Гленн Вильсон, Диана Гриллз Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3
Гленн Вильсон Диана Гриллз

Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка

Гленн Вильсон, Диана Гриллз

Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка
Предисловие
Психологи порой довольно ревниво охраняют свои профессиональные тайны, и в этом нет ничего необычного для ученых. Тем более, когда дело касается измерения интеллекта – одной из областей, где наиболее вероятна встреча несведущего человека с психологической наукой. Неудивительно, что в этой области профессиональные тайны охранялись особенно тщательно. На самом деле ничего таинственного в процедуре определения IQ (Коэффициента интеллекта – КИ) нет, как нет ничего таинственного, например, в измерении температуры тела пациента с помощью термометра. Дети – да и взрослые тоже – проявляют большой интерес как к способам измерения интеллекта, так и к ощущениям, возникающим в процессе такого измерения. Удивительно, но большинство из тех, кто прошел тест, получили положительные эмоции от такого эксперимента: видимо, как наше тело получает удовольствие от игры в мяч, так и наш ум способен наслаждаться, решая головоломку или показывая высокий уровень достигнутого знания. Пожалуй, это и является одной из важных причин того, что люди охотно покупают и тщательно прорабатывают книжки вроде той, что у вас в руках, однако причина эта – не единственная и тем более не главная.

В современном да, вероятно, и в любом развитом обществе уровень интеллекта того или иного индивида играет очень важную роль в его жизни. Различия этого уровня в значительной мере определяют то социальное положение, которое люди занимают в обществе (несмотря на то, что другие способности, проявляемые, например, в спорте или музыке, живописи или танцах, могут в некоторых случаях компенсировать недостатки интеллекта). Более того, особенности интеллекта того или иного ребенка в значительной степени определяют оптимальные для него тип и продолжительность школьного обучения. Вот почему нам важно иметь хотя бы некоторое представление как о собственном интеллекте, так и об интеллекте своих детей. Однако получить такое представление, к сожалению, довольно трудно – вы ведь не можете просто пойти куда то и измерить свой КИ, как вы идете, например, к окулисту, чтобы проверить остроту зрения. Именно по этой причине я сначала написал книгу под названием «Узнай свой КИ» («Know Your Own IQ»), а затем другую «Проверь свой КИ» («Check Your Own IQ»). Эти книги адресованы взрослым, желающим оценить уровень своего интеллекта хотя бы с какой то степенью точности, а также получить некоторое представление о своих психических способностях. Данная книжка отвечает той же задаче, но уже применительно к детям. Вильсон и Гриллз собрали серию заданий, подходящих для измерения КИ у детей, и я уверен, что многие родители будут благодарны им за помощь в таком важном деле, как определение интеллектуальных возможностей своих детей.

Правда, психологи отнюдь не всегда приветствуют такого рода популяризацию, хотя, по большому счету, это в их же интересах. Они сожалеют, что проблема измерения интеллекта утрачивает ореол таинственности, но это соображение нельзя принимать всерьез. Подлинно серьезной является здесь проблема точности. Действительно, измерение КИ – задача более сложная, чем кажется на первый взгляд. Измерение собственного КИ или КИ своих детей всегда таит немало трудностей, и следует иметь в виду, что полученные результаты не могут считаться абсолютно точными и окончательными. Эти результаты всегда предположительны, они дают человеку лишь ориентировочное представление о том месте, которое он мог бы занять на шкале интеллекта. Тем не менее самопроверка по этим тестам вовсе не так уж и бесполезна, результаты обычно вполне согласуются со стандартизированными тестами, проведенными квалифицированными психологами, специалистами в этой области. Если тщательно выполнять указания, а баллы подсчитывать так, как рекомендовано, то величина погрешности будет незначительна, что позволяет считать полученные результаты достаточно значимыми.

Еще одна опасность состоит в том, что при самотестировании велика вероятность неверной интерпретации результатов: низкие баллы могут обескуражить, а высокие – создать представление, не соответствующее реальному положению. И хотя теоретически это возможно, однако на практике такого почти не случается. Поэтому нет оснований ожидать подобных заблуждений и при использовании данной книги. Скорее справедливо прямо противоположное. Мне довелось получить несколько писем от людей, обнаруживших у себя после решения задач из моих книжек неожиданные способности и продолживших после этого свое образование, что позволило им добиться успеха в областях, к которым они никогда не обратились бы, не зная результатов этих тестов. Я очень надеюсь, что ту же пользу принесет и эта книжка: у детей ведь больше, чем у взрослых, возможностей изменить направление своей жизни и принять правильное решение относительно своего образования, работы и т.д. А для поиска разумного решения в отношении собственной жизни важно иметь хотя бы некоторое представление о своих интеллектуальных способностях. Эта книжка побуждает родителей, озабоченных судьбой своего ребенка, попробовать получить объективную оценку его КИ. Это необходимо, хотя и недостаточно – немало других аспектов человеческой природы должно учитываться при принятии важного практического решения. Однако не все сразу: узнать свой КИ или КИ своего ребенка – это хорошее, надежное начало, отсюда можно перейти к рассмотрению других аспектов личности. Эта книжка даст многим родителям доступ к такой информации, на основе которой они смогут принимать более обоснованное решение относительно своего ребенка.
Г. Дж. Айзенк,

профессор психологии Лондонского университета
Введение
У этой книжки несколько целей. Прежде всего она позволит родителям в какой то мере оценить способности своего ребенка. Многие думают, что им и так это известно. С понятным интересом они наблюдали интеллектуальное развитие своих отпрысков и, конечно, пришли к заключению, что у них растет либо идиот, либо редкостный гений. И в том и в другом случае они, вероятнее всего, ошибаются. Во первых, отношение родителей к своим детям чересчур эмоционально. Во вторых, информация об интеллекте других детей у родителей чрезвычайно скудна, так что их представление о средней норме основывается на наблюдениях за друзьями своих детей и, может быть, еще несколькими ребятами из ближайшего окружения. КИ тесты предназначены для преодоления этих трудностей. Когда тесты проводятся в строгом соответствии с инструкциями, они дают результаты, не зависящие от наших эмоций или предрассудков. Баллы, полученные конкретным ребенком, соотносятся с баллами, полученными значительным числом детей соответствующего возраста, отобранных не как придется, а во всех частях страны и из всех социально экономических групп. Вот почему КИ тесты могут давать информацию, которая способна удивить родителей. И понятно: ведь КИ тест смотрит на ребенка как бы с некоторого расстояния и оценивает его в более сложном контексте.

Реалистичные представления об интеллектуальных способностях детей полезны в нескольких отношениях. Если, например, окажется, что ребенок не обладает хорошими способностями, то это знание позволит избежать неоправданных притязаний со стороны родителей: обвинения в лени здесь вряд ли помогут делу, а реакция на них может быть очень болезненной. От подобных обвинений следует отказаться, равно как и от ожиданий, что ребенок сможет сделать карьеру в области медицины, науки, права или чего то в этом роде. Такой ребенок едва ли окажется счастлив и достигнет успеха в профессиях, требующих сильного интеллекта. Родителям лучше поддержать другие способности и интересы ребенка, такие, как занятия музыкой, рисованием, слесарным или столярным ремеслом, поварским делом и т.п., в зависимости от его склонностей. Есть немало увлекательных и общественно полезных занятий, не требующих высокого уровня интеллекта. Осознание родителями того факта, что у их ребенка невысокий КИ, может защитить его от чрезмерного побуждения к занятиям, выходящим за пределы его возможностей, что чревато эмоциональными срывами и нарушениями.

Не менее важно знать и о том, что ваш ребенок действительно обладает незаурядными способностями. Это поможет вам планировать его образование, подыскать ему подходящее занятие, в котором его интеллект использовался бы в полной мере. Напомним, что в семьях рабочих дети с высоким КИ – явление столь же частое, как и в семьях интеллигентов, а в высокоинтеллектуальной семье ребенок вполне может оказаться неспособным или даже умственно отсталым. Обычно именно в тех случаях, когда значение КИ ребенка очевидным образом не соответствует его среде, родители особенно склонны обманываться на счет своего чада. Некоторые считают, что КИ тесты – это инструменты, которые используются средним классом с одной целью: подчеркнуть превосходство своих собственных детей. Однако ближе к истине как раз противоположное утверждение: КИ тесты часто обнаруживают, что способности ребенка сильно отличаются от способностей его родителей, и это нередко позволяет ему преодолеть недостатки происхождения.

Тесты, собранные в этой книге, дадут определенное представление о сильных и слабых сторонах развития ребенка. Здесь представлены пять групп задач, по каждой из которых баллы могут быть подсчитаны отдельно. Хотя данные по отдельным шкалам менее надежны, чем полный КИ, они все же дают некоторую оценку способности или неспособности ребенка в определенной области. Например, словарный и классификационный тесты основываются на вербальной способности, важной для многих областей учебной деятельности и определенных профессий, таких, к примеру, как журналистика, секретарская работа или занятия политикой. В этих областях девочки, как правило, превосходят мальчиков. Задания на научное понимание и завершение картинок опираются на логические, пространственные и счетные операции, существенные для таких занятий, как научные исследования, навигация, конструирование и компьютерное программирование. Мальчики в среднем справляются с этими заданиями лучше девочек. Решение теста на наблюдательность основывается на обеих этих группах умений и включает еще дополнительный компонент здравого смысла.

Эта книга полезна и в другом отношении: дети получат некоторый опыт выполнения КИ тестов, ибо придет время, когда от качества выполнения ими подобных тестов будут зависеть важные решения. Редко случается, чтобы человек в течение своей жизни не был бы рано или поздно протестирован на КИ, а результаты, полученные при таком тестировании, могут повлиять и на школьный статус ребенка, и на перспективы получить ту или иную работу. Тренировка в решении таких задач, которые обычно используются в КИ тестах, способна повысить результаты выполнения этих тестов вплоть до восьми пунктов по шкале. На первый взгляд это немного по сравнению с полным возможным числом баллов, но тем не менее даже такая подготовка может оказаться существенной при поступлении в определенную школу или университет, или на желаемую работу. Учитывая важность этих вопросов для будущего любого ребенка, родители просто обязаны обеспечить своим детям знакомство с задачами того типа, что используются в КИ тестах. Независимо от того, одобряем мы или нет практику КИ тестирования в образовании и на службе, тесты эти широко используются и, похоже, будут использоваться еще долго. Так что будет очень хорошо, если ваш ребенок заранее подготовится к встрече с ними.
Что такое коэффициент интеллекта?
Коэффициент интеллекта (сокращенно КИ) происходит от английского «Intelligent quotient», или IQ). Выше уже было сказано, что КИ выражается числом, которое говорит о том, насколько ярко интеллект данного конкретного человека проявляется по сравнению с другими. Средний уровень КИ, по определению, принимается равным 100 баллам. Если сумма полученных баллов превышает 100, это свидетельствует о том, что интеллект тестируемого выше среднего уровня, при сумме меньше 100 – уровень интеллекта ниже среднего. Теоретически сумма баллов может колебаться от 100 в ту и в другую стороны на любую величину, однако на практике эта сумма очень редко оказывается существенно меньше 50 или больше 150. Эти значения можно считать приблизительными пределами распределения КИ баллов. Большинство людей набирает баллы, очень близкие к отметке 100. Фактически половина всех людей имеет КИ баллы между 90 и 110.

Может возникнуть вопрос: если известно, что коэффициент очень редко превышает значение 150, то как же относиться к утверждениям некоторых людей, что у них очень высокие баллы, вроде 180 или 200? Некоторые просто говорят неправду, а другие, возможно, прошли тестирование еще в детском возрасте, когда использовался устаревший метод расчета КИ. Когда французскому психологу Альфреду Бине поручили создать первый КИ тест для школьников, он обнаружил следующую закономерность: по мере того как дети растут, возрастают и их способности к решению задач. Это привело его к идее «умственного возраста». Ребенок с умственным возрастом, скажем, 10 лет – это тот, кто набирает среднее для десятилетних детей число баллов по тестам Бине; при этом совершенно несущественно, каков его реальный (хронологический) возраст. Первые значения КИ рассчитывались как отношение умственного возраста к хронологическому, умноженное на 100, чтобы освободиться от дробной части. Например, десятилетний ребенок с умственным возрастом 13 лет при таком расчете имеет КИ, равный 130, а десятилетний ребенок с умственным возрастом 7 лет имел бы КИ, равный 70. Рассчитанные таким образом КИ могут быть чрезвычайно высокими или чрезвычайно низкими, особенно в тех случаях, когда знаменатель дроби (возраст в годах) очень мал. Так, годовалый ребенок, справляющийся с заданиями как средний двухлетка, получит КИ, равный 200. На это число могут неоднократно ссылаться его родители, а затем и он сам, когда достигнет зрелого возраста, но к этому времени его детский КИ уже потеряет всякий смысл. Данный способ расчета КИ совершенно непригоден для взрослых, у которых умственный возраст довольно устойчив, а хронологический все время растет. Теперь в КИ тестах используется статистический метод расчета коэффициентов, основывающийся на учете частотности отклонений индивидуальных КИ от среднего по выборке значения. Если КИ равен 120, то это означает, что уровень тестируемого выше, чем у 90% населения, а значение КИ в 140 баллов ставит человека выше по интеллекту, чем 99% населения. Человек с КИ , равным 80, превосходит лишь 10% населения, и лишь единицы показывают КИ меньше 60 баллов.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки взаимосвязаны между собой. Иначе говоря, если ты проявляешь сообразительность в чем то одном, то очень вероятно, что ты сообразителен и во всем остальном. Если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность, что у него имеется богатый словарный запас и он легко справляется с арифметикой. И наоборот, если кто то проявляет успехи в арифметике, у него скорее всего хорошая память и хороший словарный запас. Эти связи не всегда безоговорочны, но в среднем подтверждаются на опыте, и именно это имеют в виду, когда говорят, что все умственные способности человека взаимосвязаны. КИ тесты как раз и направлены на выявление этой общей способности, предлагая интеллектуальные задачи разного типа и средний суммарный показатель эффективности их решения.

Некоторые тесты дают конкретные оценки ряда специальных способностей, таких, как общая эрудиция, словарный запас, логические рассуждения, беглость речи, способность к вычислениям, пространственные представления, моторные навыки, скорость восприятия, память и т. д. Такие исследования представляют определенный теоретический интерес, а их результаты применяются на практике в таких областях. как профессиональная ориентация, диагностика поражений мозга или специфических психических отклонений. И все же различные способности настолько тесно связаны между собой, что на практике во много раз полезнее оказывается совокупный показатель общего интеллекта. В частности, он дает хорошую основу для прогноза, насколько будет успевать человек в высшей школе. КИ, необходимый для основного курса университета, составляет 120 баллов, а для получения более высокой степени понадобится значение КИ не менее 130 баллов. Другую возможность предсказать учебные успехи студента предоставляют оценки, полученные на предыдущих этапах обучения. Однако их трудно использовать из за отсутствия единого стандарта оценивания: очень трудно сравнивать отметки, баллы и характеристики, полученные от разных преподавателей из разных учебных заведений, а КИ баллы можно сравнивать непосредственно, вне зависимости от того, из какой школы ты пришел.

КИ баллы позволяют довольно точно предсказать, к какой профессиональной группе будет в конце концов принадлежать данный человек, но нельзя, конечно, предсказать конкретно род его деятельности. Вот примеры занятий, типичных для различных уровней КИ:
140 – высшие государственные служащие, профессора и ученые исследователи

130 – врачи, юристы, инженеры

120 – школьные учителя, фармацевты, бухгалтеры, медицинские сестры, стенографистки, менеджеры

110 – техники, клерки, телефонные операторы, продавцы, полицейские, электрики

100+ – операторы технических устройств, лавочники, мясники, сварщики, слесари

100– – кладовщики, плотники, повара и булочники, мелкие фермеры, водители грузовиков

90 – рабочие, садовники, обойщики, сельскохозяйственные рабочие, шахтеры, упаковщики
Принято считать, что связь между интеллектом и будущей профессией является результатом того набора образовательных услуг, который в состоянии предложить своим детям интеллектуальные родители. Иначе говоря, многие люди верят, что интеллект является следствием социального положения, а не наоборот. Конечно, доля правды в этом есть, но все исследования показывают, что интеллект человека обусловливает его социальное положение в гораздо большей степени, чем социальное положение родителей обусловливает его интеллект. Приведенные выше примеры связи значений КИ и различных профессиональных занятий не являются достаточно жесткими, однако измерения КИ в детстве позволяют предсказать, кто из детей в данной семье поднимется по социальной шкале, а кто опустится ниже положения, занимаемого родителями. Хотя КИ и не является единственным фактором, определяющим профессиональные успехи, большинство видов трудовой деятельности все же требует некоторого минимального интеллектуального уровня, при наличии которого начинают играть роль и другие качества.
Надежность коэффициента интеллекта
Какова вероятность, что человек покажет то же самое значение КИ при повторном тестировании в иных условиях? Измерение интеллекта, конечно, всегда чревато ошибками. Поскольку это измерение основано на некоем эталонном наборе способностей человека, стабильность результатов зависит от того, насколько удачно составлен этот набор. Очевидно следующее: чем больше количество отобранных для теста испытаний (т. е. чем длиннее тест), тем более надежно полученное значение КИ. Лучшие КИ тесты, проводимые должным образом, занимают более часа и дают доверительный интервал плюс минус 5 баллов. Иными словами, можно достаточно уверенно утверждать, что «истинное» значение КИ будет отличаться от значения, полученного при тестировании, не более, чем на 5 пунктов. Это очень высокая степень точности для всех практических целей. Если, например, человек собирается поступать в университет, то не слишком важно, равен его КИ 90 или 9 5 , – в любом случае ему посоветуют отказаться от своего выбора. Точно так же КИ в 130 или 135 баллов не составляют большой разницы – трудности, с которыми такой человек может столкнуться, будут скорее всего связаны не с уровнем его интеллекта, а с другими факторами, такими, как личные качества или особенности мотивации.

Ограничение надежности значений КИ, полученных с помощью этой книги, связано с возрастом тестируемых: чем младше тестируемый ребенок, тем менее уверенно мы можем предсказать его взрослый КИ. Попытки измерения КИ у детей младше 4 или 5 лет фактически полностью провалились. Это связано с тем, что о способностях младенцев судят главным образом на основе их физической зрелости, которая очень слабо связана со сложными умственными способностями, составляющими интеллект взрослого. Напомним, что детеныш обезьяны научается ходить раньше, чем человеческий ребенок, что, однако, не делает его более интеллектуальным. Задания, приведенные в этой книге, призваны выявить словарный запас ребенка и его способности к абстрактному мышлению. Эти возможности ребенка считаются основой его интеллекта, поэтому наши задания можно использовать с любого возраста, для которого подобные измерения вообще имеют смысл. При этом мы все же испытываем больше доверия к данным, полученным при тестировании детей 10–11 лет, чем к результатам тестирования шестилетних.
Валидность
Вопрос о валидности – это вопрос о том, измеряют ли тесты в действительности то, что они должны измерять. Иначе говоря, действительно ли тесты измеряют интеллект или, может быть, они измеряют что то другое, или даже вообще ничего не измеряют? Это сложный вопрос, но отчасти ответом на него является тот факт, что значения КИ помогают предсказать учебные и профессиональные успехи. А это и есть главная цель, для которой проводится тестирование. Более того, эти тесты мало зависят от общих учебных достижений. Тренировка в решении конкретных тестовых заданий даст, конечно, человеку некоторое преимущество, да и практика в решении аналогичных заданий также может поднять на несколько пунктов значение его КИ. Однако при должном контроле за опытом использования тестовых материалов подготовка уже не будет оказывать на значение КИ сколько нибудь ощутимого влияния.

При измерении КИ принимается ряд условий, нарушение которых приводит к недостоверным результатам. Для вербальных тестов очевидно условие, что тестируемый должен свободно владеть тем языком, на котором написан тест. Дети иммигрантов иногда плохо справляются с КИ тестами не потому, что у них нет способностей, а по причине плохого знания английского языка. Кроме того, КИ тесты рассчитаны на то, что человек будет стремиться достичь наилучшего результата. Это условие иногда нарушается, например, в тех случаях, когда человек проходит тест в рамках программы профессионального отбора, о которой ему известно, что люди со «слишком большим» интеллектом будут отвергнуты, поскольку считается, что они не задержатся на этой работе. Кроме того, слишком высокая мотивация может порождать такой уровень беспокойства, который не позволит успешно выполнить тест.

В целом КИ тесты показывают хорошую надежность и валидность, когда они правильно сконструированы и применяются специально подготовленными психологами в подходящих условиях. Отметим, что эти условия не полностью соблюдены в отношении приводимых ниже тестов, поскольку предполагается, что они будут использоваться неквалифицированными людьми – родителями. А это значит, что эти тесты дают возможность лишь грубо, ориентировочно оценить КИ ребенка. Полученная оценка должна быть проверена квалифицированным психологом прежде, чем будут приняты какие либо основанные на ней решения.
Является ли коэффициент интеллекта врожденным или это продукт воспитания?
Хотя многие люди склонны сомневаться в этом по тем или иным причинам, психологи теперь точно знают, что различия в интеллекте по большей части (на 80%) связаны с наследственностью. Окружающей среде принадлежит здесь вполне определенная, но относительно небольшая роль. К такому выводу приводят данные из различных источников, и эти данные хорошо согласуются между собой. Наиболее известными являются исследования близнецов. Идентичные близнецы появляются на свет из единственной яйцеклетки, которая разделилась после оплодотворения, поэтому они имеют тождественный набор наследуемых качеств. Влияние на интеллект факторов среды можно выявить путем сравнения КИ таких однояйцевых близнецов, воспитанных отдельно друг от друга. В среднем их КИ различаются на шесть с половиной пунктов, что лишь на два пункта больше того отклонения, которого следует ожидать при повторном тестировании одного и того же человека. Другими словами, различия в воспитании и жизненном опыте добавляют в среднем всего два пункта к разнице в КИ между однояйцевыми близнецами.

Другая группа данных получена путем сравнения идентичных (однояйцевых) и разнояйцевых близнецов. Неидентичные близнецы, как и обычные братья и сестры, имеют лишь 50% общей наследственности по сравнению со 100% у идентичных. Если предположить, что КИ зависит от наследственности, то следует ожидать, что соответствие между идентичными близнецами будет выше, чем между неидентичными. Именно так и оказалось. В среднем корреляция между идентичными близнецами составляет 0,86, а между неидентичными – 0,55; это существенная разница, указывающая на сильную зависимость КИ от наследственности.

Другим довольно впечатляющим проявлением наследования КИ служит феномен регрессии к среднему уровню. Дети, родители которых обладают высоким КИ, показывают в среднем более низкий интеллект, чем у их родителей, в то время как дети малоспособных родителей оказываются одареннее их. Этот эффект регрессии отмечен для всех генетически зависимых параметров, например, для роста человека, и трудно представить, как его можно объяснить влиянием среды. Если бы преобладало влияние среды, то социальные преимущества и недостатки должны были бы накапливаться. Одаренные родители обеспечивали бы оптимальную среду для своих детей, которые тогда вырастали бы более одаренными, чем родители, а малоспособные родители стимулировали бы дальнейшее снижение КИ у своих детей из за своей неспособности создать им условия для полноценного развития. На самом же деле происходит обратное, откуда следует, что как необыкновенно одаренные, так и крайне слабые в интеллектуальном отношении дети – это результат необычных комбинаций генов, комбинаций нестабильных и легко разрушающихся в процессе смены поколений.

Исследования интеллекта детей сирот также оказались полезными для оценки относительного вклада наследственности и воспитания в интеллектуальное развитие. Сиротство помещает детей в относительно единообразную среду. У таких детей одни и те же учителя, питание, помещения, приятели, игры, экскурсии и книги. Если бы высокие и низкие КИ были результатом соответственно хорошей и плохой среды развития, создание однородной среды приводило бы к очень близким КИ. В действительности же наблюдается чрезвычайно незначительное уменьшение различий в значениях КИ (менее чем на 10%), что снова указывает на важность наследственности.

Пожалуй, наиболее убедительным является следующий результат: приемные дети коррелируют по КИ со своими биологическими матерями приблизительно так же, как дети, воспитанные собственными матерями, в то время как корреляция с приемными матерями практически отсутствует. Конкретные характеристики среды, существующей в доме приемных родителей, практически не имеют значения. Были исследованы социально экономическое положение, число книг в семье, количество времени, уделяемое ребенку, наличие или отсутствие побуждения ребенка к образованию – факторы, о важности которых так часто говорят. Обнаружилось, что они вносят чрезвычайно незначительный вклад в КИ приемных детей.

Все эти данные позволяют вполне обоснованно утверждать, что вклад наследственности в КИ равен приблизительно 80%. Исследования подтверждают определенное влияние среды, однако ее вклад не превышает 20% различий. Повысить точность этих данных достаточно сложно, поскольку они в какой то степени зависят от крайних проявлений наследственности и среды, которые должны учитываться при таких расчетах. Некоторые виды умственной отсталости, такие, например, как монголизм (болезнь Дауна), имеют очень простую генетическую основу и дают такие низкие значения КИ, которые выходят за пределы нормального распределения. Если бы эти случаи учитывались при расчетах, доля различий, обусловленных наследственностью, оказалась бы еще выше. С другой стороны, существуют крайние случаи вмешательства среды, например, черепно мозговые травмы или одиночное заключение, которые, будучи учтены при расчетах, усилили бы роль среды. Значение 80% получается при принятии допущения о нормальном распределении как генов, так и факторов среды.
Каталог: book -> psychodiagnostic systems
psychodiagnostic systems -> Психологическая диагностика Под редакцией М. К. Акимовой
book -> Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1985
psychodiagnostic systems -> Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов
book -> Елена Петровна Гора учебное пособие
book -> Руководство для самостоятельной работы студентов Казань 2006 ббк 52. Составитель
psychodiagnostic systems -> История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии
psychodiagnostic systems -> Тесты Светлана Колосова Популярные психологические тесты


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница