Возрастная периодизация онтогенеза человека



Дата01.05.2016
Размер97.5 Kb.
Контрольные задания

«Возрастная анатомия и физиология»

для студентов 1 курса заочного обучения факультета информатики

Екатеринбург

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Возрастная периодизация онтогенеза человека

  2. Железы внутренней секреции

  3. Строение и функции головного мозга

4. Процессы и виды памяти

Задание 1

Тема: Возрастная периодизация онтогенеза человека

Вопросы для самоподготовки

1. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.

2. Биологический и паспортный возраст.

3. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

4. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.

5.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.

6.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.

7.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.

8. Критические и сенситивные периоды развития организма

9. Акселерация и ретардация развития организма
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.

Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых - высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды.



Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.

Возрастная периодизация была утверждена на симпозиуме физиологов в 1965 году и основывается на физиологических, морфофункциональных, биохимических, биофизических критериях. Согласно классификации возрастной периодизации выделяют следующие периоды:

I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):

1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.

2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)

II. Постнатальный период:
1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые

10 дней постнатального периода


2. Период новорожденности - первый месяц жизни

3. Грудной возраст - от 1 мес. до 1 года

4. Раннее детство - 1 - 3 лет

5. Первое детство - 4 - 7 лет

6. Второе детство - 8 - 11 лет (девочки)

8 - 12 лет (мальчики)

7. Подростковый (пубертатный) период - 12-15 лет (девочки)

8. Юношеский возраст - 16-20 лет (девушки)

17 - 21 год (юноши)

9. Зрелый возраст: 1 период - 21 - 35 лет (женщины)

22 - 35 лет (мужчины)

2 период - 36 - 55 лет (женщины)

36 - 60 лет (мужчины)

10. Пожилой возраст - 56 - 74 года (женщины)

61 - 74 года (мужчины)

11. Старческий возраст - 75 - 90 лет

12. Долгожители - 90 лет и выше


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Задание:

* Составить таблицу возрастной периодизации человека (таблица 1)

* записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.




Таблица 1.

Классификация возрастной периодизации


Название периода

возраст

Особенности развития организма

и функциональных систем

I. Пренатальный

период:







1.







2.







II. Постнатальный

период:







1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12









КОНТРОЛЬНЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает предмет « Возрастная анатомия и физиология?

2. Этапы развития организма в онтогенезе

3. Какие количественные и качественные преобразования происходят в детском организме

4. Факторы процесса развития

5. Понятие онтогенез и филогенез.

6. Понятие гомеостаз, гомеостатические константы.

7 Надежность биологической системы и её принципы

8. Общие закономерности роста и развития организма

9. Механизмы регуляции организма

10. Уровни организации организма и их характеристика.

11. Процесс саморегуляции и его роль в деятельности организма

12. Какие системы организма поддерживают гомеостаз?

13. Понятие « гетерохронность», кто разработал теорию системогенеза.

14. Что изучает наука геронтология?

15. Что представляет собой возрастная периодизация?

16. Назовите критические периоды развития и их особенности

17. Назовите периоды внутриутробного развития человека.

18. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.

19. Биологический и паспортный возраст.

20.Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

21. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.

22.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.

23.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.

24.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.

25. Критические и сенситивные периоды развития организма

926 Акселерация и ретардация развития организма
Литература для самоподготовки

1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[Текст]/

С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С.15-20; 34-44.

2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.

3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.


Задание 2
Тема: Эндокринная система
Краткие теоретические сведения
Эндокринная система организма включает специализированные структуры, располагающиеся в ЦНС, различные органы и ткани, а также железы внутренней секреции, вырабатывающие гормоны.

В её состав входит два звена:

- центральная часть, включающие секреторные ядра гипоталамуса, эпифиз, гипофиз (передняя доля, непосредственно участвующая в регуляции зависимых от неё эндокринных желез):

- периферическая часть, включающие специализированные клетки, ткани, органы и железы, обладающие эндокринной функцией (рис. 1).

Регуляция эндокринной системой осуществляется двумя путями:


  1. нервной регуляцией – передача нервных импульсов к эндокринным структурам происходит, минуя гипофиз;

2) гипофизарной регуляцией, осуществляемой с помощью гипофиза.

Центральной структурой управления эндокринной системы является гипоталамус, осуществляющий оба пути. В гипоталамусе имеются нейроны, обладающие способностью синтезировать и секретировать нейрогормоны, оказывающие стимулирующее (либерины) и тормозящее (статины) действие на переднюю долю гипофиза. Гипоталамус и гипофиз имеют двойную связь и образуют гипоталамо-гипофизарную систему.

Железы внутренней секреции (эндокринные) – органы, выделяющие в кровоток вещества высокой биологической активности - гормоны, которые всасываются непосредственно в кровь, протекающую через железу, не имеют выводных протоков, и выделяют образующие в них гормоны в циркулирующие среды организма (в тканевую жидкость, кровь, лимфу).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Задание:

* Составить таблицу « Железы внутренней секреции» (таблица 2)

Таблица 2



Железы внутренней секреции


п/п


Название железы

Место расположения

железы


гормоны

Физиологическое

действие гормона



Какие изменения и нарушения происходят при отклонении секреции гормона от физиологической нормы

1

Гипофиз













1.1

передняя доля













1.2

промежуточная

доля














1.3

задняя доля













2.

Надпочечники













2.1

корковое вещество













2.2

мозговое вещество













3.

Щитовидная

железа













4.

Околощитовидные

железы













5.

Эпифиз













6.

Поджелудочная

железа













7.

Половые железы













8.

Вилочковая железа















КОНТРОЛЬНЕ ВОПРОСЫ
1. Структурно-функциональная организация эндокринной системы.

2. Строение и функции гипофиза.

3. Гипоталамо-гипофизарная система.

4. Глюкокортикоиды и их роль в повышение устойчивости организма к стрессовым ситуациям.

5. Роль вазопрессина в регуляции содержания воды в организме.

6. Половые железы, мужские и женские половые гормоны.


Литература для самоподготовки

1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. Пособие [Текст]/

С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С. 98-107

2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.

3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М: «Издат-Школа», 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.


Задание 3
Тема: Нервная система
Задание:

*Дать краткие теоретические сведения о развитии нервной системы


*Составить таблицу «Строение и функции головного мозга» (таблица 3)


п/п

Отделы мозга

Структуры отделов, место расположения

функции

1.

Стволы мозга


1.1

Задний мозг







1.2

Средний мозг







2.

Подкорка

2.1

Передний мозг







3

Кора больших полушарий






































Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. Пособие [Текст]/

С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С. 98-107



2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.

3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М: «Издат-Школа», 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
Каталог: inst
inst -> По применению вакцины желтой лихорадки живой сухой, лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения в комплекте с растворителем вода для инъекций
inst -> Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел
inst -> Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей
inst -> Принятые сокращения кгр коронарография
inst -> Документ предоставлен КонсультантПлюс
inst -> Инструкция по применению учреждения разработчики: гу «Республиканский научно-практический центр пульмонологии и фтизиатрии»
inst -> Инструкция по предупреждению и ликвидации сапа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница