1. Проявление депрессивных заболеваний у населения



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.86 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
YORK UNIVERSITY
United States of America


Affective disorders connected with studying abroad

diploma work


Tokhiniso Azimova
Submitted to the Departmental Graduate Committee
in ___________ fulfillment of the requirements for the degree of
Bachelor of Arts
in Psychology
at the
York University
July 2013
© 2013 Azimova Tokhiniso. All Rights Reserved.
The author hereby grants York University permission to reproduce and to distribute publicly paper and electronic copies of this thesis document in whole or in part

Signature of Author ____________________________________

July. 0, 2013

Certified by ________________________________________________

Thesis Supervisor

York University

Accepted by ________________________________________________
Departmental Graduate Committee

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................4

1. Проявление депрессивных заболеваний у населения ...............................................................................5

1.1. Что такое депрессия? .....................................................5

1.2. Эпидемиология ..............................................................7

1.3 Кто чаще других подвержен депрессивным

расстройствам? .....................................................................9

2. Этиопатогенез и симптоматика депрессии................10

2.1 Биологические аспекты ...................................................10

2.1.1. Нейроанатомические открытия ............................11

2.1.2. Нейрофизиологические нарушения ......................11

2.1.3 Генетика .............................................................12

2.2. Психосоциальные факторы ............................................13

2.2.1. Психодинамическая теория .................................14

2.2.2 Когнитивно-поведенческие теории .......................14

2.3 Клинические проявления депрессивных расстройств (симптоматология)...............................................................15

2.4. Протекание депрессивного расстройства. Рецидивы ........18

2.5. Диагностика депрессии.................................................19

3. Классификация депрессивных расстройств ...........21

3.1. Классификация в соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ) .........................................21

3.1.1. Диагностические критерии депрессивного эпизода по МКБ – 10 ............................................................................22

3.2. Разновидности депрессий ............................................. 24

3.3. Другие формы депрессии .............................................. 25

4. Миграция, аккультурация и адаптация ...................26

4.1. Миграция в современном мире ...................................... 26

4.1.1. Миграция в Чешскую Республику ....................... 27

4.2. Аккультурация и «культурный шок» .............................. 27

4.2.1. Различные определения аккультурации .............. 28

4.2.2. Одномерная и двумерная модели аккультурации.. 29


4.3. Адаптация мигрантов ................................................... 29

4.3.1. Теории миграции и адаптации ........................... 31

4.4. Исследования депрессивных состояний у студентов, обучающихся за рубежом (на примере разных стран) ...........33

5. Исследовательская часть ............................................35

5.1. Обоснование исследования ..........................................35

5.2. Методология исследования .......................................... 35

5.3. Характеристика исследования ......................................36

5.4. Цель исследования ..................................................... 37

5.5. Гипотезы ....................................................................37

5.6. Описание сбора данных ...............................................37

5.7. Результаты опроса и интерпретация .............................39

5.8. Краткое изложение результатов гипотез .......................54

5.9. Обсуждение результатов ..............................................55

Заключение .......................................................................57

Приложения .......................................................................60

Список использованной литературы .....................................64

Введение.
Современное общество характеризуется этапом серьезных перемен и требований по отношению к будущим молодым специалистам. В связи с высокой конкуренцией и, порой, жесткими условиями найма, всё больше родителей задаются вопросом в какой стране лучше и безопаснее всего давать высшее образование своим детям и тем самым обеспечить им достойное трудоустройство. Сегодня у человечества есть возможность получать высшее образование в любой точке земного шара и выбрать из этого множества наиболее подходящий университет стало по-настоящему трудным и ответственным шагом, так как в большинстве случаев от этого выбора зависит то, как легко студент справится с новыми и незнакомыми жизненными сложностями и заботами. Процесс адаптации студентов к новой социальной среде практически всегда проходит с некоторыми сложностями и оставляет человека лицом к лицу со своей проблемой, предоставляя ему возможость самому выбирать пути её разрешения – от действия к бездействию. Помимо экономических проблем и бюрократических тонкостей, в процессе достаточно болезненной адаптации на новом месте жительства, студенты мигранты испытывают множество трудноразрешимых социальных и психологических проблем. Эти трудности так же в значительной мере касаются и местного населения, перед которым встает необходимость принятия в свою страну постоянный поток эмигрантов, который отражается на многих аспектах жизни резидентов, например, трудовой занятости: многие резиденты негативно реагируют на приезд новых лиц, опасаясь увеличения уровня безработицы и потери рабочих мест, что в сущности усложняет процесс адаптации студентов в новой стране. Будущий молодой специалист сталкивается с пугающей неизвестностью новой жизни, где ему ко всему прочему приходится учиться подстраиваться под местный менталитет и культуру. Поэтому отправляясь за границу, мигрант должен в достаточной мере быть подготовленным к сложностям, возникающим на пути достижения задуманного.

Целью моего исследования является проведение исследования психического состояния студентов, учащихся в Высших учебных заведениях и выявление различного рода корреляций и закономерностей, которые отражают взаимосвязь между различными аспектами, такими как проживание и переезд за рубеж и аффекивными расстройствами личности, в точности депрессией.

Моя дипломная работа делится на теоретическую и практическую части и состоит из пяти блоков. В первом блоке рассказывается о том, что такое депрессия, её эпидемиология и какие люди наиболее подержены депрессивным состояниям. Во втором блоке описывается этиопатогенез и симптоматика депрессии. В этот раздел вошли биологические и психосоциальные факторы, способы диагностики депрессии, протекание депрессивных расстройств и их клинические проявления. Третий блок посвящен Международной Классификации Болезней Десятого пересмотра, в котором рассматриваются виды депрессивных расстройств. В четвертом блоке рассматриваются проблемы аккультурации, миграции и адаптации иностранца в новой культурной среде, так же рассказывается о миграции в Чешскую Республику и различных теориях миграции и адаптации. В этой части приведены различные исследования депрессивных состояний у студентов, обучающихся за рубежом. Пятый блок является исследованием, включающим восемь гипотез.
1. Проявление депрессивных заболеваний у населения.

1.1. Что такое депрессия?

Депрессия – это серьезное, но излечимое заболевание, которое в последнее время имет огромную тенденцию к росту. Основоположник психоанализа Зигмунд в свое статье «Скорбь и меланхолия» полагал, что одним из основных источников склонности человека к депрессивным состояниям является переживание ранней утраты. Ранняя потеря – это не только те случаи, которые можно наблюдать, ранней потерей могут быть внутренние и психологичекие переживания. Сюда можно отнести обстоятельства, которые поощряют депрессивные тенденции – расставания, ссоры, негативная атмосфера в семье, на работе, школе – в общем ситуации, где нередко человек не может проявлять и выражать своих реальных чувств, в результате чего накопленная внутри инивида негативная энергия способствует тому, что люди депрессивного типа считают себя недостойными, плохими, неполноценными, отдаляются от социума и начинают вести себя агрессивно по отношению к окружающим. (9)

«Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидания наказания.» (S. Freud, 1916)

"По просьбе Всемирной организации здравоохранения, Всемирный банк сделал прогноз, согласно которому тяжесть депрессивных расстройств превосходит ряд физических заболеваний. В развитых странах, пять из десяти ведущих причин, приводящих к инвалидности («инвалидность» по данным Всемирной Организации Здравоохранения – это любые ограничения или потеря способности заниматься обычной деятельностью) являются психическими расстройствами. По оценкам, к 2020 году депрессия станет второй ведущей причиной инвалидности, заболеваемости и смертности во всем мире сразу после ишемической болезни сердца.» (M. Svoboda, 2006)

По данным, представленным во многих научных изданиях, которые занимаются вопросом депрессии, каждый человек в течение своей жизни сталкивается с определенными формами депрессивных симптомов. Каждый человек в своей жизни когда-либо чувствовал грусть или нервозность. Многие люди называют эти чувства «депрессией», но на деле подобные ощущения не всегда ей являются. С профессиональной точки зрения, термин «депрессия» намного уже, так как депрессия отличается от печали тем, что протекает дольше и интенсивнее, а так же сильно влияет на работоспособность человека.

Симптомы депрессии могут затянуться на целые годы, а иногда бездействие может привести к летальному исходу. Это происходит в тех случаях, когда депрессию не подвергали лечению и не предпринимали попыток от неё избавиться. Депрессивные состояния приводят к изоляции человеческого индивида от социума, человек уходит в себя и становится замкнутым и одиноким, считая, что его никто не понимает. Всё это приводит к снижению производительности и сильному ослаблению иммунитета. Человек, страдающий депрессией, постоянно чувствует усталость, грусть, неспособность радоваться привычным вещам; уже ничто не может удивить его или восхитить — чувство несчастности полностью поглощает его существование. Так же симптомами серьезного депрессивного расстройства явяются чувство беспомощности, упавшая или вовсе отсутствующая самооценка, непреодолимые чувства вины и безнадежности, пессимизм. Эти чувства не оставляют больного депрессией в течение целого дня, не исключая ночи, и продолжаются ежедневно. Человек теряет интерес к работе, учебе, испытывает проблемы в получении удовольствие от общения с людьми и от обыденных занятий. (Křivohlavý, 2003)

Привожу список симптомов, обычно связанных с депрессией, описанных в книге Д. Эймана «Измени мозг – изменится и тело»: 1. Грусть, уныние, угрюмое настроение. 2. Недостаток энергии, постоянная усталость. 3. Невозможность получать удовольствие от действий, которые обычно радуют. 4. Раздражительность. 5. Плохая концентрация, отвлекаемость, ослабление памяти. 6. Суицидальные мысли, ощущение бессмысленности жизни. 7. Чувство собственной безнадежности, беспомощности, вины и негодности. 8. Изменения сна: плохой сон с частыми просыпаниями либо увеличение продолжительности сна. 9. Изменения аппетита: снижение или возрастание. 10. Дистанцирование от окружающих людей. 11. Снижение самооценки.

В крайних случаях это заболевание может привести человека к суицидальным мыслям и толкнуть на самоубийство. (Нуллер, 1981)

«Для больного депрессией но только крайне трудно принять решение, но еще тяжелее привести его в исполнение и вообще принудить себя к какой-либо деятельности. По словам того же больного, возникает ощущение «непреодолимой инерции». Несколько легче осуществляется деятельность в привычной, четко регламентированной колее. Так, люди, работа которых протекает в строго ограниченных, стереотипных рамках, продолжают относительно долго справляться с ней, несмотря на то, что а остальных сферах болезнь уже привела к декомпенсации. Ощущение своей беспомощности, бессилия, слабости становится почвой для возникновения идей малоценности, а иногда и суицидных намерений», - (Нуллер, 1981)

1.2. Эпидемиология.

«Депрессия является одним из самых распространенных нервно-психических расстройств. Различными видами депрессий в течение жизни могут заболеть 10% мужчин и 20% женщин. Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее, чем у 200 миллионов человек.» (Kaplan&Sedok, 1990)

По данным более новых исследований, в любой момент времени тяжелой депрессией страдают 3-6% людей, но только 20-25% из них в конечном итоге попытаться обратиться за помощью. (Amen, 2011)

«Большая часть больных (от 60% до 80%) никогда не попадают в поле зрения психиатра и наблюдаются в общесоматической сети, а около половины депрессивных больных вообще не обращаются за помощью, так как не считают себя больными. В первичной медицинской сети – до 20% больных обнаруживают клинически выраженную депрессию» (Zung, 1965)

"В общей популяции частота депрессий обнаружена у 5,3%, хронические больные подвергнуты ей в 9,4% случае, госпитализированные - 33%, у госпитализированных больных раком обнаружена в 42% случаев, инфарктом миокарда в 45% и инсульта в 47% случаев . Процентная доля невозможности определить все психические расстройства приходится на 17,3%. Подсчитано, что 50% пациентов с большим депрессивным расстройством в течение жизни проживают один эпизод, в 20% случаев случаются рецидивы, а в 30 процентах случаев депрессии выявляется значительная тенденция к хроническому течению. Данные цифры ясно указывают на необходимость обратить внимание на эти нарушения». (Sikora, 2003)

Депрессивные расстройства чаще всего встречаются у людей в возрасте от 25 до 35 лет. В среднем, человек сталкивается с депрессивным расстройством в возрасте 27 лет. Но это не означает, что депрессивные расстройства ограничены данным возрастным периодом – депрессия может случиться как в детстве, так и в пожилом возрасте. Симптомы депрессии, как правило, развиваются в течение нескольких дней или недель и подсчитано, что только 25% пациентов с большим депрессивным расстройством способны адекватно диагностировать свое заболевание. Это обусловлено тем, что пациент часто не может распознать реальное заболевание, так как депрессия часто скрывается за жалобами пациента на физическое недомогание. Диагностика депрессии в большинстве таких случаев осложняется из-за соматических или психиатрических болезней. (Praško, 2009)

В случае обращения в общемедицинскую сеть до 69% пациентов с депрессией предъявляют лишь соматические жалобы. (Gureje&Simon, 1999)

"В последнее время в мире зафиксирована тенденция роста депрессии и её переход на более младшие вековые категории. В течение всей жизни признаки депрессии проявляются у 9-26% женщин и 5-12% мужчин. Процент распространения этого заболевания среди женщин составляет от 4,5 до 9,3% и от 2,3 до 3,2% у мужчин. По грубому подсчету, соотношение мужчин и женщин, страдающих большим депрессивным расстройством, определено как 1:2.

От биполярного расстройства личности страдает примерно 1% населения, независимо от пола. Проведенные эпидемиологические исследования показывают, что в мире каждый год около 100 миллионов человек страдают от различной тяжести депрессивных расстройств."(Anders&Roth, 2000)

В своей книге «Эмоциональный интеллект» (1995) D. Goleman привел следующие данные: «В ходе нескольких эпидемиологических исследований с использованием строгих критериев —принятых в медицине диагностических симптомов депрессии —выяснилось, что для мальчиков и девочек в возрасте от десяти до тринадцати лет коэффициент заболеваемости тяжелой депрессией на протяжении одного года составляет 8—9 процентов, хотя другие исследования дают примерно вдвое меньшую оценку (а кое-кто оценивает этот показатель еще ниже, где-то на уровне 2 процентов). В период полового созревания, по некоторым данным, для девочек этот коэффициент повышается примерно в два раза; до 16 процентов девушек от тринадцати до шестнадцати лет испытывают приступ депрессии, тогда как для мальчиков этот показатель практически не изменяется».

По данным Всемирной Организации Здравоохранения к 2020 году смертность от депрессий (самоубийств, летальных исходов и др.) превысит смертность от рака. (1) «По оценкам ВОЗ, депрессия распространена во всех регионах мира. Недавнее исследование, проведенное при поддержке ВОЗ, показало, что в 2011 году депрессией страдали около 5 процентов населения Земли» (2).

«Масштабы психических расстройств, как правило, недооцениваются. Нарушения психического здоровья, включающие в порядке возрастания такие проблемы, как стресс, депрессия, невроз, выраженный психоз, – это наиболее распространенные проблемы со здоровьем в любой популяции. Удельный вес населения с выраженными психическими расстройствами, зарегистрированными и сообщенными странами, колеблется от менее 1% до 6%, при этом в большинстве стран этот диапазон составляет 1–3%. Однако менее серьезные нарушения, которые часто остаются незарегистрированными, являются гораздо более распространенными» (3).

Уровень депрессивных расстройств в достаточной мере зависит от культурных традиций. Наименьшее число людей, подверженных депрессии живут в Японии и Китае (1-2%), самый высокий показатель в Чили (27,3%). В Великобритании, Нидерландах и Франции случаи депрессии у людей наблюдаются в пределах от 12 до 15% (M. Svoboda, 2006). В Чешской Республике от 20% до 25% людей ощущают на себе депрессивные симптомы. По статистике, женщины на 100% чаще подвергаются депрессивным расстройствам чем мужчины (Křivohlavý, 2003).

1.3 Кто чаще других подвержен депрессивным расстройствам?

Ранее депрессивные расстройства связывались исключительно со взрослыми лицами. В наше время возрастная категория людей, подверженных депрессивным расстройствам значительно снижается, в связи с чем процент депрессии среди населения постоянно увеличивается. Но в процентном соотношении депрессия чаще возникает среди людей трудоспособного возраста. (Herman, 2008)

На возникновение депрессивного расстройства влияет ряд биологических и социальных факторов, которые создают благоприятную основу для возникновения депрессивных состояний. Например, некоторые семьи в большей степени подвержены депрессии в следствие присущим им врожденным восприимчивости и уязвимости (см. главу 2, часть 2.1).

Чаще всего депрессивные расстройства встречается у людей с неправильным образом жизни, которые испытывают недостаток сна и неосознанно страдают от отсутствия регулярных физических нагрузкок, которые жизненно важны для каждого человека. Такие индивиды чуствуют себя одиноко и считают, что находятся в экзистенциальном вакууме. Эти переживания зафиксированы в неблагополучных семьях (50% людей, находящихся в депрессии, имеют напряженные отношения со своими близкими) и в семьях после развода. (Beck, 1979)

Депрессию также могут вызвать социально-культурные факторы, такие как проживание в политически нестабильной стране, нищета, дискриминация меньшинств и так далее. Люди из более низких социально-культурных слоев страдают от депрессии гораздно чаще, нежели люди среднего класса. (Comer, 2005)

Личность, склонная к депрессиям (личностная характеристика высшей эмоциональной уязвимости по Фредерику Флаху) является чрезвычайно чувствительной (гиперчувствительность), более уязвимой чем остальные, а так же амбициозна, имеет весьма высокую степень моральной ответственности и большую жизненную энергию, в следствие чего становиться все более конкурентоспособной и слишком зависит от мнения и поступков людей, которых она ценит и уважает. (Flach, 1974)

Фредерик Флах так же как и Карл Густав Юнг считал, что депрессия – это не только отрицательное воздействие на психику, несущее в себе разрушение и беды, депрессия помогает личности в самоопределении и переоценке ценностей: “Если ты пытаешься изменить свою жизнь, депрессии неизбежны. Если ты уже в депрессии, у тебя есть возможность развития в трех важных сферах: в оценке самого себя, в отношении к другим и в способности справляться со сложными жизненными обстоятельствами” (Flach, 1974).

Стресс играет важную роль в формировании различных расстройств настроения. Организм устроен так, что отвечает стрессом на любую угрозу своему равновесию и никакие критические ситуации не могут произойти без его болезненного вмешательства. Если напряжение и воздействие, оказываемые на человека, долгосрочны, измененяется соотношение нейромодуляторов (норадреналина, допамина и серотонина) в мозге, что ведет к расстройствам настроения. (Anders,2000)


2. Этиопатогенез и симптоматика депрессии.

Этиопатогенез – совокупность знаний о факторах, влияющих на возникновение депрессивных состояний и механизмов их развития. Термин этиопатогенез до сих пор является спорным, так как подразумевает смешение понятий причины и следствия в патологии, в следствие чего, до их пор не имеет четкого обоснования. Поэтому мы можем лишь утврждать, что он многофакторен. (15)

Депрессия возникает по многим причинам. Депрессивные расстройства вызывает недостаток (изменения, нарушения обмена) нейротрансмиттеров в головном мозге (особенно норадреналина, дофамина и серотонина и некоторых других нейромедиаторов). В следствие такого дефицита возникает патологическое преобразование чувствительности рецепторов головного мозга. Страдающий депрессией подобные перемены и состояние ощущает и проживает в виде общей усталости, потери энергии, замедленности движений и мышления, беспокойства, преследующих его негативных эмоций и мыслей. Этиопатогенез устанавливает связь между изменением обмена биогенных аминов и психической депрессией. Потому все факторы, которые влияют на обмен нейромедиаторов и их функции, могут быть или побудителем или причиной депрессии.(4)

Развитие депрессивных расстройств различной степени тяжести связано с биологическими, психологическими и социальными аспектами, которые составляют биопсихосоциальную модель здоровья.



2.1 Биологические аспекты.

Самые современные знания об этиологии депрессии происходят из биологической (генетические факторы, влияние стресса, биологические ритмы), нейрохимической и иммуно-нейроэндокринной областей. Данные области тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.



2.1.1. Нейроанатомические открытия.

На эмоции и настроение главным образом влияют деятельность таламуса (участок переднего мозга), лимбической системы, префронтальной коры (часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует действия человека) и связи между ними. (Vymětal, 2003)

Одна из самых популярных моделей происхождения депрессивных состояний полагает изменение естественных биологических ритмов - «сон - бодрствование», ритм изменения температура тела, артериальное давление, секреция гормонов и др. Эти данные свидетельствуют о том, что в патологический процесс вовлекаются ядра, находящиеся в ретикулярной формации ствола мозга, которые формируют с гиппокампом лимбико - ретикулярный комплекс. (5)

Rosental (1985) писал: «Определённую роль в патогенезе депрессии играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к так называемому синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах (ухудшение психического состояния по утрам и его улучшение к вечеру), а также наличие диссомнических нарушений.» (Пилягин, 2003)

Так же в формировании эмоциональности участвует вегетативная нервная система, в основном через гипоталамус, который обеспечивает реакции на соматические симптомы и является центральным регулятором гомеостаза организма. Лимбическая система или центр настроения и межличностных отношений играют важную роль в интерпретации повседневных событий в жизни человека. Неправильная работа лимбической системы отражается на навыке индивида ладить с окружающими, вызывает депрессию, снижает мотивацию, энергию и либидо (5).


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы
2014 -> Сулейменов ержан абилхасимович комплексные немедикаментозные технологии медицинской реабилитации пациентов с возрастным андрогендефицитом
2014 -> Стандарты медицинской помощи в неврологии
2014 -> Нервная анорексия
2014 -> Аир: Часто используется как связующий элемент в заклинаниях или в заговорах, а сам по себе для контроля над личностью. Растущий в саду, аир принесет удачу садовнику и большой урожай растений поблизости. Акация


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница