Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2005 г., т. 41, № с. 574-575. Рецензии

Скачать 82.61 Kb.
Дата01.05.2016
Размер82.61 Kb.
Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2005 г., т. 41, № 6. с. 574-575.

РЕЦЕНЗИИ

Князев А. Н. А. Е. Чуйкин. Общая биология. СПб., 2004. 673 с.

В настоящее время исследователям разного профиля, особенно специалистам-практикам, очень трудно уследить за новейшими достижениями лавинообразно развивающейся фундаментальной биологической науки. Это трудно не только в отношении «своих» специальных и сопредельных областей, но в большей степени в отношении формирования общей картины развития старых и появления новых идей в биологии в целом, выделения еще не решенных вопросов. Поэтому систематизация и критический анализ накопленного материала, его связь с устоявшимися и новейшими концепциями приобретает первостепенное значение. Актуальность такой систематизации в доступной для специалистов разных профессий форме не вызывает сомнений; она также крайне необходима и для учащейся молодежи — для учеников старших классов, студентов биологических и медицинских специальностей, для аспирантов.

Как показала практика, удобной и эффективной формой такой «аналитической» систематизации, доступной как для широкого круга специалистов с естественно-научным образованием, так и для представителей «небиологических» профессий и учащихся, является издание так называемой учебной литературы, лучшие образцы которой представляют собой не просто учебные пособия, а блестящие обзоры современного состояния той или иной области знаний. В отношении читательской аудитории такие издания в значительной степени универсальны. Как правило, они написаны простым языком и при этом строго научны. В области биологии к изданиям такого рода относятся, например, многократно переизданный учебник К. Вилли «Биология» (1959 и последующие издания), К. Вилли и В. Детье «Биология. Биологические процессы и законы» (1974 и др.), П. Кемп и К. Арме «Введение в биологию» (1988), Д. Тейлор, Н. Грин и У. Стаут «Биология» (2004) и др. Легко заметить, что все приведенные примеры — это учебники, выпущенные в свет издательствами «Иностранная литература» и «Мир». Именно ими пользуются учащиеся специализированных школ, студенты вузов, аспиранты и соискатели в процессе подготовки к сдаче кандидатского минимума, специалисты биологических и других специальностей в своей ежедневной работе.

Книга А. Е. Чуйкина «Общая биология», выпущенная в свет издательством «Политехника» в Санкт-Петербурге, скромно названа автором «пособием для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов». Действительно, она может быть использована и в этом качестве, так как написана вполне доступным для неспециалистов языком, строго научна, содержит богатый и разнообразно составленный методический аппарат (оригинальные таблицы, вопросы, контрольные задания, задачи, примерные формулировки некоторых вопросов, использованных на вступительных экзаменах в вузы, и др.). В конце книги (с. 642—653) приведены ответы на вопросы и их возможные варианты, в результате чего этот раздел издания приобретает самостоятельную ценность и демонстрирует особенности «биологического» мышления. Справочный характер придают изданию раздел, в котором в хронологическом порядке перечислены даты некоторых важных открытий в биологии (с. 654—655), список справочной литературы (с. 660—661) и предметный указатель (с. 662—671). От других изданий такого рода книга А. Е. Чуйкина отличается еще одной особенностью, которой в учебной литературе, особенно предназначенной для школьников, не придается должного значения, однако она является обязательной для строго научной литературы. Это адресное цитирование литературных источников, из которых заимствованы некоторые иллюстрации — рисунки, схемы и др.

Книга А. Е. Чуйкина безусловно превосходит рамки жанра «пособия для поступающих...». В этом издании содержатся те черты, которые характеризуют перечисленные выше образцы зарубежных учебников биологии: оригинальность и строгость изложения, высокая степень обобщения современных данных, особый авторский подход к анализу фактов и идей, привлечение материалов зоологических, ботанических и физиологических исследований, выявление и формулировка спорных и еще далеких от решения вопросов современной биологии, стройность «авторской конструкции» книги в целом, прочная взаимная «увязка» ее разделов и глав. Основная задача автора, которую он сформулировал в предисловии, состояла в том, чтобы, работая с этой книгой, читатель самостоятельно сформировал свою собственную «цельную картину» современной биологической науки, почувствовал глубокую взаимосвязь отдельных ее разделов, направлений, идей и концепций. Этот подход имеет самостоятельную ценность. Его очень трудно реализовать и поэтому он крайне редко встречается в учебной литературе. Все перечисленное выделяет книгу А. Е. Чуйкина из ряда многочисленных тематически сходных публикаций последнего времени.

Книга состоит из 12 глав. Первая глава посвящена описанию «признаков жизни». Вторая состоит из четырех разделов, в которых в сравнительном аспекте приводится информация о химических элементах живой и неживой материи, кругообороте важнейших элементов между живой и неживой материей, о видах связей между элементами. Особое внимание уделяется роли воды. Третья глава посвящена органическим веществам и содержит 4 раздела и 13 подразделов, традиционно описывающих углеводы, белки, липиды и нуклеиновые кислоты. В четвертой главе излагается строение эукариотической и прокариотической клеток. Формулируется клеточная теория. Здесь же описываются вирусы. Глава включает 10 разделов. В пятой главе излагается материал, касающийся тканей животных и растений. В пяти разделах шестой главы читатель подробно знакомится с преобразованием энергии в живых организмах и с синтезом белка. Далее автор переходит к изложению закономерностей наследственности (Глава 7) и изменчивости (Глава 8), описанию размножения и развития организмов (Глава 9). Особое место в книге занимает изложение и обсуждение общих закономерностей эволюционного процесса, движущих сил эволюции (Глава 10) и частных проблем эволюционной теории (Глава 11).

Десятая глава начинается с изложения краткой истории развития теории эволюции в биологии. В ней описаны эволюционные идеи до Ламарка. Подробно рассматривается эволюционная теория Ламарка, включая факторы эволюции, типы изменений признаков, механизмы, приводящие к возникновению изменений признаков и их закреплению у потомства, свойства, направление и результаты эволюционного процесса. Третий подраздел главы посвящен теории естественного отбора Ч. Дарвина. Заканчивается краткий исторический очерк изложением синтетической теории эволюции. Во втором разделе автор рассматривает микроэволюцию, включая понятие популяции, ее генетической изменчивости, образование новых аллелей генов и изменение их частот. Он пишет о потоке и дрейфе генов, об образовании новых сочетаний аллелей (новых генотипов), об изоляции и колебаниях численности, о естественном отборе в популяции и о его формах (движущем, стабилизирующем, дестабилизирующем и дизруптивном отборе), о репродуктивной изоляции. Далее, в разделе третьем, автор рассматривает понятие «вид», обсуждает критерии вида и процесс видообразования. В трех заключительных разделах главы он описывает макроэволюцию, закономерности эволюции, основные направления и пути биологической эволюции, уделяя особое внимание соотношению биологического прогресса и регресса, а также путям биологического прогресса.

«Частные проблемы» эволюционной теории автор группирует в семи разделах: происхождение жизни, физико-химические условия в начале биохимической эволюции на Земле, признаки «первых» живых существ, происхождение эукариот и теория симбиогенеза, происхождение многоклеточных организмов (предпосылки для возникновения многоклеточности и теории возникновения многоклеточности), основные этапы прогрессивного развития жизни на Земле (основные направления эволюционного развития растений, основные направления эволюционного развития животных), происхождение человека. Кажется, что название «Частные проблемы эволюционной теории» не совсем удачно, так как глава, в сущности, посвящена не столько частным проблемам теории как таковой, сколько следствиям ее использования в конкретных случаях. Двенадцатая глава посвящена основам экологии и биосфере Земли.

Как видно из простого перечня глав и разделов, а также из их последовательности, автор в целом придерживается традиционного расположения материала, в основном следуя уровням организации живой материи. Однако, как пишет он сам, этот перечень включает не все разделы, которые традиционно относят к «области общей биологии». Так, по его признанию, в книге не в полной мере отражены «процессы обмена веществ у животных (питание, пищеварение, всасывание, выделение и др.), процессы транспорта веществ в тканях и органах, регуляторные процессы (гормональная и нервная регуляция всех жизненных процессов), механизмы и формы движения живых существ и некоторые другие разделы», которые относят к таким разделам биологии, как общая физиология, зоология, ботаника и др. Здесь следует заметить что, вероятно, точнее было бы сказать не «регуляторные процессы», а интегративные, но это лишь частное замечание. То, что ряд вопросов остался за пределами издания (автор обосновывает их отсутствие в разделе «Предисловие»), вполне естественно, однако крайне досадно. Остается лишь выразить надежду, что автор — физиолог по специальности — в следующих изданиях добавит «недостающие» разделы, что несомненно сделает этот труд более полным, цельным и логичным, а также еще более необходимым для всех, кто интересуется проблемами современной биологии. Безусловно, это издание, как и другие публикации такого рода, обречено на то, что в скором времени оно неизбежно в некоторых частях устареет, так как посвящено проблемам такой стремительно развивающейся науки, как биология. В связи с этим следует пожелать автору не останавливаться в работе над этой книгой и готовить следующее расширенное и дополненное издание.

В заключение необходимо отметить, что нет никакого сомнения в том, что своевременный выпуск этой исключительно полезной книги чрезвычайно важен для широкого круга специалистов-биологов, учащихся школ и вузов, аспирантов и соискателей. Ее можно рекомендовать как обстоятельное и достаточно подробное учебное и справочное пособие по общим вопросам современной биологии. Следует еще раз пожелать автору успешного продолжения работы над этой полезной книгой, а также издания его труда и за пределами России.
Каталог: tchuikin -> recenz