Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического



Дата19.09.2017
Размер87.5 Kb.

ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

1. Задержка развития

В отличие от умственной отсталости (олигофрении) с ведущей симптоматикой недоразвития высших психи­ческих функций, личности в целом, при пограничных формах интеллектуальной недостаточности страдают в первую очередь память, внимание, работоспособность, аффективно-волевая сфера, что препятствует полноцен­ному использованию и развитию интеллектуальных воз­можностей ребенка.

Под термином «задержка развития» понимаются
синдромы временного отставания развития психики в
целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа
реализации закодированных в генотипе свойств орга­
низма. Являясь следствием временно и мягко действу­
ющих факторов (ранней депривации, плохого ухода и
др.), задержка темпа может иметь обратимый характер.
В этиологии задержки психического развития играют
роль конституциональные факторы, хронические, сома­
тические заболевания, органическая недостаточность
нервной системы, чаще резидуального (остаточного) ха­
рактера. ' ,;
Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой17 пот
зволили выделить две основные формы задержки психи­
ческого развития:

— задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (не­осложненным и осложненным недоразвитием познава-17 Дети с отклонениями в развитии/Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966; Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в раз­витии. М., 1973. 102

тельной деятельности и речи, где основное место зани­мает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

— задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Задержка психического развития в виде неосложнен­ного психического инфантилизма рассматривается как (более благоприятная, чем при церебрастенических рас­стройствах, когда необходимы не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные меро­приятия.

Исходя из этиологического принципа, было выделено четыре основных варианта задержки психического раз-| вития 18:

1) задержка психического развития конституцио-| нального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного | происхождения;

3) задержка психического развития психогенного | происхождения;

4) задержка психического развития церебрально-ор-| ганического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из пе-!речисленных вариантов задержки психического развития • имеется специфическое сочетание незрелости эмоцио­нальной и интеллектуальной сферы.

При задержке психического развития конституцио­нального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности часто соответствует инфантильный тип телосложения с дет­ской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка бо­лее раннего возраста.

Соматогенная задержка психического развития ха­рактеризуется эмоциональной незрелостью, которая обу­словлена длительными, хроническими заболеваниями,, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и пси-хический статус.

18 Актуальные проблемы диагностики, задержки психического-развития детей/Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

103


Задержка психического развития психогенного происисхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития не исключает патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустой­чивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в форми­ровании эгоцентрических установок. А в психотравмати­ческих ситуациях или условиях воспитания, где преоб­ладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности. При задержке психического развития церебрально-, органического генеза необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причина­ми этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной си­стемы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онто­генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм анома­


лий— пойдет ли речь о выраженном и необратимом не­
доразвитии в виде олигофрении либо только о замедле­
нии темпа психического развития — будет зависеть от
массивности поражения мозга и от времени поражения.
Чаще задержка психического развития по церебрально-
органическому типу связана с более поздними поражет
ниями мозга, когда дифференциация основных мозго;-
вых систем уже закончена.
Церебрально-органическая недостаточность накладЦ-
вает отпечаток на структуры этого типа ЗПР, характе­
ризующегося не только особенностями эмоционально-
волевой незрелости, но и спецификой нарушения познф?
нательной деятельности.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Гармонический психофизический инфантилизм пред ставляет собой некоторое запаздывание темпа физиче ского и психического развития личности, выражающее


104

ся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Де­ти по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5—2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, поры­вистые движения. На первый план выступает неутоми­мость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредо­точенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном ин­теллекте отмечаются недостаточно выраженные интере­сы к занятиям по письму, чтению, счету.

Детям свойственны слабая способность к умственно­му напряжению, повышенная подражательность, внуша­емость. Однако к 6—7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зави­симости от необходимости выполнить ту или иную ра­боту.

Дети с инфантильными чертами поведения несамо­стоятельны и некритичны к своему поведению. На уро­ках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при пе­реключении внимания на игру или на что-то, доставля­ющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.

Дисгармонический психический инфантилизм может быть связан с эндокринными заболеваниями. Так, при недостаточной выработке гормона надпочечников и .гор­монов половых желез в возрасте 12—13 лет может быть 1 задержка полового созревания как у мальчиков, так и ! у девочек. При этом формируются своеобразные осо­бенности психики подростка, характерные для так на­зываемого гипогенитального инфантилизма. Чаще черты незрелости проявляются у мальчиков. Подростки медли­тельны, быстро устают, работоспособность очень неров­ная— выше в первой половине дня. Обнаруживается снижение памяти. Внимание быстро рассеивается, по­этому ученик делает много ошибок. Интересы у подро­стков с гипогенитальной формой инфантилизма своеоб­разны: так, мальчики больше увлекаются спокойными занятиями. Двигательные навыки и умения развиты не­достаточно, они неуклюжи, медлительны и неповоротли-

109

вы. Эти дети с хорошим интеллектом, отличаются боль­шой эрудицией, однако они не всегда могут использо­вать свои знания на занятиях, так как бывают очень' рассеянны и невнимательны. Склонны к бесплодным рассуждениям на любые темы. Очень обидчивы, болез­ненно переживают свои неудачи в учебе и трудности в общении со сверстниками. Лучше себя чувствуют в об­ществе взрослых, где слывут эрудитами. Признаки гипо-генитального инфантилизма во внешнем облике подро­стка— невысокий рост, полнота, «лунообразное» лицо,

писклявый голос.

К эндокринным формам инфантилизма относится также гипофизарный нанизм (карликовость). У таких детей наблюдается сочетание признаков незрелой дет­ской психики с чертами старообразности, педантизма, склонности к рассуждениям и поучительству. Школьная неуспеваемость нередко является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внима­ния и логической-памяти. Ребенок не может на длитель­ное время сосредоточиться, отвлекается, что часто при­водит к ошибкам в заданиях. Медленно усваивает но­вый материал, но, усвоив его, хорошо оперирует прави­лами, таблицей умножения, в достаточном темпе читает, «обладает неплохой механической памятью. Дети, стра­дающие гипофизарным нанизмом, проявляют некоторую несамостоятельность, требуют опеки старших. Иногда у таких детей возникают нежелательные реакции: стой­кое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, снижение успеваемости, от­каз посещать школу. Если такое состояние не проходит через небольшой промежуток времени, необходимо об­ратиться к психоневрологу.

Невропатический вариант осложненного инфантилиз­ма характеризуется наличием слабых черт психики. Обычно эти дети очень робкие, боязливые, несамостоя­тельные, чрезмерно привязанные к матери, трудно адап­тируемые в детско-воспитательных учреждениях. Такие дети с рождения засыпают с большим трудом, имея

•беспокойный сон. Робкие, застеюшвые по характеру,

•они трудно привыкают к детскому коллективу. На заня­тиях очень пассивны, не отвечают на вопросы при по­сторонних. В своих интеллектуальных способностях под­час опережают своих сверстников, однако проявлять «свои знания не умеют — в ответах чувствуется неуверен-

106


ность, что ухудшает представление педагога об их ис­тинных знаниях. У таких детей нередко отмечается страх устного ответа. Их работоспособность быстро истощаема. Инфантильность также проявляется в пол­ной практической неприспособленности. Моторика отме­чается угловатостью и медлительностью.

На фоне указанных черт психики могут возникнуть


так называемые школьные неврозы. Ребенок с большим
нежеланием посещает школу. Любое соматическое за­
болевание встречает с радостью, так как появляется
возможность остаться дома. Это не лень, а боязнь отры­
ва от привычной обстановки, матери. Трудность адапта­
ции к школе приводит к снижению усвояемости учеб­
ного материала, ухудшаются память и внимание. Ребег .
нок становится вялым и рассеянным. *Г

Психогенно-обусловленный инфантилизм может л быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в семьях, где один ребенок, которого опекают несколько взрослых. Это часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а затем и же­лания преодолеть малейшие трудности.

При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет самостоятельно выполнять и проверять зада-' ния.

Адаптация в коллективе этой категории детей за­труднена из-за таких черт характера, как эгоизм, проти­вопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка не­вротического состояния.

Особо следует выделить детей с так называемой мик­росоциальной запущенностью. Эти дети имеют недоста­точный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы из-за длительного нахождения в условиях дефицита информации не толь­ко интеллектуальной, но и очень часто эмоциональной. Неблагоприятные условия воспитания (при хроническом алкоголизме родителей 19, в условиях безнадзорности к т. д.) обусловливают замедленное формирование ком­муникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал,



19 М а с т ю к о в а Е. М., Грибанова Г. В., Московки-н а А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического раз­вития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.

то процесс формирования психики ребенка определяет-! ся социальной ситуацией развития, под которой понима-^ ется отношение между ребенком и окружающей его со­циальной действительностью. В неблагополучных семь­ях ребенок испытывает дефицит общения. Эта пробле­ма со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовывать свою дея­тельность: испытывают трудности в планировании и вы­членении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внима­ния, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызы­вают задания, когда необходимо их выполнять по сло­весной инструкции. С одной стороны, испытывают повы­шенную утомляемость, а с другой — очень раздражи­тельны, склонны к аффективным вспышкам и конфлик­там.



У детей с задержкой развития церебрально-органи­ческого генеза замедление смены возрастных фаз пси­хического развития (запаздывание формирования двига­тельных функций, речи, этапов игровой деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. К школь­ному возрасту обычно выявляется общая ЗПР, включа­ющая как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу так называемого органического инфанти­лизма, так и незрелость познавательной деятельности. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций. Характерны недостаточная дифферен-цированность, слабая заинтересованность в оценке, низ­кий уровень притязаний. Выраженная внушаемость не­редко отражает органический дефект критики. Игру ха­рактеризует бедность воображения и творчества, преоб­ладание двигательной расторможенности.

Замедление формирования познавательной деятель­ности при ЗПР церебрально-органического генеза в зна­чительной мере связано с нейродинамическими рас­стройствами. Сюда в первую очередь относятся церебра-стенические явления — повышенная утомляемость, игра­ющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости.

При стойких формах ЗПР церебрально-органическо-

108

го генеза, помимо расстройств познавательной деятель­ности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформирован-ность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, про­странственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Различные комбинации недостаточности отдельных корковых и подкорковых функций — причина трудностей формирования тех или иных школьных навыков^Нейро-психологические исследования выявили в графических пробах, в том числе в письме, на фоне повышенной ис-тощаемости, возникновение тремора; фиксация внима­ния на технической стороне действия часто приводила к увеличению ошибок в письме — слитному написанию

•отдельных слов, недописыванию элементов букв, нару­шению усвоенных ранее грамматических правил. Недо­статочность речевой моторики, трудности дифференциа­ции фонем, негрубые нарушения зрительно-моторной ко­ординации — все вместе нередко препятствует автомати­зации и упрочению навыков чтения и письма.

Формы задержки психического развития церебраль­но-органического генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризу­ются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. Более позднее время поражения приводит практически к обязательному наличию повреждения си­стем с относительно коротким периодом развития. По­этому в клинико-психологическую структуру ЗПР всегда будут включены нейродинамические и, разной степени

•выраженности, энцефалопатические расстройства. Более Цпозднее время поражения обусловливает и различную 1-степень уязвимости отдельных функций к вредоносному , воздействию. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается выбор­ность нарушений, особенно в отношении высших корко­вых функций.



3. Учебно-воспитательные учреждения для детей с ЗПР

В настоящее время все большее значение придается дифференцированному подходу к учащимся, повышает-

109

ся необходимость при приеме детей в школу проводить


диагностику их готовности к обучению с целью выявле­
ния детей с нарушениями развития, в том числе с за­
держкой психического развития. Это входит в компе-1
тенцию школьной психологической службы. К сожале-|
нию, создать такую службу затруднительно по объек-||
тивным причинам и, в частности, из-за крайне малого!
числа специалистов-психологов в системе народного!
образования. |
Массовые обследования неуспевающих учащихся об-Й
щеобразовательных школ показали, что около полови||
ны составляют дети с ЗПР20. Важно отметить, что в
условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые на­
чинает отчетливо осознавать свою несостоятельность,
которая через неуспеваемость ведет к появлению и раз­
витию чувства неполноценности, к попыткам личной
компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в раз­
личных формах нарушения поведения.

По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (яв­лений психической неустойчивости, аффективной возбу­димости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отли­чаются от нормально развивающихся сверстников и по­этому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов раз­вития.

Наиболее общие принципы работы с этой категорией

детей следующие:

— осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;

— предотвращать наступление утомления (нередова-ние умственной и практической деятельности).

В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познава­тельную деятельность детей, развивать их речь, форми­ровать необходимые навыки учебной деятельности;

— предусмотреть в системе коррекционных меропри­ятий проведение подготовительных занятий (пропедев­тический период) и обеспечить обогащение детей зна­ниями об окружающем мире;



проблемы диагностики ЗПР у'детей. М., 1982.

ПО

— уделять на уроках и во внеурочное время посто­


янное внимание коррекции всех видов деятельности де­
тей; |

— проявлять особый педагогический такт — постоян­но подмечать и поощрять малейшие успехи детей, раз­вивать в них веру в собственные силы и возможности.

Этими принципами должны руководствоваться педа­гоги, работающие с детьми с задержкой психического развития.

Детский психолог в процессе дифференциально-диаг­ностической работы должен решать следующие вопро­сы:

— выявлять и систематизировать патологическую симптоматику и давать ей патопсихологическую квали­фикацию;

— проводить структурный анализ выявленных рас­стройств, выделять первичные симптомы, связанные с I,} болезнью, и вторичные нарушения, обусловленные на-1|рушением развития;



iv — разрабатывать программу коррекционных меро-гприятий, дифференцированную в зависимости от харак-итера, природы и механизма образования нарушений; со-Вгласовывать коррекционную программу с педагогом для ^совместной работы, направленной на предупреждение, "Ьнятие или ослабления нарушений;

— проводить психологическое консультирование ро­дителей детей, имеющих задержку развития. ' Для оказания квалифицированной психолого-педаго-Шгической помощи этой категории детей в системе народ-" ного образования организованы экспериментальные группы в детских садах, открыты учебно-воспитательные учреждения для детей с ЗПР — специальные школы и специальные классы при массовых общеобразователь­ных школах.

Структура специальной школы имеет свою специфи­ку. Если ребенок поступает сразу в школу для детей с ЗПР, минуя общеобразовательную (по направлению от­борочной медико-педагогической комиссии), то он по­ступает в нулевой (подготовительный) класс и проходит программу начальной школы за 4 года (0—3-й классы).

Учащиеся, поступившие в школу для детей с ЗПР из массовой школы после года обучения, обучаются по другому структурному варианту (2, 3 и 3-й дополни­тельный классы), проходя программу массовой школы



111

акже за 4 года (с учетом обучения в 1-м классе мас-

овой школы).

Обучение в 4—8-х классах осуществляется также по |


[рограмме общеобразовательной школы. По окончании I
[ачальной школы педагогический совет школы при уча-
;тии медицинских работников рассматривает вопрос ли-
>о о переводе учащихся, успешно закончивших началь-
юе обучение, в массовую общеобразовательную школу,
ибо — в случае глубоких, стойких форм ЗПР—о про­
должении обучения в данной специальной школе.
В учебно-воспитательной работе для детей с ЗПР осу­
ществляется принцип дифференцированного подхода на
основе психолого-педагогического и клинического изу­
чения ребенка, используются разнообразные методы и»
формы обучения, способствующие общему развитию де-|
тей и коррекции их познавательной деятельности. 1
В специальных школах обучаются дети, имеющие за-|
держку психического развития церебрально-органиче-|
ского генеза, связанного с нейродинамическими расст­
ройствами и нарушениями аффективной сферы.

Дети с аномалиями развития: ЗПР конституциональ­ного, соматогенного и психогенного происхождения — могут обучаться в общеобразовательной школе, жела­тельно в специальных классах компенсирующего обуче­ния (Приложение 5), так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познава­тельной деятельности относительно благоприятный.

Согласно положению об организации классов ком­пенсирующего обучения вопрос об открытии такого класса решается на педсовете школы и утверждается местными органами народного образования. Максималь­ное количество учащихся должно быть 16—20 человек. Состав класса по мере продвижения по ступеням обу­чения может меняться, так как дети могут переводить­ся в обычные классы. Класс формируется с первого го­да обучения. В него направляются дети с низким уров­нем школьной зрелости, установленной на основании предшкольной диспансеризации. Решение о направлении , ребенка в класс компенсирующего обучения принимает школьная педагогическая комиссия: завуч по начально­му образованию, школьный врач, психолог, дефектолог (логопед). В случае последующего выявления детей со стойкой аномалией развития они направляются на меди­ко-педагогическую комиссию. Такой класс размещается в

112


отдельном помещении, рядом с классной комнатой для первоклассников оборудуется спальня. Желательно, чтобы для работы в классах компенсирующего обучения привлекались педагоги-дефектологи или педагоги, про­шедшие специальную подготовку для работы с этой ка­тегорией детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки пси­хического развития детей/Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

2. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуаль­ные проблемы клинического изучения задержки психи­ческого развития у детей//Дефектология. 1975. № 6. С. 8—17.

3. Дети с временными задержками развития /Под 1 ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971. щ 4. Дети с задержкой психического развития/Под

ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.

М., 1984.

5. Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического раз­вития к школьному обучению: Автореф. дис. на соиска­ние степени канд. психол. наук. М., 1986.

6. Кулагина И. Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных клас­сах специальной школы): Автореф. дис. на соискание степени канд. психол. наук. М., 1980.

7. Певзнер М. С. Клиническая характеристика де­тей с задержкой психического-развития//Дефектология. 1980. № 3. С. 10—18.

8. Обучение детей с задержкой психического разви­тия в подготовительном классе. М., 1987.



9. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задерж­кой психического развития. М., 1990.
Каталог: programma
programma -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
programma -> Программа профессиональной переподготовки по направлению «Практическая перинатальная психология и психотерапия»
programma -> Рабочая программа по урологии Для специальности 060101 «лечебное дело»
programma -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 14. 01. 23 урология
programma -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от 02. 07. 2014 №07-116/03-22в по направлению 030300. 62 Психология
programma -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
programma -> Xx неделя здорового сердца
programma -> Программа государственной итоговой аттестации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница