Задание Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или



Дата28.04.2016
Размер94 Kb.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Школьный этап

г. Москва

2013/14 уч. год

9 класс




Задание 1.

Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет»)

(правильный ответ – 1 балл)



В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.

Да.




Растения в пищевой цепи выполняют функцию потребителей.

Нет.




Термин «биосфера» был предложен В. И. Вернадским.

Нет.




Озоновый слой Земли расположен в ноосфере.

Нет.




Специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды в городе Москве является общественная организация «Зеленый мир».

Нет.





Задание 2.

Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)



«Экология» в переводе с греческого означает:

а) «тепло и свет»;

б) «растения и животные»;

в) «наука о доме, жилище»; +

г) «охрана природы».




Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:

а) ареал;

б) экологическая ниша;

в) среда обитания; +

г) экологический фактор.




Отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей действие экологического фактора:

а) только избыточное;

б) только недостаточное;

в) среднее;

г) как избыточное, так и недостаточное. +




Главным регулятором сезонных реакций для растений и животных служит изменение:

а) количества пищи;

б) влажности воздуха;

в) климата;

г) продолжительности светового дня. +




Экологические факторы, которые выходят за пределы критических величин и, несмотря на оптимальное сочетание других факторов, могут вызвать гибель особей, называются:

а) абиотические;

б) биотические;

в) антропогенные;

г) лимитирующие. +




Среду обитания составляют:

а) хищники, влияющие на организмы;

б) свет, влияющий на организмы;

в) влага, влияющая на организмы;

г) живая и неживая природа, влияющие на организмы. +




Паразитом является:

а) жук-навозник;

б) вошь; +

в) мышь серая;

г) саранча.




Отношения конкурентного типа в экологии принято обозначать:

а) 0 0;


б) + 0;

в) + +;


г) – –. +



В одном сообществе нельзя встретить следующие пары растений:

а) подорожник средний – лютик едкий;

б) черника – голубика;

в) клюква – багульник;

г) василек – сфагнум. +




Из перечисленных видов членом агроценоза является:

а) сурепка; +

б) клюква;

в) мох сфагнум;

г) дуб.




В луговых экосистемах основную биомассу продуцируют:

а) травы; +

б) кустарники;

в) деревья;

г) мхи и лишайники.




Основной компонент экосистемы, создающий органические вещества:

а) растения; +

б) бактерии;

в) грибы;

г) животные.




Организмы, потребляющие растительную пищу – это:

а) фитофаги; +

б) копрофаги;

в) зоофаги;

г) фотофаги.




Разные организмы в различной степени способны аккумулировать из окружающей среды различные элементы. Например, железобактерии – железо, хвощи, диатомовые водоросли – кремний, клубеньковые бактерии:

а) азот; +

б) кальций;

в) кремний;

г) кислород.




Граница биосферы в атмосфере проходит на высоте:

а) птичьего полета;

б) самой высокой горной вершины (Эверест);

в) озонового слоя; +

г) полета космических аппаратов.




Человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия его жизни, как:

а) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;

б) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера; +

в) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения;

г) кислород атмосферы, чистая вода, магнитное поле Земли.




Согласно В. И. Вернадскому, стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на планете, называется:

а) техносфера;

б) антропосфера;

в) ноосфера; +

г) социосфера.




Биологическая природа человека проявляется:

а) в использовании орудий труда;

б) в членораздельной речи;

в) в пищевых связях; +

г) в подчинении законам общества.




Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:

а) используются как места отдыха людей; +

б) служат для получения питьевой воды;

в) используются для водопоя скота;

г) используются для орошения полей.




Учёными обсуждается связь между истончением озонового слоя и ростом:

а) врожденных патологий;

б) сердечно-сосудистых заболеваний;

в) онкологических заболеваний; +

г) отравлений и травм.




Рост и развитие городов, преобразование сельской местности в городскую – это:

а) агломерация;

б) урбанизация; +

в) национализация;

г) эвтрофикация.




Совокупность природоохранительных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей, образует:

а) экологическую этику;

б) экологическую экспертизу;

в) природоохранное законодательство; +

г) нравственный экологический кодекс.




Международная конференция ООН по устойчивому развитию в 2012 г. проходила:

а) в Рио-де-Жанейро; +

б) в Стокгольме;

в) в Йоханнесбурге;

г) в Москве.




Тип мировоззрения, во главу которого ставятся интересы человека, а необходимость сохранения биосферы рассматривается с точки зрения источника полезных ресурсов называется:

а) экоцентризм;

б) антропоцентризм; +

в) коэволюция;

г) идеализм.




Энергия морских приливов и отливов относится:

а) к климатическим ресурсам;

б) к неисчерпаемым ресурсам; +

в) к невозобновимым ресурсам;

г) к исчерпаемым ресурсам.




Существенную роль в возникновении кислотных дождей играет:

а) углекислый газ;

б) метан;

в) сернистый газ; +

г) угарный газ.




Разрушая известняк и мрамор, «кислотные дожди» наносят существенный ущерб:

а) памятникам архитектуры;+

б) высокогорным ледникам;

в) глубоководным рыбам;

г) космическим спутникам Земли.




Тип ландшафта, распространяющийся в результате антропогенного вмешательства в экосистемы планеты:

а) пустыни, полупустыни; +

б) ледники и снежники;

в) тропические леса;

г) степи.




Система долговременных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды и ее отдельных объектов – это:

а) экологическое нормирование;

б) экологический мониторинг; +

в) экологическая экспертиза;

г) экологическое прогнозирование.




Результатом неконтролируемого распространения с других территорий стало появление в европейской части нашей страны:

а) элодеи канадской; +

б) лютика едкого;

в) ряски трехдольной;

г) пижмы обыкновенной.




К наиболее крупными притокам реки Москвы (более 25 км) относится река:

а) Сетунь; +

б) Пахра;

в) Городня;

г) Очаковка.




По данным Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу и окружающей среды, за период с 1879 г. по 2011 г. средняя температура воздуха в Москве:

а) уменьшилась на 4°С;

б) уменьшилась на 0,4°С;

в) увеличилась на 0,4°С; +

г) увеличилась на 4°С.




Введение в эксплуатацию выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств (158,1 км на конец 2012 г.) позволит за счет стимулирования пользования общественным транспортом улучшить экологическую обстановку в городе Москве и, прежде всего, уменьшить загрязнение:

а) почв;


б) поверхностных, ливневых сточных вод;

в) подземных вод;

г) атмосферного воздуха. +




Проблема шумового воздействия авиационного транспорта зависит от трасс взлета / посадки и в Москве характерна, в частности, для:

а) Центрального административного округа;

б) Восточного административного округа;

в) Северо-Восточного административного округа;

г) Зеленоградского административного округа. +




Коммунально-бытовые и производственные стоки города Москвы поступают в централизованную систему водоотведения предприятия:

а) «Мосводоканал»; +

б) «Мосводосток»;

в) «Промотходы»;

г) «Мосэкомониторинг».




Число национальных парков на территории Москвы составляет:

а) 0;


б) 1; +

в) 2;


г) 3.


Задание 3.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
42. Кислотные дожди образуются:

а) в атмосфере; +

б) в реках. Морях и океанах;

в) в земной коре;

г) в почве.
Примерное обоснование (решение) к задаче 42

Правильный ответ а, потому что: кислотные дожди образуются при попадании диоксида серы и оксидов азота в атмосферный воздух, где в результате химических реакций в присутствии водяного пара превращаются в серную и азотную кислоту.



Задание 4.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
43. Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что:

а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания;

б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;

в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб; +

г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.

Примерное обоснование (решение) к задаче 43
Ответ а) не является верным. Кожный секрет бесхвостых амфибий не представляет опасности для человека. Распространенные представления о том, что соприкосновение с лягушками, жабами, жерлянками вызывает у человека кожные заболевания, не соответствуют действительности.
Ответ б) не является верным. Напротив, как взрослые лягушки, так и их личинки (головастики) служат пищей для многих рыб и птиц, в том числе промысловых (щука, сом, судак, налим; утки).
Ответ в) является верным. Личинки лягушек (головастики), питаясь водорослями, могут конкурировать с мальками промысловых рыб из-за пищи.
Ответ г) не является верным. Напротив, личинки лягушек (головастики) служат пищей для многих птиц (чайки, цапли, кулики, зимородки), в том числе промысловых (утки).
Система оценивания

Задание 1

Оценивание правильности утверждений (ответ «да» или «нет»)

(правильный ответ – 1 балл)

Задание 2

Оценивание тестовых задач закрытого типа с выбором одного правильного ответа из четырех возможных: правильный ответ – 1 балл.

Задание 3

Оценивание задач с выбором ответа и обоснованием.

Шкала для проверки конкурсной задачи с выбором и обоснованием ответа



Варианты ответа

Показатель

Балл




Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

2

а, б, в, г

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.

0

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2

Максимальное кол-во баллов за задачу – 4.

Задание 4

Оценивание задач с выбором ответа и обоснованием.

Шкала для проверки конкурсной задачи с выбором и обоснованием как правильного ответа, так и неправильных ответов



Варианты ответа

Показатель

Балл




Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

2

а, б, в, г

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.

0

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2

Максимальное кол-во баллов за задачу – 10.

Максимальное количество баллов за теоретический тур (школьный этап) – 56.
Каталог: upload -> files -> Olimpiada 2014 -> SHkolnyiy etap 2013-2014
files -> Типология личности
files -> Программа вступительных испытаний для поступающих в ординатуру по специальности
files -> Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
files -> Законодательства РФ об охране здоровья граждан
files -> Лекция Узловой зоб. Современные аспекты лечения Ян Виллем Элте (Нидерланды) 12: 30-13: 10 лекция
files -> Программа вступительных испытаний для поступающих в интернатуру (и/или ординатуру) по специальности
files -> Программа вступительных испытаний для поступающих в ординатуру по специальности «Эндоскопия»
SHkolnyiy etap 2013-2014 -> Задание Определи правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница