Донозологическое обследование за первое полугодие 2013-2014 учебного года



Скачать 57.23 Kb.
Дата23.04.2016
Размер57.23 Kb.
Донозологическое обследование за первое полугодие

2013-2014 учебного года.


Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.

Здоровье и отношение к здоровью обучающихся играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

На сегодняшний день в нашей школе проводиться донозологическая диагностика здоровья учащихся, которая определяет уровень здоровья. Уровень здоровья – это процесс приспособления (адаптации) организма к условиям окружающей среды.

На рисунке представлена классификация функциональных состояний в донозологической диагностике. Зеленый цвет ассоциируется с возможностью свободно идти выбранным путем, применительно к оценке здоровье означает, что отсутствуют какие- либо серьезные отклонения. Желтый свет указывает на необходимость остановки, прежде чем двигаться дальше. Это означает, что в состоянии здоровья выявлены определенные изменения, на которые необходимо обратить внимание и принять определенные меры по сохранению здоровья и повышению его уровня. Красный свет – это сигнал тревоги, необходимость обратиться к врачу для диагностики и лечения.

Сравним состояние детей всей школы в начале учебного года и в середине учебного года:

На начало учебного года ( сентябрь - октябрь 2013г.) было обследовано 228 человек, из них 126 детей находиться в зеленой зоне (физиологическая норма) , 101 ребенок в желтой зоне ( в группе донозологического состояния находится 68 детей в и в группе преморбидного состояния 33 ребенка), у одного ребенка наблюдался срыв адаптации.

В середине учебного года (январь – февраль 2014г.) 232 ребенка обследованы повторно, в зеленой зоне (физиологическая норма) находится 171 ребенок, в желтой зоне 58 детей ( в группе донозологического состояния находится 49 детей и 9 детей в группе преморбидного состояния), у одного ребенка наблюдался срыв адаптации, у двоих детей денных нет. Выявлены группы школьников, находящихся в зонах риска и взяты на особый контроль. Проведены беседы с родителями о коррекции режима дня, режима сна, о питании, о снижении внешкольных нагрузок. Школьный психолог Кузаева Д.В. укрепляет психологическое здоровье учащихся, используя:

1.    Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

2.    Аутогенную  тренировку (самовнушение)

3.    Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

4.    Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Несмотря на проведенные мероприятия, в настоящее время 25% учащихся продолжают находиться в желтой зоне. Работа с этими детьми будет продолжена.



Анализ донозологического состояния учащихся школы по параллелям на начало и середину учебного года:

1-е классы

У детей, начинающих обучение в школе, негативные реакции и нарушения здоровья возникают чаще, проявляясь тенденцией к ухудшению психического здоровья школьников, увеличивается частота невротических реакций. Обучение в первых классах сказывается на психологической адаптации. Для первоклассников характерны изменения эмоционального статуса, проявляющиеся в виде колебаний настроения (раздражительность, плаксивость); нарушений поведения (расторможенность, возбуждение); вегето-сосудистых нарушений (избирательность в пище, непереносимость отдельных факторов внешней среды, усталость после физической и психической нагрузок, появление навязчивых движений, рассеянность внимания и плохая память), снижение работоспособности.


На начало года в первых классах был протестирован 41 ребенок. Из них 10детей (24%) находятся в зеленой зоне, 30 детей( 73%) в желтой зоне

( 15детей в группе донозологического состояния и 15 человек в группе преморбидного состояния), у одного ребенка срыв адаптации(3%). В середине учебного года было протестировано 44 ребенка, из них в зеленой зоне уже находятся 32 человека(73%), в желтой зоне всего 10 детей (23%) (6 детей в группе донозологического состояния и 4 человека в группе преморбидного состояния), у одного ребенка срыв адаптации(2%), и у одного ребенка данных нет(2%). Как видно из рисунка, на середину учебного года, состояние здоровья детей 1-х классов заметно улучшилось, они адаптировались к школьному процессу.

На начало учебного года во вторых классах протестировано 53 человека, из них в зеленой зоне 33 ребенка(62 %), в желтой зоне 20(38%) детей(14 человек в группе донозологического состояния и 6 человек в группе преморбидного состояния). В середине года протестировано 54 ребенка, из них уже 38 детей(70%) находится в зеленой зоне и 15( 28%) человек в желтой зоне (12 детей в группе донозологического состояния и 3 человека в группе преморбидного состояния), у одного ребенка данных нет(2%).


На начало учебного года в третьих классах протестировано 73 ребенка, их них 40 детей(55%) в зеленой зоне и 33 ребенка(45%) в желтой зоне( 27 детей в группе донозологического состояния и 6 человек в группе преморбидного состояния). В середине учебного года протестировано 74 ребенка, их них уже 53 ребенка(72%) в зеленой зоне и 21 человек( 28%) в желтой( 20 детей в группе донозологического состояния и 1 человек в группе преморбидного состояния).


На начало учебного года в 4-х классах протестирован 61 человек, из них 43 ребенка(70%) в зеленой зоне и 18 детей( 30%) в желтой( 12 детей в группе донозологического состояния и 6 человек в группе преморбидного состояния). В середине учебного года протестировано 60 человек, из них 48 детей(80%) в зеленой зоне и всего 12 человек(20%) в желтой( 11 детей в группе донозологического состояния и 1 человек в группе преморбидного состояния).

Как видно, из всех представленных диаграмм, здоровье учащихся к середине года улучшилось, адаптационные возможности организма возросли. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря комплексу общеоздоровительных мероприятий, направленных на улучшение функциональных резервов детского организма на фоне всех используемых в школе принципов ЗОЖ( правильно организованного учебного процесса, школьного режима(правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение ребенка), сбалансированного и режимного питания, чередование умственных и физических нагрузок, в том числе физкультминутки, уроки физкультуры, пребывание на свежем воздухе, донозологической диагностики, физиологическое состояние детей улучшилось.

Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. Для решения задачи оздоровления детей в школе имеется хорошая база. Это зал корригирующей гимнастики с тренажерным залом, оснащенный гимнастическим оборудованием, велотренажером, гантелями, гимнастическими палками и мячами, это бассейн. В своей деятельности школа ориентирована на использование эффективных мер по укреплению здоровья учащихся.

Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью обеспечивается как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ через классные часы, уроки здоровья, которые проводятся не только в традиционной форме, но и с использованием тренингов, дискуссий, видео просмотров с последующим обсуждением, практических занятий. Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.

Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:



  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека

Скачать 57.23 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница