Возможности использования метода газоразрядной визуализации в образовании



Дата09.09.2017
Размер191 Kb.
ТипСтатья

Статья опубликована в материалах

Международного научного конгресса по ГРВ-биоэлектрографии

(г. Санкт-Петербург, 2009. – С. 34 – 37)
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГАЗОРАЗРЯДНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Булатова Т.Е.,

ГОУ ДПО «ИПКиПРО Курганской области», bulat_t@list.ru


На фоне социальных процессов происходящих в обществе от всех воспитательных структур системы образования ждут и требуют более высоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности, развития и здоровья подрастающего поколения. Все эти результаты, возможно, достичь в будущем, если сейчас сможем поддержать систему образования современными достижениями науки и техники.

Одним из адаптируемых направлений в системе образования является использование комплексного метода газоразрядной визуализации (ГРВ-графии), отражающего соотношение процессов вегетативной регуляции человека и позволяющего оценить психофизическое состояние на уровне регистрации энергии в конкретных органах или системах, а соответственно выявить влияние на человека всех факторов окружающей среды. Регистрируемое изображение газоразрядного свечения, возникающее вокруг пальцев человека, называется ГРВ-граммы. ГРВ-граммы отражают текущее психофизиологическое состояние человека, его нервно-психический статус в данный момент времени.

Проведённая исследовательская работа совместно с ООО «КТИ» г. Санкт-Петербурга на базе МОУ «Гимназия № 57» г. Кургана, Новомировской и Гороховской средних школ Юргамышского района Курганской области и ряда других образовательных учреждений позволил выделить четыре основных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в образовательном процессе.

Первое направление – мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей содержит в себе следующие разделы:



  • изучение возможностей использования метода газоразрядной визуализации в мониторинге психофизиологического состояния обучающихся гимназии и сельской школы, кадетской школы и СПУ в течение учебного года;

  • определение и мониторинг психофизиологической готовности ребёнка к осуществлению познавательных процессов и деятельности;

  • динамика ГРВ-грамм учителей в течение учебного дня, года для профилактики «профессионального выгорания»;

  • зависимость динамики показателей ГРВ-грамм от типа темперамента исследуемого и влияния личностно-значимых ситуаций;

  • влияние эстетического оформления пространства, цвета, музыки, украшений, макияжа, приёма пищи на показатели ГРВ-графии в зависимости от типа темперамента исследуемого;

  • подбора и апробация экспресс-методов гармонизации психофизиологического состояния обучающихся.

Второе направление - использование метода газоразрядной визуализации в работе с семьёй было востребовано родителями и определилось при исследованиях:

  • влияний межличностных отношений матерей и их детей;

  • влияние межличностных отношений отцов и их детей;

  • взаимное влияние в семье супругов;

  • динамика параметров ГРВ биоэлектрографии при воспоминаниях о взаимоотношениях с мамой в детстве;

  • мониторинг здоровьесберегающей работы семьи.

Третье направление - оценка здоровьесберегающей деятельности школы традиционными методами и методом ГРВ-графии:

  • оценка эффективности организации здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении по результатам мониторинга психофизиологического состояния обучающихся;

  • влияние программ, методик, техник, способов, приёмов, подходов и психоэмоциональных условий обучения, используемых педагогами, на динамику показателей ГРВ-графии.

Четвёртое направление - использование врачами-педиатрами полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии для анализа состояния здоровья обучающихся и выявления наличия предрасположенности к заболеваниям или обострению на данный момент, вследствие малой заинтересованности медицинских работников, у нас развивается медленно.

Мы представим некоторые результаты наших исследований.



При подведении итогов первого исследования психофизического состояния школьников были получены следующие результаты (рис 1.).
Рис.1. Результаты оценки психофизического состояния обучающихся методом ГРВ-графии: 1 – энергодефицитное состояние; 2 – состояние в зоне риска (на границе нормы); 3 – относительная норма

Только 36 % школьников имели показатели газоразрядной визуализации в пределах относительной нормы, у 47 % выявили энергодефицитное состояние, у 17 % - состояние в зоне риска (на границе нормы).

Результаты психологического тестирования, в частности показатели оценки самочувствия теста Дембо-Рубинштейна имели положительную корреляцию с показателями ГРВ-графии. Школьники, характеризующие своё состояние как хронической усталости, сниженного настроения, слабости имели низкие показатели ГРВ-графии. По тесту Айзенка на момент исследования у них преобладали холерический и меланхолический типы темперамента. С каждым исследуемым была проведена беседа по результатам тестирования и даны рекомендации по соблюдению режима дня, питания, выполнению физической зарядки, положительному самонастрою. Проведены беседы с родителями по результатам исследования, даны индивидуальные консультации и рекомендации. До администрации школы, классных руководителей доведены общие результаты исследования и совместно скорректированы программы по обучению и формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, чтобы знания не только закреплялись, но и реализовались в поведении.

а) б)


Рис. 2. Динамика энергетического потенциала З-ва Д. ученика 1 класса: а) первое исследование (энергетический потенциал снижен); б) второе исследование (соблюдение правил здорового образа жизни в течение 1 месяца) (энергетический потенциал в норме).

Роста результатов удалось достичь благодаря совместной работе учителя, родителей и детей (рис.2). Родители помогали ребёнку в выполнении режима дня и питания, физической нагрузке, положительном настрое. Учитель выстраивал оптимально учебный процесс и индивидуально помогал детям скорректировать своё состояние. Дети стремились через ведение здорового образа жизни получить красивые картины свечения своего энергетического поля.

Совместная заинтересованность в получении результата позволила добиться улучшения психофизиологического состояния детей.

При обследовании через 5 месяцев целенаправленной работы по здоровьесбережению 83 % детей имели показатели в пределах нормы.

При работе с методом ГРВ-графии мы убедились, что ведение мониторинга психофизиологического состояния обучающихся позволяет выявить практически все проблемные зоны ребёнка в физической, психической и социальной сферах и, подобрав адекватные техники и методики скорректировать его состояние. Самое оптимальное, когда ребёнка обследуют каждую четверть. Если выявлено энергодефицитное состояние, то рекомендуют «привести себя в порядок» (выспаться, отдохнуть, позавтракать, сделать зарядку) и с хорошим настроением вновь пройти обследование. При повторном выявлении энергодефицитного состояния родителям рекомендуется обратиться с ребёнком к педиатру.

В институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области разработана программа повышения квалификации «Организация здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении и мониторинг её эффективности» для педагогов-психологов, специалистов занимающихся вопросами здоровья. Первый блок посвящён теоретическим основам организации здоровьесберегающих технологий в школе. Во втором блоке раскрываются основы методов мониторинга эффективности организации здоровьесбережения в школе. Среди методов подробно изложен метод газоразрядной визуализации (ГРВ/Биоэлектрографии).

Таким образом, мониторинг психофизического состояния с помощью метода ГРВ-графии является научно-обоснованной базой построения индивидуальных технологий сохранения психофизического здоровья школьников в процессе обучения. Стабилизации результатов ГРВ-графии школьников в пределах нормы способствует соблюдение режима дня, рациональное питание, физическая нагрузка, положительный психологический настрой. Внедрение программы психофизической коррекции в начальной школе приведет как к снижению заболеваемости, так и повышению успеваемости учащихся, повышению мотивации к здоровому образу жизни.

Использование метода газоразрядной визуализации в модульной образовательной программе по охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Администрация школы получает возможность объективно анализировать работу учителей и родителей по проведению воспитательной и здоровьесберегающей работы.



Список литературы:

  1. Коротков, К. Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб., 2001.- 358 с.

  2. Попова, Т.В. Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению учащихся / Т.В. Попова, Т.Е. Булатова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2006. – С. 146 – 149.

  3. Булатова, Т.Е. Метод газоразрядной визуализации в оценке психофизического состояния гимназистов / Т.Е. Булатова, Л.И.Иванова // Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. ст. / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2006. – С. 83 – 87.

  4. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. – С. 35 – 37.

  5. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 164.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница