«Введение. Как возникла биологическая наука»



Скачать 42.41 Kb.
Дата23.04.2016
Размер42.41 Kb.
Практическое занятие №1

Тема: «Введение. Как возникла биологическая наука».
Цель: изучить этапы возникновения и структуру биологии и ветеринарии как науки.
Ключевые понятия и категории: биология, ветеринария, классификация наук, структура биологии.


  1. Ознакомиться с историей возникновения биологии как науки, изучить её структуру по методическим материалам и интернет-ресурсам.

  2. Изучить основные этапы развития науки биологии по методическим материалам и интернет-ресурсам.

  3. Изучить историю возникновения и развития ветеринарии (определение, классификация, этапы развития) по методическим материалам и интернет-ресурсам.

  4. Составить конспект по теме: «Введение. Как возникла биологическая наука».

1.Биология как наука, её структура.

Термин «биология» (от греч. Bios – жизнь, logos – наука) введен в начале ХIХ столетия независимо Ж. Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. В настоящее время его используют и в ином смысле, относя к группам организмов, вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя), биоценозам (биология арктического бассейна), отдельным живым структурам (биология клетки). Однако при рассмотрении биологических предпосылок развития, жизнедеятельности и экологии человека неизбежно затрагиваются общие вопросы сущности жизни, уровней ее организации, механизмов сохранения жизни во времени и эволюции. Наряду с физикой, химией, математикой биология относится к естественным наукам, предмет изучения которых – природа. Особенность предмета биологии в медицине заключается в том, что в центре внимания находится человек. Закономерности же развития человека как личности и человеческого общества в целом изучаются социальными (общественными) науками. Указывая на то, что сущность людей социальна, К. Маркс подчеркивал, что естествознание включит в себя науку о человеке в той же мере, в какой естествознание включит в себя естествознание.

В современном представлении биология – наука о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяемых Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

В процессе поступательного развития и по мере обогащения новыми фактами биология преобразовалась в комплекс наук, исследующих закономерности, свойственные живым существам, с разных сторон. Она включает в себя примерно 300 конкретных наук.

Структуру биологии можно рассматривать с разных точек зрения.

- По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.

- По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяются: морфология – наука о строении живых организмов; физиология – наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.

По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных: гистология, изучающая строение тканей; цитология, исследующая строение живых клеток.

Эта многоплановость комплекса биологических наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более 1млн видов животных, около полумиллиона растений, несколько сот тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов бактерий. Причем мир живой природы исследован далеко не полностью. Число неописанных видов оценивается, по меньшей мере в 1 млн.

2. Этапы развития науки биологии.

Современная биологическая наука – результат длительного процесса развития. Интерес к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его важнейшими потребностями – в пище, в лекарствах, одежде, жилье.

Но только в первых древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно, составлять перечни животных и растений, населяющих разные регионы, классифицировать их. Одним из первых биологов древности был Аристотель.

В развитии биологии выделяют три основных этапа:

1) систематики (К. Линней),

2) эволюционный (Ч. Дарвин),

3) биологии микромира (Г. Мендель).

На первом этапе развития биология носила описательный характер. Объект изучения ее – живая природа в ее естественном состоянии и целостности. К первым и наиболее значительным достижениям относятся классификации многообразного растительного и животного мира. Многие принципы классификации были заложены еще в средние века и актуальны по сей день.

Значительный вклад внес шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). В своем труде «Система природы» он описал большое количество растений и животных, ввел около 1000 ботанических терминов. Каждому виду животных и растений было присвоено двойное обозначение (существительное – название рода и прилагательное – наименование вида; например: кошка домашняя).

Линней впервые обосновал вид как универсальную единицу и основную форму существования живого. Линней разработал основные принципы систематики растений и животных: объединил сходные виды в роды, которые сгруппировал в отряды, а отряды – в классы. Единые названия растений и животных значительно упростили терминологию и способствовали взаимопониманию ученых.

Линней предложил первую классификацию растений и животных. Например, на основе особенностей кровеносной и дыхательной систем он разделил животный мир на шесть классов: млекопитающие, птицы, гады (земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые и черви. В классе млекопитающих ученый выделил 17 отрядов и к высшему отряду приматов отнес человекообразных обезьян и человека.

Созданная Линнеем классификация носила искусственный характер, так как основывалась не на главных свойствах организмов, а на чисто внешних признаках. Он понимал искусственность своей систематики и указывал на необходимость создания естественной системы с учетом совокупности признаков организмов. Линней придерживался метафизических, религиозных представлений. Каждый вид с его точки зрения представлял потомство одной пары животных или растений, сотворенных Богом и с тех пор постоянных, и неизменяемых. Несмотря на это, проделанная ученым работа по систематике растений и животных сыграла значительную роль в изучении живой природы.

Развитие естествознания в конце XVIII – начале XIX в. ознаменовалось углублением материалистических представлений. Некоторые ученые высказывали мнение о естественном возникновении мира и его постепенном развитии, и обновлении. Первую теорию эволюции органического мира разработал и опубликовал в труде «Философия зоологии» (1809) французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744-1829).

Изучая животный и растительный мир, Ламарк обратил внимание на существование в природе переходных форм между видами и на этом основании сделал вывод об изменяемости видов. Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, т. е. исторического развития живой природы.

Ламарк выделил две основные причины эволюции:

1) внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;

2) способность организмов целесообразно реагировать на изменения условий существования.

Согласно его представлениям, признаки, приобретенные организмом в течении индивидуально жизни при последовательном воздействие окружающей среды на многие поколения, передаются по наследству. Этим явлением он объяснял приспособленность организмов к среде обитания.

Таким образом, Ламарк объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию – ненаучным.

Великий английский ученый Ч. Дарвин (1809-1882) обосновал научную теорию эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики. Возникновение эволюционной теории Дарвина имело социально-экономические и научные предпосылки. К первым следует отнести интенсивное развитие капитализма в Англии, ставшей великой промышленной и колониальной державой. Шел интенсивный рост городов, требовавший быстрого повышения продуктивности сельского хозяйства, в результате чего развернулась большая селекционная работа, проводились многочисленные научные экспедиции. Научными предпосылками создания эволюционной теории послужили успехи систематики растений и животных, биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, создание клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.

В 1859 г. Дарвин опубликовал свою основную работу «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь», в которой впервые в истории биологии с материалистических позиций объяснил происхождение видов животных и растений.

Основными положениями эволюционной теории Дарвина являются учения о наследственности, изменчивости и естественном отборе.

Дарвин установил, что различные породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в результате искусственного отбора. Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял на племя особей с нужными ему наследственными свойствами и отстранял от размножения всех других. Следовательно, движущими силами выведения пород и сортов являются наследственная изменчивость и производимый человеком отбор.

Задумавшись над причинами эволюции в естественных условиях, Дарвин установил, что интенсивность размножения организмов идет в геометрической прогрессии, однако численность взрослых особей каждого вида длительно сохраняется на одном уровне. Следовательно, большинство появляющихся на свет особей гибнет в борьбе за существование, под которой он понимал сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями неживой природы. Следствием борьбы за существование является естественный отбор – «сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных». Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости являются основными движущими силами эволюции органического мира.

Как бы малы ни были индивидуальные наследственные изменения, они в длинном ряду поколений ведут к изменению видов и ко все большей приспособленности к конкретным условиям существования. Другим результатом действия естественного отбора является многообразие видов.

Главная заслуга Дарвина состоит в том, что он вскрыл движущие силы эволюции, материалистически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности действием только естественных законов. Он научно обосновал взаимосвязь между изменчивостью, наследственностью и отбором и на большом фактическом материале показал, что главной движущей силой эволюции является естественный отбор. Учение Дарвина позволило научно обосновать происхождение человека.

Идея единства органического мира, вытекающая из того факта, что клетка является своего рода общим знаменателем живого, получила подкрепление в исследованиях биохимических основ физиологии клеток. Наиболее демонстративны достижения молекулярной биологии. Она приобрела положение самостоятельного направления биологической науки в пятидесятые годы ХХ столетия. Хронологически это было связано с описанием Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) макромолекулярной структуры ДНК. Молекулярная биология концентрирует внимание на связи процессов жизнедеятельности с биологическими макромолекулами и, прежде всего на закономерностях хранения, использования и передачи в клетках наследственной информации. Молекулярно-биологические исследования открыли физико-химические механизмы, которые обусловливают такие свойства живого, как специфичность структурированность биологических объектов, воспроизводимость клеток и организмов в ряду поколений, а также показали универсальность этих механизмов, их приложимость к существам разных типов организации.

В ХХ в. появляется наука генетика. В ее основу легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.

Успехи современной генетики, ее глубокое проникновение в тайны механизма наследственности явились еще одним свидетельством универсального единства живой природы. Достижения генетиков открыли дорогу для познания сущности жизни, новых способов изменения ее сложившихся форм.
3.История ветеринарии, определение, классификация.

История ветеринарии — наука, изучающая возникновение и развитие ветеринарии, ее достижения в деле профилактики и ликвидации инфекционных, инвазионных и незаразных болезней, создания здоровых стад сельскохозяйственных животных, а также охраны населения от заразных болезней, общих для человека и животных.

Различают общую и частную историю ветеринарии. Первая изучает закономерности появления, становления и развития ветеринарной науки и практики, вторая — историю отдельных ветеринарных наук (анатомии, физиологии животных, эпизоотологии, паразитологии, фармакологии и др.), ветеринарных обществ, съездов, жизнь и деятельность отдельных научных, педагогических, общественных деятелей и т. д. История ветеринарии обобщает накопленные знания, обогащает мировоззрение ветеринарного врача, показывает связь ветеринарии с достижениями других наук, техники и экономики. Изучение истории ветеринарии имеет большое значение для дальнейшего ее развития, а также как мощное средство патриотического воспитания современного ветеринарного врача.

Ветеринария возникла в глубокой древности в связи с потребностями человека. Она прошла сложный путь накопления и совершенствования знаний. Слово «ветеринария» происходит от латинского veterinarius — ухаживающий за скотом, лечащий скот. Впервые оно встречается в трактате римского писателя-агронома Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в н.э.). В русских источниках появление термина «ветеринария» относится к началу XIXв.

С древнейших времен людям известна способность животных к лечению и предупреждению различных болезней. Об этом свидетельствуют некоторые древние литературные источники, описания зоологов, путешественников, врачей; сообщения в специальной литературе, в широкой прессе; множество подобных фактов известно охотникам, животноводам и просто наблюдательным людям. Возможно, что еще задолго до появления на Земле человека, животные использовали целебные свойства некоторых растений, как это и сейчас делают многие представители животного мира, в случае некоторых заболеваний. В древнегреческом мифе Меламп, изображаемый то пастухом, то врачом, лечил дочерей царя Аргоса, страдавших расстройством половой сферы, давая им белую чемерицу, лечебное действие которой проследил на своих баранах.

Римский писатель и ученый Плиний-старший (23 — 79 годы нашей эры) в своем 37-томном труде «Естественная история» утверждал, что животные часто лечатся самостоятельно, поедая различные травы и коренья. Но, как считают многие ученые, Плиний был только компилятором всего того, что было написано до него другими учеными, в частности Аристотелем (384 — 322 гг. до н.э.).

«Чтобы удалить из желудка кусочки костей, они жрут траву, особенно пырей, а как слабительное употребляют воловью траву.

Лизание ее вылечивает раны, подагру и рак», — пишет о собаках Брем. Он же о крокодилах: «Птичка Trochilus находится в большой дружбе с крокодилом. Так как у водного животного в пасти много пиявок и, кроме того, между зубами от пищи остается много мяса, которое эта птичка очень любит, и вот когда крокодил ложится спать на солнце, по обыкновению, с открытой пастью, птичка влетает к нему в пасть, начинает клевать и очищать зубы от мяса».

Нельзя отрицать, что задолго до появления на Земле человека у животных уже существовало значительное количество болезней, и, следовательно, они были вынуждены прибегать к мерам облегчения своих страданий. Со временем у них выработался большой арсенал различных приспособлений и методов самолечения и взаимолечения. Вопрос же «о механизмах организации целительной деятельности животных разного эволюционного уровня, — пишет А. Меделяновский, — относится к числу мало разработанных на-v правлений и для зоопсихологии. Несомненна фиксация навыков такого рода в сфере врожденных безусловных рефлексов. Происхождение же этих составляющих «банка данных», определяющих врожденные формы поведения ' животных, конечно, пока неясно».

Мы приведем еще ряд примеров «лечебной деятельности» животных, но сделаем это по принципу, предложенному Юрием Росциусом, который заметил существование у животных многих направлений современной медицины и обозначил их приставкой «прото» для отличия от собственно медицины. Он выделяет такие направления, как протофармакология, прототерапия, протогигиена, прото-хирургия, иллюстрирует их примерам и не отрицает, что в своем обзоре охватил не все протомедицинские навыки животных. На наш взгляд, туда можно добавить такие протомедицинские направления, как протоакушерство и даже протоиммунология, а в прототерапии выделить протодиетотерапию и протофизиотерапию.

Остановившись на вопросах профилактики болезней у животных, Росциус просматривает аналоги направлений санитарии (протосанитария) и гигиены (протогигиена). Все мы хорошо знаем, как кошки иногда часами вылизывают себя, ной собаки, еноты, бобры, белки, многие птицы, пчелы, муравьи и другие, уделяют не меньше забот содержанию себя и своего потомства. Птицы принимают извержение желудков птенцов в клюв и выносят за пределы гнезда. Лошади опорожняют кишечник и мочевой пузырь в одном месте денника, свиньи справляют свои естественные надобности только в определенных местах, даже если они находятся в небольшом станке. Барсук и устраивает на удалении 5—6 метров от норы ямку-уборную глубиной 10—15 сантиметров, засыпаемую после наполнения. Одно из главных достоинств пчел — это их чистоплотность. Все ненужное и постороннее тот же час удаляется из ульев. Попавшее в улей крупное насекомое, например улитка, немедленно убивается и, если пчелы не в состоянии его вынести, они дезинфицируют труп, покрывая его со всех сторон слоем воска.

В целях лечения или улучшения состояния организма, животные принимают солнечные или грязевые ванны, купаются в минеральной, родоновой или термальной воде (протофизиотерапия), отдыхают после болезни, соблюдают диету. Кошкам и собакам долго не пившим и не евшим, в случае перегрузки желудка пищей грозит острый гастрит. В целях избежания этого, некоторые животные, несмотря на предложенную обильную пищу, пьют и ложатся спать голодными (протодиетотерапия). Зоологам известен случай, когда для уничтожения львов-людоедов им подбросили мясо, отравленное стрихнином. Когда мясо исчезло, следы привели охотников к кусту с ягодами, которые применяются местными жителями в качестве сильнодействующего рвотного средства. Львы использовали природное средство и скрылись. Занзибарские обезьяны — красные колобусы собирали уголь с лесных пожаров. В день обезьяна съедает до 5 грамм угля. Оказывается, предварительный прием этого противоядия позволяет колобусам питаться ядовитыми листьями деревьев, ранее не потреблявшимися ими в пищу. Это позволило обезьянам расширить свой рацион и бурно размножаться — до 700 животных на 1 квадратный километр — самая высокая плотность среди обезьян.

Известно, что дикие кролики собирают на рану паутину, чтобы унять кровотечение и боль. Животным свойственно вылизывание поврежденных и воспаленных мест, выкусывание заноз и инородных тел. При этом вскрываются нарывы, очищаются раны. Широко известна способность некоторых животных, при резком раздражении отбрасывать части своего тела (актинии отбрасывают щупальца, раки — клешни, ящерицы — хвост). Это явление называется автотомией. Если у осьминога щупальце попадет в плен, спрут сам себя автотомирует. Пример протохирургии мы наблюдаем и у муравьев, когда здоровые собратья ампутируют конечности у покалеченных.

В целях исцеления животные используют большой арсенал различных трав, кореньев, ягод, содержащих противовоспалительные, болеутоляющие, слабительные, рвотные вещества, противоядия. Известное лекарственное растение левзея, или маралий корень, своими народным названием обязано наблюдениям местных жителей: оказывается, его корнями восстанавливают силы маралы — сибирские олени. Бурятские охотники рассказывают, что раненые олени поедают красную гвоздику, которая местному населению известна как кровоостанавливающее средство. Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы объедают плодоносящие ветви этого дерева, после чего приходят в состояние сильного возбуждения. Таких примеров протофармакологии можно привести еще немало.

Начала акушерства наглядно демонстрируют плацентарные животные при родах, когда возникает необходимость устранения пуповины механическим путем. И. Акимушкин описывает, как проходят роды у самки дельфина-афалины. Перед родами она много занимается физическими упражнениями: изгибает спину, хвост, «зевает». Эти упражнения действуют на других самок в стаде. Они окружают роженицу, а когда новорожденный, хвостом вперед, выбирается в мир, роженица и сопровождающие ее плывут к поверхности. Детенышу помогают вынырнуть и наполнить воздухом легкие. Мать и еще две добровольные самки охраняют детеныша, не подпуская других дельфинов.

Акимушкин описывает поразительные эпизоды, зафиксированные на пленке в Американском институте по изучению человекообразных обезьян. Новорожденный детеныш шимпанзе не дышал. Тогда мать положила его на землю, раскрыла ему губы и вытянула пальцами язык. Потом прижалась ртом к его рту и стала вдыхать в него воздух. После долгих вдыханий матери детеныш ожил. Подобный же случай произошел в Дрезденском зоопарке, где самец орангутанг таким же образом спас жизнь своему новорожденному сыну. Науке известен случай успешной реанимации замерзших щенят, когда мать путем многочасового вылизывания оживила шесть из семи щенят.

Примеры протопаразитологии наглядно демонстрируют обезьяны, занимаясь тщательным выискиванием и уничтожением друг у друга паразитов. Свиньи, в борьбе с накожными паразитами, стараются вываляться в грязи, мокрой глине, а после ее высыхания на теле трутся о всякие предметы (заборы, столбы). Черепахи освобождаются от клещей путем трения панцирем об уступы берега, таким образом обсыпая себя пылью, вредоносной для насекомых. Многие птицы купаются в муравейниках, взъерошив перья и раскинув крылья, давят клювом муравьев о свое оперение, чем добиваются уничтожения накожных паразитов. Животные поедают горькую полынь, листья чемерицы, трилистника, ягоды крушины, можжевельника, хвою сосны и ели. Содержащиеся в растениях дубильные вещества, смолы, скипидар оглушают и изгоняют паразитов.

Интересный случай в области протопаразитологии описан одним из ставропольских землевладельцев. Обнаружив в 1845 году значительный падеж овец и установив наблюдение за их поведением, он вскоре выяснил, что

старые овцы отыскивают и поедают сухой гриб-мухомор. Он организовал сбор таких грибов и скармливал их с хлебом (для лучшей поедаемости) овцам. Такие овцы перестали болеть, в то время как среди животных, не получавших грибы, болезнь не прекращалась. При вскрытии павших, хозяин обнаружил в легких и печени «свежие пиявицы». Наблюдательный экспериментатор научил «поселян и ближайших соседей» давать овцам перед наступлением пастбищного сезона по небольшому куску изготовленного сушеного гриба «из числа того гриба, который имеет красную шляпку с белыми пятнами».

Приведенный случай является не только наглядным примером самолечения животных при гельминтозах, но и свидетельством передачи опыта животных человеку (от протопаразитологии — к паразитологии).

Примером протоиммунологии может служить жизнь двух симбионтов: рак отшельник постоянно поедает пищу, обстрелянную стрекательными клетками актинии, в связи, с чем он приобретает иммунитет к яду последних. Впрыскивание этого яда переносится раком-отшельником безболезненно, в то время как такая же доза вызывает гибель краба Carcinus.

Мы рассмотрели примеры проявления протомедицинских способов и приемов профилактики, самолечения и взаимолечения представителей животного мира. Но и в мире растений имеется не меньше, а скорее больше, аналогов защитных и целительных способностей организмов. Например, восстановление утраченных или поврежденных органов и тканей, а также восстановление целого организма из его частей в большей степени присуще растениям и беспозвоночным животным, а меньшей — позвоночным.

Специалистам и любителям растениеводства хорошо известно явление аллелопатии — взаимного влияния растений посредством выделения газообразных или жидких веществ (антибиотиков, фитонцидов и других). Фитонциды — защитные вещества, образуемые растениями, способны подавлять рост и развитие грибов, бактерий и простейших (например, они губительно действуют на споры и возбудителя бактериоза капусты). Воздействие защитных веществ может осуществляться не только при жизни, но и посредством продуктов разложения органических остатков. Известно, что смешанные насаждения, при удачном подборе составляющих пород, являются более устойчивыми и продуктивными, чем однородные. Учеными доказано, что между человеком и растениями существует некая информационная связь. Деревьями-донорами, делящимися с людьми своей накопленной энергией, считаются кедр, сосна, дуб, береза. Метод лечения прикосновением к дереву (дендротерапия) известен с давних пор. Несомненно, что подобная связь существует и между растениями. Поэтому при подборе компонентов для смешанных посевов или посадок, наряду с учетом их индивидуальных особенностей — продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к окружающей среде, темпами роста и развития, принимается во внимание биохимическое взаимодействие различных видов растений. Например, установлена положительная аллелопатия сои со всеми культурами, в то время как фенхель враждует со всеми. В таких растениях, как базилик, шпинат, томат, содержится активное вещество сапонин, способствующее интенсивному росту всех растений. Свекла, капуста, морковь, укроп, петрушка и ряд других растений тормозят развитие " фитофтороза. Многие растения являются хорошим средством против садовых и огородных вредителей: картофель — от тли, клещей, личинок насекомых, лук репчатый — против тлей и клещей, календула (ноготки) и маттиола — от колорадского жука.

Изучив совместимость растений и способность их оказывать положительное влияние друг на друга, а также их свойство действовать губительно на паразитов, человек широко использует эти знания для правильного чередования и размещения культур, а также для приготовления различных настоев из растений для борьбы с вредителями. Таким образом, явление протомедицины свойственно не только животным, но и растениям, и можно полагать, что при зарождении жизни на Земле — это явление уже было и до сих пор остается свойством простейших организмов. В качестве примера можно привести способность микроорганизмов образовывать защитные капсулы, споры. В тропических и субтропических морях живет удивительная водоросль каулерпа, размер которой достигает более метра. Она представляет собой одну единственную клетку. Естественно, что любой разрыв клеточной стенки грозит тем, что вся цитоплазма вытечет и клетка погибнет. Но водоросль искусно залечивает раны. Вытекающая цитоплазма тут же сворачивается, образуя пробку, под защитой которой клеточная стенка вскоре залечивается. Мало того, оторванные части растений могут регенерировать, давая целую водоросль.

Из всего сказанного можно сделать заключение, что животные, как и представители растительного мира, владели до появления на Земле человека широким спектром протомедицинских приемов профилактики и лечения болезней живых организмов. Из таких примеров, как мифы о Мелампе, об открытии свойств кофейного дерева, наблюдений жителей за маралами, можно себе представить, как человек, приобретая навыки лечения у животных, переносил их в свою жизнь, закладывая тем самым начала медицины.

Из данных этнографии и археологии можно почерпнуть сведения об использовании лечебных средств и методов в древности. Так, изучая племена австралийцев, отдельные племена Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы пришли к выводу, что на Земле нет такого племени, как ни примитивна его культура, которое бы не знало лекарственных растений. Археологи находят материальные свидетельства врачебного искусства отдаленных предков - специальную побуду для растирания и варки лекарственных трав. Становится очевидной преемственность медицинских знаний человека, доведенных его разумом до современного состояния. Вместе с тем, человек начал приручать животных. Наряду с огромным количеством существовавших болезней, у домашних животных появляются новые расстройства, связанные с новыми условиями существования, питания и эксплуатации. Заняться профилактикой и лечением болезней прирученных животных пришлось их опекуну - человеку. Это было началом ветеринарной медицины.


Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют этапы развития биологии?

2. Как появилась и развивалась ветеринарная медицина?

3. Какую структуру имеет биологическая наука?


Литература:

  1. ЭБС «Znanium»: Никифоров А. Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.

  2. ЭБС «Znanium»: Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

  3. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебник для студентов вузов / Б. Н. Бессонов. - М.: Юрайт, 2010. - 395 с.

  4. Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники : учебник для магистров по дисциплине "История и философия науки" / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. – М.: Юрайт, 2015.- 383 с. - (Магистр. Гр.).

  5. Лебедев, С. А. Философия науки : учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 296 с. - (Магистр. Гр.).

  6. Гуляк, И. И. Историко-философская концепция зарождения и развития либерального учения с конца ХVIII до начала ХХI века : моногр. / И. И. Гуляк, С. П. Золотарев ; И. И. Гуляк, С. П. Золотарев ; СтГАУ. - Ставрополь : Экспо-Медиа, 2010. - 148 с.

  7. Пуанкаре, А. Наука и гипотеза: моногр. / А. Пуанкаре; А. Пуанкаре; под ред. А. Г. Генкеля; пер. с фр. - 2-е изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 240 с.; 

  8. ЭБС «Znanium»: Булдаков С. К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: РИОР, 2008. - 141 с.

  9. Войтов, А. Г. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов. - М. : Дашков и Ко, 2005. - 692 с.

  10. Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фахти. - 5-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 603 с. - (Высшее образование).

  11. Башкатов, Г. А. История развития животноводства Ставропольского края (экстенсивный период): моногр. / Г. А. Башкатов, В. И. Колесников; СНИИЖК; РАСХН; МСХ РФ. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 480 с.;

  12. ЭБС Университетская библиотека ONLINE Реферативный журнал. Серия 8. Науковедение.

  13. Международная реферативная база данных SCOPUS. http://www.scopus.com/

  14. Международная реферативная база данных Web of Science. http://wokinfo.com/russian/

  15. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки http://elibrary.rsl.ru/

  16. Большой энциклопедический словарь. Биология. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999

  17. Концепции современного естествознания: Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  18. 2. Пособие по биологии для абитуриентов/ Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская. – 3-е изд. – Мн.: Высш. шк., 1997.

  19. 3. Биология/ Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1985.

  20. 4. Концепции современного естествознания/ Карпенков С. Х.. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

  21. 5. Концепции современного естествознания/ Канке В. А. – М.: Логос, 2003.

Каталог: company -> personal -> user
user -> Разработка научно-обоснованных рекомендаций по профилактике заболеваний молочной железы и репродуктивных органов крупного рогатого скота молочных пород при беспривязной системе содержания животных
user -> Лекция №4. «Инфекционные и инвазионные болезни глаза». План лекции: Риккетсиозный кератоконъюнктивит
user -> Тема №5. Инфекционные и инвазионные болезни глаза
user -> Применения и возделывания лекарственных растений Термины и определения, основы фармокогнозии
user -> Тема Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
user -> Лекция №1. Актинобациллез животных. (Псевдоактинобациллез, лигниереллез)
user -> Рабочая программа учебной дисциплины эпизоотология и инфекционные болезни наименование дисциплины
user -> Вопросы: Каковы основные задачи эпизоотологии?
user -> Вопросы к зачету по дисциплине Основы рационального питания
user -> Занятие № Фармацевтический маркетинг. Информационный блок по теме занятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница