Здоровье – богатство, а богатство не дается даром Попикова Галина Николаевна



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер2.56 Mb.
  1   2   3   4   5
Здоровье – богатство, а богатство не дается даром

пгн


Попикова Галина Николаевна

директор школы

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает также глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх.

Еще в 1805 г известный нам всем великий педагог Генри Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «убийство» здоровья детей. Это открытие было в эпоху, когда здоровые родители рожали здоровых детей, ели чистую пищу, пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Прошли столетия. И сегодня социологические исследования показывают, что наряду с социальными и экологическими факторами от 20-40% негативных явлений, ухудшающих здоровье детей, связано опять же со школой. И это понятно.

Ведь задача школы – дать ребенку знания, обеспечить качество образования. Вот и получается, что учитель опять стоит меж двух огней: с одной стороны - учить, а значит спрашивать, с другой- беречь и оберегать.

Наверное, в каждой школе эту проблему выявили давно. У нас 5 лет назад была разработана программа «Здоровье», но в настоящее время, когда начала действовать муниципальная целевая программа «Школьное здравоохранение», рассчитанная до 2010 года, в нашей школе разработали программу участия в данном проекте.

Главными пунктами данной программы стали:


  • четкая информация о реальном состоянии здоровья учащихся на основе мониторинга, проведенного медицинским работником школы Смирновой И.А.

  • выявление школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учеников, а именно:

  1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

  2. Перегруженность и несовершенствованность учебных программ и образовательных технологий, интенсификация учебного процесса;

  3. Недостаток двигательной активности;

  4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здорового образа жизни;

  5. Неправильное (нерациональное) питание;

  6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

  7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

В нашей школе все педагоги ознакомились с принципами здоровьесберегающей педагогики и определили алгоритм ее внедрения:

  1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного решения;

  2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся;

  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (компетентность);

  4. Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике в тесном контакте с педагогами, медицинским работником, учащимися и их родителями.

Здоровье мы рассматриваем как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому главное средство оздоровления ученика - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью, которое выражается формулой:

здоровье – богатство, а богатство не дается даром.

приоритетный принцип – не навреди.

Главная цель нашей программы: развитие здоровьесберегающей среды через использование современных технологий, т.к. школа со здоровьесберегающей средой – это педагогическая система, в которой разработаны на основе мониторинга методики обеспечения психолого - медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. Реализация программы происходит на уроках и внеклассных мероприятиях, а главное ее направление – профилактика.

При определении направления деятельности в сфере физического здоровья по здоровьесбережению мы исходили из:

-анализа состояния здоровья учащихся за 3 года, проведенного медработником школы;

-из ревизии наших ресурсов:



  • большой спортивный зал;

  • тренажерный зал;

  • площадка на пришкольной территории;

  • столовая;

  • медицинский кабинет.

Учителя школы активно сотрудничают с учителями физической культуры, в начальной школе каждый день проводится утренняя зарядка, которую один раз в неделю проводит учитель физкультуры, а в остальные дни либо учителя, либо дети.

Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о прививках (против гриппа сделано в 1-4классах - 83 прививки, сотрудникам -26), оформление информационных стендов, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися, проводимые медработником школы. Постепенно обновляется школьная мебель (к.20,15, 18, 7), в начальной школе реализован проект «Чистая вода», обязательным элементом любого урока являются физкультминутки и динамические паузы, учитель начальных классов Чистякова Л.А реализует проект «Влияние профилактики снижения зрения и нарушения осанки на здоровье детей». В решении проблем, связанных со здоровьем помогают уроки курса «Самосовершенствование личности». Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов, перегрузки учащихся - вот к чему стремятся наши учителя, создавая фитомудули, который уже действует в к.№8 учитель Хорина Е.Г., а также уголки здоровья, имеющиеся в каждом кабинете. Много полезной информации по данной теме учащиеся получают на уроках ОБЖ у учителя Рябининой Л.Н. Пропаганде здорового образа жизни уделяется внимание в школьной газете, которая выходит 1 раз в месяц, главным редактором газеты является Зыкова Г.С. учитель русского языка и литературы. Здоровье педагогов является залогом реализации данной программы, поэтому в школе создан кабинет релаксации, работой которого руководит Бурлакова Е.П. , активно работает и женский клуб. В школе приобретено 5 люстр Чижевского, одну из которых подарил школе Краев А.М., председатель Политсовета партии «Единая Россия», другие - родители учащихся.живой уголокimg_0114

В школьной библиотеке оформлены выставки «Здоровье в твоих руках», « Правильное питание – залог здоровья ребенка», в фонде библиотеки имеется большая подборка книг по данной теме. Школьный библиотекарь Рябинина Г.П. разработала серию библиотечных часов по теме « Здоровье – богатство во все времена».
Ценностное отношение к своему здоровью нужно воспитывать с детства


Виноградова Наталья Витальевна

Заместитель директора школы
по воспитательной работе

Не секрет, что многие современные школьники не считают своё здоровье важнейшей жизненной ценностью.

Ценностное отношение к здоровью – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Чтобы остановить регресс нации и процесс её разрушения, необходимо воспитывать у ребёнка ценностное отношение к здоровью, формировать у него чёткую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Воспитание ценностного отношения к здоровью – это длительный последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции, подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

В воспитании ценностного отношения к здоровью в школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребёнок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.) Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученик становятся активными участниками совместной творческой деятельности.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выдающийся педагог – гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о человеческом здоровье ребёнка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.

Цель работы классного руководителя в направлении «Обеспечение жизни и здоровья учащихся» - использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя в этом направлении:

1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации.

2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования здоровья, под которой подразумевается не только грамотность в вопросах здоровья, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Отправные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, посёлка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками.

3. Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

5 Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

6. Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Основные понятия направления «Здоровье»:

Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.



Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;

  • встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками – победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных ВУЗов;

  • походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

  • предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;

  • беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Спортивные традиции в различных странах мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?», «Красивый спорт и грубый спорт – что стоит за этими словами?», «Вредные привычки. Как от них избавиться?».

  • Тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;

  • Ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также города;

  • Встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

  • Обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.

Одиннадцатикратный чемпион мира по прыжкам на батуте, серебряный призёр олимпийских игр в Греции сказал, что на подготовку 1-го спортсмена уходит меньше денег, чем на лечение 1-го наркомана. Перефразируя это, можно сказать, что на успешное воспитание 1-го учащегося уходит многократно меньше усилий, чем на перевоспитание его же. Чего хотят, в чём нуждаются, чего требуют дети? Хотят внимания, нуждаются в поддержке, требуют уважения.

Задача педагога – сделать всё возможное, чтобы дети и их родители владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Урок здоровья «Мое здоровье»

img_0119
Хорина Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
классный руководитель 3 «А» класса

Задачи: сформировать у учащихся правильное представление о здоровье; вызвать у них стремление к сохранению своего здоровья.

Оборудование: динамическая модель дерева «Моё здоровье»; плакат «Правило общения», запрещающие знаки; тетради; карандаши.
Ход урока.

  1. Организация учащихся, настрой на работу.

Учитель (обращается к сидящим за первым столом, приветствует их и пожимает им руки, улыбается. Учащиеся по цепочке передают приветствие, пожатие, улыбку).

Какое пожелание я передала каждому из вас, а вы друг другу? (Ответы учащихся)

Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Тема нашего урока – «Моё здоровье». Как вы думаете, что такое здоровье?
(Ответ учащихся.)

Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это ещё не всё. Сегодня вы узнаете, как вам следует себя вести, чтобы быть действительно здоровыми. Для этого вам нужно карандаши, тетрадь по природоведению и, конечно, ваши знания, умения и желание работать.

Откройте тетради, запишите число и тему урока – «Моё здоровье». В «Уголке настроения» отметьте своё настроение в начале урока.

(Учащиеся работают в тетрадях.)


Учитель. Теперь посмотрите на доску. На доске модель дерева. Вы в тетрадях нарисуйте ствол дерева и запишите на нём «Моё здоровье».

Когда я спросила, что такое здоровье, большинство из вас ответили, что здоровый человек ловок, силён, смел, не болеет. Учёные назвали эту часть нашего здоровья физическим. Вы в тетрадях нарисуйте первую веточку дерева и подпишите её название «Физическое здоровье».

(Учащиеся работают в тетрадях.)
Учитель. На ветке много зелёных листьев. Снимите один из них. (Ученик снимает листочек с дерева и читает: «Школа Геркулеса»)

Кто такой Геркулес? (Ответы учащихся)

Давайте познакомимся с некоторыми уроками школы Геркулеса. В этом нам поможет второй листочек. (Ученик снимает второй листочек и читает: «Закаливание».

Что такое закаливание? (Обтирание, обливание, купание.)

Правильно. Но кроме этого и закаливание относится и снегохождение.
(Рассказ ученика о П. Иванове)

Второй урок к школе Геркулеса посвящение утренней гимнастике, зарядке. Два ученика показывают комплекс упражнения утренней гимнастики для 3 класса, затем весь класс выполняет физкультминутку.


Учитель. Теперь каждый из вас, если, конечно захочет, может стать учеником школы Геркулеса. На веточке физического здоровья ещё много листочков. Ветка крепкая, красивая.

Ученик открывает третий листок. На ней нарисованы два зуба. Один – белый, улыбающийся, другой – красный, плачущий.

- О чём поведал нам этот листок?

(Ответы учеников)

Физическое здоровье включает в себя не только физическое развитие, но и состояние отдельных органов. Наши глаза, зубы, желудок могут быть здоровыми или больными.

У дерева «Моё здоровье» могут быть и другие секреты, посвящённые физическому здоровью. А мы с вами нарисуем вторую веточку и подумаем, как она будет называться.


В это время в класс входит девочка и мальчик.

Девочка: Почему ты такой сердитый?

Мальчик: Мне постоянно делают замечания.

Девочка: Мне не приятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.

Мальчик: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!

Девочка: Как, например?

Мальчик: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошёл и весело спросил: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Или вот брат в школе двойку получил. Мама его ругает, а я решил его утешить и спел ему дразнилку. Что тут было!

Девочка: Мне кажется, что ты не хорошо поступил. Правда, ребята? (Ответы учащихся)

Правильно тебе сказали, что ты поступил плохо.



Мальчик: А разве в классе ребята так не поступают? Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу.

Девочка: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать, наверное, напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеёшься. Брат получил двойку (он хорошо учится, и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.
Учитель: Обратите внимание на правила общения, которые записаны на плакате.

Учащиеся читают правила и каждое комментируют.

На плакате записаны следующие правила общения:

Умей владеть собой.

Умей прощать.

Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.

- Это веточка на дереве нашего здоровья называется нервно – психическим здоровьем. Запишите это название в тетради.

(Учащиеся работают в тетрадях).
Теперь я предлагаю послушать правила поведения в природе.

Четыре ученика читают правила поведения в природе, размещая на магнитной доске запрещающие знаки по А. Плешкову.


1-й ученик.

По лесной спешит тропинке муравьиная семья.

Эй, сандалии, ботинки, пожалейте муравья!

2-й ученик.

На пригорке мухомор, мухомор…

А у нас уговор, уговор:

Пусть растёт, пусть стоит,

Это только он для нас ядовит.
3-й ученик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой…

Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?
4-й ученик.

Шёл Серёжа по траве.

Бил цветы по голове.

Бил панамкой, бил ладошкой…

Не хотим играть с Серёжкой!
Учитель: Как вы думаете, какой вопрос я вам приготовила?

Правильно. Почему на уроке, тема которого «Моё здоровье», мы вспомнили правила поведения в природе?

Правильно. Наше доброе отношение к окружающему нас миру природа характеризует наше здоровье. Мы с вами рисуем ещё одну веточку и называем её нравственным здоровьем. (Учащиеся работают в тетрадях)

А что скажут нам листочки на этой веточке? Да здесь пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Русский народ давно установил связь между здоровьем физическим и нравственным. Эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке. Как?

(Ответы учащихся.)

Да, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье. Откроем ещё один листок. (Ученик читает: «Любовь к маме»)

Почему маме на нашем дереве здоровья посвящён отдельный листок? (Чем больше любовь к маме, тем радостнее и светлее становится жизнь.)

Много листочков на веточке нравственного здоровья. Это очень важная веточка нашего здоровья. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Л. Николаенко и ответьте, почему я предлагаю вам послушать его именно сейчас.

Ученик (читает).

Не стой равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно

Был прожит.

Что годы живёшь ты не зря!



Учитель: Я согласна с вами, что это стихотворение посвящено всей веточке нравственного здоровья.

Вот такое получилось у нас дерево! Много на нём листочков. За урок мы не все успели их открыть. За годы учёбы в школе вы сумеете узнать и о других листочках дерева «Моё здоровье».

Теперь все встаньте и выйдите из-за столов. С помощью движения тела, жестов и мимики представьте крепкое дерево, стремящееся к ласковому солнцу высокому голубому небу. (Физкультминутка.)

Как настоящее дерево, если оно могучее и крепкое, может противостоять ветрам, морозам и засухам, так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды.




  1. Домашнее задание.

Учитель. Нарисуйте в тетрадях на дереве «Моё здоровье» зелёные листочки. Цветом или размером можно вы делите те составляющие здоровья, которые вам особенно нравятся.

  1. Подведение итогов.

Учитель. Всемирная организация здоровья приняла определение здоровья. Запишите его в тетради: «Здоровье – это состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (Учащиеся в тетрадях отмечают, как изменилось их настроение за урок.)

Закройте тетради. Урок окончен.



Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне

Урок Здоровья «Наше здоровье: витамины»

фото 049

Шамова Галина Николаевна
учитель начальных классов
классный руководитель 4 «Б» класса


Цели: формирование представлений о здоровье; мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепления знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Оборудование: учебник А.А. Плешкова «Мир вокруг нас». 1 класс; выставка витаминов и плакатов по теме; тематические слайды.

Ход занятия.

Организационный момент.

Психологический настрой «Всё в твоих руках».

Учитель. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил «Всё в твоих руках».

В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим, постараемся понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья посредствам правильного питания.



Вхождение в тему. Метод «Ассоциации» (слайды с высказываниями о здоровье и здоровом образе жизни).

Учитель. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

Например:

З – зерно

Д – дерево

О – осока

Р – радость

О – огонь

В – витамины

Ь – знак

Е – единство



Вступительная беседа.

Учитель. Обсудите в группе, что же такое здоровье.

-Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?

(Высказывание учащихся от каждой группы.)

Работа по теме (слайды по природе).

Учитель. Обговорите в группе и ответьте, что влияет на наше здоровье и от чего оно зависит? (Влияет погода, настроение, экология нашей планеты, питание и др.)

Но бывает и так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны здоровья, а сам всё равно заболевает. Почему? (Неправильно питается, в организм попадает мало витаминов.)



Витамины.

Учитель. Второй раз мы слышим сегодня слово витамины, и это неслучайно. Сегодня мы узнаем много интересного и полезного о витаминах. Вита – это жизнь. А жизнь и здоровье всегда рядом. Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание, а важнейшим, жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Особенно человек нуждается в них весной (на этот период приходится Великий пост), когда на смену мясу приходят овощи и фрукты, в которых содержится много витаминов.

Работа по учебнику.

Учитель. внимательно рассмотрите рисунки. Что вы уже знаете? Что ещё хотите узнать? Прочитайте текст и выполните задание.

Рассказ учителя о значении витаминов в жизни каждого человека с использованием наглядности (слайды с соответствующими рисунками продуктов питания):

Витамин А (ретинол): нужен для укрепления зрения. Его можно найти в молочных и кисломолочных продуктов, в моркови, салате, шпинате и икре.

Витамины В1 (тиамин) и В2 (рибофлавин): при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи… Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.

Витамин С (аскорбиновая кислота) – самый популярный витамин. Он содержится почти во всех свежих овощах, плодах шиповника, лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе и др. Если не хватает этого витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, появляются воспаление дёсен и их кровоточивость – цинга, снижается иммунитет. И ещё один секрет этого витамина: его очень много в чёрной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.

Витамин Д (кальциферол) – редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного происхождения: в жирном сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, сельди. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.

Закрепление.

Задание группами:



    1. Выбери нужное.

В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов, при чём в самом большом количестве?

- в хлебе;

- в свежей капусте;

- в печени;

- в молоке.

Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей?

- Витамин А;

- Витамин Д;

- Витамин Е;

- ВитаминВ6.

Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нём витамин С?

- сварить;

- поджарить;

- запечь в кожуре.



    1. Доскажи словечко (коллективно).




Бананы, зёрна злаков, печень,

Тебе советуют всё есть.

И в хлебе грубого помола

Есть ценный витамин …(В6)


Минералами богаты

Все бобовые и злаки.

Хочешь быть красивой леди –

Принимай продукты с …(медью)


Если хочешь быть здоровым

И в кровати не валяться –

Ешь говядину и творог:

Они содержат…(В12).


Все виды масел так полезны,

И я советую тебе:

Употребляй почаще в пищу

Продукты с витамином …(Е).


Петрушка с щавелем полезны –

Известно вам как дважды два.

В рябине, луке, облепихе

Есть витамины группы…(А).


Рыба, яйца, мясо свинки

Содержат очень много …(цинка).

Шпинат, зародыши овса

Всё это витамины (В2)





Полезная пища (слайд, набор продуктов питания). Существуют продукты которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты и т.д. Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это сахар, конфеты, шоколад в больших количествах. А также есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это белый хлеб, различные булочки и пирожки. Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами.

Игра: «Полезные и неполезные». Сейчас мы с вами проведём игру, в ходе которой повторим название полезных и неполезных продуктов. Условия игры: я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак: яблоко, торт, огурец, рыба, карамель, морковь, творог, чупа-чупс, ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр. Молодцы. Все продукты отделили правильно.
Рефлексия «Всё в твоих руках» (слайд – рисунок лошадки).

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая - то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.


Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал очень много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было не достаточно информации – фиолетовым.
Заключительное слово (участники читают по куплетам)


Мы рождены, чтобы жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.


Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросит окурок?

И только так здоровье сохранить.


Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить.





Пожелание учителя.

Учитель. Здоровье не купишь, его разум дарит. А я хочу вам подарить витаминные рецепты и советы для здорового образа жизни. Пожелать вам выполнять правила правильного питания, употреблять только полезные продукты, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми.

Классный час «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»


Крапивина Надежда Николаевна
учитель иностранного языка
классный руководитель 10 «Б» класса


Цели: формирование у подростков представлений о здоровье как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Ход классного часа
Ведущий. Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так, одна медицинская школа рекомендует пить перед едой большое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета.

А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача-диетолога? Остаётся прислушиваться к мнению людей, которые живут рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых кроме долгих лет за плечами огромный жизненный опыт.

Давайте сейчас представим себя долгожителям и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 3 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберемся в большой круг, заслушаем, друг друга и, как совет старейшин, выработаем обобщённый перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причём чем больше ваших заповедей войдёт в обобщённый перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого долгожителя».

При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придётся аргументировать свои утверждения. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой.


Рекомендации ведущему. На первом этапе ученики должны получить возможность проработать индивидуально, а затем вы организуете обсуждение всем классом (группой) – лучше в большом круге. Вести это обсуждение можете вы сами, а лучше поручить это кому – нибудь из учеников.
Психологический комментарий. В этом разделе практикума уже можно постепенно передавать некоторые функции ведущего ученикам, для того чтобы у них была возможность проявлять себя в роли лидера, руководящего большой группой людей. Это прибавляет уверенность в своих силах и, кроме того, появляется желание проверить себя – а я смогу так же? – что тоже дополнительно стимулирует энергию членов группы.

В конце этюда обязательно обсудить латинскую пословицу, вынесенную в эпиграф: «При сомнении воздержись…» У учеников не должно сложиться впечатление, что они составили действительно 10 неопровержимых заповедей, которые помогут во всех случаях жизни. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силу человека. Ни в коем случае их нельзя применять не критически, а в случае заболевания – без квалифицированной консультации врача. Эту мысль ученики должны хорошо усвоить, чтобы потом у них не было осложнений со здоровьем.

После интенсивного обсуждения ученики приняли решение включить в общий список следующие заповеди: 1) чёткий режим дня; 2) свежий воздух; 3) больше смеха; 4) физическая активность; 5) правильное питание; 6) не пить, не курить; 7) личная гигиена; 8) в меру секса; 9) любовь к себе и другим; 10) занятие по душе.
Ведущий. Сфера медицины сродни воспитанию, каждый считает себя специалистом и легко даёт советы другим, как нужно питаться, как поддерживать здоровье в хорошем состоянии, а в случае необходимости лечиться и т.д. Наверное, этому есть объяснение. Мы все специалисты, так как каждый хотя бы раз принимался лечить или себя, или своих близких. При чём результат был положительным! Это и даёт основание каждому из нас считать себя врачом. Хотя это серьёзное заблуждение лучше обратиться к настоящему специалисту.
И тем не менее, сейчас мы проведём опрос на тему «Что вы мне посоветуете, доктор?». Для этого каждый из вас оформляет специальный опросный лист.
Имя ученика _________________________________________





Имя «доктора»


Совет «доктора»


Подпись


Каждый из вас должен подойти по возможности к большому числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Что вы мне посоветуете, доктор?» Тот, к кому вы обратились, должен в письменном виде дать конкретный совет, дать совет по поводу вашего здоровья. Причём, рекомендуя что-то, он исходит из своих представлений о состоянии здоровья этого человека.

Совет сразу записывается в опросный лист того ученика, который его получил. Не забудьте вместе с советом получить и подпись доктора. Если не будет подписи, то данный совет не будет засчитан.

На весь опрос даётся максимум 5 минут, но советуем не торопиться с советом, подумать над тем, что вы можете сказать вашему партнёру. Пусть будет меньше советов, но каждый из них должен быть достаточно квалифицированным.

Затем вы подведёте итоги, определяя самый точный (квалифицированный) совет или «лучшего доктора».
Рекомендации ведущему. После того как все ученики сделали опросные листы, вы даёте сигнал к началу работы и следите за временем. Если кто-либо из членов группы подходит со своим опросным листом к вам, вы в праве высказать свой совет. Если класс не большой (до 16 человек), можно провести анализ полученных советов и оценку по более полной программе, т.е. выслушать всех учеников.
Психологический комментарий. Во время выполнения этого упражнения ученики получают довольно много различных советов. Следует обратить внимание класса на то, что это советы друзей, но не квалифицированных специалистов. Это означает, что к ним можно прислушаться, но ни в коем случае не использовать без серьёзной консультации у врача, тем более, если советы касаются действительно существующих заболеваний. Одно дело совет - не смотреть много телевизор или не читать, лёжа в постели, другой совет, связанный с систематическим повышением давления или периодическими головными болями. Здесь нужен настоящий врач.

У класса может возникнуть вопрос: «Зачем тогда всё это?» Разумеется, нужно объяснить, что это форма, помогающая ещё раз более внимательно посмотреть на человека, настроить на восприятие его особенностей, и главное – поверить в свои способности понимать его внутренний мир, его заботы, тревоги и печали. И, кроме того, это возможность увидеть, что же делают другие, когда с ними случаются различные неприятности, связанные с состоянием здоровья.


Примеры из практики

«Постарайтесь делать зарядку каждый день.


А чтобы тебе было весело, включай любимую музыку».

«Включай свой телевизор на 1 – 1,5 часа в день.


Чтобы избежать соблазна и не скучать, больше гуляй».

«Чтобы бросить курить, больше бывайте на свежем воздухе,


запишитесь в спортивную секцию».

«Не переедай, чтобы стать более стройным. А когда появится чувство голода,


ешь больше фруктов и овощей. Если их нет под рукой, пей воду, можно пепси».
«Специалист».

Ведущий. Сейчас вы по очереди будете выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один специалист по антиникотиновой пропаганде, а второй – по антинаркотической. Самостоятельно решите вопрос о том, кто каким специалистом будет.

Теперь у вас есть три минуты, чтобы написать тезисы своей беседы:

- с ярым курильщиком (это делает специалист по антиникотиновой пропаганде);

- с наркоманом (это делает соответственно специалист по антинаркотической пропаганде).

В беседе должны быть конкретные аргументы, которые просто и доходчиво, но с научной точки зрения помогут вам убедить человека. Желательно показать вредные привычки последствия никотина и наркотиков, но при этом обязательно подчеркнуть, что получит человек взамен, если он действительно откажется от этой вредной привычки. Постарайтесь показать положительные перспективы этого отказа.

На втором этапе вы будете проводить беседу. Сначала один из вас беседует со своими подчиненными, т.е. партнёр играет роль заядлого курильщика. Его нужно убедить с фактами в руках и личным примером, что курение вредно. Но это должны быть не просто слова, а действительно убедительная беседа.

Затем вы поменяетесь ролями. Тот, кто был в роли курильщика, теперь становится пропагандистом-наркологом, а его партнёр играет роль начинающего наркомана. Должна также состояться содержательная беседа специалиста со своим подопечным.
Рекомендации ведущему. Лучше, если ученик будет иметь время для подготовки к этому этюду, т.е. заранее сообщите ему возможные темы таких бесед. После этого этюда целесообразно обобщить те факты и аргументы, которые использовали «специалисты» в ходе своих бесед с подопечными. Для этого они выписываются в два отдельных столбика. Например, слева - доводы антиникотиновые, а справа – антинаркотические. «Специалисты» могут сравнить, какие из этих доводов они сами использовали во время беседы, а какие не знали или не смогли вспомнить. Можно также определить и «специалиста самой высшей квалификации», т.е. ученика, который использовал в своей беседе больше всего доводов.
Психологический комментарий. Данный этюд полезен своей активной наступательной позицией, когда ученик, принимая на себя роль специалиста, вынужден искать и систематизировать аргументы, показывающие вред этих пагубных человеческих привычек. Такая, пусть временная, позиция помогает самому ученику осознать, что это действительно вредно. Кроме того, обобщение полученных аргументов позволяет посмотреть на обе проблемы (распространение табака и наркотиков) достаточно всесторонне.
Примеры из практики.

«От табака желтеют зубы»

«Курение сокращает жизнь»

«У курящих не приятный запах изо рта»

«Ногти часто трескаются»

«Наркотики – это на 100% преждевременная смерть»

«Зависимость от наркотика унизительна»

«Употребление наркотиков снижает работоспособность мозга (проще – учиться трудно)»

«Дети будут слабоумные».

Классный час «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

фото 048


Воронина Валентина Павловна
учитель начальных классов
классный руководитель 1 «Б» класса

Цели и задачи:


  • вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом

  • формировать умение анализировать умения и навыки, полученные на уроках валеологии, природоведения, физкультуры

  • привлечение детей к здоровому образу жизни

  • воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества


Инвентарь: цветные карандаши, фломастеры, листки бумаги, обручи, карта, письмо.

Сказочные герои: учитель, Корабельщик, Спортсмен, Принцесса цветов, Незнайка, художник, Почтальон.



Учитель: «Дорогие дети, сегодня мы отправляемся в страну Здорового Образа Жизни (показывает карту) (Рисунок 1). На ней указаны различные станции, где будем останавливаться, и выполнять задания. Но маршрут на карте не указан, на какую станцию по порядку нам необходимо идти, его будут подсказывать жители страны ЗОЖ. Обратите внимание, как называется первая станция (учитель показывает карту)?»

Название станции «Кораблики»

Для того чтобы отправиться в путешествие в Страну здоровья необходимо построить кораблики. Учитель и Корабельщик раздаёт каждому ребёнку лист бумаги, и все дружно начинают делать, может обратиться за помощью к другим ребятам. Когда все кораблики построены, ребятам корабельщик говорит название следующей станции.

«Зарядкино»

Спортсмен встречает детей, читая стихотворение:

Со здоровьем дружен спорт

Стадион, бассейн, корт,

Зал, каток – везде вам рады

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши твёрды!

Так как путешествие долгое, необходимо быть сильными. Что нужно делать для этого, спрашивает спортсмен. Дети дают разные ответы. Один из правильных ответов – делать зарядку, заниматься спортом, физкультурой и т.д. – активный образ жизни.

Все одновременно выполняют физминутку с пением (одновременно с пением выполняют движения). Ребята берутся за руки и образуют круг.

«Вперёд четыре шага, назад четыре шага

Вперёд четыре шага, назад четыре шага

Вперёд четыре шага, назад четыре шага

Вперёд четыре шага, назад четыре шага

Ручками похлопаем, ножками потопаем

Глазками помигаем (одновременно сжимание разжимание пальцев в кулак), а потом попрыгаем»

Повторить 2-3 раза, постепенно увеличивая скорость пения и движений.
Следующая станция. «Остров художников»

Придя на заданную станцию, ребята обнаружили, что перед художником стоит проблема – не знает, как нарисовать Грязнулю и Чистюлю. Ребята помогают в решении этого вопроса. Художник даёт им цветные карандаши и фломастеры на предложенных листах начинают рисовать Грязнулю и Чистюлю. Походу художник спрашивает, чем отличается эти девочки друг от друга, на кого они хотели бы быть похожи, почему, как отражается не выполнение гигиенических требований к внешнему виду?

Художник хвалил за помощь решения его проблемы и за хорошие ответы на вопросы, напоминает о необходимости соблюдения личной гигиены. После этого объясняет, где находится следующая станция. «Незнайка»

Незнайке в школе задали домашнее задание, а он его выполнить не может. Помогите ответить на загадки.



  • Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком? (гребешок, расческа)

  • Гладкое, душистое, моет чисто? (мыло)

  • Языка нет, а правду скажет? (зеркало)

  • Два колёсика подряд, их ногами вертят, а поверх торчком, сам хозяин крючком? (велосипед)

  • Белые силачи, рубят калачи? (зубы)

  • Лёг в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю

Им утром потоки слёз, не забуду и про нос? (носовой Плоток)

Незнайка благодарит за правильные ответы и говорит, где располагается станция «Поляна ромашек»

Принцесса цветов, даёт нарисованную на листке ромашку с пятью лепестками. На них необходимо написать, что составляет здоровый образ жизни.

1. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств)

2. Оптимальный двигательный режим, закаливание

3. рациональное питание

4. личная гигиена

5. положительные эмоции

Принцесса наводящими вопросами подводит к правильным ответам.

Когда задание выполнили, принцесса говорит о расположении следующей станции.



«Тоннель»

Это задание сложное, здесь вам необходимо быть дружными, аккуратными. Пройти «паровозиком» через три обруча, которые располагаются на расстоянии 1,5 м. друг от друга. Дети, держа друг друга за пояс, преодолевают заданное препятствие, если «вагончики» расцепились, задание выполняется сначала.

Когда ребята справились с заданием я подаю от Почтальона Печкина посылку. Вскрыв её, обнаруживаются письмо, в котором следующий текст:
«Дорогие дети, вы вступаете в ответственную пору своего развитие – пору взросления. В вашем организме происходят заметные изменения, а, кроме того, начинает формироваться свой (индивидуальный) образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит твоя дальнейшая жизнь – то, каким ты вырастишь, чем сможешь заниматься. Удачи вам!»


Каталог: Sharya -> imc
Sharya -> Как правильно приготовить чай? Лучшие рецепты. Общие правила заваривания чая
Sharya -> Роль витаминов
Sharya -> Что такое биотин (витамин Н)? Витамин н
Sharya -> Реферат Вред алкоголя Киреев Сергей Михайлович,
Sharya -> Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Интегрирующая цель
Sharya -> Изучение лекарственных растений, соснового леса в зеленой зоне юго-западной части города Шарьи
Sharya -> Урок по биологии на тему: "Сон и сновидения". 8-й класс Задача урока
Sharya -> Программа производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил и выполнением


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница