Задачи: Образовательные



Скачать 126.68 Kb.
Дата03.10.2017
Размер126.68 Kb.

Вирусы- неклеточная форма жизни.
Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку.

  • Развивающие: продолжить формирование навыков работы с учебником и научной литературой.

  • Воспитательные: формировать понимание ценности жизни человека.



Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок с использованием презентации.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой, электронные таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги», научно-популярная литература о вирусах.
Основные термины и понятия: вирус, вирион, сердцевина, капсид, обратная транскрипция, ретровирус, бактериофаг, ВИЧ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.


II. Актуализация. Целеполагание. Мотивация. (Вызов).

Учитель. Все мы уже, к сожалению, понимаем, что страшная болезнь под названием СПИД прочно вошла с нами в XXI век. В мире от этого страшного заболевания умирает все больше и больше людей. Обратимся к данным о его распространении.

Впервые о неизвестной болезни сообщил «Еженедельный вестник заболеваемости» (США) в 1981 году. Уже к концу года упоминалось о 166 случаях этого заболевания. Через 4 года в Атланте состоялась первая Всемирная конференция по СПИДу, на которой царил «явный и безусловный шок». Это страшное заболевание унесло и продолжает уносить миллионы жизней.

К 2000 г. число инфицированных этим вирусом уже превысили 30 млн. человек.

Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаление легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Все это приводит к смерти человека. Самое обидное то, что чаще всего погибают молодые люди в полном расцвете сил.



  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД?

  • Одно из современных положений клеточной теории гласит: клетка- универсальная структурная и функциональная единица жизни. Но все ли организмы имеют клеточное строение?

  • Почему существование вирусов не противоречит основным положениям клеточной теории?


Тема урока – «Вирусы − неклеточные формы жизни».

  • Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать?  (Ответы учащихся).

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с уникальными организмами – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «Вирус»? (Ответы учащихся).

Всем известно, что вирусы являются возбудителями многих заболеваний, что они малы. Но не многие из нас знают особенности этих загадочных организмов.

III. Изучение нового материала.

Сообщение 1-го учащегося

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.  На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. 

И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия. 

Через 7 лет (в 1899 году) микробиолог М. Бейеринк ввел термин «вирус» в научный обиход. В переводе с латинского «вирус» − яд. Вирусы отравляют живые организмы и являются внутриклеточными паразитами.

Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили, что болезнь, встречающаяся у домашних животных, − ящур, вызывается возбудителем, который также проходит через бактериальный фильтр, то есть является вирусом.

В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.


Учитель.

  • Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.

Рассмотрим строение вирусов.

− Прочитайте в учебнике «Строение вирусов».

− Выполните задание в рабочей тетради №2, стр.79.


(Ответы учащихся) Использование электронной таблицы «Строение вирусов».

Обобщение учителя. Вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида, состоящего из белка).

С латинского capsa – вместилище, ящик, футляр. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов (нуклеаз), разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны.

− Используя рисунок рис.41, сравните строение различных вирусов. Отметьте черты сходства и отличия.
Обобщение учителя. Вирусы делят на простые и сложные (демонстрация таблицы). Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнителную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид.

Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК-содержащие (демонстрация таблицы).

В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов (демонстрация таблицы). Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни). Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм. Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся (вирионы- полностью сформированный вирус) и репродуцирующемся (внутриклеточные). 

Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная.

Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.



  • Заполнить самостоятельно таблицу из предложенных тезисов (тезисы записаны на электронной доске)

1. Обладают наследственностью.

2. Не имеют клеточного строения

3. РНК (ДНК) + капсид

4. Вирусы имеют только один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК).

5. Вирусы никогда не размножаются делением.

6. Обладают изменчивостью (мутируют).

7. Вирусы никогда не размножаются вне клетки хозяина.

8. Способны производить себе подобных.

9. Отсутствует собственный обмен веществ

10. Быстро размножаются

        11.Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.

12.Внутриклеточные паразиты

            13.Вирусы не растут, не потребляют пищу

            14.Приспособленность к меняющимся условиям среды

15. Маленькие размеры

16. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей



Сходство вирусов с живыми организмами

Отличие вируса от живых организмов

Специфические черты

1,6,8,11,14

2,5,9,13

3,4,7,10,12,15,16


Поменялись тетрадями с соседом по парте. Проверка фронтальная. Спасибо.

Учитель. Вирус: кто или что? (Ответы детей). 

Сегодня предполагают, что вирусы существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции, проявляют свойства живого только внутри клетки-хозяина.


Учитель. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз (демонстрация таблицы). Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает несколько этапов:

  1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам, проникновение нуклеиновой кислоты с капсидом в капельке жидкости внутрь клетки.

  2. После проникновения вируса в клетку капсид разрушается, освобождая РНК.

  3. Осуществляется синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.

  4. Синтезированная вирусная ДНК проникает в ядро клетки хозяина и встраивается в его геном.

  5. С ДНК происходит синтез вирусной иРНК.

  • Вспомните, как называется этот процесс? Что такое транскрипция?

  1. иРНК выходит в цитоплазму, где осуществляется синтез вирусных белков.

  • Как называется этот процесс? Что такое трансляция?

  1. Для размножения вирусы используют энергетические и ферментные системы клетки хозяина, поскольку не имеют собственных. Нуклеиновая кислота вирусов перестраивает работу синтетического аппарата клетки, заставляя ее работать на себя.

Иной путь проникновения в клетку характерен для вирусов бактерий – бактериофагов.

Чтобы об этом узнать:

− Прочитайте текст учебника т.2.11

− Выполните задание в рабочей тетради №4 на стр.79.
Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов.  

Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая «прописка” вирусов в тех или иных клетках.

Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. «Происходит смерть ради жизни” — при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.


Учитель. Вирусы – постоянные спутники человека с момента рождения и до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет человек болеет вирусными заболеваниями около 7 лет. Подсчитано, что в среднем человек ежегодно сталкивается с двумя и более вирусными инфекциями, а за всю жизнь вирусы до 200 раз проникают в его организм. С вирусными инфекциями и профилактикой заболеваний мы познакомимся, прослушав следующие сообщение.

Сообщение 2-го учащегося

Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация презентации). В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп.

Вирусную природу имеет и заболевание герпес. Говорят: «на губах высыпала лихорадка».

Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков.



Сообщение 3-го ученика

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита (демонстрация презентации). При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

В результате человек становится практически беззащитным перед разнообразными микроорганизмами. Болезнь начинается постепенно и незаметно. Для нее характерна общая слабость, недомогание, снижение работоспособности, истощение организма, а также разнообразные проявления воспалительного характера.

Возбудителем является вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус. Эндемический очаг этого заболевания находится в Америке. Ранее близкий по свойствам вирус находили в организме зеленых мартышек. Недоказанным до настоящего времени путем он проник в организм человека, где стал размножаться и передаваться от человека к человеку. Первоначально из стран Африки вирус попал на Гаити, а затем в США.

ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.

В настоящее время происходит массовое увеличение числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Проблема борьбы с вирусом СПИДа остается одной из главных для общества, для здравоохранения и науки вирусологии.



Сообщение 4-го ученика

Первый способ– химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.

Второй способ- вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

Третий способ- интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Четвертый способ- отвлекающая терапия: ножную ванночку с горчицей перед сном (на 5 минут), надеть шерстяные носки. Пить горячий чай с лимоном (противогриппозное действие), или с малиной, чтобы пропотеть. Полоскать несколько раз горло отваром ромашки, шалфея или настойкой чеснока. Смазать полость носа оксолиновой мазью (убивает микробы). Полноценный сон, питание.

К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная. 


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


  1. Какие организмы вызывают заболевание СПИД?

  2. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ?

  3. Прокомментируйте высказывания ученых: «Вирусы- это плохие новости в упаковке из белка».

  4. Биологический диктант (индивидуально).  Слайд № 18

  1. Наука, изучающая вирусы называется цитологией.

  2. Вирусы открыл Д.И. Ивановский

  3. Генетическая информация вирусов представлена в виде ДНК

  4. Свойства живого вирусы проявляют вне клетки-хозяина.

  5. Вирусы- это примитивные бактерии.

  6. Вирусы размножаются в клетке-хозяине

  7. Бактериофаги- это вирусы поражающие бактериальные клетки

  8. Белковая оболочка вирусов называется вирион

  9. Вирусы- это особая форма неклеточной жизни

10.Вирусы имеют шаровидную форму

Взаимопроверка в парах. Задания на электронной доске.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

  1. ошибка- отлично

2-3 ошибки- хорошо

4-5 ошибок- удовлетворительно



Более 5 ошибок- неудовлетворительно
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  • Оценки за биологический диктант

  • Оценка активности учащихся на уроке.


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор учащихся)

  1. Подготовить сообщения по теме «Вирусы: враги или помощники?», «Гипотезы происхождения вирусов и бактериофагов», «Значение вирусов  в жизни человека и природе».

  2. Ответы на вопросы для обсуждения на стр. 87 (учебник).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница