Цель изучения дисциплины



Скачать 54.21 Kb.
Дата30.04.2016
Размер54.21 Kb.
(стандарт ГОС ВПО)

Аннотация

рабочей программы по дисциплине ОПД.Ф.17.3. «Эндокринология»




Цель изучения дисциплины

дать основы знаний по эндокринной патологии; сформировать клиническое мышление; освоить основные принципы профилактики и лечения типичных форм эндокринных заболеваний.

Место дисциплины в учебном плане

Профессиональный цикл, 8 семестр

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знания:

- об этиологии, патогенезе, клинике наиболее часто встречаемых эндокринных заболеваний: сахарный диабет, диффузный токсический зоб, гипотиреоз, тиреоидиты, аддисонова болезнь, болезнь Иценко-Кушинга, несахарный диабет, диабетические комы (кетоацидотическая, гиперосмолярная, гипогликемическая), тиреотоксический и аддисонический кризы;

-значение лабораторно-инструментальных методов исследования в диагностике эндокринной патологии;

-принципы профилактики, лечения заболеваний эндокринной системы неотложных состояний.



Умения:

- - проводить общее обследование больного с эндокринной патологией;

- устанавливать предварительный диагноз;


  • определить степень увеличения щитовидной железы;

  • оценить физическое, половое развитие, подсчитать избыток массы тела;

  • определить степень полового созревания по Таннеру;

  • определить костный возраст по рентгенограмме кистей;

  • составить план лабораторного и инструментального обследования больного;

  • оценить гликемический профиль. Определить глюкозу в моче, ацетон в моче, глюкозу в крови;

  • оценить стандартный тест толерантности к глюкозе;

  • провести и оценить ортостатическую пробу;

  • провести и оценить пробы с кортикотропином, дексаметазоном;

  • line 3читать краниограммы - оценить размер и структуру костной ткани турецкого седла;

  • разработать и осуществить план лечения больного:

  • рассчитать диету - хлебные единицы, рассчитать необходимую дозу инсулина с учетом диеты.

  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической, гиперосмолярной, гипогликемической комах, аддисоническом и тиреотоксическом кризах.


Навыки:

- проведением первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний эндокринной системы (здоровых, больных, членов их семьи);

- диагностикой заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими лабораторно-инструментальными методами исследования;

- диагностикой и оказанием первой помощи при неотложных состояниях;

- лечением с использованием терапевтических и хирургических методов;

- диагностикой и ведением физиологической беременности у пациенток с эндокринной патологией; прием родов;

- экспертизой трудоспособности больных;

- судебно-медицинской экспертизой;

- гигиеническим воспитанием больных и членов их семей;

- организацией труда в медицинских учреждениях и ведением медицинской документации;

- самостоятельной работой с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).


Содержание дисциплины


Раздел 1. (8 семестр)

Тема 1. Сахарный диабет 1 и 2 типа. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика.

Тема 2. Лечение сахарного диабета 1 и 2 типа: диета, физическая активности, медикаментозная терапия.

Тема 3. Осложнения сахарного диабета 1 и 2 типа. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Тема 4. Гипотироз. Основные группы заболеваний. Классификация. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Тема 5. Болезнь Грейвса (диффузный токсический зоб). Узловой токсический зоб. Классификация. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Тема 6. Заболевания надпочечников, проявляющиеся синдромом гиперкортицизма: болезнь и синдром Иценко-Кушинга. Классификация. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.

Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Классификация. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.

Тема 7. Ожирение и метаболический синдром. Классификация. Патогенез основных проявлений. Клинические проявления. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Тема 8. Заболевания гипоталямо-гипофизарной системы. Классификация. Патогенез основных проявлений. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.



Виды учебной работы

Лекции 20 часов.

Практические занятия 32 часов.

Самостоятельная работа студентов 24 часов.

Внеаудиторная работа:

Выполняет тестовые задания.

Отвечает на теоретические вопросы по теме занятия.

Решает ситуационные задачи по теме занятия.

Курирует тематического пациента с сахарным диабетом: выявляет основные жалобы, собирает анамнез болезни и жизни больного, проводит его объективное обследование. По результатам обследования формулирует предварительный диагноз. Намечает план обследования. По результатам данных обследования из истории болезни представляемых преподавателем формулирует клинический диагноз. За решение задачи и работу с пациентом получает две оценки.



Используемые информационные, инструментальные и программные средства

Учебные таблицы.

Мультимедийные средства (ноутбук, проектор).

Презентации: 10 штук.

Литература:



Основная литература:

Дедов И.И. Эндокринология // Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 432 с.

Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: Т.2 // Окороков А.Н. Диагностика эндокринных заболеваний. – Москва: Медицинская литература, 2009. – 608 с.

Дополнительная литература:

Дедов И.И. Клинические рекомендации. Эндокринология // Дедов И.И., Мельниченко Г.А. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008.– 304 с.

Дедов И.И. Рациональная фармакотерапия заболеваний эндокринной системы и нарушений обмена веществ // Дедов И.И., Мельниченко Г.А. – Москва: Литтерра, 2008. – 584 с.

Старкова Н.Т. Клиническая эндокринология // Старкова Н.Т. – Москва: Медицина, 1991. – 400 с.




Форма текущего контроля успеваемости студентов

Контроль исходного уровня знаний студентов по результатам их письменного опроса и устного обсуждения теоретических вопросов темы.

Оценка результатов курации тематических пациентов по результатам их клинического разбора.



Разбор различных вариантов течения заболеваний в соответствии с темой занятия по результатам решения студентами ситуационных задач.

Форма промежуточной аттестации

Зачет 8



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница