Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение



Скачать 105.02 Kb.
Дата09.09.2017
Размер105.02 Kb.

  1. Роль коры в формировании системной деятельности организма. Представление о кортикализации функций в процессе эволюции ЦНС.

  2. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Современные представления о локализации функций в коре. Полифункциональность корковых областей. Колонковая организация коры.

  3. Парность в деятельности коры больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий у человека.

  4. Электрические явления в коре больших полушарий: происхождение ЭЭГ, основные виды волн (ритмов) ЭЭГ, их связь с функциональным состоянием.

  5. Методы исследования функций коры больших полушарий: стереотаксический метод, электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры.

  6. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты), их значение.

  7. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов.

  8. Классификация условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Их структурно - функциональная основа

  9. Правила образования условных рефлексов.

  10. Способы выработки условных рефлексов: наличные (совпадающие, отставленные, запаздывающие) и следовые.

  11. Отличие условных рефлексов от безусловных.

  12. Безусловное торможение условных рефлексов. Его виды и значение.

  13. Условное (внутреннее, корковое) торможение условных рефлексов, его виды. Современные представления о механизмах коркового торможения

  14. Сон, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Теории о механизмах сна. Сновидения. Физиологические основы гипнотических состояний.

  15. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, концентрация, взаимная индукция).

  16. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 11ериферический и центральный анализ и синтез.

  17. Системность в работе больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

  18. Типы ВНД животных и человека (И.П. Павлов), их классификация, характеристика, методики определения. Роль воспитания.

  19. Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий.

  20. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.

  21. Понятие о высших психических функциях человека (внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, сознание, речь).

  22. Внимание. Значение работ И.П. Павлова и А.А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

  23. Восприятие. Современные представления об особенностях восприятия у человека.

  24. Биологическая роль эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Их значение в целенаправленной деятельности человека.

  25. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.

  26. Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Роль мозговых структур в процессе мышления.

  27. Память, ее биологическое значение. Классификация памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

  28. Схема функциональной системы по П.К. Анохину, ее узловые механизмы. Их роль в достижении полезного для организма приспособительного результата.


1

Кора большого мозга и ближайшие к ней подкорковые структуры являются высшим отделом ЦНС человека и животных. Основная функция этого отдела — осуществление сложных поведенческих реакций организма (поведения), составляющих основу высшей нервной деятельности.

КОРТИКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ - этап филогенеза нервной системы, заключающийся во включении коры большого мозга в регуляцию функций организма.

2.

Кора головного мозга функционально состоит из трех зон: сенсорная зона, моторная зона и ассоциативная зона. Функция ассоциативной зоны - связывать между собой активность сенсорных и моторных зон. Ассоциативная зона, предполагается, получает и перерабатывает информацию из сенсорной зоны и инициирует целенаправленное осмысленное поведение.



Поля Бродмана
1-я зона - двигательная - представлена центральной извилиной и лобной зоной. При ее раздражении - различные двигательные реакции; при ее разрушении - нарушения двигательных функций: адинамия, парез, паралич.
2-я зона - чувствительная - участки коры головного мозга кзади от центральной борозды. При раздражении этой зоны - возникают ощущения, при ее разрушении - выпадение кожной, проприо-, интерочувствительности.
3-я зона - зрительная зона - затылочная область коры головного мозга. При разрушении - (корковая слепота).
4-я - зона слуховая - височная область коры головного мозга. При поражении - нарушается функция распознавания звуков, слуховые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, корковая глухота.
5-я зона - обонятельная - располагается в грушевидной извилине.
6-я зона - вкусовая - 43 поле Бродмана.
Речедвигательный центр - расположен в нижней части лобных извилин - это двигательный центр мышц языка..
Сенсорный центр - расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи.
Центр восприятия письменной речи - располагается в зрительной зоне коры головного мозга.

Колонка кортекса  — это группа нейронов, расположенная в коре головного мозга перпендикулярно его поверхности.

3.

Межполушарная асимметрия— неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. Она эволюционно связана с развитием речи — функции, связанной преимущественно с левым полушарием.


Между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга..

Правое полушарие отвечает за творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации.

Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.


4.

Электрические явления в коре головного мозга. 

Электроэнцефалограмма - постоянные колебания отражают элементарную активность коры.





альфа-ритм - в состоянии покоя и при отсутствии внешних раздражителей, идущие с частотой 8—13 Гц и имеющие амплитуду около 50 мкВ.

бета-ритм – при Переходе человека от состояния покоя к деятельности (умственная работа, восприятие света и др.) (14—30 Гц),(25 мкВ) колебаний бета-ритма. 

тэта-ритм (4—7 Гц) — 100—150 мкВ и дельта-ритм (0,5— 3,5 Гц) - 250-300 мкВ. – во время сна, более медленные и высокоамплитудные по сравнению с альфа-ритмом.

5.

Стереотаксический метод -заключается в том, что животному вводят в подкорковые структуры электрод, с помощью которого можно раздражать, разрушать, или вводить химические вещества.



Электроэнцефалография- заключается в регистрации ритмических изменений потенциалов определенных областей коры большого мозга между двумя активными электродами (биполярный способ) или активным электродом .

Метод вызванных потенциалов– это регистрация колебания электрической активности, возникающего на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных).

Микроэлектродный метод регистрации активности клеток коры - для регистрации нейронной импульсной активности головного мозга человека используются микроэлектроды, кот. вводятся в мозг с помощью специальных микроманипуляторов. Они регистрируют электрическую активность отдельных нейронов.

6.

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) . Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови.



Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.

7.

Условные рефлексы индивидуальные приспособительные реакции организма, которые медленно формируются под многократным влиянием раздражителей. Они отсутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться только при участии коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека временные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.


Для образования условных рефлексов необходимы специальные условия:

1) наличие двух раздражителей — индифферентного, такого, который может быть условным, и безусловного, который вызывает какую-либо деятельность организма, например отделение слюны и др.;

2) индифферентный раздражитель (свет, звук и др.) должен предшествовать безусловному;

3) безусловный раздражитель должен быть сильнее условного;

4) отсутствие отвлекающих и других раздражителей;

5) активное состояние коры головного мозга, отсутствие патологических процессов и других постоянных раздражителей. 

8.

Виды условных рефлексов 

-по безусловным рефлексам бывают пищевые, защитные, ориентировочные и т. д..

-по рецепторам делят: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы.

-В зависимости от условного стимула различают простые и сложные (комплексные) условные рефлексы.

Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс.


Механизм формирования условных рефлексов 

При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.

9

Условные рефлексы индивидуальные приспособительные реакции организма, которые медленно формируются под многократным влиянием раздражителей.
Для образования условных рефлексов необходимы специальные условия:

1) наличие двух раздражителей — индифферентного, такого, который может быть условным, и безусловного, который вызывает какую-либо деятельность организма, например отделение слюны и др.;

2) индифферентный раздражитель (свет, звук и др.) должен предшествовать безусловному;

3) безусловный раздражитель должен быть сильнее условного;

4) отсутствие отвлекающих и других раздражителей;

5) активное состояние коры головного мозга, отсутствие патологических процессов и других постоянных раздражителей. 

10.

Наличными называют условные рефлексы, при выработке которых подкрепление применяют во время действия сигнального раздражителя. Виды:

-Совпадающий рефлекс вырабатывается тогда, когда сразу после включения сигнала к нему присоединяют подкрепление.
-Отставленный рефлекс вырабатывается в тех случаях, когда подкрепляющая реакция присоединяется лишь по истечении некоторого времени (до 30 с).
-Запаздывающий рефлекс вырабатывается при присоединении подкрепляющей реакции после длительного изолированного действия сигнала.

Следовыми называют условные рефлексы, при выработке которых подкрепляющую реакцию предъявляют лишь спустя некоторое время после выключения сигнала.

11.


Отличие условного рефлекса от безусловного:

-не является врожденным, а образуется в течение жизни.

- не передается по наследству.

-могут образовываться и исчезать.

-не являются видовыми, а носят индивидуальный характер.

- вырабатываются на любой раздражитель, воспринимаемый организмом. Поэтому они могут образовываться в неограниченном количестве.

-не имеют готовых рефлекторных дуг. Они образуются в коре головного мозга путем временного замыкания условных сигналов с безусловными реакциями через нейронные связи.

12.


Безусловное (внешнее) торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под действием безусловных рефлексов.


Внешнее торможение возникает всякий раз, когда начинается новая деятельность. Новое возбуждение, как более сильное, вызывает торможение старого. В результате этого прежняя деятельность автоматически прекращается. 



Запредельное, или охранительное, торможение возникает в ответ на очень сильные раздражители, препятствующие прохождению возбуждения по цепи нейронов. В результате поток нервных импульсов, по рефлекторной дуге, прерывается, и наступает торможение.
К безусловному торможению следует отнести и некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий.

13.


Условное торможение — форма торможения условного рефлекса, возникающее при неподкреплении условных раздражителей безусловными. Условное торможение является приобретенным свойством и вырабатывается в процессе онтогенеза.

Виды:

-Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным, если сигнал перестал соответствовать тому, о чем он сигнализировал.

-Запаздывательное торможение возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием

-Дифференцировочное, или различительное, торможение развивается, если один сигнал подкреплять раздражителями, а другой нет. Тот сигнал, который не подкрепляется, в результате угасательного торможения постепенно прекратится.
14..

Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.
Виды сна: естественный и искусственный. 
Естественным называется сон, наступающий у людей и животных спонтанно, т. е. без какого-либо постороннего воздействия.
Искусственным называют сон, вызванный с помощью химических или физических факторов (наркотический сон, электросон, гипнотический).
Фазы сна:

Фаза медленного сна ; Сначала человека начинает дремать, потом наступает т.н. поверхностный сон, плавно перетекающий в умеренно глубокий и глубокий виды. Во время глубокого вида сна организм начинает восстанавливать потраченную за день энергию, восстанавливаются клетки и ткани различных органов..

Фаза быстрого сна- сменяет фазу медленного сна в одном цикле. Во время этой фазы человек обрабатывает накопленную за день информацию, восстанавливает нервную систему. В этой фазе сна обычно снятся сны.
после 4-х часов утра активизируются все процессы внутри организма, подготавливаясь к дневной работе.
Активный и пассивный сон:

Активный сон возникает под влиянием длительно действующих монотонных раздражителей (колыбельная песня, стук колес идущего поезда). 

Пассивный сон развивается при ограничении поступления нервных импульсов в кору больших полушарий.
Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознанииспящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих).
Гипно́з  изменённое состояние сознания, одновременно сочетающее в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями. Гипноз позволяет сосуществовать одновременно взаимоисключающим состояниям сознания. В состоянии гипноза субъект воспринимает обращённые к себе слова без критики, — то есть у него повышена внушаемость.
15.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела.
Иррадиация – распространение возбуждения в центральной нервной системе: импульсы возбуждения, возникшие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяются на соседние ее участки, благодаря многочисленным отросткам в центростремительных нервных клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки НС.
По мере замедления условного рефлекса возбуждение сосредоточивается все в более ограниченной зоне коры, к которой адресовано раздражение, т.е. происходит концентрация возбудительного процесса.
Индукция:

В течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается - отрицательная индукция. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражении - положительная индукция.

16.

Способность нервной системы воспринимать и анализировать раздражители, действующие на организм, называется аналитической деятельностью, а объединение результатов анализа соответствующего ответного действия — синтетической. Аналитическая и синтетическая деятельность осуществляется всей нервной системой, но главная роль отводится коре полушарий головного мозга. Аналитические и синтетические процессы в коре головного мозга протекают одновременно с участием сложных явлений движения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения, обеспечивающих высшую нервную деятельность животного 

17.


динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.

18.


Типы высшей нервной деятельности.
1) сильный неуравновешенный (возбуждение преобладает над торможением);

2) сильный уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов;

3) сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов

4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения.

У человека первый тип соответствует сангвиническому типу (условные рефлексы быстро возникают, легко угасают и восстанавливаются). При этом возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Люди с таким типом высшей нервной деятельности отличаются живым темпераментом, выразительной мимикой, хорошим поведением и т. д.
Второй тип — флегматический (условные рефлексы образуются быстро, закрепляются, имеют сильные тормозные реакции). Люди такого типа ведут себя спокойно, ровно, речь их без резких выразительных эмоций и др.
Третий тип — холерический, сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный. Условные рефлексы образуются медленно, слабые. Человек с этим типом нервной системы высокоэмоциональный, легковозбудимый, запальчивый.
Четвертый тип — меланхолический, слабый, со сниженной возбудимостью, с медленным формированием условных реакций. Люди с меланхолическим типом нервной системы быстро устают, речь их тихая, бедная словами, они часто страдают невротическими реакциями и неврозами.
19.

Закон силовых отношений:

- величина условно-рефлекторного ответа прямо пропорциональна физической силе условного раздражителя.

- величина условно-рефлекторного ответа тем выше, чем более значимо подкрепление в биологическом плане для сохранения жизни индивида или продления его рода.

Закон силовых отношений нарушается при невротических состояниях, сне и состоянии гипноза.


Фазовые изменения в деятельности коры мозга дают возможность объяснить многие патологические явления, наблюдаемые при заболеваниях головного мозга, или у здоровых людей, когда у них по тем или иным причинам (например, переутомление) возникает тормозное состояние коры.
Первая фаза тормозного состояния коры (уравнительная)- характеризуется тем, что сильные раздражители, становясь уже трудно переносимыми для утомленных нервных клеток, вызывают слабую реакцию. В результате этого реакции на сильные и слабые раздражители уравниваются.
При дальнейшем развитии тормозного состояния коры сильные раздражители становятся уже настолько трудно переносимыми для ослабленной нервной клетки и вызывают в ней настолько сильные тормозные процессы, что кора головного мозга перестает реагировать на них. В то же время слабые раздражители продолжают вызывать обычную реакцию; поэтому реакция на них объективно становится более сильной, чем реакция на сильный раздражитель. Такая фаза названа парадоксальной.
При дальнейшем еще большем развитии тормозного состояния коры всякое раздражение, которое в бодром состоянии дает "положительный эффект, практически превращается в сверхсильный, не переносимый для ослабленной клетки раздражитель, и в ответ на него нервная клетка начинает давать охранительную тормозную реакцию. В итоге раздражители, вызывающие обычно тормозной эффект, начинают сейчас вызывать положительную реакцию. Такая фаза получила название ультрапарадоксальной.
20.

Сигнальные системы

Первая сигнальная система обеспечивает восприятие конкретных раздражителей (звук, химические и физические факторы и др.) внешней среды, их анализ и синтез корой головного мозга. Она свойственна как человеку, так и животному

Вторая сигнальная система возникла в процессе трудовой деятельности, общественных отношений и формирования нервных функций мозга: восприятия и произношения слов, мимики, жестов, их понимания. При этом словесная сигнализация, речь, язык являются главнейшими средствами отношений между людьми. Таким образом, вторая сигнальная система играет важную роль в обучении человека. Изменение социальной среды влечет за собой и изменения в формировании второй сигнальной системы.

21.


Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Восприятие познавательный процесс, приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. 

Мышление это процесс познавательно деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил

22.


Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности и тд.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо.



Согласно идеям И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

23.


Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

24.


Эмоция — специфическое состояние психической сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.

Эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Эмоциональная реакция есть суммарный результат как величины определенной потребности, так и возможности удовлетворения этой потребности в данный момент.

25.

Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Виды:

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Также различают: индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза (голод, жажда и тд.), групповые (забота о потомстве), познавательные.


26.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.

27.


Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. 

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения.



Долговременная память

долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. 



28.

Функциональная система П.К. Анохина - это схематичная модель основных блоков мозга, обеспечивающих целенаправленное поведение, т.е. поведение, направленное на достижение определённой цели. Она отражает более сложный нервный механизм, обеспечивающий поведение, по сравнению с рефлекторными дугами.

http://www.intelligence.su/lib/sup/000370/000374b.jpg


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница