Жанровое содержание белорусской музыки на рубеже XX-XXI вв. Н. В. Мацаберидзе



Дата01.05.2016
Размер43 Kb.
ЖАНРОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
Н.В.Мацаберидзе
Звуковой контекст музыкальной культуры Беларуси ХХ – начала XXI веков отличается многообразием происходящих явлений. Общая картина развития белорусской музыки находится в русле специфики тех историко-стилевых и образно-жанровых направлений, которые отражают общие тенденции развития мирового музыкального искусства названного периода. Это стилевой процесс, который представлен взаимоотношением глобальных понятий в искусстве модернизм, постмодернизм и академизм. Они позиционируют наличие трех ведущих направлений, таких как академическая традиция (неоклассическая и неоромантическая), музыкальный авангард и музыкальный модерн. Находясь в различных взаимоотношениях, они определяют общий облик музыкального искусства начала третьего тысячелетия и его жанровое содержание.

Драматургия стилевого процесса базируется на академической традиции. В музыкальном искусстве ХХ столетия она цементировала ведущий базисный процесс, совмещая в себе разного рода проявления классическо-романтической стилистики.

Модерн явился выразителем многогранности процессов, происходящих в стилистике модернизма, и процесс его развития отмечен спецификой формирования. Находясь на пересечении традиционного и нетрадиционного (классического и неклассического) в искусстве, апеллируя академическими категориями, но с новым языковым содержание, стиль модерн в музыке формирует свою динамику развития.

Традиции музыкального авангарда начала ХХ века отразили искания музыкантов периода постмодернизма. Стадия постмодернизма, которая, по мнению А. Соколова, пришла как антиавангард, воскрешая многие забытые черты прежней музыки [1, с.20], отражает уже новый характер отношений, который в условиях конца столетия приобретает локальный характер.

Данная причина лежит в основе жанрового содержания белорусской профессиональной музыки рубежа столетий. При всем многообразии явлений в искусстве, жанр в ХХ веке остается одним из базовых понятий, поскольку ориентирован на генезис. «Жанр – это многосоставная, совокупная генетическая структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое» [2, с.94-95]. Именно с таких позиций будет предложена последующая типология музыкальных жанров, в тесной взаимосвязи со стилевыми явлениями.

Академическая традиция, которой свойственна жанровая определенность, основана на исторически апробированной музыкальной практике - «моножанр старой традиции». Такие жанровые композиции носят название «симфония», «концерт», «соната» и др. В тоже время в них отмечается мобильность жанровых структур в современных условиях, которая осуществляется как переход произведения от «моножанра старой традиции» к другим классификационным разновидностям и возврат к «новому моножанру». В качестве примеров из белорусской музыки приведем Пятую симфонию для камерного оркестра Д. Смольского, Концерт для кларнета с оркестром В. Войтика, Концерт для цимбал с оркестром В. Кузнецова.

Модернизм в белорусской музыке выразил себя в полной мере через эстетику музыкального модерна, которая проявлена в заимствовании от классики жанров, форм и принципов развития в рамках расширенной тональности. Не традиционность же данного явления выражается в системе образов и тем, обусловленных новым мироощущением, отношением к фольклору и новыми принципами музыкального мышления.

Для жанрового проявления характерно использование синтеза жанровых форм в различных сочетаниях (симфонии-концерты, симфонии-кантаты и др.), формирующий полижанровый знак. Интеграция жанров осуществляется на разнообразных принципах – соединение музыкальных жанровых разновидностей между собой и межжанровые соединения музыки, театра и живописи. В белорусской музыке назовем три симфонии А.Мдивани, совмещающие в себе синтез жанра симфонии и вокального цикла - №5 «Память земли», №6 «Полоцкие письмена» и №7 «Северные цветы», также как и симфония «Последняя осень поэта» В. Войтика и др.

Взаимодействие жанров музыки и живописи дали толчок к появлению такого жанра как «музыкальные рисунки», представляющие аналогию с жанровыми принципами изобразительного искусства. С таким пониманием написаны: Сюита для гобоя соло «Снетагорскія фрэскі», две пьесы для виолончели соло («Импровизация» и «Танец») по картинам А. Матисса, Цикл для фортепиано «Японская миниатюра по шелку» Г. Гореловой; фортепианный концерт «Каприччос» С. Кортеса и др.

Интеграция с генотипами музыкального театра, которые обращены к греческому пониманию театра как зрелища, приводят к возникновению новых полижанровых знаков. Это жанровые сценки (вокально-симфоническая картина «Игрища», концерт-феерия «Юрьев день» Л. Шлег, жанровая сцена «Лебедь, рак и щука» В.Курьяна) и хоровой обряд, хоровые игры (оратория «Сказ пра Iгара» Л.Шлег, хоровые игры «Ладушки» В.Кузнецова).

В названный период в музыкальной стилистике посмодернизма широкое претворение получают индивидуализированные жанры, в которых отсутствие жанрового знака является принципиальной идеей. Авторская установка является свидетельством общих представлений о новых нормах и их реальных границах, своего рода безжанровые опусы. К ним относятся:

а) непрограммные произведения, имеющие названия, например, «Euphonia» четырехмерные звуковые пространства В.Кузнецова.

б) произведения, в названиях которых фиксируется смысловые идеи-константы, такие как «Торжественная музыка» А. Бондаренко, «Музыка столичных и провинциальных театров» В. Кондрусевича.

Эстетически определившиеся новые типы профессионального музыкального творчества определили появление моножанрового знака «новой традиции». К ним можно отнести жанры сцена, инструментальный театр, действ, хэппенинг, акция, перфоменс и др.



Таким образом, жанровое содержание в современной белорусской музыке рубежа тысячелетий демонстрирует общность стилевого и жанрового развития с западноевропейской и русской музыкальной культурой. Жанровые формы отображают взаимодействие принципов академизма, модернизма и постмодернизма в искусстве и отражают логику жанровой модуляции: от моножанра старой традиции через полижанр и индивидуализацию полижанровых форм, к осознанию моножанрового знака «новой традиции».
Литература:


  1. Соколов, А. О принципе «договаривания» в художественной культуре ХХ века // Проблемы национальных музыкальных культур на рубеже третьего тысячелетия: Материалы международной научной конференции. – Минск, БелИПК, 1999, - С. 20-34.

  2. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке/ Е.В. Назайкинский. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 234 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница