Возрастная анатомия и физиология органа зрения. Методы исследования глаза и его придатков



Дата25.04.2016
Размер141 Kb.
Просмотров75
Скачиваний0
ТипИсследование
Занятие № I

Инструктаж по технике безопасности для студентов.



Тема: Введение. Возрастная анатомия и физиология органа зрения. Методы исследования глаза и его придатков.

Цель: практическое изучение анатомо-физиологических особенностей органа зрения и его придатков. Овладение методикой объективного исследования глаза и его придатков.

Содержание: общее строение зрительного анализатора. Строение орбиты, ее содержимое. Придаточные пазухи носа. Глазодвигательные мышцы и их иннервация. Строение век, конъюнктивы, слезных органов. Формы, величина, ориентиры глазного яблока. Склера, ее строение. Роговая оболочка, ее строение, физиологические особенности. Сосудистая оболочка, три ее отдела, строение и функции каждого из них. Кровоснабжение глаза. Сетчатая оболочка, ее строение. Желтое пятно и диск зрительного нерва. Хрусталик, особенности его строения, участие его в аккомодации. Стекловидное тело. Передняя камера, пути оттока внутриглазной жидкости. Ход зрительных путей, центр зрения. Препарирование глазного яблока.

Исследование состояния кожи век, формы глазной щели, положение глазного яблока в орбите. Исследования состояние краев век, положение слезных точек. Выдавливание содержимого из слезного мешка. Канальцевая и слезно-носовая пробы. Методика осмотра конъюнктивы нижнего и верхнего век с применением векоподъемника Демарра.



План проведения занятий:

  1. Краткая информация преподавателя о задачах и плане проведения практических занятий.

  2. Строение зрительного анализатора. Строение орбиты, ее содержимое. Придаточные пазухи носа.

  3. Строение век, конъюнктивы, слезных органов. Глазодвигательные мышцы, их иннервация.

  4. Строение глазного яблока и его ориентиры. Роговица, ее строение и физиологические особенности. Склера, ее строение. Сосудистая оболочка, ее отделы, строение и функции каждого из них. Кровоснабжение глаза. Сетчатая оболочка, ее строение. Желтое пятно и диск зрительного нерва. Хрусталик, особенности его строения, участие его в аккомодации. Стекловидное тело. Передняя камера, пути оттока внутриглазной жидкости. Ход зрительных путей, центр зрения.

  5. Демонстрация видеофильма «Методы исследования».

Методические указания:

Особенности анатомо-физиологических свойств глаза изучаются по таблицам, муляжам и во время препаровки фиксированных в формалине бычьих глаз.

Объективные методы исследования глаза студенты изучают друг на друге.
Демонстрационный материал:

Таблицы:

а) разрез глазного яблока;

б) строение сетчатки, зрительные пути и центры;

в) схема кровоснабжения глаза;

г) разрез век;

д) строение слезных путей.

Наборы офтальмоскопов, включая электрический офтальмоскоп. Экзофтальмометр Гертеля. Инструментарий для вскрытия глазного яблока.

Муляж, череп, бычьи глаза, векоподъемники Демарра, шприц с канюлей, конический зонд, физиологический раствор, почкообразный тазик, вата, марля, 1 % раствор мидриацила, 0,5 % раствор флюоресцеина.



Студент должен знать:

  1. Анатомо-физиологические особенности органа зрения и его придатков.

  2. Каким образом осуществляется методика фиксации маленького ребенка при его осмотре.

  3. Рентгенография слезных путей.

  4. Эпиляция ресниц.

  5. Прямая и обратная офтальмоскопия, биомикроскопия, эхобиометрия.


Практические навыки и методы исследования, которыми должен овладеть студент:

  1. Наружный осмотр и метод бокового (фокального) освещения.

  2. Исследование подвижности глазных яблок.

  3. Определение выстояния глазных яблок (экзофтальмометром Гертеля).

  4. Исследование конъюнктивы нижнего и верхнего века (выворот верхнего века с помощью пальцев, векоподъемника Демарра, стеклянной палочки).

  5. Проведение пробы Ширмера № 1.

  6. Промывание конъюнктивальной полости.

  7. Исследование глаза в проходящем свете.

  8. Исследование проходимости слезоотводящих путей (слезно-носовая проба с колларголом или флюоресцеином, промывание слезоотводящих путей).

  9. Закапывание капель, закладывание мази.

  10. Проверка реакции зрачков на свет.

  11. Раскрытие глазной щели.

  12. Исследование в проходящем свете.


Литература:
1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г


  1. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.


Занятие № 2

Тема: Зрительные функции и возрастная динамика их развития.

Цель: освоение студентами методики определения остроты зрения и знакомство с методикой определения слепого пятна, цветоощущения и светоощущения, знакомство с простейшими способами выявления нарушений бинокулярного зрения.

Содержание: правила и порядок определения остроты зрения по таблицам. Методы исследования остроты зрения у взрослых и детей раннего возраста. Методика определения поля зрения на периметре Ферстера, проекционном периметре. Знакомство с современными моделями периметров. Методика определения слепого пятна. Виды цветовой слепоты. Методика определения цветоощущения с помощью полихроматических таблиц проф. Е.Б.Рабкина, пороговых таблиц. Темновая адаптация. Расстройства темновой адаптации. Значение исследования темновой адаптации при военной экспертизе и профотборе. Знакомство с определением темновой адаптации на камере Кравкова-Вишневского. Знакомство с работой кабинета функциональной диагностики (нистагмовизометрия, ЭОГ, ЭРГ).

План проведения занятий:

  1. Опрос студентов.

  2. Освоение метода определения остроты зрения.

  3. Знакомство с методом объективного определения остроты зрения на нистагмоаппарате.

  4. Освоение метода периметрии, кампиметрии и исследования цветоощущения.

  5. Знакомство с ориентировочным определением темновой адаптации на адаптометре.

  6. Демонстрация видеофильма «Функции зрительного анализатора».

Методические указания:

Студенты самостоятельно определяют остроту зрения, исследуют поле зрения на периметре, определяют слепое пятно на кампиметре. Результаты исследования записывают в офтальмологическом паспорте студента и отмечают на схемах полей зрения. Исследования поводят друг на друге. Знакомство с методикой объективного исследования остроты зрения.


Демонстрационный материал:

Таблицы:

а) разрез глазного яблока.

б) кривая темновой адаптации.

в) схема полей зрения.

Аппарат Рота с таблицами, периметр Ферстера, проекционные периметры, камера Кравкова-Вишневского, таблица Рабкина, пороговые таблицы, схема полей зрения, зеленый светофильтр. Больные с различной остротой зрения.
Студенты должны знать:

1. Определение понятия об угле зрения.

2. О методах исследования остроты зрения у взрослых и детей раннего возраста.

3. Исследование поля зрения на периметре.


Уметь:

  1. Проверять реакцию зрачков на свет.

  2. Исследовать светоощущение (ориентировочным методом).

  3. Исследовать цветоощущения с помощью полихроматических таблиц Рабкина, пороговых таблиц.

  4. Исследовать поле зрения ориентировочным методом и с помощью периметра.

  5. Исследовать остроту зрения по таблицам.


Литература:
1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г


  1. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.



Занятие № 3

Тема: Физиологическая оптика. Рефракция, аккомодация. Косоглазие.

Цель: ознакомить студентов с видами клинической рефракции, с принципами подбора очков. Освоение методики подбора пресбиопических очков. Знакомство с клиникой и принципами лечения содружественного и паралитического косоглазия.

Содержание: понятие о физической и клинической рефракции глаза: эмметропия, миопия, гиперметропия. Понятие об астигматизме. Методы определения рефракции. Понятие об аккомодации. Пресбиопия и назначение очков при этом. Понятие о бинокулярном зрении и методы определения его: опыт с «отверстием в ладони», исследование на синоптофоре, опыт со спицами, опыт с призмой. Содружественное и паралитическое косоглазие, дифференциальный диагноз при этом, консервативное и хирургическое лечение.

План занятий:

  1. Определение клинических видов рефракции.

  2. Знакомство с набором оптических стекол.

  3. Субъективный метод определения рефракции.

  4. Объективные методы - скиаскопия, рефрактометрия.

  5. Механизм аккомодации, подбор пресбиопических стекол.

  6. Исследование бинокулярного зрения.

Методические указания:

Студенты определяют рефракцию субъективным способом друг на друге. Самостоятельно подбирают пресбиопические очки, выписывают рецепты.



Демонстрационный материал:

Таблицы:

а) разрез глазного яблока.

б) клинические виды рефракции.

в) ход лучей при астигматизме.

Аппарат Рота с таблицами для определения остроты зрения, набор оптических стекол, миллиметровые линейки, очки concave, convex. Контактные линзы. Больные с аномалиями рефракции. Рефракометр.

Студенты должны знать:


  1. Клиническую характеристику эмметропии, миопии, гиперметропии, астигматизма.

  1. Вопросы диагностики и лечения прогрессирующей близорукости.

  2. Возрастные изменения аккомодации.

  3. Коррекцию аномалий рефракции с помощью пробных очковых стекол.

  4. Принципы коррекции пресбиопии.

  5. Схему клинической классификации содружественного косоглазия.

  6. Методы определения угла косоглазия.

  1. Принципы и сроки лечения различных видов содружественного первичного косоглазия.

  2. Плеоптическое лечение амблиопии (окклюзия, пенализация, засветы). Спецдетсады.

  3. Консервативное лечение содружественного косоглазия (ортоптическое лечение, диплоптика, стереоскопические упражнения). Кабинеты охраны зрения детей.

  4. Хирургические методы лечения косоглазия.

  5. Дифференциальная диагностика между паралитическим и содружественным косоглазием.

Уметь:

  1. Исследовать подвижность глазных яблок.

  2. Выполнять наружный осмотр и методом бокового освещения (простого и комбинированного).

  3. Определять бинокулярное зрение ориентировочными методами.

  4. Определять угол косоглазия по Гиршбергу.

  5. Определять клиническую рефракцию субъективными методами.

  6. Подбирать и выписывать пресбиопические очки.

  7. Измерять межзрачковое расстояние.



Литература:
1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г


  1. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.

Занятие 4

Тема: Заболевания конъюнктивы, век, слезных органов и орбиты.

Заболевания роговой оболочки и склеры.



Цель: знакомство студентов с клиникой, лечением и профилактикой основных заболеваний роговой оболочки и склеры; ознакомить студентов с содержанием работы врача-окулиста в поликлинике, а также с клиникой и лечением острых конъюнктивитов, заболеваний век, слезных органов и орбиты.

а также с клиникой, диагностикой и основными принципами местного и общего лечения иридоциклита.



Содержание: Острые инфекционные конъюнктивиты, халязион, ячмень, блефариты, опухоли век, дакриоцистит новорожденных, острый и хронический дакриоцистит, острый дакриоаденит: клиника, лечение, осложнения; патология орбиты: абсцесс, флегмона (клиника, диагностика, лечение).

Общая симптоматика аномалий и заболеваний роговой оболочки. Виды инъекций глазного яблока. Ползучая язва роговой оболочки. Клиника, течение, исходы, лечение. Герпетические кератиты (везикулярный, древовидный). Клиника, лечение. Сифилитический паренхиматозный кератит, клиника, диагностика, лечение. Исходы кератитов. Кератопластика и кератопротезирование. Основные симптомы иридоциклитов. Этиология. Принципы местного и общего лечения иридоциклитов. Осложнения и последствия иридоциклитов. Этиология, клиника, диагностика, принципы лечения, осложнения задних увеитов. Злокачественные опухоли сосудистого тракта.



Методические указания:

Группа разбивается на подгруппы из 2-х человек. Каждая подгруппа исследует 1 больного. Преподаватель следит, чтобы студенты придерживались принятой методики исследования больного. После окончания осмотра один из студентов докладывает результаты осмотра, исследований, предполагаемый диагноз. Преподаватель подчеркивает наиболее характерные признаки заболевания. Второй студент назначает лечение, выписывает рецепты.

Студенты самостоятельно под наблюдением преподавателя исследуют больных с кератитами различной этиологии: определяют чувствительность роговицы и дефекты ее эпителия.

Демонстрационный материал:

Таблицы:


  1. конъюнктивиты, заболевания век, слезных органов.

  2. разрез глазного яблока.

  3. строение роговой оболочки.

  4. виды васкуляризации роговицы.

  5. гнойная язва роговицы.

  6. герпетический кератит.

Больные с кератитами, различными видами бельм.

Студенты должны знать:

  1. Диагностику и лечение блефаритов, ячменя и халязиона.

  2. Диагностику и лечение конъюнктивитов различной этиологии.

  3. Диагностику и лечение дакриоцистита новорожденных, острого и хронического дакриоцистита, острого дакриоаденита.

  4. Общую симптоматику заболеваний роговицы (патологию величины, сферичности, зеркальности, прозрачности, чувствительности роговицы, поверхностные сосуды, глубокие сосуды, перикорнеальная инъекция, смешанная инъекция, поверхностные и глубокие помутнения).

  5. Диагностику и лечение аномалий роговицы (микрокорнеа, мегалокорнеа, кератоконус, кератоглобус, врожденные помутнения роговицы).

  6. Диагностику и лечение ползучей язвы роговицы.

  7. Исходы заболеваний роговицы (бельмо, облачко, пятно), их лечение.

  8. Диагностику и лечение склеритов и эписклеритов.

  9. Диагностику меланоза, синдрома синих склер.


Уметь:

  1. Диагностировать и знать принципы лечения блефаритов, ячменя, халязиона, конъюнктивитов, дакриоцистита новорожденных, острого дакриоаденита.

  2. Диагностировать и знать принципы лечения кератитов различной этиологии.

Практические навыки и методы исследования, которые должен освоить студент:

  1. Методика осмотра придаточного аппарата глаза и глазного яблока у маленьких детей.

  2. Методика осмотра век, конъюнктивы. Их клинические свойства в норме.

  3. Осмотр слезопродуцирующих и слезоотводящих путей. Диагностические и лечебные манипуляции при патологии слезного мешка: методика выдавливания содержимого из слезного мешка, массаж слезного мешка.

  4. Методика инстилляций медикаментов, закладывание мазей в конъюнктивальный мешок. Методика блокирования слезоотводящих путей после инстилляции медикаментов в конъюнктивальную полость. Методика промывания конъюнктивальной полости.

  5. Выписывание рецептов на наиболее часто применяемые в глазной практике капли и мази.

  6. Флюоресцеиновая проба - определение дефектов эпителия роговой оболочки.

  7. Определение чувствительности роговой оболочки.



Литература:
1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г


  1. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.


Занятие 5

Тема: Заболевания сосудистого тракта. Патология хрусталика.

Цель: ознакомить студентов с клиникой, диагностикой и основными принципами местного и общего лечения увеитов; ознакомить студентов с клиникой и лечением различных видов катаракт, а также с техникой производства офтальмологических операций.

Содержание: Основные симптомы иридоциклитов. Этиология. Принципы местного и общего лечения иридоциклитов. Осложнения и последствия иридоциклитов. Этиология, клиника, диагностика, принципы лечения, осложнения задних увеитов. Злокачественные опухоли сосудистого тракта. Изучение состояния хрусталика при боковом освещении, в проходящем свете и при биомикроскопии. Катаракта, виды катаракт. Стадии развития старческой катаракты. Консервативное и оперативное лечение катаракт. Техника факоэмульсификации (демонстрация видеофильма). Афакия и ее коррекция. Врожденная катаракта.
Методические указания:

Студенты самостоятельно под наблюдением преподавателя исследуют больных с увеитами различной этиологии. Группа разбивается на подгруппы из 2-х человек. Каждая подгруппа исследует 1 больного. Преподаватель следит, чтобы студенты придерживались принятой методики исследования больного. После окончания осмотра один из студентов докладывает результаты осмотра, исследований, предполагаемый диагноз. Преподаватель подчеркивает наиболее характерные признаки заболевания. Второй студент назначает лечение, выписывает рецепты, заполняет амбулаторную карту. Преподаватель предварительно знакомит студентов с ходом тех операций при катаракте, которые будут им продемонстрированы.


Демонстрационный материал:

  1. Схема кровоснабжения глаза.

  2. Разрез глазного яблока.

  3. Строение хрусталика.

  4. Виды катаракт.

  5. Больные с увеитами и катарактой.

  6. Набор оптических стекол.

  7. ИОЛ


Практические навыки: выписывание рецептов, написание истории болезни.

Студенты должны знать:

  1. Диагностику и лечение возрастных (старческих) катаракт.

  2. Принципы консервативного и хирургического лечения катаракт у детей и взрослых.

Уметь:

  1. Диагностировать катаракту у детей.

  2. Диагностировать афакию, осуществлять коррекцию афакии.

  3. Выписывать рецепты на очки при афакии.


Литература:
1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г


  1. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.



Занятие № 6

Тема: Глаукома.

Цель: ознакомить студентов с клиникой различных форм глаукомы, ранней диагностикой, течением и лечением заболевания, работы глаукомного кабинета. Хорошее знание острого приступа глаукомы и умение оказать своевременную помощь.

Содержание: классификация глаукомы. Клиника открыто- и закрытоугольной глаукомы. Методика измерения внутриглазного давления. Клиническая картина острого приступа закрытоугольной глаукомы. Лечение глаукомы, консервативное и оперативное. Дифференциальный диагноз между острым приступом глаукомы и острым иридоциклитом. Тактика врача при детской и юношеской глаукоме.

Методические указания:

Студенты самостоятельно исследуют больных глаукомой. Овладевают методикой измерения внутриглазного давления.



Демонстрационный материал:

Таблицы:

а) разрез глаза.

б) глаукома и ирит.

в) классификация глаукомы.

г) радужные круги.

д) строение угла передней камеры.

Тонометр Маклакова, эластотонометр Филатова Кальфа, раствор дикаина 0,5%, раствор альбуцида, больные.

Практические навыки:


  1. Пальпаторное исследование офтальмотонуса.

  2. Заполнение амбулаторной карты больного глаукомой.


Студенты должны знать:

  1. Этиологию и патогенез врожденной глаукомы.

  2. Принципы, сроки и методы лечения врожденной глаукомы. Диспансеризация. Исходы. Прогноз.

  3. Характеристику форм, стадий и степени. Компенсации первичной глаукомы.

Уметь:

  1. Диагностировать на практике кардинальные и ранние признаки врожденной глаукомы.

  2. Диагностировать и лечить острый приступ глаукомы.

  3. Пальпаторно и инструментально определять ВГД.

Литература:


  1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

  2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

  3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г

  4. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.



Занятие № 7

Тема: Повреждения глаза и его придаточного аппарата у взрослых и детей.

Цель: ознакомить студентов с оказанием неотложной помощи при механических, термических, химических и лучевых повреждениях органа зрения.

Содержание: повреждение придатков глаза (век и слезных органов), помощь при них. Повреждения орбиты, методы диагностики, оказание неотложной помощи. Оказание помощи при контузиях и непроникающих ранениях глаза. Методика удаления поверхностно лежащих инородных тел с роговицы и конъюнктивы. Проникающие ранения глаза, абсолютные и относительные признаки, оказание первой помощи. Диагностика внутриглазных инородных тел. Понятие о симпатической офтальмии. Ожоги глаз - химические и термические. Первая помощь, возможные осложнения. Лучевые повреждения глаз. Электроофтальмия, первая помощь при ней. Наложение различных видов повязок. Проведение тестового контроля. Решение ситуационных задач.

Методические указания:

При разборе больных с травмой органа зрения большое внимание уделяется вопросам профилактики глазного травматизма. Особое внимание обращается на методику оказания неотложной помощи врачом-неспециалистом.



Демонстрационный материал:

Таблицы:

  1. разрез глазного яблока.

  2. схема рентген-локализации инородных тел.

  3. протез Комберга-Балтина, рентгенограммы.

  4. бинты, наглазники.

  5. больные с травмой органа зрения.

Студенты должны знать:

  1. Классификацию повреждений глаз по происхождению, форме, локализации, степени тяжести, осложнениям.

  2. Принципы лечения лиц с тупыми травмами глаза различной степени. Исходы. Вопросы диспансеризации.

  3. Оказание первой врачебной помощи и принципы специализированной помощи.

  4. Принципы специализированной помощи при повреждениях орбиты.

  5. Особенности клиники ожогов, вызванных кислотой, щелочью, кристаллами марганца, анилиновыми ожогами. Лучевые ожоги.

  6. Первую врачебную помощь и принципы специализированной помощи при ожогах.

  7. Средства и методы лечения последствий ожогов.

Студенты должны уметь:

  1. Промывать конъюнктивальной полости.

  2. Оказывать первую врачебную помощь при проникающих ранениях глаза.

  3. Оказывать первую врачебную помощь при ожогах.

  4. Накладывать асептические монокулярные и бинокулярные повязки.


Литература:


  1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

  2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

  3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г

  4. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.


Занятие № 8

Тема: Патология сетчатки и зрительного нерва. Офтальмоонкология.

Цель: ознакомить студентов с основами диагностики, клиники и принципами лечения заболеваний сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей, корковых отделов зрительного анализатора у лиц различного возраста.

Содержание: Глазное дно в норме. Глазное дно при гипертонической болезни, при сахар­ном диабете. Клиника и лечение острой непроходимости центральных сосудов сетчатки. Отслойка сетчатки: понятие, ее отличие от ретиношизиса. Основные виды отслойки сетчатки: первичная и вторичная, дифференциальный диагноз этих видов отслойки. Первичная отслойка сетчатки. Основные звенья этиологии и патогенеза. Клиника (субъективная и объективная симптоматика). Диагностика. Основные направления в хирургическом лечении первичной отслойки сетчатки. Профилактика отслойки сетчатки. Основные виды патологии зрительного нерва. Невриты зрительного нерва, их этиология, клиническая картина в зависимости от локализации воспалительного процесса в зрительном нерве. Невриты неинфекционной природы. Основные принципы лечения невритов зрительного нерва. Ишемическая нейропатия: этиология, варианты локализации процесса в зрительном нерве, клиника, лечение. Застойный диск зрительного нерва: понятие, этиопатогенез, дифференциальный диагноз с гипертонической нейроретинопатией, невритом зрительного нерва. Осложненный застойный диск. Синдром Фостера Кеннеди. Псевдозастойный диск: причины. Атрофия зрительного нерва: этиопатогенез, основные виды, клиническая картина, принципы лечения. Клинико-структурная характеристика и основные нозологические формы опухолей век, конъюнктивы и слезной железы. Меланомы сосудистого тракта: клиника, диагностика, принципы лечения. Ретинобластома. Современные методы диагностики, клиника, лечение. Решение ситуационных задач.

Методические указания: Разбираются реферативные сообщения, выполненные студентами.

Демонстрационный материал:

Таблицы:

  1. Изменения дна глаза при гипертонической болезни.

  2. Изменения дна глаза при диабете.

  3. Меланома радужки.

  4. Меланома цилиарного тела.

  5. Острая непроходимость центральной артерии сетчатки.

  6. Тромбоз центральной вены сетчатки.

  7. Oтслойка сетчатки.

  8. Патология сетчатки.

  9. Кровоизлияния из сосудов сетчатки.

  10. Застойные соски.

  11. Атрофия зрительного нерва.

  12. Неврит зрительного нерва.

  13. Доброкачественные опухоли.

  14. Злокачественные опухоли.

  15. Ретинобластомы.


Студенты должны знать:

  1. Изменения глазного дна при гипертонической болезни.

  2. Диабетическая ретинопатия.

  3. Отслойка сетчатки. Диагностика, лечение и профилактика отслойки сетчатки.

  4. Острые нарушения кровообращения в сетчатке. Острая непроходимость центральной артерии сетчатки и ее ветвей. Клиника, диагностика, неотложная помощь, исходы.
    Острая непроходимость центральной вены сетчатки, ее ветвей. Клиника, диагностика, осложнения, лечение, прогноз, показания к лазерной коагуляции.

  5. Воспалительные заболевания зрительных путей. Неврит зрительного нерва. Клиника, диагностика четырех стадий.
    Ретробульбарный неврит. Этиология, клиника, диагностика, лечение.
    Терапия невритов, профилактика атрофии зрительного нерва.

  6. Застойный диск зрительного нерва. Этиология. Клиника, диагностика, осложнения.

  7. Атрофия зрительного нерва. Первичная и вторичная атрофия зрительного нерва. Этиология, клиника, диагностика, лечение атрофии зрительного нерва.


Студенты должны уметь:

Ориентироваться в основных заболеваниях глаз, приводящих к снижению зрения и слепоте.



Литература:


  1. Учебник «Глазные болезни» под редакцией В.Г.Копаевой, 2002г.

  2. Учебник «Офтальмология» под редакцией Е.И.Сидоренко, 2003г.

  3. Учебник «Глазные болезни» под редакцией Е.И. Ковалевского, 1995г

  4. «Клиническая анатомия органа зрения человека» Сомов Е.Е., 1997.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал