Занятие №3 Тема. Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер475 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6
Практическое занятие №3

Тема. Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете.

Цель. Определить задачи обследования больного. Научить студентов принципам сбора анамнеза, ознакомить их с методикой осмотра больного и показать им методы обследования при хирургических заболеваниях челюстно-лицевой области. Познакомить студентов с медицинской документацией стоматологического больного, правилами и последовательностью ее заполнения.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования больного, аппараты для электроодонтодиагностики, негатоскоп, диапроектор, графопроектор.

Учебные пособия: фантомы головы и челюсти с искусственными и естественными зубами, стенды, муляжи, таблицы, слайды, видео­фильм, методические пособия, рентгеновские снимки, образцы медицинской стоматологической документации.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Анатомия челюстно-лицевой области (кафедра нормальной анатомии).

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Основные методы обследования. Жалобы, их детализация, сбор анамнеза заболевания и жизни больного. План клинического осмотра пациента. Дополнительные методы обследования. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов обследования клинического больного.

4. Лабораторная часть. Демонстрация преподавателем на фантоме методов мануального исследования.

5. Самостоятельная работа. Выполнение студентами на фантомах методов мануального исследования. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение студентами контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Обследование больного с хирургической патологией является важнейшим аспектом для успешного лечения. Целью обследования в условиях поликлиники является решение следующих задач:

– постановка диагноза заболевания;

– выявление сопутствующих заболеваний;

– определение объема предполагаемого хирургического вмешательства;

– решение вопроса о том, где должна быть оказана помощь (поликлиника, стационар).

Этапы обследования пациента:

1. Опрос:

– выявление жалоб на момент обращения к врачу;

– сбор анамнеза заболевания;

– сбор анамнеза сопутствующих заболеваний, которые могут осложнять состояние больного и проводимое лечение (инфаркт миокарда, сахарный диабет, тиреотоксикоз, заболевания печени и почек и др.)

2. Осмотр пациента:

– внешний осмотр;

– осмотр полости рта.

3. Пальпация мягких тканей, слизистой оболочки полости рта, регионарных лимфатических узлов.

4. Перкуссия зубов в очаге воспаления, определение степени их подвижности.

5. Дополнительные методы обследования (рентгенологические, лабораторные и др.)

6. Оценка результатов обследования пациента, постановка диагноза, планирование объема и места оказания хирургической помощи, решение вопроса о дополнительных консультациях со специалистами (терапевтом, эндокринологом, онкологом и др.).

Опрос и осмотр больного

Во время обследования больного должна быть спокойная, деловая обстановка, врачу не следует вести посторонние разговоры, что создает у больного впечатление о недостаточно внимательном отношении к нему врача. В присутствии больного необходимо избегать выражения сомнения, неуверенности в отношении диагноза и лечения, а также высказывания подозрения о тяжести или необратимости заболевания.

Опрос имеет целью выявить жалобы больного и данные о развитии заболевания, что помогает провести объективное исследование и поставить правильный диагноз. Больному задаются вопросы: на что жалуется больной; когда началось заболевание, как оно развивается; обращался ли ранее больной к врачу; какие лечебные процедуры он принимал; принимал ли больной сам лекарства и какие? Выясняются профессия, перенесенные заболевания, оперативные вмешательства.

Осмотр больного позволяет определить окраску кожи лица и слизистой оболочки полости рта: желтушный цвет наблюдается при заболевании желчных путей; бледность при остром лейкозе, заболеваниях почек; цианотичный оттенок указывает на патологию сердечно-сосудистой системы. Необходимо обратить внимание на целостность, рельеф и отечность слизистой оболочки полости рта, конфигурацию десневых сосочков, состояние десневого края, языка, наличие налета, выраженность сосочков, состояние регионарных лимфоузлов. Нарушение процессов саливации проявляется в виде гиперсаливации, гипосаливации, ксеростомии.

Осмотр зубов производится с помощью стоматологического зеркала и пинцета в определенной последовательности: вначале осматриваются зубы верхней челюсти справа налево, а потом зубы нижней челюсти – слева направо. Чтобы зеркало не запотевало и хорошо отражало свет, его следует согреть, приложив зеркальной поверхностью к слизистой оболочке щеки на несколько минут, и смочить ротовой жидкостью. Обращают внимание на подвижность, цвет, форму и величину зубов, наличие кариозных полостей, пломб, протезы, состояние прикуса. Подвижность зубов проявляется при пародонтитах, диабете, лейкозах, гипоавитаминозах. Изменение цвета зубов от мелоподобной до коричневой пигментации наблюдается при кариесе, флюорозе. Окрашивание зуба в розовый цвет – результат кровоизлияния при острой травме, лечении зуба с применением резорцин-формалиновой смеси. При некрозе пульпы зуба, хронической травме, лечении зубов методом серебрения наблюдается серо-черный цвет эмали. Желтое окрашивание зубов – результат приема тетрациклина в период минерализации твердых тканей. Зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера отражают величину и форму коронки зуба.

Клинико-инструментальные методы исследования. С помощью стоматологических инструментов (зеркало, зонд, пинцет) определяют состояние зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. При исследовании полости рта врач держит зеркало в левой руке, пинцет в правой руке.

Зондирование помогает врачу определить наличие на поверхности зуба кариозной полости, ее глубину, степень поражения дентина, устья корневых каналов, оценить качество пломбы, наличие и глубину пародонтального кармана, степень отложения зубного камня, тактильную и болевую чувствительность слизистой оболочки.

Перкуссия (постукивание) зуба проводится ручкой зонда или зеркала и имеет целью выяснить состояние периодонта. Если постукивание проводится перпендикулярно по отношению к жевательной поверхности коронки зуба, то это вертикальная перкуссия, а если оно направлено параллельно продольной оси зуба, то – горизонтальная перкуссия. Вертикальная перкуссия помогает определить реакцию верхушечной части периодонта, а горизонтальная – маргинальной его части.

Пальпация (ощупывание) позволяет определить наличие отека, инфильтрата, опухоли, состояние регионарных лимфатических узлов. При пальпации подчелюстных лимфатических узлов больной наклоняет голову вниз, палец одной руки врача находится снаружи, палец другой руки обследует патологический участок полости рта. Пальпация подчелюстных узлов производится одновременно обеими руками, подбородочные лимфоузлы пальпируют одной рукой (правой или левой), а другой наклоняют голову больного.

Электроодонтодиагностика – метод, позволяющий определить реакцию нервных рецепторов пульпы на электрический ток. Для этой цели пользуются аппаратами ЭОМ-3 и ЭОМ-1 (ИВН-1, индикатор возбудимости нерва). С помощью микроамперметра определяется пороговая сила тока, вызывающая ответную реакцию пульпы зуба. Здоровые зубы и зубы при начальных формах кариеса чувствительны к токам от 2 до 6 мкА. При среднем и особенно глубоком кариесе показатели электровозбудимости повышаются до 20 мкА. Реакция пульпы на ток 25-30-40 мкА указывает на наличие воспалительного процесса в ней, на ток до 60 мкА – свидетельствует о гибели коронковой пульпы, на ток от 60 до 90 мкА – наличие патологического процесса в корневой пульпе. При нормальном состоянии периодонта реакция зуба на ток в 100 мкА. При изменениях в периодонте – зуб реагирует на токи более 200 мкА.

Рентгенологическое исследование является диагностическим методом. В хирургической стоматологии чаще применяется метод внутриротовой рентгенографии, также используется панорамная рентгенография (изображение всех зубов и костной ткани альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей), которая более информативна при сравнении костной структуры всей челюсти.

Люминесцентная диагностика применяется при патологических процессах на слизистой оболочке полости рта. Нормальная слизистая оболочка в лучах Вуда имеет голубовато-синий цвет, при патологии отмечается изменение свечения в пораженном участке в результате гистохимических сдвигов в клетках и тканях.

Волдырная проба позволяет судить о гидрофильности мягких тканей и применяется для выявления скрытого отечного состояния слизистой оболочки полости рта. Вводят 0,2 мл физиологического раствора под эпителий нижней губы, десны или щеки. В норме образующийся пузырек рассасывается через 50-60 мин, при повышенной гидрофильности – через 25 минут.

Гистаминовая проба применяется для определения чувствительности больных к гистамину. На основании данной пробы судят о проницаемости капилляров, аллергическом состоянии организма.

Аллергологические методы исследования проводятся для определения лекарственной аллергии при подозрении на непереносимость того или иного препарата (аппликационная кожная проба, внутрикожная проба и др.).

Лабораторные исследования. Цитологический метод основан на изучении клеточных элементов, структурных особенностей отдельных клеток и их конгломератов.

Способы получения материала: мазок, отпечаток, соскоб, пункция, исследование промывной жидкости полости рта (по Ясиновскому).

Биопсия – гистологическое исследование слизистой оболочки полости рта. Для биопсии берется ткань 5-6 мм с подслизистым слоем с иссечением здоровой ткани на границе с патологическим очагом.

Бактериальное исследование помогает определить специфическую микрофлору при ряде заболеваний: туберкулезе, сифилисе, грибковых поражениях и др. Описания проб не приводится, так как они излагаются в специальных руководствах.

Логико-дидактическая структура занятия по теме:

«Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете»





Цель обследования


Постановка диагноза заболевания


Выявление сопутствующей патологии


Определение объема предполагаемого вмешательства


Решение вопроса о том, где осуществить помощь (поликлиника, стационар)




Этапы обследования


опрос


осмотр


пальпация


перкуссия


дополнительные методы


оценка

результатов



– выявление жалоб на момент обращения

– сбор анамнеза заболевания

– сбор анамнеза сопутствующих заболеваний


– внешний

– полости рта



– мягкие ткани

– слизистая оболочка полости рта

– регионарные лимфоузлы


– зубов в очаге воспаления и смежной области


– рентгенологические

– лабораторные и др.



– постановка диагноза

– планирование объема вмешательства

– решение вопроса о консультации со смежными специалистами


Контрольные вопросы

1. Цель и задачи обследования больного.

2. Этапы обследования пациента.

3. Опрос больных с патологией челюстно-лицевой области.

4. Осмотр хирургического стоматологического больного.

5. Клинико-инструментальные методы исследования. Цель, расположение врача, инструментарий.

6. Перкуссия и пальпация при обследовании больного.

7. Электроодонтодиагностика. Правила проведения.

8. Рентгенологическое исследование. Виды, цель проведения.

9. Люминесцентная диагностика, волдырная проба, аллергологические методы.

10. Лабораторные исследования (цитологичсекий метод, биопсия, бактериальное исследование).

Контрольные задачи

Задача 1. Какие методы являются основными, какие дополнительными при обследовании больного?



Методы


Основные


Дополнительные


1. Опрос

2. Электроодонтодиагностика

3. Пальпация

4. Волдырная проба

5. Рентгенодиагностика

6. Осмотр

7. Биопсия








Задача 2. При осмотре и опросе больного обращают внимание на:




Опрос


Осмотр


1. Жалобы

2. Цвет кожных покровов

3. Наличие отечности

4. Симметричность лицевой области

5. Давность заболевания

6. Характер болей

7. Налет на языке








Задача 3. Какой вид перкуссии может указать на определенную патологию?



Вид перкуссии


Патология


горизонтальная


вертикальная


1. Краевого периодонта

2. Апикального периодонта









Задача 4. Разделите методы обследования больного:



Методы


Клинико-лабораторные


Основные


1. Биопсия

2. Пальпация

3. Волдырная проба

4. Перкуссия

5. Гистаминовая проба








Задача 5. Выделите лабораторные и инструментальные методы исследования:

Методы


Лабораторные


Инструментальные


1. Цитологический метод

2. Биопсия

3. Электроодонтодиагностика

4. Пальпация

5. Волдырная проба

6. Рентгенодиагностика

7. Осмотр








Задача 6. Какую информацию получает врач при следующих методах обследования?

Выявляет


Вид исследования


зондирование


перкуссия


1. Состояние периодонта

2. Наличие кариозной полости

3. Оценка качества пломбы








Задача 7. Какие результаты получают при следующих методах обследования?



Результаты


Вид исследования


электроодонтодиагностика


рентгенологическое исследование


1. Наличие живой пульпы

2. Изображение костной ткани

3. Изображение зубов








Ситуационные задачи

Учебные


1. Для пальпации поднижнечелюстных лимфатических узлов врач запрокинул голову больного кзади, расположившись справа от больного. Правильно ли подобрана тактика пальпации лимфатических узлов?

2. К хирургу-стоматологу обратился больной для санации полости рта. Из анамнеза установлено, что у больного имели место аллергические реакции на пенициллин и новокаин. Планируется проведение анестезии. Какое дополнительное обследование целесообразно провести?

3. У больного определяется припухлость в области проекции корня 24 зуба. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?

4. К хирургу-стоматологу обратился больной с жалобами на болезненное жевание и онемение кожи нижней губы и подбородка слева, появившиеся после удара кулаком в лицо. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?

5. При осмотре конфигурации врач ограничился стороной, на которую предъявлял жалобы больной. Правильно ли это? Ответ обосновать.

6. Во время сбора анамнеза врач часто отвлекался, невнимательно слушал ответы больного. Какие нежелательные последствия это может иметь?

7. При биопсии на анализ был взят образец ткани из центра патологического очага. Правильно ли это? Обосновать.

8. При осмотре зубов было выявлено изменение цвета 36 зуба, который имел серо-черное окрашивание. О чем это может свидетельствовать?

9. При оценке формы зубов было выявлено множественное изменение формы коронок. Какие заболевания можно предположить?

10. При электроодонтодиагностике ответная реакция была получена на ток более 100 мкА. О чем это может свидетельствовать?

Контрольные

1. Для пальпации поднижнечелюстных лимфатических узлов врач запрокинул голову больного кзади, расположившись спереди от больного. Правильно ли подобрана тактика пальпации лимфатических узлов?

2. К хирургу-стоматологу обратился больной для санации полости рта. Из анамнеза установлено, что у больного имели место аллергические реакции на лекарственные препараты в прошлом. Планируется проведение анестезии. Какое дополнительное обследование целесообразно провести?

3. Больной жалуется на боль при накусывании на 35 зуб. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?

4. При биопсии на анализ был взят образец ткани на периферии пораженной области патологического очага. Правильно ли это? Обосновать.

5. К хирургу-стоматологу обратился больной с жалобами на болезненное жевание и онемение кожи нижней губы и подбородка слева, возникшее после ранее проведенного пломбирования канала 45 зуба. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?

6. При осмотре полости рта врач ограничился зубом, на который предъявлял жалобы больной. Правильно ли это? Ответ обосновать.

7. Во время сбора анамнеза врач выражал нетерпение, прерывал ответы больного. Какие нежелательные последствия это может иметь?

8. При осмотре зубов было выявлено изменение цвета 26 зуба, который имел розовое окрашивание. О чем это может свидетельствовать?

9. При оценке устойчивости зубов было выявлено множество подвижных зубов. Какие заболевания можно предположить?

10. При электроодонтодиагностике ответная реакция была получена на ток более 60 мкА. О чем это может свидетельствовать?

Тестовый контроль знаний

1. Обследование начинают с:

а) пальпации;

б) опроса;

в) осмотра.

2. Осмотр зубов производится с помощью:

а) гладилки;

б) экскаватора;

в) стоматологического зеркала.

3. При электроодонтодиагностике оценивают:

а) проводимость нервных стволов;

б) степень воспаления лимфатических узлов;

в) электровозбудимость пульпы зуба.

4. О жизнеспособности пульпы можно судить, если ответная реакция возникает при токе:

а) до 60 мкА;

б) до 100 мкА;

в) до 15 мкА.

5. Нормальное свечение слизистой оболочки в лучах Вуда:

а) голубовато-синее;

б) желтоватое;

в) зеленоватое.

6. Волдырная проба применяется для определения:

а) аллергических реакций;

б) воспаления;

в) гидрофильности тканей.

7. Перкуссия зуба проводится:

а) пальцем;

б) штопфером;

в) ручкой зонда или зеркала.

8. Оценку состояния лимфатических узлов проводят с помощью:

а) опроса;

б) перкуссии;

в) пальпации.

9. К лабораторным исследованиям относят:

а) рентгенологическое исследование;

б) люминесцентную диагностику;

в) биопсию.

10. При подвижности зубов можно предположить:

а) заболевание пародонта;

б) кариес;

в) пульпит.

Домашнее задание:

а) перечислить основные и дополнительные методы обследования больного;

б) принципы сбора анамнеза;

в) методика осмотра стоматологического больного.

Литература

Основная


1.Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-768 с.

2. Пропедевтическая стоматология: ситуационные задачи: учеб.

пособие / под общ. ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР –

Медиа, 2009 - 224 с.

3. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.И. Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев и др. /под ред. А.И. Булгаковой.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-128 с.

Дополнительная

Харьков Л.В., Яковенко Л.Н., Кава Т.В. Справочник хирурга-стоматолога. – М.: Книга плюс, 2002. – С. 40-43.

2. Пропедевтика хирургической стоматологии: Учебное пособие / М.М. Соловьев. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С. 105-108.

Практическое занятие №4

Тема. Иннервация и кровоснабжение челюстно-лицевой области.

Цель. Изложить принципы иннервации и кровоснабжения челюстно-лицевой области и полости рта, рассмотреть пути венозного и лимфатического оттока.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для осмотра челюстно-лицевой области, диапроектор, графопроектор.

Учебные пособия: фантомы головы и челюсти с искусственными и естественными зубами, стенды, муляжи, таблицы, слайды, видеофильм, методические пособия.


Каталог: userfiles -> depts -> propaedeutics dental diseases
propaedeutics dental diseases -> Профилактическая коммунальная стоматология
propaedeutics dental diseases -> Практическое занятие №8
propaedeutics dental diseases -> Тема. Методика наложения мышьяковистой пасты и инструментальная обработка корневых каналов при пульпите. Топография зубной полости и этапы её раскрытия у интактных вторых моляров
propaedeutics dental diseases -> Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
propaedeutics dental diseases -> Занятие №15 Тема. Пародонт. Строение и функции. Воспалительные заболевания пародонта. Клиника, диагностика
propaedeutics dental diseases -> Руководство для студентов и преподавателей под редакцией профессора С. Н. Гаражи
propaedeutics dental diseases -> «Методологические подходы в эстетической стоматологии»
propaedeutics dental diseases -> Рабочая учебная программа дисциплины эстетическое моделирование и реставрация зубов
propaedeutics dental diseases -> Тема. Эндодонтические пломбировочные материалы. Классификация и препараты для временного пломбирования корневых каналов пластичные нетвердеющие материалы (силеры)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница