Законодательства об экспертной деятельности Методические рекомендации



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.71 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация

прокурорского надзора

за исполнением

законодательства

об экспертной деятельности
Методические рекомендации
Одобрены Главным управлением по надзору

за исполнением федерального законодательства

и управлением методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

и оперативно-розыскной деятельностью

Генеральной прокуратуры Российской




Москва • 2015

УДК 340.69

ББК 67.721-91+67.53

О64






Рецензенты:

Л.И. Александрова, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

С.В. Бажанов, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук;

Т.А. Диканова, заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук;

А.А. Жидких, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук;

Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации.



О64

Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности: методич. рекомендации / [М.В. Парфенова и др.]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2015. – 48 с.



В методических рекомендациях рассматриваются вопросы реализации прокурорами надзорных полномочий за исполнением законодательства об экспертной деятельности, принятия мер прокурорского реагирования, способствующих единообразному применению закона. Значительное внимание уделяется решению проблем, обсуждавшихся на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.10.2014 «О практике прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении экспертной деятельности», а также производству наиболее востребованных экспертных исследований.

Для прокуроров, следователей, дознавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.



УДК 340.69

ББК 67.721-91+67.53
© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2015



Авторы
М.В. Парфенова (руководитель авторского коллектива), ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук – введение, заключение, разд. 1 и 3.1;

Т.В. Ашиткова, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук – разд. 2.2 и 2.3;

Д.Г. Добрецов, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – разд. 2.4;

Е.Р. Надыршин, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации – разд. 2.1;

Ж.А. Николаева, старший прокурор отдела методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью следственных органов управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации – разд. 3.1 и 3.2;

С.Г. Хусяйнова, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – разд. 2.1;

О.В. Янчуркин, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – разд. 3.2.
Введение
Вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности сегодня придается самое серьезное значение, что находит отражение в организационно-распорядительных и аналитических документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое внимание к рассматриваемой проблеме не случайно в связи с тем, что судебно-экспертная деятельность согласно ст. 2 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» выполняет важную задачу: оказывает содействие суду и органам предварительного расследования в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Проведенный в Генеральной прокуратуре Российской Федерации анализ состояния законности в деятельности государственных экспертных учреждений (подразделений) и негосударственных экспертов (за 2012 – 2013 гг. и первое полугодие 2014 г.) выявил системные нарушения требований нормативных правовых актов при назначении и производстве судебных экспертиз.

Сложившаяся ситуация стала предметом для обсуждения на очередном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, состоявшейся 24.10.2014, «О практике прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении экспертной деятельности», в ходе которой рассматривались проблемы, связанные с нарушением законодательства об экспертной деятельности.

Отдельно обращалось внимание на нарушение условий лицензирования судебно-экспертной деятельности (в тех случаях, когда оно предусмотрено законом) и низкое качество экспертных исследований, в том числе произведенных негосударственными экспертами.

Были выявлены проблемы выбора органами предварительного расследования судебно-экспертных учреждений при назначении судебных экспертиз, факты ведомственной заинтересованности экспертов, отсутствие у них специального образования и соответствующей квалификации.

Эти и другие указанные в решении коллегии проблемы влекут снижение качества предварительного расследования, признание доказательств недопустимыми, увеличение сроков расследования и процессуальных издержек, а также создают условия для незаконного уголовного преследования.

Данные обстоятельства требуют разработки новых подходов к организации прокурорского надзора по выявлению нарушений законодательства об экспертной деятельности, позволяющих своевременно использовать меры прокурорского реагирования. Правильная организация данной работы значительно повысит эффективность прокурорского надзора в данной сфере.

Предлагаемая работа преследует цель восполнить пробелы в методическом обеспечении работников прокуратур городов и районов, а также разработать конкретные рекомендации по ключевым вопросам организации прокурорского надзора на данном участке работы.

Наряду с другими источниками информации выявлению типичных нарушений законодательства об экспертной деятельности способствовал анализ докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации о состоянии законности в деятельности государственных экспертных учреждений (подразделений) и негосударственных экспертов.

Настоящие методические рекомендации подготовлены во исполнение п. 6 указанного выше решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.


1. Правовые основы и содержание организации

прокурорского надзора за исполнением законодательства

об экспертной деятельности
Правовую основу прокурорского надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности прежде всего составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).

При организации надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности прокурору следует учитывать положения федеральных законов, регламентирующих организацию и производство судебной экспертизы. Наиболее тщательному изучению подлежат федеральные законы от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о ГСЭД) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании). Кроме того, необходимо учитывать и другие федеральные законы, относящиеся к предмету прокурорского надзора по направлениям деятельности.

Прокурору также необходимо знать основные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации. К таковым относятся:

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (далее – приказ от 05.09.2011 № 277);

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (далее – приказ от 06.09.2007 № 137);

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» (далее – приказ от 02.06.2011 № 162);

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» (далее – приказ от 12.07.2010 №276);

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» (далее – приказ от 01.04.2014 № 165);

приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

При осуществлении надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности прокурорам следует руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и практикой Верховного Суда Российской Федерации, прежде всего постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

В поле зрения прокурора также должны находиться следующие подзаконные нормативные правовые акты:

распоряжение Минюста России от 27.10.2010 № 9105-р «Об организации добровольной сертификации компетентности экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»;

Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 11.01.2009 № 7;

приказ МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», утвердивший Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации и Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;

приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», а также аналогичные нормативные правовые акты других министерств и ведомств.

Кроме того, прокурор должен быть знаком с основными методами и методиками производства типовых (наиболее распространенных) экспертных исследований. Для этого в распоряжении прокурора должна находиться соответствующая литература. Например, «Настольная книга судебно-медицинского эксперта» (под общ. ред. В.В. Томилина. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000); «Настольная книга судьи: судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации» (Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. М., 2012) и т.д.

В арсенале прокурора должны быть методические рекомендации по производству экспертиз других ведомств, например:

Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденные приказом Минюста России от 20.12.2002 № 346;

методические рекомендации об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, утвержденные заместителем Генерального прокурора РФ М. Катышевым 29.06.1999 № 27-19-99.

Необходимо также учитывать, что в действующее законодательство постоянно вносятся многочисленные изменения и дополнения, поэтому прокурору необходимо обращать внимание на то, является ли подлежащая применению норма закона действующей либо утратила силу.

В связи с этим прокурору следует иметь в виду, что в Государственной Думе прошел первое чтение проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», обсуждение и доработка которого в последнее время активизировалась.

Содержание организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности включает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих действий, направленных на достижение должного уровня состояния законности и обеспечение верховенства закона.

Рассматриваемое направление надзорной деятельности состоит: в анализе и мониторинге законодательства (в том числе касающегося пределов полномочий прокурора по поднадзорным ведомствам); планировании надзорных мероприятий; распределении служебных обязанностей; организации труда работников; подборе и расстановке кадров; возложении персональной ответственности на подчиненных прокуроров за допущенные нарушения закона; анализе статистических данных и результатов предыдущих проверок; внутрисистемном и внешнем взаимодействии органов прокуратуры (в том числе с судебно-экспертными учреждениями), а также самой организации мероприятий по надзору за исполнением законодательства об экспертной деятельности.

Правильная организация данной работы может дать положительный результат, а именно защитит права личности от незаконного и необоснованного осуждения, обвинения, ограничения ее прав и свобод, а также обеспечит верховенство закона в целом.

Посильную помощь при этом может оказать активное использование автоматизированного информационного комплекса «Надзор», а также других автоматизированных информационных систем (например, положительно зарекомендовала себя в прокуратурах Новгородской и Псковской области система АРМ «Автоматизированное рабочее место прокурора»), что обеспечит существенную экономию времени и сил.

Кроме того, прокурору следует уделять внимание изучению имеющихся в регионе СЭУ и их потенциалу.

Комплекс указанных действий позволит решить организационные вопросы, связанные с выявлением нарушений законодательства об экспертной деятельности.

Прокурор должен максимально ответственно подготовиться к осуществлению надзорных мероприятий. Для этого ему необходимо тщательно составить соответствующий план проверки, где должен быть отражен комплекс планируемых мероприятий и перечень подлежащих проверке документов (в том числе постановлений о назначении и производстве судебных экспертиз; заключений эксперта в единстве и взаимосвязи с другими доказательствами по делу).

По результатам проверки подводится итог и проводится анализ выявленных нарушений закона, на основании которого принимается решение о мерах прокурорского реагирования.

На основе проведенного анализа должны делаться содержательные выводы. Желательно, чтобы они регулярно обсуждались на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах с внесением предложений по повышению эффективности прокурорского надзора на данном участке работы. Также целесообразно обмениваться соответствующими методическими и справочными материалами, вырабатывать согласованные подходы по применению законодательства в данной сфере. Подобное взаимодействие позволит избежать многих ошибок, повысит эффективность и оперативность работы.


2. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства об экспертной деятельности

вне уголовно-процессуальной сферы
2.1. Организация прокурорского надзора за исполнением

законодательства о лицензировании экспертной деятельности
Законом о лицензировании отдельных видов деятельности лицензирование экспертной деятельности не предусмотрено (за исключением деятельности в области промышленной безопасности). В то же время производство ряда экспертиз может осуществляться в рамках отдельных видов деятельности, которые подлежат лицензированию. К ним относятся, например, медицинская, фармацевтическая и др. Таким образом, они могут входить в перечень лицензируемых видов деятельности или исключаться из него. Поэтому именно виды деятельности, подлежащие лицензированию (а не экспертная деятельность как таковая), должны быть лицензированы в случае проведения экспертизы в рамках этих видов деятельности.

Прокурорский надзор за исполнением законов лицензирующим органом

Специфика организации прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере обусловлена множественностью поднадзорных объектов. Статьей 3 Закона о лицензировании к числу лицензирующих органов отнесены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Статьей 5 Закона о лицензировании установлены следующие полномочия лицензирующих органов:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Надзор за исполнением лицензионного законодательства охватывает также деятельность правоохранительных и контролирующих органов по выдаче заключений, подлежащих предъявлению соискателем лицензии в рамках предварительного лицензионного контроля; выявлению и пресечению правонарушений, связанных с лицензированием.

В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) предусмотрена ч. 2 – 4 ст. 14.1 КоАП РФ и специальными лицензионными составами (в том числе ч. 1 ст. 6.2, ст. 9.1, ст. 13.3, ч. 1, 3 ст. 13.12, ч. 1, 2 ст. 13.13, ч. 4 ст. 14.17, ч. 2 ст. 17.12, ст. 18.13, 20.15, ч. 1, 2 ст. 20.16, ч. 1 ст. 20.23 КоАП РФ и др.).

Уголовная ответственность установлена, прежде всего, ст. 171 УК РФ.

Оценка состояния законности в лицензионной сфере (учитывая крайнюю нестабильность законодательства) включает анализ адекватности правового регулирования рассматриваемых отношений нормативными правовыми актами поднадзорных органов, результаты которого рассматриваются в качестве источника информации наряду с материалами уголовных, административных, гражданских, арбитражных дел, обращениями, сообщениями СМИ, материалами прокурорской и правоприменительной практики и т.п. Целесообразным является избирательный анализ состояния законности по конкретным объектам лицензирования (видам деятельности), наиболее значимым в отраслевой структуре поднадзорной территории.



Следует систематически анализировать сведения о выявленных фактах безлицензионной деятельности и принятых в этой связи мерах (включая привлечение к административной ответственности, направление в правоохранительные органы материалов), а также обжалование субъектами предпринимательства действий и решений лицензирующих органов.

Характер и круг вопросов, которые будут исследоваться прокурором в ходе проверочных мероприятий, определяются исходя из требований Закона о лицензировании и зависят прежде всего от типа проверки, специфики и сферы деятельности поднадзорного объекта. Так, при проведении проверки в лицензирующем органе (в ходе которой изучаются, прежде всего, лицензионные дела, протоколы заседаний лицензионных комиссий, иные акты, решения о приостановлении и переоформлении действия лицензии) необходимо выяснить:

соответствует ли закону применяемый порядок предоставления лицензий;

истребуется ли лицензирующим органом от соискателей лицензий исчерпывающий перечень предусмотренных законом документов для предоставления лицензии;

не имеется ли необоснованных отказов, неправомерного воспрепятствования в получении лицензий;

надлежащим ли образом организован лицензионный контроль (законность и полнота использования лицензирующим органом своих полномочий, применения мер оперативного принуждения к лицензиатам).

Обязательному изучению на стадии проведения проверки подлежат все принятые лицензирующим органом правовые акты (приказы, положения, распоряжения). Нередко причиной допускаемых лицензирующим органом нарушений является незаконная правовая регламентация им порядка собственной деятельности (с превышением предоставленных полномочий, в противоречии с конкретными нормами лицензионного законодательства).

Изучение в проверяемом лицензирующем органе реестра лицензий позволит получить общее представление о соблюдении требований закона к его составлению, количественном и территориальном составе лицензиатов, объеме и характере применяемых к ним мер воздействия.

Подробно изучается переписка лицензирующего органа с контролирующими, правоохранительными и иными государственными органами (нередко это позволяет выявить нарушения последними законов, включая предъявление неправомерных требований о привлечении лицензиатов к ответственности, факты ненадлежащего взаимодействия, направления недостоверной информации и т.п.).

Необходимо ознакомиться с производством по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, с лицензионными делами (важно установить обоснованность предоставления субъектам предпринимательства статуса лицензиатов, проверить законность решений об отказе в предоставлении лицензий).

Прокурорский надзор за исполнением законов лицензиатом (на примере соблюдения лицензионных требований в учреждениях здравоохранения, бюро судебно-медицинских экспертиз, судебно-психиатрических организациях)

Организация прокурорской проверки должна сопровождаться истребованием информации у контролирующих органов о выявленных ранее нарушениях, привлечением их сотрудников к проведению проверки.

В ходе проверок следует выяснить наличие у медицинских экспертных учреждений лицензий, соблюдение ими требований п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании. При этом подлежит проверке наличие лицензий на производство экспертизы как у самих учреждений здравоохранения и бюро судебно-медицинских экспертиз, так и у отделений данных организаций. Лицензиат обязан выполнять комплекс правовых норм, являющихся условиями лицензирования, в том числе санитарно-эпидемиологических и др.

Прокурорская проверка соблюдения медицинскими учреждениями лицензионного законодательства должна начинаться с выяснения условий, в которых содержатся граждане и осуществляет деятельность медицинский персонал.

Зачастую вопреки ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пациенты учреждений здравоохранения содержатся в условиях, не отвечающих требованиям санитарной безопасности, а медицинский персонал вынужден производить экспертизу, подвергая угрозе жизнь и здоровье.

В частности, недопустимо проведение осмотра, обследования и экспертизы живых лиц в помещении морга. В бюро медицинских экспертиз администрациями учреждений должны быть организованы периодические осмотры экспертов, их профилактические прививки, созданы условия для мытья рук, регулярное горячее и холодное водоснабжение. В каждом месте, где изучаются части человеческих тел, органы и трупы, следует проверить наличие оборудования для объектов, подверженных гниению, инструментов для вскрытия трупов. В бюро судебно-медицинских экспертиз должны быть предусмотрены изолированные помещения для вскрытия инфицированных и разложившихся трупов.

Прокурорам в ходе проверки следует выявлять факты нахождения на должностях экспертов лиц, не имеющих документов о высшем профессиональном образовании, дополнительном образовании и сертификата специалиста. Такие факты ставят под сомнение достоверность экспертных заключений и противоречат положениям ст. 13 Закона о ГСЭД.

Кроме того, при проведении проверок необходимо обращать особое внимание на:

случаи проведения судебно-медицинских экспертиз экспертами учреждений без получения письменного согласия пациентов;

содержание граждан, помещаемых в учреждения по судебным актам для проведения судебно-психиатрической экспертизы, свыше установленного законом максимального 30-дневного срока;

факты госпитализации граждан на психиатрические исследования без судебного решения;

случаи неуведомления медперсоналом родственников таких пациентов о помещении последних в стационар;

сокрытие учреждениями здравоохранения от правоохранительных органов и родственников информации о случаях суицида граждан, помещенных для проведения судебно-психиатрической экспертизы;

нанесение телесных повреждений пациентам;

изъятие человеческих органов с трупов пациентов без согласия родственников.


Каталог: nii -> 2015
nii -> Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения
nii -> №38 Плана нир нии академии
nii -> Предварительная программа
nii -> Эпигенетика эмбрионального развития человека
nii -> Регулирует процессы роста и деятельности клеток всех видов
nii -> Иммуногенетика и репродукция человека
2015 -> Сборник Выпуск 3 Москва•2015 ббк 67. 721-9 А43 Под общей редакцией
2015 -> Исполнения законов
2015 -> Законодательства об экспертной деятельности Методические рекомендации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница