Юдина В. В., преподаватель Москва 2010 год Олимпиада по предмету «Адаптивная физическая культура»



Дата09.09.2017
Размер46.5 Kb.


Некоммерческая организация

«Ассоциация московских вузов»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Научно-ИНФОРМАЦИОный материал

Концепция организации занятий по повышению уровня физической подготовленности школьников с отклонениями в состоянии здоровья через участие в олимпиадном движении по направлению

«Адаптивная физическая культура»


Состав научно-образовательного коллектива:

Рубцова Н.О., руководитель, к.п.н., доцент

Щербинина Ю.Л., к.п.н., доцент

Рубцов А.В., преподаватель

Юдина В.В., преподаватель

Москва 2010 год


Олимпиада по предмету «Адаптивная физическая культура» как фактор повышения уровня физической подготовленности школьников с отклонениями в состоянии здоровья

Одной из наиболее актуальных проблем специальных (коррекционных) общеобразовательных школ была и остается проблема физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Особая актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тесной связью между физической подготовленностью и общим состоянием здоровья. Выполнение физических упражнений, повышение двигательной активности (что является основой для развития кондиционной физической подготовленности) самым непосредственным образом оказывают оздоровительное влияние на организм человека.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Адаптивная физическая культура, на сегодняшний день является единственной дисциплиной, которая специально ориентирована на стимуляцию естественных, физических, психомоторных, природных свойств организма ребенка с отклонениями в состоянии здоровья. Без освоения ценностей, накопленных в этой сфере невозможна коррекция аномалий развития, формирование компенсаций нарушенных функций и механизмов адаптации, активизация процессов психомоторного развития, профилактика сопутствующих заболеваний, укрепление остаточного здоровья, без которых, в свою очередь, процесс коррекционного образования утрачивает свою целостность, социальную и интегративную направленность.

Адаптивная физическая культура является образовательным направлением, которое при минимальных финансово-экономических и организационных затратах способно обеспечить развитие системы интегрированного образования детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья в процессе совместных занятий.

Одним из реальных средств повышения эффективности процесса непрерывного коррекционного образования в сфере физической культуры и спорта является популяризация олимпиадного движения как формы подготовки выпускников школ с отклонениями в состоянии здоровья.

Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности учащихся специальных (коррекционных) школ, формирование фонда двигательных умений и навыков, создание условий социальной интеграции через привлечение к занятиям АФК и АС

Задачи:


1.Стимуляция гармоничного физического развития у учащихся специальных (коррекционных) школ.

2.Формирование компенсаций нарушенных функций и механизмов адаптации у учащихся специальных (коррекционных) школ.

3.Фомирование потребности в двигательной активности у подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

4.Формирование привычки к здоровому образу жизни у учащихся специальных (коррекционных) школ.

5.Улучшение качества жизни подростков-инвалидов.

6.Создание условий для социальной интеграции подростков-инвалидов через участие в адаптивном физкультурно-спортивном движении.

При разработке программы предполагалось, что в своей основе олимпиада школьников по предмету «Адаптивная физическая культура» не должна представлять собой систему узкоспециализированных соревнований по видам спорта. В то же время олимпиада не должна уподобляться и соревнованиям по типу "Веселых стартов", требующих от школьников демонстрации общей физической и двигательной подготовленности и имеющих преимущественно рекреативный характер. Вместе с тем олимпиада должна сохранять в своем содержании соревновательные отношения, как одну из важных составляющих основ предметной области «Адаптивная физическая культура».

В соответствии с этими идеями олимпиада школьников по предмету «Адаптивная физическая культура» представляет собой одну из форм организации целостного образовательного процесса в школе и характеризуется как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием Программы по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности.

В более общем, философском, понимании целью Адаптивной физической культуры и всей направляющей деятельности специалистов этой области является улучшение качества жизни человека, как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом, посредством физической активности, рекреации и спорта. Специалисты этой области постоянно нужны тем, кто не укладывается в критерии средних норм и потому подвергается ограничениям, сталкивается с различными помехами и барьерами.

Предметная область «Адаптивная физическая культура» интегрирует знания по физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, системам физических упражнений и формам занятий, наилучшим образом способствующим решению педагогических задач специально подобранными физическими упражнениями с учетом двигательных возможностей и характера контингента занимающихся. Овладение предметным содержанием этой области ориентировано на активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы. А закономерности взаимосвязи сознательности и активности позволяют надеяться на самостоятельное использование ценностей сферы физической культуры не только в школьный период, но и на протяжении всей последующей жизни.

В данной целевой и содержательной направленности подготовка и участие в олимпиаде стимулируют совершенствование образовательного процесса в школе по предмету «Физическая культура», содействуют повышению интереса учащихся с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями, формируют у них представление о здоровом образе жизни. При этом оценка подготовленности участников олимпиады по всему спектру требований к уровню образования в сфере физической культуры обуславливало тот факт, что высокие достижения при выполнении отдельных заданий не гарантируют решающего преимущества при определении победителя, так как для победы требуется высокая подготовленность участников по всем разделам школьной программы.

В соответствии с этими идеями в программу олимпиады включены задания, выбранные из содержания практического раздела примерной учебной программы для учащихся I–XI классов по предмету «Физическая культура».

Основными задачами олимпиады являются определение уровня практической подготовленности учащихся с отклонениями в состоянии здоровья по предмету «Физическая культура», подготовка учащихся специальных (коррекционных) школ к поступлению в физкультурные ВУЗы, а также формирование интереса к занятиям физическими упражнениями (как основным средствам реабилитации и адаптации) и здоровому образу жизни.

Исходя из специфических задач предметной области «Адаптивная физическая культура», олимпиада представляет собой конкурсные испытания учащихся старших классов специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений – юношей и девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья. К участию в олимпиаде допускаются учащиеся 10-11 классов.

Конкурсные испытания состоят из выполнения практического задания.

Практические задания заключаются в выполнении контрольных упражнений, позволяющих судить об общей физической подготовленности учащихся. Проверка подготовленности участников олимпиады по данному разделу осуществляется в соответствии с разработанными правилами и регламентом конкурсных испытаний.

Победители олимпиады определяются в одной возрастной группе: среди учащихся средней (полной) школы. Победителями олимпиады признаются участник и участница, получившие лучшие оценки по сумме заданий.

Порядок организации и проведения олимпиады предусматривает несколько этапов: школьный, районных управ, окружной, городской. Победители окружного этапа (согласно квоты Департамента образования Москвы РФ - 3 человека) принимают участие в заключительном городском этапе.



Результаты.

В результате реализации мероприятия была разработана и апробирована система двигательных тестов в рамках профильных олимпиад для учащихся специальных (коррекционных) школ. Подобные Олимпиады для специальных (коррекционных) школ ранее никогда не проводились. Участие в подобной олимпиаде повышает уровень двигательной активности подростков-инвалидов, расширяет их двигательные возможности, повышает уровень физической подготовленности, и будет способствовать формированию здорового образа жизни и решению задач социальной интеграции. Кроме того, участие в профильной Олимпиаде по АФК будет в значительной мере способствовать ранней профессиональной ориентации учащихся специальных (коррекционных) школ.



Необходимо отметить, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ победители Всероссийских олимпиад получают преимущественное право на зачисление в центральные высшие учебные заведения.


Каталог: sites -> ipk.sportedu.ru -> files -> editor-files
sites -> Мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни человека, удобно устроившись в нашем кармане или сумочке. Он приносит нам множество возможностей, невообразимых ещё каких-то десять лет назад
sites -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
sites -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
sites -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
sites -> Проблема безопасности продуктов питания
editor-files -> Методика преподавания китайской оздоровительной системы для детей и подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница