Всемирная организация интеллектуальной собственности



Скачать 314.42 Kb.
Дата24.09.2018
Размер314.42 Kb.


ВОИС



R

PCIPD/4/2

ОРИГИНАЛ: английский

ДАТА: 7 марта 2005 г.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЖЕНЕВА

ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСИ

(пкрис)

Четвертая сессия

Женева, 14 и 15 апреля 2005 г.

обзор направлений политики, приоритеных областей,

и проектов поддержки воис целей развития

развивающихся стран



Документ подготовлен Международным бюро ВОИС

I. Цели ВОИС относительно помощи в экономическом развитии


1. Cо времени последнего совещания Постоянного комитета по сотрудничеству в целях развития в области Интеллектуальной собственности (ПКРИС), состоявшегося в октябре/ноябре 2002 года, в приоритетах и направлениях деятельности ВОИС, касающейся оказания помощи развивающимся странам, произошел существенный сдвиг. При сохранении традиционной поддержки, направленной на обеспечение правовой и технической помощи развивающимся странам, основной упор, начиная с 2004 года, был сделан на тесное сотрудничество с правительствами стран-бенефициариев с тем, чтобы содействовать им в лучшей реализации реальных выгод от использования имеющихся в их распоряжении объектов ИС. В свете указанных существенных изменений в данном документе рассматриваются существующие и будущие направления политики в этой сфере, основные приоритетные области и проекты деятельности ВОИС, направленные на поддержку поставленных целей развития с использованием интеллектуальной собственности в качестве инструмента развития экономики.
2. В контексте сказанного текущая цель программ и работ Всемирной Организации Интеллектуальной собственности, которые будут усилены в течение 2-летнего периода на 2006-2007 годы, состоит в оказании помощи развивающимся странам в части приобретения технологий, создания объектов ИС и получения доходов и обеспечения занятости путем интегрирования и реализации различных стратегий в области ИС в общие цели устойчивого развития этих стран. Устойчивое развитие в данном контексте означает, что экономические цели должны быть сбалансированы целями социального развития. При осуществлении этих целей ВОИС будет учитывать также цели, поставленные ООН по содействию в развитии в новом тысячелетии. Особое внимание будет уделяться наименее развитым странам (НРС) и их специфическим потребностям.
3. Четвертая сессия ПКРИС проводится во время важного этапа в развитии системы интеллектуальной собственности, характеризуемого дискуссиями, проводимыми в рамках ВОИС, Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Конвенции по биологическому разнообразию (КБР), а также в рамках других международных форумов.
4. В последующих разделах рассматриваются пути и способы, с помощью которых развивающиеся страны могли бы задействовать объекты интеллектуальной собственности для целей экономического, социального и культурного развития своих стран в условиях экономики, основанной на знаниях. В них также рассматриваются специальные планы действий, которые ВОИС осуществляет с этой целью, а также пути их усиления на предстоящие два года.

II. Развитие национальной стратегии и политики стран в области интеллектуальной собственности


5. Основной областью деятельности ВОИС, начиная с 2004 года, является поддержка развивающихся стран, государств-членов ВОИС, в разработке и реализации стратегий по созданию интеллектуальной собственности, получению прав на нее и ее использованию для целей экономического, социального и культурного развития.
6. Интеллектуальная собственность становится инструментом экономического развития, когда она используется в рамках четко сформулированной национальной, региональной или производственной стратегии с целью стимулирования и поддержки инноваций и творчества. Ряд государств-членов приступили к разработке или уже разработали такие стратегии, независимо от того, как они называются: инновационными планами или стратегиями развития ИС в поддержку науки и техники, содействия в получении инвестиций, обеспечении доступа к лекарствам по приемлемым ценам или в продвижении развитии культуры и творчества.
7. Все в большей степени признается тот факт, что интеллектуальная собственность должна рассматриваться в более широком контексте имеющихся ресурсов и обязательств, которые обеспечивают предоставление соответствующих творческих возможностей национальным исследователям, ученым, авторам, артистам, техническим работникам, предпринимателям, музыкантам, издателям и иным творческим работникам в их областях деятельности. Иначе говоря, политика в области интеллектуальной собственности должна быть интегрированной в рамках других политических программ и направлений. Это обеспечивает создание и развитие глобальной благоприятной среды в данной развивающейся стране, в рамках которой национальная политика в области интеллектуальной собственности хорошо сочетается с соответствующей политикой в области культуры, социального развития, образования, инвестиций и финансов. Например, политика по оказанию поддержки интеллектуальной собственности, если она не предусматривает финансирования науки, навряд ли будет успешной в терминах экономических свершений. Наоборот, определенная стратегия, будь то на региональном, национальном уровне или уровне предприятия, если она обеспечивает поддержку науки эффективным и практическим образом, а также облегчает для ученых использование системы интеллектуальной собственности, то скорее всего, она приведет к созданию устойчивой научной среды.
8. Деятельность ВОИС в этой области в настоящее время направлена на поощрение и экспертную поддержку государств-членов ВОИС, которые хотели бы разработать стратегию в области интеллектуальной собственности в рамках национальных или региональных планов инновационного развития для целей стимулирования науки и техники, а также отраслей культуры. Специальная программа ВОИС по оказанию поддержки включает проведение аналитических обследований состояния национальных систем интеллектуальной собственности, в частности, путем проведения тщательной ревизии системы ИС. С этой целью особое внимание уделяется развитию методологии и технике оценок, которые позволяют странам производить оценку своих существующих систем интеллектуальной собственности и выявлять те компоненты, которые отсутствуют в системе или должны быть усилены.
9. Таким образом, становится возможным создание стратегии и соответствующего плана действий, необходимых для распределения ресурсов между разнообразными правительственными ведомствами, а также другими ключевыми партнерами из неправительственного и делового секторов. Последующие шаги должны включать выявление областей, где требуется произвести усовершенствования и улучшения, как, например, создание профессионального и кадрового потенциала в необходимых областях, упрощение пользования системой ИС и обеспечение доступности к ней, расширение сферы деятельности ведомства по интеллектуальной собственности для более широкого охвата потенциальных пользователей, повышение уровня финансового обеспечения пользователей системы ИС, содействие лицензионным мероприятиям, а также проведению оценки объектов интеллектуальной собственности. При тесном сотрудничестве с соответствующими правительствами целого ряда стран, представляющих все регионы, были разработаны или продолжается разработка национальной стратегии в области интеллектуальной собственности. Это новая область деятельности получила хороший положительный отклик со стороны развивающихся стран.
10. Необходимая политика и стратегия в области интеллектуальной собственности, которая направлена на поддержку культурных, образовательных и исследовательских учреждений в общественном и частном секторах, позволяют этим организациям создавать объекты интеллектуальной собственности и осуществлять управление ими. ВОИС намерена и впредь оказывать помощь и поддержку таким специализированным учреждениям при разработке и реализации соответствующих политических программ в области ИС с тем, чтобы они были способны обеспечить охрану, управление и использование результатов своих исследований, включая иные ценные нематериальные объекты.
11. Работа ВОИС в части выработки стратегии и политических программ в области ИС будет направлена на осуществление практических проектов и достижение конкретных результатов. Особое внимание будет придаваться осуществлению пилотных проектов, проведению экспертных исследований, созданию инфраструктуры и разработке необходимого инструментария, что позволит решать конкретные потребности и проблемы, стоящие перед деловым сектором. Это будет охватывать отрасли, работающие на основе использования авторского права, отрасли культуры, туризма, здравоохранения, а также выработку стратегии по созданию и использованию брэндов для сектора ремесленного и кустарного производства.

III. Использование интеллектуальной собственности в рыночных условиях; выявление наилучшей практики, проведение исследований и аналитических обзоров


12. Создание соответствующих национальных стратегий развития стимулирует систематическое и деловое использование интеллектуальной собственности в рыночном пространстве. В рамках экономики, основанной на знаниях, интеллектуальная собственность обладает еще большим потенциалом для создания экономических ценностей для своих владельцев и общества в целом при реализации объектов интеллектуальной собственности на рынке в виде изделий и услуг. Для того чтобы помочь развивающимся странам воспользоваться преимуществами объектов интеллектуальной собственности, ВОИС подчеркивает, что модернизация инфраструктуры должна дополняться активной помощью для новаторов, представителей бизнеса, общественных исследовательских заведений и академических организаций в части эффективной оценки и использования их объектов.
13. Многие развивающиеся страны уже начинают использовать систему интеллектуальной собственности в целях обеспечения экономического роста. Хотя возможно еще рано подводить итоги национального опыта, однако можно найти много успешных случаев в развивающихся странах, свидетельствующих о том, что стратегическое использование интеллектуальной собственности играет важную роль в развитии их экономики, особенно в сфере бизнеса. Обмен таким опытом мог бы стать ценным инструментом, дающим возможность странам и их организациям осуществлять свои собственные эксперименты по планированию использования интеллектуальной собственности и использовать их в качестве типовых проектов.
14. В экономике, основанной на знаниях, экономический рост может стимулироваться путем эффективного использования достижений науки и техники, а также произведений, охраняемых авторским правом, и путем развития отраслей культуры. В развивающихся странах правительства являются основным источником финансирования научных и технических исследований, а значительная часть полученных объектов интеллектуальной собственности при их эффективном использовании может стать мощным стимулом для развития промышленности. Правительственные программы и политика могут также направлять имеющиеся общественные ресурсы на развитие приоритетных областей, таких как наука, образование, а также развитие местных технологических мощностей, включая использование традиционных знаний. Приоритеты исследований, определенные на правительственном уровне, могут быть объединены с планированием бизнеса и общими задачами развития. Проблема состоит в том, чтобы эффективно увязать «восходящие» исследования, финансируемые правительством, с «нисходящим» коммерческим использованием результатов этих исследований, путем поощрения внедрения инновационных открытий в рыночную среду.
15. При этом важным здесь является эффективное установление приоритетов в использовании ресурсов, поскольку в рамках развивающихся стран имеет место столкновение потребностей в отношении ограниченных ресурсов. Следовательно, общие затраты на научно-исследовательские разработки часто бывает неадекватными. В такой ситуации для обеспечения прав на интеллектуальную собственность необходимо более широкое использование стимулов для привлечения частных инвестиций в проведение исследований. Рост доходов, получаемых в результате успешного производства изделий, будет, в свою очередь, обеспечивать повышение уровня выделяемых ресурсов на проведение последующих НИР.
16. Для решения этой проблемы ВОИС начала целый ряд проектов по оказанию помощи развивающимся странам в части эффективной увязки исследований, проводимых в специально отобранных исследовательских организациях, финансируемых из бюджета, с приоритетами развития бизнеса. В рамках данных проектов осуществляется поддержка по выявлению национальных приоритетов планируемых исследований путем их увязки с развитием производства. Более того, предлагаются стимулы для ученых, работающих в общественных исследовательских учреждениях, по их участию в содействии коммерциализации результатов их исследований и создании синергетических объединений между научными учреждениями как развивающихся, так и развитых стран.
17. В жестко конкурентной деловой среде как на национальном , так и мировом уровне, права интеллектуальной собственности (ПИС) составляют непосредственную составляющую интеллектуального капитала делового предприятия. Имеются свидетельства того, что интеллектуальная собственность, защищенная с помощью ПИС, все в большей степени используется в качестве дополнительного средства по привлечению капиталов для расширения бизнеса и совершенствования товаров и оказываемых услуг. Аналогично, чем выше надежность охраны прав, тем шире обычно возможности коммерческих капиталовложений и ниже требуемые затраты на финансирование. Надежность охраны прав ИС также достигается за счет применения более эффективных стратегий защитных мер, а также мер по пресечению нарушений, поскольку широкомасштабные несанкционированные использования охраняемых объектов ИС в любой стране подрывают уверенность инвесторов в местной экономике, а также сводят на нет возможности для местных новаторов и творческих работников по эффективному использованию их прав и обеспечению вклада в экономическое развитие.
18. Деловая активность крупных фирм, а также малых и средних предприятий (МСП) стимулируется обычно наличием активов в виде патентов, авторских прав, товарных знаков и образцов, поскольку они могут быть использованы в лицензионных сделках с интеллектуальной собственностью. Торговый обмен такими активами позволяет одной компании получать доступ к инновационным идеям другой компании путем перекрестного лицензирования.
19. Товарные знаки и знаки обслуживания, сертификационные знаки, коллективные знаки и географические указания могут также играть стратегическую роль в бизнесе. Раскрученные в стратегическом отношении товарные знаки могут иметь колоссальную ценность при совершении финансовых сделок, таких, как, например, слияние или приобретение фирм, поскольку их стоимость в качестве брэнда может быть значительно выше стоимости материальных активов.
20. Программа ВОИС по повышению потенциала МСП, а также организаций, оказывающих поддержку МСП, осуществляется совместно с соответствующими организациями в развивающихся странах. Это делается затем, чтобы политические программы и проекты, направленные на развитие МСП, учитывали систему ИС в качестве инструмента, обеспечивающего повышение ценности их продукции и услуг, а также укрепление их конкурентоспособности. Продолжающиеся исследования использования системы ИС представителями МСП в ряде стран помогут определить существующие барьеры и выявить те отрасли, которые могли получить наибольшую выгоду от более широкого и эффективного использования данной системы. Внимание будет уделено повышению экспортного потенциала МСП, повышению ценности их продукции и услуг на основе использования объектов ИС.
21. Развивающиеся страны обладают огромным богатством культурных объектов, как материальных, так и нематериальных, а их население располагает огромными знаниями в области культуры и традиционных навыков. На мировой карте, отражающей отрасли культуры, видно, что, несмотря на происшедшее в последнее время сокращение, все еще существует разрыв в знаниях и информации между развивающимися и промышленно развитыми странами. Во многих развивающихся странах отрасли культуры даже еще не признаны в качестве экономического сектора. Временами бывает неясно, каким образом определить этот сектор, а отсутствие обще признанного концептуального подхода затрудняет для политиков возможность эффективного разрешения существующих проблем и реализации экономического потенциала, заложенного в культурной деятельности. ВОИС разработала методологию проведения анализа экономического вклада отраслей промышленности, основанных на использовании авторского права, используя понятия производства добавочной стоимости, занятости и иностранной торговли. Она была успешно опробована в ряде государств-членов и обеспечила странам получение убедительных доказательств относительно потенциала культурного сектора. Аналогичные пособия будут разработаны в будущем и предложены государствам-членам с тем, чтобы содействовать интегрированию отраслей культуры в качестве компонента в планы национального развития.
22. В рыночном пространстве каждый регион имеет свою собственную особую культуру, круг изделий и профессиональные навыки. Они являются видимой частью культурного разнообразия и традиций. Товары, произведенные на основе использования авторских прав, благодаря своей интеллектуальной и творческой составляющей, социальным корням и положительному экономическому влиянию являются ресурсом огромного экономического потенциала для развивающихся стран, богатых фольклором и художественными традициями. С материальной и экономической точек зрения представляется крайне важным осуществить преобразование неустойчивых традиционных культурных ценностей в ресурс, приводящий к созданию рабочих мест, более высоких доходов и развитию устойчивого туризма.
23. Однако, этой области деятельности по прежнему не уделяется должного внимания. ВОИС стремится привлечь внимание развивающихся стран к неотложности использования подобных национальных ресурсов и помогает им добиваться получения экономических выгод от возможностей национального художественного творчества. Это имеет особое значение для многих развивающихся стран, имеющих ограниченные средства, поскольку уровень инвестиций, необходимый в таких ситуациях, бывает невысоким, а доступ к таким ресурсам не требует высокого уровня технических инноваций или сложной промышленной структуры. Более того, благодаря использованию соответствующих объектов интеллектуальной собственности изделия и услуги, обладающие отличительными особенностями, могут создаваться при сохранении и коммерциализации художественных традиций и выражений.
24. В то время, когда богатство нации должно создаваться с использованием возможностей каждой области, страны пришли к признанию того, что традиционные знания, генетические ресурсы и их охрана обладают огромным потенциалом для создания благосостояния страны и формирования профессиональных кадров. Эти ресурсы имеют также социальные преимущества, поскольку они составляют важнейшую часть культурного наследия и исторической идентичности общин и коммун, входящих в состав развивающихся стран. Генетические ресурсы, а также традиционные знания, связанные обычно с их использованием, дают развивающимся странам, которые обладают такими генетическими ресурсами и такими знаниями, относительное преимущество. Они также позволяют странам, богатым биоразнообразием, принимать более эффективное участие в мировом рыночном процессе.
25. ВОИС продолжает выполнять обширную работу, относящуюся к коммерческим аспектам охраны традиционных знаний и справедливого распределения доходов от использования генетических ресурсов. При этом предлагаются стратегии, которые опираются на знания народностей.
26. Выражения традиционной культуры (или выражения фольклора), такие как, например, музыка, произведения ремесел и художественные образцы являются источником современного творчества и могут содействовать развитию традиционных коммун путем создания рабочих мест на местах, развитию профессиональных навыков, культурного туризма, а также поступлениям иностранной валюты от сбыта изделий, произведенных общиной. Предоставляя правовую охрану для результатов творчества, основанного на традициях, интеллектуальная собственность позволяет коммунам комерциализировать изделия своего творчества, основанного на традициях, и/или исключать незаконных конкурентов. Продажа изделий ремесел также содействует росту спроса на них и позволяет коммунам проявлять и укреплять свою культурную принадлежность. Многие современные предприятия бизнеса – малые, средние и крупные - как в развивающихся, так и в развитых странах, создают свое благосостояние, используя формы и материалы традиционных культур. Например, жизнеспособные предприятия в области издательства, музыки, аудиовизуальных произведений, вещания и моды появляются и процветают в развивающихся странах во всем мире.
27. Выполняя выше указанную работу, политические деятели и местные коммуны в развивающихся странах активно включились в международную дискуссию. Это способствовало выработке и составлению соответствующих политических директив и программ поддержки, исходя из национальных целей развития.

IV. Развитие обмена технологиями


28. ВОИС оказывает помощь развивающимся странам в укреплении их потенциала, касающегося участия в передаче и обмене технологиями между странами (то есть, в обеспечении двустороннего потока технологий), а также извлечения выгод из этого процесса. В экономике, основанной на знаниях, полноценное участие в технологическом обмене обусловлено наличием информации, необходимой для определения переговорных позиций, а также достаточного числа профессионалов, подготовленных в области совершения деловых сделок по передаче технологий.
29. Прочность переговорных позиций определяется способностью предложить новые рынки сбыта, соответствующую финансовую компенсацию, обученный персонал или наличие нематериальных активов, такие как: интеллектуальная собственность или ноу-хау. Для многих развивающихся стран приобретение технологии, основанное на предложении большого рынка сбыта, или исключительно финансового возмещения, является не реалистичным, поскольку они бывают в географическом и демографическом отношении не большими странами, и у них отсутствуют ресурсы купить или получить по обмену необходимую технологию. Поэтому наилучшим вариантом для них бывает заключение лицензионных соглашений. В рамках таких соглашений сторона, передающая ценную технологию, бывает заинтересована в достижении комбинированного эффекта: расширении новых рынков при одновременном обеспечении охраны ИС, увязке с местной технологией или ноу-хау и получении квалифицированного персонала, что, в свою очередь, приводит к повышению ценности исходных объектов интеллектуальной собственности.
30. По этим причинам успех в передаче технологий зависит в первую очередь от реализации общей стратегии данной развивающейся страны по созданию объектов ИС, получению прав на них и их использованию. Данная стратегия должна быть основана на развитии человеческого капитала или человеческих ресурсов, а также проведении активной политики по укреплению местного научно-исследовательского потенциала и обеспечению сотрудничества общественного и частного секторов. Поэтому сочетание передаваемой технологии или технологии, полученной по обмену, с технологией и ноу-хау, разработанными в местных условиях, может стать важнейшим инструментом в развитии стран. Обратно, при отсутствии объектов интеллектуальной собственности и ноу-хау, принадлежащих местным правообладателям, которые обеспечивают обмен по существу, развивающиеся страны по прежнему оказываются перед лицом серьезных проблем при получении доступа к внешним технологиям, а также при развитии и поддержании своего бизнеса, опирающегося на технологии, разработанные в местных условиях.
31. Поддерживая развивающиеся страны в их стремлении создавать свои объекты ИС, получать на них права и использовать их, ВОИС оказывает помощь этим странам в повышении их рыночного потенциала в части процесса передачи и обмена технологиями. ВОИС также предлагает программы по созданию инфраструктуры, способствующей передаче и обмену технологиями в развивающихся странах. Передачи технологии обычно осуществляется от одной стороны другой с помощью лицензионных соглашений касательно объектов ИС и ноу-хау, передача последних обычно происходит в форме официальных соглашений о проведении обучения или создании совместных предприятий. Также при создании совместных предприятий и заключении соглашений о совместных разработках, а также соглашений на производство и распределение продукции, технологии могут передаваться от одного партнера к другому неофициальным способом, когда исполнители работают совместно. Для участия в таких сделках развивающаяся страна, выступающая партнером, должна иметь квалифицированных переговорщиков, которые прошли бы подготовку по вопросам лицензирования объектов интеллектуальной собственности, использования соответствующего инструментария для оценки стоимости объектов ИС, продажи и распределения, присвоения отличительных знаков (брэндов) для производимой продукции и услуг на региональном или национальном уровнях.
32. Лицензирование объектов авторского права и смежных прав может быть основным средством обеспечения экономического роста и обмена объектами культуры, знаний и информации в дополнение к обмену технологиями. Кроме того, учреждения культуры, такие как: музеи и местные архивы могут также осуществлять лицензионные операции по получению или передаче объектов авторского права в целях развития и поддержания обмена объектами в цифровой форме, а также получения рыночных перспектив, обеспечивающих сохранение их культурного статуса.
33. В особенности ВОИС уделяет специальное внимание следующим направлениям работ, направленных на укрепление процесса передачи и обмена технологиями:
(а) Поддержка создания объектов ИС и управления ими в исследовательских учреждениях: Программа ВОИС будет и дальше направлена на конкретные и практические работы, ориентированной на исследовательские, академические и деловые организации в развивающихся странах, которые располагают высоким потенциалом по созданию объектов интеллектуальной собственности. Особые усилия будут направлены на поддержку исследовательских учреждений развивающихся стран при формировании более прочных связей с национальными ведомствами и управлениями по интеллектуальной собственности в целях расширения сферы сотрудничества между наукой, бизнесом и соответствующими правительственными органами.
(b) Создание сетей исследовательских центров, поскольку крепкие исследовательские организации и объединения частных предприятий способствуют передаче и обмену технологиями: Однако существующая реальность такова, что большинство исследовательских центров в развивающихся странах характеризуются неадекватной исследовательской инфраструктурой. Это объясняется низким уровнем инвестирования и информированности относительно интеллектуальной собственности, а также отсутствием правовой, финансовой и профессиональной поддержки по использованию системы интеллектуальной собственности как в национальном, так и международном масштабах. Кроме того, некоторые исследовательские институты серьезно озабочены проблемой сохранения опытных кадров и отсутствием иных необходимых ресурсов.
(c) Создание необходимого потенциала по осуществлению лицензионных операций с объектами интеллектуальной собственности: ВОИС намерен продолжать оказывать помощь государствам-членам в подготовке контингента профессионалов, способных вести лицензионные переговоры, используя так называемый локальный подход «подготовки преподавателей». Важным шагом в этом направлении явилась публикация пособий и руководств по передаче технологии и лицензировании в области авторского права.

V. Институциональное строительство (создание инфраструктуры) и развитие человечесих ресурсов


34. Использование интеллектуальной собственности в качестве определяющего фактора в процессе развития экономики должно подкрепляться институциональными мероприятиями и развитием кадрового потенциала. ВОИС оказывает помощь развивающимся странам и наименее развитым странам в создании устойчивого национального потенциала и инфраструктуры, соответствующей их уровню развития. Многие развивающиеся страны получают также помощь от ВОИС в части модернизации их административных систем управления и ведомств по интеллектуальной собственности, что помогает им переходить от чисто ручных систем делопроизводства к современным компьютеризированным средствам. Другая составляющая системы, касающаяся кадров или человеческих ресурсов, является также чрезвычайно важной. ВОИС обеспечивает обширную помощь в формировании необходимых кадровых ресурсов путем обучения руководящего состава и администрации ведомств по интеллектуальной собственности, а также создания критической массы кадрового потенциала, способного возглавить активное и эффективное использование интеллектуальной собственности в качестве инструмента развития.
35. В этих целях ВОИС развернул широкий спектр программ и работ. Помощь ведомствам по ИС в части совершенствования административной структуры и повышения уровня профессиональных знаний и административного умения осуществляется путем осуществления выездных экспертных консультаций, проведения стажировок, специальных семинаров и учебных курсов, а также обследований, при этом обучение направлено на специальные группы, такие как, например, администрация ИС, управленческий персонал, правительственные чиновники, судьи, представители правоохранительных органов и т.д.
36. Работа по подготовке кадров и развитию человеческих ресурсов осуществляется в основном через Всемирную Академию ВОИС. Академия предоставляет помощь в обучении как по практическим вопросам, так и вопросам, связанным с принятием решений, оказывает консультативные и исследовательские услуги по различным аспектам интеллектуальной собственности; и приспосабливает их, где это возможно, по специальные потребности различных категорий стран-бенефициариев.
37. Программа Академии по дистанционному обучению, профессиональные учебные курсы и программы по вопросам формирования политики для руководителей, занимающихся вопросами ИС, и правительственных служащих, получают все большую популярность. Для того, чтобы более эффективно удовлетворить все возрастающие потребности в обучении по вопросам в области ИС, Академия усилила свою программу дистанционного обучения, предлагая Общий курс по введению в интеллектуальную собственность на семи языках, а также разработав специализированные курсы. Она также предлагает совместные курсы с выдачей дипломов и присвоением степени в кооперации с известными институтами. Академия является динамично развивающимся учреждением, которое продолжает адаптироваться к различным потребностям в подготовке кадров в области ИС.
38. Одним из эффективных средств при оказании такой помощи является национальные планы действий (НПД), которые составляются под нужды конкретной страны и служат основой для оказания технической помощи этой конкретной стране. ВОИС сотрудничает также с национальными, региональным и субрегиональными организациями в развивающихся странах по вопросам обучения их граждан путем установления партнерских соглашений с институтами или центрами, занимающимися обучением в области ИС, а также университетами и исследовательскими учреждениями.
39. Институциональная составляющая в программе работ ВОИС для развивающихся стран охватывает также различные органы, которые поддерживают деятельность творческих и художественных объединений, а также владельцев авторских прав. Особое внимание уделяется поддержке формированию обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами, особенно в тех случаях, когда они еще отсутствуют. Принимаются меры по повышению значения и роли существующих обществ с тем, чтобы обеспечить надлежащее выполнение ими своих функций в качестве важных посредников между авторами и теми, кто пользуется их произведениями, охраняемыми авторским правом, а также лицензиатами, тем самым гарантируя авторам, художникам, писателям и композиторам получение соответствующего вознаграждения за использование их произведений.

VI. Применение гибких решений и связь с вопросами государственной политики


40. Признание интеллектуальной собственности в качестве важнейшего элемента в развитии экономики и торговли привлекло попутно внимание к ее взаимосвязи с вопросами общественной политики, такими как: взаимосвязь между интеллектуальной собственностью и здравоохранением, торговлей, образованием и вопросами конкуренции. В рамках такого широкого подхода использование системы интеллектуальной собственности должно происходить с участием более широкого круга участников с тем, чтобы лучше понять социальную значимость интеллектуальной собственности, которая выходит за рамки материальных экономических выгод. ВОИС оказывает помощь развивающимся странам в создании национальных систем интеллектуальной собственности, которые соответствуют целям национального развития и долгосрочной ориентации на создание местного потенциала, позволяющего противостоять будущим вызовам. ВОИС также привлекает широкий круг других заинтересованных сторон, участвующих в изобретательской деятельности, содействуя установлению связей и сотрудничества между обществом, частным сектором и правительством.
(i) Консультации по законодательным вопросам и обеспечение гибких подходов
41. Помимо консультаций, касающихся соответствия национального законодательства международным соглашениям, а также Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), помощь ВОИС в области законодательства направлена на оказание содействия лицам, принимающим решение, и лицам, готовящим законопроекты, в части принятия обоснованного решения относительно выбора вариантов и гибких подходов, существующих в рамках международного законодательства, при разработке своих национальных законов. В этом отношении развивающиеся страны получают также консультации относительно целесообразности и выгоды присоединения к тем международным договорам, которые могут обеспечить поддержку их интеллектуальной собственности и целям развития. После присоединения к договорам ВОИС обеспечивает обучение в части их реализации.
42. Просьба к ВОИС о помощи часто поступает от наименее развитых стран, которым предстоит в 2006 году обеспечить полное выполнение обязательств в соответствии с требованиями ТРИПС, а также от развивающихся стран, которые готовятся вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Гибкие решения, имеющиеся в рамках международного законодательства, получили соответствующие разъяснения в течение последних лет в ответ на неотложные потребности развивающихся стран. К ним относятся Декларация касательно Соглашения ТРИПС и общественного здравоохранения, принятая 14 ноября 2001 года на четвертой Конференции Министров в Доха, а также Решение Генерального совета ВТО от 30 августа 2003 года относительно реализации параграфа 6 данной Декларации, которое концентрируется на предоставлении развивающимся странам, не имеющим достаточных производственных мощностей или не располагающим ими вообще, фармацевтических препаратов по доступным ценам. ВОИС принимает также участие в работе Комиссии ВОЗ по правам ИС, инновациям и общественному здравоохранению.

43. Программа ВОИС по сотрудничеству в целях развития будет по прежнему отражать запросы стран, желающих получить специальные консультации по вопросам применения законодательства в области патентов и охраны данных о клинических испытаниях., а также по вопросам применения технических мер защиты и вопросам, касающихся исключений и ограничений из охраны в соответствии с авторским правом.


44. Параллельно с поступательной работой, выполняемой Межправительственным Комитетом по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору с целью исследования правовых решений, касающихся требований охраны в указанных областях на национальном уровне, ВОИС продолжает реагировать на запросы об оказании помощи в области законодательства, поступающие от развивающихся стран, являющихся членами ВОИС. Ожидается, что потребность в предоставлении такой помощи будет возрастать по мере того, как будет возникать желание стран использовать имеющиеся возможности для правовой охраны природных и традиционных объектов своих народов. ВОИС также поддерживает развивающиеся страны, особенно те, которые находятся на продвинутой стадии развития, в пересмотре их существующих систем охраны интеллектуальной собственности и изучении иных инструментов охраны ИС, которые ранее не принимались ими во внимание, как, например, охрана технических решений с помощью правовых норм, относящимся к полезным моделям.

(ii) Вопросы государственной политики



45. Рациональной сущностью охраны интеллектуальной собственности является то, что она способствует стимулированию творчества и инновациям, а также поощряет использование изобретений на благо всего общества. Общественная политика в данном отношении направлена на поддержание системы интеллектуальной собственности, которая стимулирует инновации посредством проведения активных мер в целях охраны, при этом важно, чтобы все эти меры были бы не за счет государственных интересов. В данном контексте проблема, стоящая перед ВОИС, состоит в том, чтобы интегрировать вопросы государственной политики в программы, осуществляемые совместно с развивающимися странами, например, в части информирования о гибких решениях, существующих в рамках международных соглашениях в области ИС.
46. Другим направлением в Программе ВОИС является поддержка развивающихся стран при выборе, определении и формулировании ими своих политических альтернатив на основе обмена опытом между странами-членами, как между развитыми, так и развивающимися, а также путем содействия диалога между государственным и частным секторами, а также обществом в целом. Был организован целый ряд международных форумов, планируется их проведение в будущем, поскольку они оказались очень полезными в части разъяснения существующих концепций или устранения недоразумений, а также предоставления точной информации о последствиях применения различных политических альтернатив. Более того, Декларация ВТО, принятая в Дохе, была также обсуждена на совещаниях ВОИС, проведенных в различных регионах развивающихся стран.
47. В Международной системе по авторскому праву удалось достичь тонкого баланса между правами создателя или автора осуществлять контроль за использованием своих произведений, с одной стороны, и общественным благом в обеспечении доступа к соответствующей информации, с другой стороны. Исключения и ограничения относительно авторских прав и смежных прав, которые помогают поддерживать указанный баланс, являются обще признанными в международных конвенциях и закрепляются в национальных законодательствах.
48. Использование цифровых технологий и цифровой среды, с помощью которых все в большей степени происходит распространение произведений, охраняемых авторским правом, или в рамках которых происходит их создание, бросает вызов выше установившемуся балансу между правами авторов и правами пользователей. Необходимо, чтобы цифровые технологии использовались таким образом, чтобы соблюдались исключения и ограничения в отношении авторского права и смежных прав, а также не ущемлялись частные права и общественные интересы. Например, согласно концепции структурированного подхода можно было бы использовать все усложняющиеся технологии по управлению правами в цифровой среде таким образом, чтобы допустить определенные виды использования материалов в цифровой форме для установленного круга бенефициариев, для которых эти ограничения и исключения из авторского права предназначены, например, для целей дистанционного обучения или для лиц со слабым зрением.
49. Интернет-договоры ВОИС подтверждают необходимость сохранения баланса между владельцами авторского права и иными правообладателями, с одной стороны, и общественностью с другой стороны, особенно в области обучения, научных исследований и доступа к информации. Более того, национальное законодательство может предусматривать ограничения и исключения из прав, охраняемых в рамках цифровой среды, исходя из понимания, что они не будут подрывать нормальное использование охраняемых культурных произведений и исполнений или не будут неоправданно ущемлять интересы авторов и других правообладателей. ВОИС оказывает помощь развивающимся странам, желающим присоединиться к этим договорам, предоставляя им консультации по соответствующим законодательным нормам авторского права с тем, чтобы учесть проблемы, вызываемые цифровыми технологиями, и обеспечить охрану прав правообладателям, при этом одновременно гарантируя незатрудненный доступ к информации для законных пользователей.

VII. Наименее развитые страны (НРС)


50. В отношении институционального строительства ( создания инфраструктуры) для развивающихся стран особое внимание уделяется ВОИС наименее развитым странам. Потребности НРС не совпадают полностью с потребностями многих развивающихся стран, поскольку имеются различия по многим областям экономического и социального развития. Поскольку приоритеты развития значительно различаются между развивающимися странами и наименее развитыми странами, то соответственно различаются и предложения по формированию общественной политики, необходимые для их решения.
51. В свете выше сказанного учреждение соответствующих организаций, занимающихся интеллектуальной собственностью в НРС, требует особого внимания и должно учитывать гибкие подходы и решения, предоставляемые различными международными договорами в области авторского права, при формировании общественной политики этих стран. Развитые и некоторые развивающиеся страны располагают сформировавшимися системами регулирования, гарантирующими, чтобы монопольные права особо не ущемляли общественные интересы. В НРС особенно после введения патентной охраны в фармацевтической отрасли, а также охраны материалов, используемых для обучения и образования, охраны компьютерных программ и результатов базовых исследований в области сельского хозяйства, возникла необходимость установления баланса между системой интеллектуальной собственности и необходимостью обеспечения доступа к соответствующим технологиям и ноу-хау. Опыт и поддержка развитых стран, а также наиболее продвинутых развивающихся стран были бы весьма полезны при разработке собственных систем НРС в области ИС, наиболее пригодных к их уникальным экономическим и социальным условиям.
52. Разработка соответствующих механизмов, обеспечивающих достижение баланса интересов правообладателей и сообщества пользователей требует осуществление консультационного процесса, наличие надежных данных и знаний в специфических областях. ВОИС оказывает помощь НРС при выявлении необходимых для них альтернатив в рамках системы интеллектуальной собственности таким образом, чтобы это соответствовало их интересам, целям развития, стратегиям и международным обязательствам. Особенно НРС получают помощь при формировании и реализации необходимых политических программ и стратегий в области интеллектуальной собственности, создании соответствующих учреждений и получении административных навыков управления, а также реализации других аспектов системы ИС. Это помогает поддерживать и сохранять положительный уровень изобретательства и творчества в отраслях, в которых эти страны имеют сравнительное преимущество.
VIII. Установление партнерства: на правительственном, межправительственном и неправительственном уровнях

53. С тем, чтобы рационально использовать свои ресурсы, ВОИС активно устанавливает взаимодействие между проектами развития, а также работами, проводимыми ВОИС в интересах развивающихся стран, с другими проектами в рамках двухстороннего, многостороннего и международного сотрудничества соответствующих организаций, связанных с вопросами интеллектуальной собственности и экономического развития. Это позволяет также добиться получения максимальной выгоды от такого объединения усилий. Является признанным фактом, что в рамках глобализированной экономики, основанной на знаниях, различные межправительственные организации должны играть свою собственную, отведенную им роль при проведении международных дебатов по использованию интеллектуальной собственности в качестве инструмента экономического развития.


54. Были подписаны такие документы о международном сотрудничестве, как меморандумы взаимопонимания и соглашения о сотрудничестве, благодаря чему было закреплено сотрудничество между ВОИС и рядом межправительственных организаций, работающих как в рамках ООН, так и вовне, включая многие организации, находящиеся в развивающихся районах. Каждый из подписанных документов оговаривает цели, относящиеся к вопросам взаимного интереса, и содействует координации и кооперации в отношении оказания поддержки в области интеллектуальной собственности для развивающихся стран. Типовое соглашение обычно охватывает специальные проекты по сотрудничеству, как например, обмен информацией, программы обучения, периодические взаимные консультации, финансовое содействие, участие и представительство в совещаниях. Ожидается, что в будущем будет подписано еще больше подобных соглашений с другими межправительственными организациями, особенно с теми, которые работают на региональном уровне, учитывая их стремление включать вопросы интеллектуальной собственности в программы своих работ и сотрудничать с ВОИС.
55. Неправительственные организации являются также важнейшими участниками в реализации программы ВОИС для развивающихся стран. Они представляют самые разнообразные интересы, как бизнеса, профессиональных работников, так и гражданско-правовые организации. Политика ВОИС состоит в вовлечении их в регулярный диалог и содействие организации дискуссий между ними и правительственными кругами в рамках открытых форумов. По опыту ВОИС, открытые дискуссии, в которых высказываются различные точки зрения, содействуют принятию политических решений в развивающихся и наименее развитых странах относительно осознанного выбора из имеющихся альтернатив и принятию обязательств по их последующей реализации. Этот подход по вовлечению новых участников будет продолжен ВОИС, особенно с учетом стоящих задач по применению интеллектуальной собственности для достижения экономического благосостояния, использования технологий, ноу-хау и обеспечения занятости.

56. Небольшое число государств-членов ВОИС традиционно представляет финансовую помощь для осуществления экономической программы развития ВОИС в виде трастовых фондов, в частности Франция, Япония, Республика Корея, Испания и Швеция. Можно надеяться, что с учетом современного признания в международном масштабе важности интеллектуальной собственности в экономическом развитии стран больше государств-членов ВОИС будет содействовать в финансовом плане оказанию поддержки жизненно важных работ данной Организации в этой области. Материальная помощь продолжает поступать от все возрастающего числа стран, как развивающихся, так и развитых стран, в основном в форме предоставления экспертов, организационно-технических средств для проведения совещаний и спонсорской помощи в проведении исследований. Некоторые развивающиеся страны также предоставляют ВОИС свои финансовые ресурсы для административного осуществления программ, касающихся их собственных национальных систем интеллектуальной собственности. Эта тенденция в будущем, возможно, будет расширяться и укрепляться. Существующая в настоящее время ситуация требует также осуществления обмена опытом и планами на будущее в региональном масштабе при организации совещаний и обследований, охватывающих страны из различных развивающихся регионов.


57. В своей будущей работе ВОИС будет продолжать помогать развивающимся странам в разработке политических и программных документов, включающих интеллектуальную собственность в качестве соответствующих компонентов. Деятельность ВОИС на уровне выработки политики будет подкрепляться практическим обучением по управлению объектами интеллектуальной собственности и их использованию для содействия экономического роста. Будут предоставляться различные технические средства помощи для решения вопросов лицензирования, приобретения технологии и управления исследованиями с тем, чтобы повысить потенциал развивающихся стран в их противостоянии вызовам мирового рынка интеллектуальной собственности. С учетом различного уровня развития стран ВОИС по прежнему будет поддерживать развитие организационных инфраструктур и подготовки кадров в развивающихся странах таким образом, чтобы учитывать их потребности, запросы и уровень развития. Большое внимание будет уделяться в будущем достижению баланса между охраной прав интеллектуальной собственности и социальным развитием. На основе осуществления своих программ по оказанию консультативной и технической помощи ВОИС будет и в дальнейшем предлагать помощь развивающимся странам при определении и формулировании оптимального варианта политических программ, содействовать им в извлечении соответствующих выгод из системы интеллектуальной собственности. Данная стратегия будет проводиться в кооперации со всеми входящими подразделениями данной Организации и ее партнерами.
58. ПКРИС предлагается принять к сведению информацию, содержащуюся в данном документе и высказать соответствующие замечания и предложения относительно будущей работы.

[Конец документа]





 В отношении обзора характера, охвата и числа выполняемых программ см. документы А/40/2

(стр. 70–85 и 90–97 ) и A/40/3 (стр. 24-32 и 34-38).




Каталог: edocs -> mdocs -> mdocs
mdocs -> Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору Двадцать восьмая сессия Женева, 7-9 июля 2014 г
mdocs -> Отчет о независимом анализе выполнения рекомендаций повестки дня в области развития
mdocs -> Рабочая группа по правовому развитию Мадридской системы международной регистрации знаков Тринадцатая сессия Женева, – ноября 2015 г
mdocs -> Ассамблеи государств-членов воис пятьдесят седьмая серия заседаний Женева, 2 – 11 октября 2017 г


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница