За годы работы учителем обж я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений



Скачать 60.59 Kb.
Дата02.05.2016
Размер60.59 Kb.
ТипАнализ
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

станицы Фастовецкой

Обобщение

опыта работы
учителя основ безопасности жизнедеятельности

Надибаидзе

Ольги Александровны

Тихорецкий район

2008 г

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ



За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Однако, накопленный опыт показал необходимость некоторого переосмысления методической системы обучения. Сложившаяся методика ориентирована на максимум усвоения знаний по всем предметам.

Большая часть школьников постоянно находится в дискомфортном положении, не справляясь с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, падению успеваемости и т. д.

Анализ результатов успеваемости меня очень волнует. В целом система образования в образовательных учреждениях все еще не отвечает современным требованиям. Поэтому, задачей школы считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения в условиях дефицита информации как для сельского учителя, так и для учащихся. Но с появлением в школе компьютера, поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация, дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащихся на каждом этапе.

Главная идея моего опыта - использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимся.

Первое, что я использовала в своей работе, это тестовый контроль знаний. Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты, можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даем тест и возможные ответы.

Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет. Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа «Брейн-ринга», в школьной викторине по ОБЖ. Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Школьники могут их использовать для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля. Потом, тесты помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками.

Использую тесты как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. То есть они сами для себя готовят тестовые задания. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word.
Содержание вопросов, уровень их сложности для каждого ученика помогает подобрать компьютер. Характеристики компьютера позволяют непрерывно изменять уровень сложности тестовых заданий в зависимости от возможностей ученика. Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня ЗУН, имеет ряд преимуществ: 1)экономит время на выявление ошибок; 2)компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся; 3)статистическая обработка результатов работы с программами пакета дает возможность оценить качество усвоения материала по изучаемой теме.

Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ.

Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word.

Например: урок в 9 классе по теме: «Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях», реферат на тему: «Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах», «Понятие о привычках ЗОЖ», доклад: «Не погибай по неведению».

Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе. Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. В зависимости от задач проекта проводят социологическое исследование, например по теме: «Курение или здоровье - выбирайте сами!». Учащиеся 6 класса выполняют практическую работу по распознанию минеральной воды - «Живая вода: сказка или быль?».

Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.



В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

  • Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

  • Ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях.

  • Растет качество знаний.

  • Возрос рейтинг предмета.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» я наблюдаю положительные результаты. Освоение опыта требует от учителя большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента -компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования сельских школьников наравне с городскими.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница