно или по договору с организацией, имеющей допуск на выполнение соответствующих работ.

Перевозчик, в зависимости от характера перевозок, обеспечивает следующие виды страхования:

- ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (ст. 131 ВК РФ);

- жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна от несчастного случая при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 132 ВК РФ);

- ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ);

- ответственности перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (в соответствии со статьей 134 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением авиационных работ (в соответствии со статьей 135 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- иное страхование.

Страхование воздушного судна (каско), а также страхование лиц, включенных в задание на полет и не являющихся членами экипажа воздушного судна, осуществляется по решению перевозчика.

Документы по страхованию должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в части обеспечения страхования.

Перевозчик обеспечивает загрузку и центровку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.

Загрузка и центровка воздушного судна с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в части обеспечения безопасности полетов. Выявление подобных нарушений может служить основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта до тех пор, пока не будет доказано, что эксплуатант способен выполнять правила и соответствовать стандартам в области обеспечения безопасности полетов.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются: при перевозке пассажира - билет; при перевозке вещей пассажира в качестве багажа - багажная квитанция.

Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм выдает:

квитанцию разных сборов - при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа - при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях "туда" и "обратно" рассматривается как два отдельных договора перевозки.

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 21 июля 1997 г. № 153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок" установлены определенные особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Так перевозка детей на внутренних и международных воздушных линиях (в том числе в страны СНГ) обеспечивается:

- бесплатно, а при международных перевозках со скидкой 90% от нормального (полного) тарифа - в возрасте не старше двух лет, без предоставления отдельного места. Каждому взрослому пассажиру разрешается перевезти бесплатно (а при международных перевозках со скидкой 90%) только одного ребенка в возрасте до двух лет;

- со скидкой в размере 50% от нормального тарифа - других детей в возрасте до двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет;

- при перевозке детей в салонах повышенной комфортности скидка с тарифа исчисляется от нормального тарифа соответствующего класса обслуживания.

Норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком и не может быть менее: 10 кг - для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 12 тонн; 20 кг - для воздушных судов с максимальной взлетной массой 12 тонн и более.

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна (если перевозчиком не установлен льготный срок) и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна пассажиру возвращается уплаченная за перевозку сумма с удержанием сбора в размере:

- 10% - при отказе от полета менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

- 25% - при отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления воздушного судна.

При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна при групповых перевозках возвращается сумма с удержанием сбора в размере 25%.

Согласно п. 99 правил воздушной перевозки «При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа. Выполнение этого пункта правил авиаперевозчиками стало наиболее актуальным в сентябре 2008г. При возникновении материальных проблем у многих авиакомпаний, имели место обращения в суд о признании этого пункта недействующим. Например «Авиакомпании «Сахалинские Авиатрассы». Но так как в п. 99 содержатся нормы направленные на правовую защиту интересов пассажиров Верховный Суд РФ оставил жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" - без удовлетворения.

Осуществление воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ регулируется отдельным актом, а именно Инструкцией по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ (приложение к Приказу Минобороны РФ от 26 марта 2003 г. N 90).

Данная Инструкция определяет порядок планирования, организации и контроля выполнения воздушных перевозок военно-транспортными и транспортными самолетами и вертолетами авиации Вооруженных Сил РФ (далее - воздушные суда авиации ВС РФ), а также обязанности должностных лиц, участвующих в планировании, организации, обеспечении и выполнении воздушных перевозок. Воздушными судами авиации ВС РФ, как правило, перевозятся: военнослужащие Вооруженных Сил, члены их семей, лица гражданского персонала Вооруженных Сил.

Кроме того, воздушными судами могут перевозиться другие лица и грузы по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующего Военно-воздушных сил и начальника Главного штаба Военно-воздушных сил в установленном порядке без ущерба боевой готовности и выполнению задач по прямому предназначению.

Воздушные суда авиационных воинских частей центрального подчинения, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ используются для выполнения воздушных перевозок в соответствии с годовыми и месячными планами воздушных перевозок, утвержденными главнокомандующими видами (командующими родами войск) Вооруженных Сил РФ, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, а также в соответствии с суточными планами воздушных перевозок, утвержденными начальниками главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ. В случаях, не предусмотренных планами, воздушные перевозки выполняются указанными воздушными судами по решениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, начальников главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ, а также начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, которым они подчинены.

В целях обеспечения видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ, не имеющих возможности выполнения перевозок своими воздушными судами, воздушные перевозки выполняются воздушными судами 61 Воздушной армии Верховного Главного Командования Вооруженных Сил РФ (Военно-транспортной авиации) и 8 Авиационной дивизии (особого назначения) в соответствии с годовыми планами воздушных перевозок, утвержденными начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, на основании заявок, представляемых в Главный штаб Военно-воздушных сил.

Договор перевозки груза оформляется грузовой накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Если срок не установлен, то перевозка осуществляется в разумные сроки, которые определяются с учетом всех обстоятельств.

Сроки доставки груза воздушным транспортом исчисляются с момента приема его к перевозке в аэропорту отправления и до момента извещения получателя о прибытии груза в аэропорт назначения с учетом норм времени на хранение, переработку груза в аэропортах первоначальных, промежуточных, назначения и на перевозку воздушными судами.

Исчисление срока доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем приема груза к перевозке.

Сроки доставки тяжеловесного, негабаритного и мелких партий груза, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с отправителем, о чем делается соответствующая отметка в грузовой накладной.

Сроки доставки груза на периодические массовые перевозки груза воздушным транспортом устанавливаются авиационными предприятиями ГА по договоренности с отправителем и указываются в договорах.

Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 часов по истечении установленного срока доставки направил получателю извещение о прибытии груза по адресу, указанному в грузовой накладной.

Срок доставки груза считается ненарушенным, если задержка произошла по причинам: стихийного бедствия; невозможности полетов по метеорологическим условиям; ограничения полетов по распоряжению государственных органов; по другим причинам, не зависящим от перевозчика.

Не включается в срок доставки груза: время задержки отправки груза по вине отправителя, если погрузка осуществляется его средствами; время ожидания в аэропорту трансфера отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения по установленному расписанию, но не более 24 часов; время задержки груза в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.).

При прямых смешанных перевозках груза срок его доставки исчисляется раздельно в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, принимающих участие в прямой смешанной перевозке груза.

В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность отправителя и получателя и испросить распоряжения отправителя.

В случае, когда перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уведомления не получит от отправителя или получателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право: передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес получателя; поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо организации; реализовать груз в установленном порядке.

О своем решении перевозчик обязан сообщить отправителю и получателю. Отправитель обязан возместить перевозчику расходы, возникшие вследствие указанных операций.



Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видам транспорта, перевозчик обязан произвести возврат отправителю сумм в размерах, установленных правилами применения тарифов.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воздушной перевозке груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница